Рабочая программа
подготовки будущих первоклассников
«Ступеньки к школе»
Рабочая программа составлена на основе программы
«Преемственность. Подготовка к школе»
Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Пояснительная записка
Рабочая программа «АБВГДейка» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Курс « Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Место занятий в учебном плане
Программа «АБВГДейка» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 26 недель. Общее количество занятий – 78.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме
Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»
Пояснительная записка
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Используется учебно-методический комплект:
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2013
Содержание курса «От слова к букве»
№ | Основные разделы курса |
1. | Развитие речи |
| Беседа по картинке: *совершенствование общих речевых навыков; *составление описательного рассказа.
|
| Составление рассказа по плану.
|
| Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.
|
| Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
|
| Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.
|
| Подбор обобщающих слов к группе предметов |
| Диалог, монолог, косвенная речь. |
2. | Знакомство с буквами. |
| Предложение и слово: *членение речи на предложения; *членение предложений на слова; *членение слова на слоги с использованием графических схем
|
| Слог и ударение: *деление слов на слоги; *определение количества слогов в слове. |
| Звуки и буквы: *представление о звуках; *различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; *обводка и штриховка контуров; *знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений. |
3. | Художественная литература |
| Сказка: *пересказ сказки; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; *придумывать необычный конец. |
| Рассказ: *пересказ небольшого по объёму литературного произведения; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
|
| 1 |
|
1
| Устная речь. Предложение. Слово. | 1
|
|
2 | Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. | 1 |
|
3 | Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.
| 1 |
|
4 | Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». | 1 |
|
5 | Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки | 1 |
|
6 | Звуки [а], [ у ]. Схема предложения. | 1 |
|
7 | Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. | 1 |
|
8 | Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». | 1 |
|
9 | Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 |
|
10 | Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 |
|
11 | Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. | 1 |
|
12 | Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. | 1 |
|
13 | Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. | 1 |
|
14 | Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». | 1 |
|
15 | Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок». | 1 |
|
16 | Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». | 1 |
|
17 | Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки. | 1 |
|
18 | Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. | 1 |
|
19 | Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. | 1 |
|
20 | Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания. | 1 |
|
21 | Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. | 1 |
|
22 | Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания. | 1 |
|
23 | Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. | 1 |
|
24 | Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. | 1 |
|
25 | Ь и Ъ знаки.Драматизация сказки «Колобок» | 1 |
|
26 | Повторение по теме : «Алфавит» | 1 |
|
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
- правильно произносить все звуки;
-отчётливо и ясно произносить все слова;
-выделять из слов звуки;
-находить слова с определённым звуком;
-определять место звука в слове;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
-соблюдать элементарные гигиенические правила;
-ориентироваться на странице в тетради.
Предмет «Формирование элементарных математических представлений»
представлен курсом
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Пояснительная записка
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Используется учебно-методический комплект:
С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013
Содержание курса «Математические ступеньки»
№ | Основные разделы курса |
1. | Арифметический |
| Числа от 0 до 10. |
| Счёт предметов. |
| Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. |
| Сравнение чисел первого десятка. |
| Свойства натурального ряда чисел. |
| Цифры и числа. |
| Решение задач с помощью рисунков. |
| Чтение чисел. |
2. | Геометрический |
| Сравнение : - по форме; -по размеру; -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; -по цвету. |
| Изготовление моделей фигур из бумаги. |
3. | Содержательно-логический |
| Развитие : -внимания; -памяти; -воображения; -мышления. |
| Диктанты: -зрительные; -слуховые. |
| Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения. |
Календарно-тематическое планирование предмета
«Формирование математических представлений»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева. | 1 |
|
2 | Столько же. Больше, меньше. | 1 |
|
3 | Длиннее, короче. Сравнение предметов. | 1 |
|
4 | Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. | 1 |
|
5 | Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. | 1 |
|
6 | Число и цифра 1. | 1 |
|
7 | Число и цифра 2. Пара. | 1 |
|
8 | Число и цифра 3. | 1 |
|
9 | Равенство. | 1 |
|
10 | Число и цифра 4.Вверху. Внизу. | 1 |
|
11 | Число и цифра 0. | 1 |
|
12 | Сложение. | 1 |
|
13 | Число и цифра 5. | 1 |
|
14 | Вычитание. | 1 |
|
15 | Запись выражений на вычитание и сложение. | 1 |
|
16 | Запись и решение равенств. | 1 |
|
17 | Число и цифра 6. | 1 |
|
18 | Число и цифра 7. | 1 |
|
19 | Число и цифра 8. Весёлый счёт. | 1 |
|
20 | Число и цифра 9. Найди общие элементы. | 1 |
|
21 | Решение задач с помощью рисунков. | 1 |
|
22 | Число 10. | 1 |
|
23 | Счёт предметов в прямом и обратном порядке. | 1 |
|
24 | Части суток, их последовательность. | 1 |
|
25 | Значение понятий вчера, сегодня, завтра. | 1 |
|
26 | Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. | 1 |
|
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Предмет «Ознакомление с окружающим миром»
представлен курсом «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»
Пояснительная записка
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Используется учебно-методический комплекс:
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013
Содержание курса «Зелёная тропинка»
№ | Основные разделы курса |
1. | Наши друзья – животные |
| Обитатели живого уголка. |
| Домашние животные. |
| Животные нашей местности. |
| Наблюдение за поведением животных. |
| Сравнение животных. |
| Распознавание животных на рисунках и в природе. |
2. | Зеленое чудо — растение |
| Растения нашей местности. -выращивание -рисование |
| Декоративные растения. -лепка -аппликация |
| Овощи и фрукты. -лепка -аппликация -рисование |
3. | Круглый год |
| Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года: -осень -зима -весна -лето |
Календарно-тематическое планирование предмета
«Ознакомление с окружающим миром»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Человек и природа. | 1 |
|
2 | Неживая природа осенью. | 1 |
|
3 | Растительный мир осенью. | 1 |
|
4 | Животный мир осенью. | 1 |
|
5 | Птицы нашего двора. | 1 |
|
6 | Насекомые и рыбы. | 1 |
|
7 | Домашние животные. Обитатели живого уголка. | 1 |
|
8 | Наши друзья-животные. | 1 |
|
9 | Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица. | 1 |
|
10 | Неживая природа зимой. | 1 |
|
11 | Растения зимой. | 1 |
|
12 | Животный мир зимой. | 1 |
|
13 | Зелёное чудо - растения. Части растений. | 1 |
|
14 | Овощи и фрукты. | 1 |
|
15 | Травянистые растения. | 1 |
|
16 | Кустарники. | 1 |
|
17 | Разнообразие деревьев. | 1 |
|
18 | Съедобные и несъедобные ягоды. | 1 |
|
19 | Мхи и Папоротники. | 1 |
|
20 | Грибы. | 1 |
|
21 | Неживая природа весной. | 1 |
|
22 | Растения весной. | 1 |
|
23 | Животный мир весной. | 1 |
|
24 | Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга? | 1 |
|
25 | Неживая природа летом | 1 |
|
26 | Растения летом. Животный мир летом | 1 |
|
Планируемые результаты:
Неживая природа:
Дети должны:
-иметь представление о сезонных изменениях в природе;
-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
-уметь вести календарь природы с помощью взрослых.
Живая природа:
Дети должны иметь представление:
-о домашних животных;
-о перелётных и зимующих птицах;
-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир:
Дети должны иметь представление:
-об условиях необходимых для роста растений;
-о лесных ягодах и грибах;
-об овощах и фруктах;
- о деревьях, кустарниках и цветах.
Дети должны уметь:
-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
ЛИТЕРАТУРА:
Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012
Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.
Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008
Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.
Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.
14