Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 611
Курортного района Санкт-Петербурга
Принято педагогическим советом ГБОУ НОШ № 611 СПб /протокол № 1 от ___.08.2018/ |
| Утверждаю Директор ГБОУ НОШ № 611 СПб ___________Н.О.Шаромова /приказ № _____от _____2018/ |
|
|
|
Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов ГБОУ НОШ № 611 СПб /протокол № 1 от ___.08.2018/
|
| Согласовано и.о. заместителя директора по УВР ГБОУ НОШ № 611 СПб ___________И.Н.Алексеева ______ _____ 2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Наш класс»
для 2А класса
на 2018-2019 уч.год
учитель начальных классов
Матяш Екатерина Николаевна
г. Зеленогорск
2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: «Наш класс»
Ступень обучения (класс): начальное общее образование (2 класс)
Срок реализации программы, учебный год: 2018-2019 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34ч
Количество часов за год:_31 ч______________Количество часов в неделю:__1 час_________
Планирование составлено на основе программы Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителей.- М. Просвещение, 2010 г
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Информационные ресурсы Интернет : http://programma-fgos.ru
Рабочую программу составила: __________________ Е.Н.Матяш
Программа разработана на основе программы Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителей.- М. Просвещение, 2010 г
Пояснительная записка
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.
В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самосовершенствования.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.
Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.
В работе по формированию классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в классе удобно проводить ситуационные классные часы. Формированию эффективного поведения для достижения согласия в классе помогают различные игры. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуникативный уровень детей, готовность к доминированию в группе. Кроме того, дети всегда активно отвлекаются на игровые формы общения.
В последние годы, детская агрессия из частной - семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему.
В последнее время участились факты проявления насилия среди сверстников.
На ситуацию негативно влияют: духовно-нравственный кризис современного российского общества, недостатки семейного воспитания, содержание телевизионных программ, компьютерные игры, видеофильмы, пропагандирующие культ силы.
Программа « Наш дружный класс» направлена на решение следующих целей:
- сплочение и формирование дружного коллектива, укреплению межличностных взаимодействий;
- преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем (проявление агрессии к одноклассникам) у учащихся.
Задачи:
- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр, тренингов;
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- формировать представление учащихся о том, что каждый человек индивидуален и достоин уважения и принятия в коллективе.
- развивать в классе взаимоуважение и взаимоподдержку.
- через анализ и размышления побудить детей к самовоспитанию, саморазвитию
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, группе, коллективе;
- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.
Общая характеристика учебного предмета
Необходимость нравственного образования в школе, умение общаться с одноклассниками, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Направленность программы – социальная.
Ценностные ориентиры содержания занятий
В результате занятий внеурочной деятельности «Наш дружный класс» обучающиеся знакомятся с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей, формируется понимание того, что требуется уважать различия между людьми, понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий. Учащиеся приучаются к совместному решению проблем и разделению труда. При выполнении заданий - это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества.
Актуальность и значение программы состоит в том, что она не только развивается интерес учащихся к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное она способствует воспитанию основных черт толерантной личности:
1. Терпимость к чужим мнениям.
2. Сотрудничество.
3. Отказ от причинения вреда кому-либо.
4. Расположенность к другим людям.
5. Снисходительность.
6. Терпение.
7. Чуткость.
8. Доверие.
9. Доброжелательность.
10. Умение владеть собой.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать собеседника.
14. Способность слушать собеседника.
15. Любознательность.
16. Чувство юмора.
Описание места учебного предмета.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, всего 34 занятия в год.
Результаты освоения
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Таблица тематического распределения часов
№ п.п | Разделы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Я среди людей (воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения) | 10 | 6 | 4 |
2. | Природа – это я (экологическое воспитание) | 6 | 4 | 2 |
3. | В здоровом теле – здоровый дух (профилактика зависимого поведения и формирование ЗОЖ) | 6 | 4 | 2 |
4. | Моё право и право других (профилактика правонарушений) | 9 | 6 | 3 |
| Итого: | 31 | 20 | 11 |
Содержание программы учебного предмета
Курс «Наш класс» рассматривается в рамках реализации ФГОС и направлен на социальное развитие обучающихся.
Программа основана на проведении классных часов, утренников, праздников, конкурсов, диспутов, театрализованных представлений, поисковой работы, игр, ролевых игр, экскурсий, дискуссии и т.д. В итоге реализации программы ожидается, что учащиеся смогут успешно взаимодействовать в коллективе, противостоять нетолерантным отношениям, быть социально адаптированными.
В содержание программы входят четыре раздела: «Я среди людей», «В здоровом теле- здоровый дух», «Моё право и право других», «Природа- это я», которые реализуют четыре направления: «Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения», «Профилактика зависимого поведения и формирование ЗОЖ», «Экологическое воспитание», «Профилактика правонарушений».
1 раздел «Я среди людей»
Имя трагедии – Беслан
Интернет - друг или враг
Славься Русь – Отчизна моя!
Мама одна такая..!
Воинская доблесть
Мы будем помнить вас всегда
Долг Родине
Мы вместе навсегда
Космос – это мы
Героическая летопись
2 раздел «Природа – это я»
Сохранить природу - сохранить жизнь
Сделаем мир лучше!
Экологические катастрофы нашей страны
Войди в природу другом
Ледовое побоище (почему тают ледники)
Хранители воды
3 раздел « В здоровом теле – здоровый дух»
Зачем человеку режим дня?
Как сохранить хорошее зрение
Здоровые привычки
Здоровья не купишь
Мы за светлое будущее!
Как правильно распределять свободное время
4 раздел «Моё право и права других»
Повесть о мужестве и героизме
МЧС спешит на помощь
Добра и зла житейские приметы
Есть ли границы у свободы?
Гуляй по улице с умом
Урок мужества «Время выбрало их…»
Как не стать жертвой преступления
Запомнить нужно твёрдо нам - пожар не возникает сам
Незнакомые подозрительные предметы на улице
VI.Тематическое планирование
«Наш класс», 1 час в неделю, всего 33 часа в год, (пятница)
№ | Дата | Направление | Тема классного часа | Образовательное событие | Декады, месячники, акции, недели | |
Сентябрь | ||||||
1. | 07.09 | Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения. | Имя трагедии - Беслан | 03.09 - День солидарности в борьбе с терроризмом 05.09 – Единый день детской дорожной безопасности в СПб | 20.08-15.09 – городская акция «Внимание дети!» 03.09-09.09 – неделя безопасности детей и подростков
| |
2. | 14.09 | Профилактика правонарушений. | Повесть о мужестве и героизме | 11.09 – день памяти жертв фашизма | ||
3. | 21.09 | Профилактика зависимого поведения и формирование ЗОЖ. | В здоровом теле – здоровый дух! | 22.09 – всемирный день без автомобилей. |
| |
4. | 28.09 | Экологическое воспитание. | Сохранить природу - сохранить жизнь | 30.09 – День Интернета в России |
| |
Октябрь | ||||||
5. | 05.10 | Профилактика правонарушений. | МЧС спешит на помощь. | 04.10 - День гражданской обороны. |
| |
6. | 12.10 | Профилактика зависимого поведения и формирование ЗОЖ. | Как сохранить хорошее зрение |
|
| |
7. | 19.10 | Экологическое воспитание. | Сделаем мир лучше! | 16.10 - Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения # Вместе ярче |
| |
8. | 26.10 | Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения. | Интернет - друг или враг | 30.10 - Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет |
| |
Ноябрь | ||||||
9. | 09.11 | Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения. | Славься Русь – Отчизна моя! | 04.11- День народного единства | 12.11- 17.11 – неделя толерантности | |
10. | 16.11 | Профилактика правонарушений. | Добра и зла житейские приметы | 16.11 - Международный день толерантности | ||
11. | 23.11 | Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения. | Мама одна такая..! | 25.11 - День матери в России 20.11 – Всероссийский день правовой помощи детям. | 19.11-19.12 – месяц правовых знаний 03.12-09.12 – Всероссийская акция «Час кода» | |
12. | 30.11 | Экологическое воспитание. | Хранители воды
|
| ||
Декабрь | ||||||
13. | 07.12 | Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения. | Воинская доблесть | 03.12- Международный день инвалидов - День Неизвестного Солдата 09.12 - День Героев Отечества, -Международный день борьбы с коррупцией | ||
14. | 14.12 | Профилактика правонарушений. | Есть ли границы у свободы? | 10.12 – День прав человека 12.12 - День Конституции Российской Федерации | ||
15. | 21.12 | Профилактика зависимого поведения и формирование ЗОЖ. | Здоровые привычки |
|
| |
16. | 28.12 | Экологическое воспитание. | Экологические катастрофы нашей страны. |
|
| |
Январь | ||||||
17. | 18.01 | Профилактика правонарушений. | Гуляй по улице с умом |
|
| |
18. | 25.01 | Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения. | Мы будем помнить вас всегда | 27.01 - Международный день памяти жертв Холокоста - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады |
| |
Февраль | ||||||
19. | 01.02 | Экологическое воспитание. | Войди в природу другом |
| 04.02 – 09.02 – Неделя безопасного Интернета «Безопасность в глобальной сети» | |
20. | 08.02 | Профилактика зависимого поведения и формирование ЗОЖ. | Сколько времени можно и нужно проводить за компьютером. | 05.02 – Всемирный день безопасного Интернета 08.02 - День российской науки - 185 лет со дня рождения Д.И.Менделеева (1834г.), русский ученый-химик | ||
21. | 15.02 | Профилактика правонарушений. | Урок мужества «Время выбрало их…» | 15.02 - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества |
| |
22. | 22.02 | Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения. | Долг Родине | 21.02 – Международный день родного языка 23.02 - День защитника Отечества
|
| |
Март | ||||||
23. | 01.03 | Профилактика зависимого поведения и формирование ЗОЖ. | Мы за светлое будущее! | 01.03 - Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом |
| |
24. | 15.03 | Профилактика правонарушений. | Как не стать жертвой преступления Незнакомые подозрительные предметы на улице |
|
| |
25. | 22.03 | Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения. | Мы вместе навсегда | 18.03 - День воссоединения Крыма с Россией | 27.03 – 07.04 – Декада Здорового образа жизни | |
Апрель | ||||||
26. | 05.04 | Профилактика зависимого поведения и формирование ЗОЖ. | Витамины, спорт и свежий воздух | 07.04 – Всемирный день здоровья | ||
27. | 12.04 | Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения. | Космос – это мы | 12.04 - День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | Месячник медиации Месячник антинаркотических мероприятий | |
28. | 19.04 | Экологическое воспитание. | Ледовое побоище (почему тают ледники) | 21.04 - День местного самоуправления | ||
29. | 26.04 | Профилактика правонарушений. | Запомнить нужно твёрдо нам - пожар не возникает сам | 30.04 - День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ | ||
Май | ||||||
30. | 17.05 | Профилактика правонарушений. | Дорожные знаки Конкурс загадок «Знаки на дорогах нам в пути помогут» | 09.05 - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год) - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве 17.05 – Международный день детского телефона доверия 31.05 – Всемирный день без табака | Глобальная неделя безопасности дорожного движения | |
31. | 24.05 | Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование толерантного поведения. | Героическая летопись |
|
Формы организации учебного процесса:
- урок
Виды контроля:
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
- текущий
Перечень современных педагогических технологий:
Перечень современных педагогических технологий, используемых на уроках технологии
- Развивающее обучение
Разноуровневое обучение
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Здоровьесберегающие технологии
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
|
|
|
2. Печатные пособия | ||
| Наглядные пособия в соответствии с рабочей программой |
|
3. Технические средства обучения | ||
| Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Телевизор. Видеомагнитофон. Магнитофон Компьютер Интерактивная доска |
|
4. Экранно-звуковые пособия | ||
| Аудиозаписи и видеоматериалы в соответствии с программой обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
|
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
| 1.Набор предметных картинок. |
|
6. Оборудование класса | ||
| Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска для вывешивания материала. |
|