Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Программа « Юный эколог» призвана расширить экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своей станицы, занимаются изучением культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.
Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.
На мой взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Юный эколог» основывается на принципах:
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Юный эколог» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Цели программы«Юный эколог»:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
-формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ «Гимназия №34 им.Г.Д.Ермолаева» для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).
Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок школы и учреждений дополнительного образования, школьные клумбы, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия района, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.
Содержание программы «Юный эколог» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Виды деятельности и формы занятий:
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности(в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Программа «Юный эколог» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов,1 час в неделю. (33 часа в год)
2.. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный эколог»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Гимназия №34 им.Г.Д.Ермолаева»
Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог», формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
4 год обучения
1.Мир глазами эколога 3ч
Теория 1ч
Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа
Практика 2ч
Природоохранительная акция «Мой экодом». Экологическая игра «Не проходите мимо!»
2. Мы любим свой край 4ч
Теория1ч
Выявление экологической ситуации в районе. Пути решения экологических проблем района, города.
Практика 3ч
Классный час «Охрана природы – твоя обязанность».Природоохранная акция «Чистый микрорайон». Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Саратовского края».
3. Птицам - наша забота 4ч
Теория 1ч
Изучение разнообразия птиц родного края.Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
Практика 3ч
Природоохранная акция «Пернатые друзья».Составление «Красной книги» исчезающих птиц Саратовского края. Конкурс кормушек.
4.Охрана растений нашей местности 4ч
Теория 1ч
Распознавание встречающихся в нашей местности растений.Растения, нуждающиеся в защите.
Особенности их внешнего строения и распространения.
Практика 3ч
Устный журнал «Зеленая книга».Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!». «Красная книга растений Саратовской области»
5. Животные, которым угрожает исчезновение 4ч
Теория1ч
Разнообразие животных Саратовского края.Особенности их внешнего вида,
распространения, поведения.Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.
Практика 3ч
«Красная книга» животных Саратовской области.
6. История нашего края 6ч
Теория 1ч
Знакомство с историей Саратовской земли от древних времен до 19 века. Наш край в 20 – 21 веках.
Практика 5ч
Экскурсии: «Укек», «Саратов - город труженик». «Соколовая гора»
Изготовление кукол-оберегов. Создание буклета «История моего края».
7. Заповедники и заказники родного края 5ч
Теория1ч
Знакомство с растительностью Кумысной поляны. Заповедные места Саратовской области.
Практика 4ч
Игра – путешествие «Заповедные места Саратовской области».
Экскурсия «Леса и степи Саратовского края».Проект «Заповедные зоны родного края». Выпуск «Жалобной книги природы».
8. Чем занимаются люди земли Саратовской 2ч
Теория 1ч
Практика 1ч
Экскурсия «Мемориальный музей боевой и трудовой славы».Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».
9. Передаем свои знания 2ч
Теория 1ч
Практика1ч
Изготовление условных знаков, экологических памяток.Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» КВН «Эта хрупкая планета». Презентация «Экологический календарь»
Формы учёта знаний, виды контроля.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Список литературы для учителя
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
3. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. –М.: Просвещение, 2010, 223с.
4. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
Дополнительная литература
1. Гераськина Е.Г., Кувшинова Л.В. Экологический клуб «Почемучки». – Новокузнецк, 2011,26с.
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
3.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.
4.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.-Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Сроки проведения |
1 | Мир глазами эколога 3ч Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком Природоохранительная акция «Мой экодом». Экологическая игра «Не проходите мимо!» |
04.09
11.09 18.09 |
2 | Мы любим свой край 4ч Выявление экологической ситуации в районе. Классный час «Охрана природы – твоя обязанность». Природоохранная акция «Чистый микрорайон». Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Саратовского края». |
25.09 02.10 09.10 16.10
|
3 | Птицам - наша забота 5ч Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Природоохранная акция «Пернатые друзья». Составление «Красной книги» исчезающих птиц Саратовского края. Конкурс кормушек |
23.10
30.10 06.10 13.11
20.11 |
4 | 4.Охрана растений нашей местности 4ч Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения. Устный журнал «Зеленая книга». Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!». «Красная книга растений Саратовской области |
27.11
04.12 11.12 18.12 |
5 | 5. Животные, которым угрожает исчезновение 5ч Разнообразие животных Саратовского края. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. «Красная книга» животных Саратовской области. (2 ч) |
25.12
08.01. 15.01
22.01 29.01 |
6 | История нашего края 6ч Знакомство с историей Саратовской земли от древних времен до 19 века. Наш край в 20 – 21 веках. Экскурсии: «Укек». «Саратов - город труженик». «Соколоваягора». Изготовление кукол-оберегов. Создание буклета «История моего края».
|
05.02
12.02 19.02 26.02 05.03 12.03 |
7 | Заповедники и заказники родного края 5ч Знакомство с растительностью Кумысной поляны. Заповедные места Саратовской области. Игра – путешествие «Заповедные места Саратовской области». Экскурсия «Леса и степи Саратовского края». Проект «Заповедные зоны родного края». Выпуск «Жалобной книги природы».
|
19.03
26.03 02.04 09.04 16.04 |
8 | Чем занимаются люди земли Саратовской 2ч Экскурсия «Мемориальный музей боевой и трудовой славы». Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края». |
23.04 30.04 |
9 | Передаем свои знания 2ч Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» КВН «Эта хрупкая планета». Презентация «Экологический календарь»
|
07.05 14.05
21.05 |
Итого: 36 часов |
|