«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 8-9 классов

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 8-9 классов

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

ДЛЯ 8 – 9 КЛАССОВ

Срок реализации программы: 1 год

Предметная область «Профильный труд»

Адаптированная основная образовательная программа

основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вариант 1







2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке составлена на основе следующих документов:

  1. Примерная образовательная программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. / Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2020. – сб.2;

  2. Воронкова В.В. Социально бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2020.

  3. Львова. С.А. Практический материал по урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А. Львова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2021.

  4. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие : 5-9 классы образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями /В.П. Субчева. – М. : Издательство ВЛАДОС, 2017.

  5. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие : 9 класс. Для специальных (коррекционных) образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями /В.П. Субчева. – М. : издательство ВЛАДОС, 2021.

  6. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. учебное пособие : 8 класс. Для специальных (коррекционных) образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями /В.П. Субчева. – М. : издательство ВЛАДОС, 2020.

Цель программы: специальные коррекционные занятия по основам социальной жизни направлены на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.

Задачи:

- сформировать знания о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам;

- коррекция личностного развития ребёнка и подготовка его к самостоятельной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Специальные коррекционные занятия по предмету основы социальной жизни направлены на практическую подготовку детей с легкой умственной отсталостью к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.

Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Программа предмета с учетом возможностей обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям обучающихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование опыта обучающихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.


Место в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение предмета Основы социальной жизни на ступени основного общего образования в 5 и 6 классах отводится 34 часа, из расчета 1 занятие в неделю, в 7-9 классах по 68 часов, из расчета 2 занятия в неделю.


Основные формы и методы обучения и контроля

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.

Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

В планировании обращено внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в учреждения культуры. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, проверочных и практических работ. Тексты контрольно-измерительных материалов в соответствии с психофизическими особенностями детей. Программа предусматривает следующие виды контроля: вводный, тематический, промежуточный, итоговый.

Межпредметные связи

Занятия по предмету Основы социальной жизни тесно связаны с уроками русского языка, математики, географии, технологии, естествознания. На занятиях следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках русского языка.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ОКОНЧАНИЮ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса являются:

- формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

- воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию энергоресурсов, строгое соблюдение правил техники безопасности;

- привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

- развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

- развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

Метапредметными результатами изучения курса являются:

В результате выполнения под руководством учителя индивидуальных и групповых работ, закладываются основы таких социально-ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

- владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий

- исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

- получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научиться искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Раздел «Личная гигиена»

Обучающиеся должны знать:

- правила ухода за кожей лица;

- правила ухода за волосами, ногтями;

- как следует одеваться и пользоваться косметическими и парфюмерными средствами в зависимости от места нахождения.

Обучающиеся должны уметь:

-правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук и ног;

- использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам;

- в меру пользоваться косметикой и парфюмерией.

- соблюдать правила личной гигиены;

- стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте.


Раздел «Культура поведения»

Обучающиеся должны знать:

- правила поведения в культурно - досуговых учреждениях;

- правила общения юноши и девушки.

Обучающиеся должны уметь:

- культурно вести себя в культурно - досуговых учреждениях;

- тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

Раздел «Жилище»

Обучающиеся должны знать:

- гигиенические требования к жилому помещению;

- правила и периодичность уборки кухни, санузла;

- моющие средства и приспособления;

- правила мытья кафельной плитки;

- санитарно-технические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

Обучающиеся должны уметь:

- производить уборку кухни, санузла, соблюдая правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами.

Раздел «Питание»

Обучающиеся должны знать:

- способы заготовки продуктов впрок из овощей и фруктов;

- способы варки варенья из доступных продуктов.

Обучающиеся должны уметь:

- прочитать рецепт, подобрать продукты для его изготовления;

- обрабатывать продукты и посуду для варки варенья;

- готовить варенье из фруктов и овощей;

- строго соблюдать правила безопасности работы.

Раздел «Торговля»

Обучающиеся должны знать:

- виды специальных магазинов и отделы;

- правила поведения в магазине;

- правила покупки товаров;

- стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды, и других часто используемых товаров).

Обучающиеся должны уметь:

- выбирать необходимые товары;

- округленно подсчитать сумму за приобретенные товары;

- оплатить, проверить чек и сдачу;

- культурно вести себя с работниками торговли.

Раздел «Одежда и обувь»

Обучающиеся должны знать:

- виды одежды, обуви и их назначение;

- санитарно-гигиенические требования по уходу за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных материалов);

- правила безопасной работы бытовыми химическими средствами;

- правила стирки изделий из различных тканей.

Обучающиеся должны уметь:

- подбирать моющие средства для стирки изделий;

- стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей;

- утюжить изделия.

Раздел «Транспорт»

Обучающиеся должны знать:

- основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;

- виды междугороднего автотранспорта;

- порядок приобретения билетов.

Обучающиеся должны уметь:

- ориентироваться в расписании движения междугороднего автотранспорта;

- приобретать билет.

Раздел «Семья»

Обучающиеся должны знать:

- правила ухода за грудным ребенком;

- санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек, одежды ребенка;

- предметы ухода за новорожденным ребенком;

- состав аптечки матери и ребенка.

Обучающиеся должны уметь:

- ухаживать за новорожденным ребенком;

- содержать в надлежащем порядке вещи, постель, посуду, игрушки маленького ребенка;

- пользоваться предметами из аптечки матери и ребенка.

Раздел «Медицинская помощь»

Обучающиеся должны знать:

- способы оказания первой медицинской помощи;

- меры по предупреждению глистных заболеваний.

Обучающиеся должны уметь:

- вызвать врача на дом;

- оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- лечить глистные заболевания;

- приобрести лекарство в аптеке.

Раздел «Средства связи»

Обучающиеся должны знать:

- правила общения по телефону.

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться сотовым, домашним телефоном;

- городским таксофоном.

Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся применительно к различным формам контроля знаний


Нормы оценки знаний:

Отметка « ставится, если обучающийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если обучающийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» ставится, если обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.


Нормы оценки практической работы:

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС


Темы

Краткое содержание тем

«Личная гигиена»

Значение косметики для девушек и юношей. Уход за кожей, волосами, ногтями. Как избавиться от неприятного запаха. Дезодоранты. Косметические дезинфицирующие средства. Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств, рецепты умывания без мыла.

«Одежда и обувь»

Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей. Правила и приёмы глажения блузок, рубашек и другого фасонного белья. Практические работы «Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей», «Глажение фасонного белья»

«Питание»

Консервирование фруктов и ягод. Подготовка, стерилизация. Рецепты варенья из яблок, тыквы, кабачков, моркови. Практические работы «Запись рецептов приготовления варенья и компотов», «Подготовка и стерилизация тары для варенья», «Приготовление варенья из кабачков», «Приготовление варенья из тыквы», «Приготовление компота из ягод».

«Семья»

Особенности развития новорожденного. Правила ухода за грудным ребенком. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек, одежды. Купание ребенка. Прогулки с ребенком. Предметы ухода за новорожденным ребенком. Аптечка матери и ребенка. Практические работы: «Знакомство с предметами ухода за новорожденным ребенком. Аптечка матери и ребёнка», «Купание ребенка», «Одевание и пеленание грудного ребенка», «Стирка детского белья». Бюджет семьи: статьи расходов, расходы на питание, планирование крупных покупок.

«Культура поведения»

Как вести себя на дискотеке. Значение тона разговора в установлении межличностного контакта. Внешний вид молодых людей (одежда, косметика, парфюмерия с учетом места нахождения). Сюжетно-ролевая игра «Знакомство на дискотеке», «Первое свидание».

«Жилище»

Правила и периодичность уборки кухни и санузла. Моющие средства и приспособления для уборки. Техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами. Правила мытья кафельных стен. Содержание жилища: оплата жилой площади и коммунальных услуг. Практические работы «Моющие средства и приспособления для уборки», «Расчет расхода электроэнергии – снятие показаний счетчика и заполнение квитанций».

«Транспорт»

Междугородний автотранспорт. Автовокзал. Расписание. Порядок приобретения билета. Экскурсия на автовокзал.

«Торговля»

Специализированные магазины (книжный, спортивный), их назначение. Виды товара и отделы. Правила поведения в магазине. Вежливое обращение к продавцу. Экскурсия в магазин.

«Средства связи»

Городской телефон. Сотовый телефон. Таксофон. Абонентская плата. Практическая работа «Правила общения по телефону».

«Медицинская помощь»

Первая помощь при несчастных случаях (ожог, обморожение, отравление, тепловой и солнечный удары). Глистные заболевания и меры их предупреждения. Практическая работа «Оказание первой помощи»



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 КЛАСС


Темы

Краткое содержание тем

«Одежда и обувь»

Стиль одежды, вкус, мода. Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением при покупке. Практические работы «Определение размеров одежды и обуви», «Экскурсия в специализированный магазин, нахождение нужного отдела, примерка одежды и обуви»

«Питание»

Консервирование овощей. Подготовка, стерилизация. Рецепты приготовления консервированных огурцов, квашеной капусты. Практические работы «Подготовка и стерилизация банок и крышек», «Приготовление консервированных огурцов», «Приготовление консервированных помидоров», «Приготовление квашеной капусты».

«Семья»

Какая она, моя будущая семья? Правила ухода за грудным ребенком. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек, одежды. Кормление ребенка. Практические работы: «Приготовление молочной смеси для грудного ребенка», «Кормление грудного ребенка из бутылочки», «Приготовление жидкой каши для ребенка», «Приготовление картофельного пюре» «Приготовление морковного сока для кормления ребенка», «Ребенок заболел», «Прогулка на свежем воздухе с ребенком».

«Культура поведения»

Как вести себя в различных общественных местах. Прием гостей и правила хорошего тона в общении с другими людьми. Внешний вид молодых людей (одежда, косметика, парфюмерия с учетом места нахождения). Сюжетно-ролевая игра «к нам пришли гости надень рождения нашего ребенка».

«Жилище»

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда. Косметический ремонт. Практическая работа «Упражнения в рациональной расстановке мебели, в подборке деталей интерьера»

«Транспорт»

Назначение авиатранспорта. Аэропорт. Порядок приобретения билета. Практическая работа «Работа над словарем: бизнес-класс, бронь, салон, стюард, стюардесса, трап, эконом-класс, авиалайнер, регистрация билетов». Экскурсия в аэропорт.

«Торговля»

Рынок. Виды рынков: продуктовые, вещевые. Отличие рынка от магазина: право покупателя предлагать снизить цену. Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «На рынке покупаем яблоки». Экскурсия на рынок.

«Средства связи»

Виды денежных переводов. Стоимость отправления денежных переводов. Современные виды связи: сотовая, компьютерная. Современные виды связи и их необходимость в современных условиях жизни общества. Практические работы: сюжетно-ролевая игра «Общение по мобильному телефону», экскурсия на почту «Заполнение бланков на отправление денежного перевода»

«Медицинская помощь»

Инфекционные заболевая и меры их предупреждения. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и больничный лист. Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Больной в доме» (измерение температуры, чтение инструкции по использованию лекарственных средств и их применение, постель больного и т.д.)

«Трудоустройство»

Как получить профессию? Как найти работу? Практическая работа «Написание заявления о приеме на работу, об увольнении с работы»



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС


Название раздела

Количество часов

8 класс

9 класс

Всего

Прак

работа

Лекция

Всего

Прак

работа

Лекция

1

«Питание»

16

14

2

16

12

4

2

«Личная гигиена»

2

1

1

-

-

-

3

«Одежда и обувь»

4

2

2

6

4

2

4

«Семья»

18

12

6

12

5

7

5

«Культура поведения»

4

2

2

4

2

2

6

«Жилище»

8

4

4

5

2

3

7

«Транспорт»

4

1

3

5

2

3

8

«Торговля»

4

2

2

5

2

3

9

«Средства связи»

2

1

1

5

3

2

10

«Медицинская помощь»

5

3

2

5

2

3

11

Трудоустройство

-

-

-

4

2

2

12

Промежуточная аттестация

1

1


1

1

-

ИТОГО:

68

43

25

68

37

31


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС


п/п

Дата

Тема урока

Содержание изучаемого материала

План

Факт

Питание (16 ч)

1

04.09


Консервирование ягод и фруктов

Консервирование фруктов и ягод. Подготовка, стерилизация. Правила и приёмы хранения готовой консервации. Пищевая ценность варенья из овощей и фруктов. Сроки хранения.

2

04.09


Консервирование ягод и фруктов

3

11.09


Практическая работа «Запись рецептов приготовления компотов»

Чтение кулинарной книги. Практическая работа «Запись рецептов приготовления компотов из ягод и фруктов».

4

11.09


Практическая работа «Запись рецептов приготовления компотов»

5

18.09


Практическая работа ««Подготовка и стерилизация тары для варенья и компотов»

Способы и виды стерилизации. Стерилизация банок и крышек. Практическая работа «Подготовка и стерилизация тары для варенья и компотов».

6

18.09


Практическая работа ««Подготовка и стерилизация тары для варенья и компотов»

7

25.09


Практическая работа «Приготовление компота из ягод»

Подготовка ягод для компота. Приготовление сиропа. Практическая работа «Приготовление компота из ягод».

8

25.09


Практическая работа «Приготовление компота из ягод»

9

02.10


Практическая работа «Приготовление компота из яблок»

Подготовка яблок для компота Приготовление сиропа. Практическая работа «Приготовление компота из яблок».

10

02.10


Практическая работа «Приготовление компота из яблок»

11

09.10


Практическая работа «Приготовление брусничного варенья »

Подготовка ягод для варенья. Способы варки варенья. Практическая работа «Приготовление брусничного варенья».

12

09.10


Практическая работа «Приготовление брусничного варенья »

13

16.10


Практическая работа «Приготовление варенья из кабачков»

Подготовка кабачков, нарезка. Практическая работа «Приготовление варенья из кабачков».

14

16.10


Практическая работа «Приготовление варенья из кабачков»

15

23.10


Практическая работа «Приготовление варенья из тыквы»

Подготовка тыквы, нарезка. Практическая работа «Приготовление варенья из тыквы».

16

23.10


Практическая работа «Приготовление варенья из тыквы»

Раздел «Личная гигиена» (2 ч)

17

11.11 д/о


Личная гигиена в жизни подростка

Значение косметики для девушек и юношей. Уход за кожей лица, волосами и ногтями. Как избавиться от неприятного запаха. Дезодоранты.

18

11.11

д/о


Косметические дезинфицирующие средства

Типы кожи лица. Косметические дезинфицирующие средства. Подбор лосьона, отвара из трав, нанесение крема, пудры с учетом состояния кожи. Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств, рецепты умывания без мыла.

Раздел «Одежда и обувь» (4 ч)

19

13.11


Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей.

Правильный подбор средств для стирки. Стиральное средство различается для видов тканей, а также для белого и цветного белья.

Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.

Правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей. Правила и приёмы глажения блузок, рубашек и другого фасонного белья.

Правила безопасной работы с электрическим утюгом.

Изучение пиктограмм на ярлыках одежды.

20

13.11


Стиральные средства для шерстяных и синтетических тканей

21

20.11


Практическая работа «Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей»

22

20.11


Практическая работа «Утюжка фасонного белья»

Семья (18 ч)

23

27.11


Грудной ребенок в семье

Рождение ребенка – праздник в любой семье. Подготовка к его появлению. Заботы с появлением ребенка. Место для пеленания. Места для сна, кормления и купания. Периодичность кормления. Нормы кормления, назначенные врачом.

24

27.11


Правила ухода за грудным ребенком

25

04.12


Предметы ухода за новорожденным ребенком. Аптечка

Знакомство с предметами ухода за грудным ребенком. Объяснение назначения нужного оборудования. Аптечка матери и ребенка.


26

04.12


Практическая работа «Измерение температуры тела грудного ребенка»

Термометр для измерения температуры тела. Способы измерения температуры у грудного ребенка Практическая работа «Измерение температуры тела грудного ребенка».

27

11.12


Предметы ухода за новорожденным ребенком

Игрушки, допустимые для игр детей до 1 года. Игрушки, запрещенные для занятий с детьми до 1 года. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек, одежды. Посуда для кормления. Опасность использования общих средств ухода за посудой.

28

11.12


Практическая работа: «Знакомство с предметами ухода за новорожденным ребенком»

29

18.12


Купание грудного ребенка

Предметы для купания, уход за ними, хранение. Подготовка к купанию. Ванночка для купания. Температура воды для купания. Термометр для воды. Практическая работа «Купание ребенка».

30

18.12


Практическая работа «Купание ребенка»

31

25.12


Одежда для грудного ребенка

Предметы для пеленания и одевания ребенка, приобретение нужного количества. Особенности детской одежды: пеленки, чепчики, распашонки и т.п. Порядок одевания. Практическая работа «Одевание и пеленание грудного ребенка».

32

25.12


Практическая работа «Одевание и пеленание грудного ребенка»

33

15.01


Укачивание новорожденного ребенка. Колыбельные песни

Разучивание колыбельных песен для укачивания грудного ребенка.

34

15.01


Практическая работа «Укачивание новорожденного ребенка»

35

22.01


Особенности прогулок на свежем воздухе

Температурный режим прогулок. Особенности одевания ребенка для прогулки. Прогулочная коляска.

36

22.01


Практическая работа «Прогулка на свежем воздухе»

37

29.01


Стирка детского белья

Особенности стирки детского белья. Моющие препараты для стирки детского белья. Утюжка детского белья.

38

29.01


Практическая работа «Стирка и детского белья»

39

05.02


Распределение обязанностей в семье

Русская народная сказка «Федул и Маланья».

40

05.02


Бюджет семьи

Бюджет семьи: статьи расходов, расходы на питание, планирование крупных покупок.



Раздел «Жилище» (8 ч)

41

12.02


Уборка кухни и санузла

Правила и периодичность уборки кухни и санузла: ванны, унитаза, раковины. Правильный подбор моющих средств. Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла: порошки, пасты, гели, жидкости. Приспособления для уборки.

Техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами. Значение чистоты раковины, унитаза, ванны для здоровья человека. Правила мытья кафельных стен.

42

12.02


Практическая работа «Моющие средства и приспособления для уборки»

43

19.02


Правила мытья кафельной плитки.

44

19.02


Бытовая химия в доме

45

26.02


Практическая работа «Уборка кухни, раковины»

46

26.02


Практическая работа «Уборка ванной и унитаза»

47

04.03


Содержание жилища

Содержание жилища: оплата жилой площади и коммунальных услуг.

48

04.03


Практическая работа «Расчет расхода электроэнергии – снятие показаний счетчика и заполнение квитанций»

Практическая работа «Расчет расхода электроэнергии – снятие показаний счетчика и заполнение квитанций».

Раздел «Медицинская помощь» (5 ч)

49

11.03


Первая помощь при несчастных случаях

Ожоги огнем или кипятком разной степени. Степени ожогов. Помощь. Составление таблицы-алгоритма. Работа по таблице. Обработка поврежденного участка кожи при ожоге.

Определение степени обморожений. Степени обморожений. Оказание первой помощи при обморожении.

Солнечный удар, тепловой удар, причины, сравнение. Помощь при тепловом и солнечном ударах. Приемы оказания первой помощи.

50

11.03


Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Оказание первой помощи при ожогах кипятком»

51

18.03


Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Оказание первой помощи при обморожении»

52

18.03


Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Оказание первой помощи при тепловом ударе»

53

01.04


Глистные заболевания и меры их предупреждения

Глистные заболевания и меры их предупреждения.

Раздел «Культура поведения» (4 ч)

54

01.04


Внешний вид молодых людей

Внешний вид молодых людей (одежда, косметика, парфюмерия с учетом места нахождения). Как вести себя на дискотеке. Значение тона разговора в установлении межличностного контакта.

Сюжетно-ролевые игры «Знакомство на дискотеке», «Первое свидание».

55

08.04


Как вести себя на дискотеке

56

08.04


Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Знакомство на дискотеке».

57

15.04


Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Первое свидание».

Раздел «Транспорт» (4 ч)

58

15.04


Междугородний автотранспорт

Междугородний автотранспорт

59

22.04


Автовокзал

Автовокзал. Кассы. Справочное бюро

60

22.04


Порядок приобретения билетов

Расписание. Порядок приобретения билетов

61

29.04


Экскурсия на автовокзал

Экскурсия на автовокзал. Правил безопасности при поездке на автобусе, маршрутном такси.

Раздел «Торговля» (4 ч)

62

29.04


Специализированные магазины

Специализированные магазины (книжный, спортивный), их назначение. Виды товара и отделы.

Правила поведения в магазине. Вежливое обращение к продавцу.

Экскурсия в магазин.

63

06.05


Специализированные магазины

64

06.05


Правила поведения в магазине

65

13.05


Экскурсия в магазин

Раздел «Средства связи» (2 ч)

66

13.05


Виды телефонной связи

Городской телефон. Сотовый телефон. Таксофон. Абонентская плата.

67

20.05


Практическая работа «Правила общения по телефону»

Практическая работа «Правила общения по телефону». Запись основных номеров. Правила краткого разговора.

Итоговое занятие

68

20.05


Промежуточная аттестация

Выполнение теста промежуточной аттестации.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС


п/п

Дата

Тема урока

Содержание изучаемого материала

План

Факт

Питание (16 ч)

1

04.09


Консервирование овощей

Беседа о заготовках впрок. Консервирование овощей. Правила и приёмы хранения готовой консервации. Сроки хранения.

2

04.09


Консервирование овощей

3

11.09


Способы и виды стерилизации

Подготовка тары для консервирования. Стерилизация. Способы и виды стерилизации. Стерилизация банок и крышек. Практическая работа «Подготовка и стерилизация тары».

4

11.09


Способы и виды стерилизации

5

18.09


Практическая работа «Подготовка и стерилизация тары для консервирования»

6

18.09


Практическая работа «Подготовка и стерилизация тары для консервирования»

7

25.09


Практическая работа «Запись рецепта маринованных огурцов»

Чтение кулинарной книги. Практическая работа «Запись рецепта и приготовление маринованных огурцов». Подготовка огурцов и специй для консервирования».

8

25.09


Практическая работа «Приготовление маринованных огурцов»

9

02.10


Практическая работа «Запись рецепта пастеризованных огурцов»

Чтение кулинарной книги. Практическая работа «Запись рецепта и приготовление пастеризованных огурцов». Подготовка огурцов и специй для консервирования».

10

02.10


Практическая работа «Приготовление пастеризованных огурцов»

11

09.10


Практическая работа «Запись рецепта и приготовление маринованных помидоров»

Чтение кулинарной книги. Практическая работа «Запись рецепта и приготовление маринованных помидоров». Подготовка помидоров и специй для консервирования».

12

09.10


Практическая работа «Запись рецепта и приготовление маринованных помидоров»

13

16.10


Практическая работа «Запись рецепта и приготовление квашеной капусты».

Чтение кулинарной книги. Практическая работа «Запись рецепта и приготовление квашеной капусты». Подготовка капусты и специй для консервирования».

14

16.10


Практическая работа «Запись рецепта и приготовление квашеной капусты».

15

23.10


Практическая работа «Запись рецептов блюд с консервированными овощами»

Чтение кулинарных книг. Практическая работа «Запись рецептов блюд с консервированными овощами».

16

23.10


Практическая работа «Запись рецептов блюд с консервированными овощами»

Раздел «Одежда и обувь» (6 ч)

17

11.11 д/о


Стиль одежды. Мода

Стили в одежде: классический; романтический; фольклорный (кантри); авангардный; унисекс.

18

11.11 д/о


Обновление одежды

Обновление одежды: дополнение некоторыми деталями. Перешивание

из больших вещей маленьких; пошив изделий для кухни.

19

13.11


Практическая работа «Определение размера одежды и обуви»

Цвет в одежде. Аксессуары. Назначение одежды. Повторение и закрепление материала по теме: виды одежды.

Размер и способы его определения (одежды, обуви, головного убора, колгот).

20

13.11


Практическая работа «Выбор одежды, обуви»

21

20.11


Экскурсия в специализированный магазин: нахождение нужного отдела

Экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими ученику. Практическая работа «Примерка одежды обуви».

22

20.11


Экскурсия в специализированный магазин: примерка одежды и обуви

Семья (12 ч)

23

27.11


Российская семья

Знакомство с понятием «российская семья». Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Функция семьи. Смена поколений. Из истории семьи. Современная российская семья Энциклопедия для молодой семьи. Новое в законодательстве. Видеофрагмент фильма «По семейным обстоятельствам».

24

27.11


Практическая работа «Знакомство с семейным кодексом»

25

04.12


Условия создания семьи

Мотивы брака: экономический расчет; родительское принуждение; личный выбор супругов, любовь. Ранний брак. Свадьба. Венчание. Совместимость физическая, психологическая, социальная.

26

04.12


Практическая работа «Разбор ситуаций по теме»

27

11.12


Основные семейные отношения

Семейные отношения – это отношения между супругами, их родителями и детьми. Правила хороших отношений в семье. Формы организации досуга и отдыха Моральные качества супругов. Морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам). Обсуждение проблемной ситуации.

28

11.12


Практическая работа «Семейные отношения»

29

18.12


Распределение обязанностей в семье

Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Знакомство с обязанностями родителей в семье Родители имеют право (оно является их обязанностью) лично воспитывать детей до совершеннолетия, готовить их к труду и заботиться об их здоровье. Основные обязанности родителей. Подбор проблемных ситуаций по теме.

30

18.12


Забота о детях

31

25.12


Семейные традиции

Разновидности семейных традиций. Семейный досуг. Формы организации досуга, отдыха в семье. Его организация с учетом интересов всех членов семьи. Праздники: профессиональные; календарно-бытовые; семейные; религиозные.

32

25.12


Практическая работа «Традиции нашей семьи»

33

15.01


Семейный бюджет

Экономика в семье – это умение экономить и рационально вести домашнее хозяйство, жить без долгов и делать необходимые сбережения. Повторение и закрепление материала 8 класса. Планирование бюджета семьи.

34

15.01


Практическая работа «Упражнение в планировании бюджета»

Раздел «Культура поведения» (4 ч)

35

22.01


Адекватность поведения в обществе

Правила поведения в обществе. Повторение правил поведения в обществе. Введение термина «адекватность». Работа с дидактическими иллюстрациями. Правила приема гостей. Разбор жизненных ситуаций, используя слова вежливости.

36

22.01


Практическая работа «Как правильно вести себя в различных общественных местах»

37

29.01


Правила приема гостей

38

29.01


Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости»

Раздел «Жилище» (5 ч)

39

05.02


Рациональная расстановка мебели в квартире

Зонирование квартиры: хозяйственная зона, общие зоны отдыха, зоны сна, занятий. Назначение комнат. Правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели). Запись основных правил.

40

05.02


Интерьер

Понятие «интерьер». Стиль. Композиция. Цветовая гамма. Узор обоев (крупный, мелкий). Оформление окон. Освещение основное и дополнительное.

41

12.02


Сохранение жилищного фонда

Жилищный фонд. Правила его сохранения. Словарная работа: жилищный фонд Проблемный видеосюжет («Ералаш»)

42

12.02


Практическая работа «Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера»

Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера (по индивидуальным заданиям).

43

19.02


Косметический ремонт. Практическая работа «Подсчет расходов на косметический ремонт»

Капитальный и косметический ремонт Образцы обоев. Мелкие детали интерьера. Подсчет расходов на косметический ремонт.

Раздел «Транспорт» (5 ч)

44

19.02


Авиатранспорт

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты Службы аэровокзала. Порядок досмотра пассажира и его вещей. Ограничения в перевозке багажа. Определение маршрута и выбор транспортного средства (по заданию учителя).

45

26.02


Экскурсия в аэропорт

Наблюдение за досмотром пассажиров и вещей.

46

26.02


Порядок приобретения билетов

Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Предварительная продажа билетов. Чартерный рейс. Зависимость стоимости от срока приобретения и количества билетов на один рейс. Порядок возврата билетов.

47

04.03


Сюжетная игра «На каникулы летим самолетом».

Сюжетная игра «На каникулы летим самолетом». Выбор пункта назначения. Уточнение своих возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Расчет средств с учетом дополнительных затрат проезда от аэропорта до города. Обучение правилам посадки в самолет; поведения в аэропорту.

48

04.03


Практическая работа «Работа над словарем»

Практическая работа «Работа над словарем»: бизнес-класс, эконом-класс, бронь, салон, стюард, стюардесса, трап, авилайнер, регистрация на рейс, чартер.

Раздел «Торговля» (5 ч)

49

11.03


Значение ярмарок

Ярмарки, их значение. Типы ярмарок: международные, межрегиональные, междугородние, межрайонные, сельские. Отличия ярмарки от рынка, магазина.

50

11.03


Виды ярмарок

Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов. Составление таблицы (вид ярмарки – назначение – товар). Сравнение цен по таблице. Организация ситуации, требующей покупки товара на ярмарке. Умение торговаться.

51

18.03


Время и место проведения ярмарок

Чтение городской прессы о времени и месте проведения ярмарок. Определение их типа и вида. Умение читать объявления (бегущая строка)

52

18.03


Практическая работа «Участие в ярмарке»

Участие в школьной ярмарке или посещение отделов магазина распродажи товаров по сниженным ценам. Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Продаем и покупаем».

53

01.04


Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Продаем и покупаем»

Раздел «Медицинская помощь» (5 ч)

54

01.04


Инфекционные заболевания

Инфекционные заболевания, их главные симптомы. Способы распространения. Санбюллетень «Это надо знать!»

55

08.04


Меры по предупреждению инфекционных заболеваний

Профилактика. Знакомство с профилактическими мерами по предупреждению инфекционных заболеваний

56

08.04


Практическая работа «Уход за больным»

Уход за больным. Способы смены постельного белья тяжелобольному. Практическая работа: проведение медицинских процедур (измерение температуры; постановка грелки; клизмы; горчичников; компресса холодного и согревающего).

57

15.04


Практическая работа «Чтение инструкции по показанию и применению лекарства»

Применение лекарства. Чтение инструкции по показанию и применению лекарства. Составление графика его приема.

58

15.04


Справка и лист нетрудоспособности

Условие освобождения от работы в случае заболевания или ухода за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности. Порядок оплаты листа нетрудоспособности.

Раздел «Средства связи» (5 ч)

59

22.04


Виды денежных переводов

Виды переводов. Их сходство и различие. Порядок отправления. Заполнение бланков. Оплата за перевод (интеграция с уроками математики). Расчет стоимости перевода (по заданию).

60

22.04


Экскурсия на почту

Экскурсия на почту. Практическое знакомство с телеграфным переводом. Наблюдения за обслуживанием клиентов

61

29.04


Виды связи

Знакомство с видами связи: сотовая, телефонная, компьютерная, радиосвязь и т. д. Веб-камера. Виды связи. Сравнение. Выбор вида связи в зависимости от необходимости и финансовых возможностей пользователя.

62

29.04


Современные виды связи

Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.

63

06.05


Практическая работа «Заполнение бланков на отправление перевода »

Квитанции, бланки. Практическая работа: заполнение бланков на отправление денежного, почтового и телеграфного переводов. Подсчет стоимости денежных отправлений (по заданию учителя)

Раздел «Трудоустройство» (4 ч.)

64

06.05


Трудоустройство. Отдел кадров

Отдел кадров. Функции. Комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре. Запись адреса. Порядок трудоустройства. Трудовая книжка, ее значение. Документы для поступления на работу. Заявление.

65

13.05


Экскурсия в учреждение и отдел по трудоустройству

Экскурсия в учреждение и отдел по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы.

66

13.05


Биржа труда

Бюро по трудоустройству населения. Биржа труда, ее адрес (запись), функции, значение для выпускников. Порядок обращения по окончании школы или профессионального училища на биржу.

67

20.05


Постоянная работа. Практическая работа «Написание заявления о приеме на работу»

Выбор профессии в зависимости от умений и желания человека. Трудоустройство на постоянную работу. Трудовой стаж, его значение. Словарная работа: испытательный срок, стаж.

Итоговое занятие

68

20.05


Промежуточная аттестация

Выполнение теста промежуточной аттестации.


12


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее