РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Математика»
для обучающейся 2 класса с ОВЗ НОДА (вариант 6.2.)
(надомное обучение)
2020- 2021 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказом Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»
СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 268. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Основной образовательной программы МБОУ «Средняя образовательная школа № 15 города Новоалтайска Алтайского края»
Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя образовательная школа № 15 города Новоалтайска Алтайского края»;
авторской программы М.И. Моро «Математика» (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. ФГОС. Авторы сборника: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2011).
УМК «Школа России» по математике соответствует ФГОС НОО и рекомендован Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных организациях.
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому, с учётом индивидуальных способностей ребёнка, рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов (35 недель) в год.
В авторскую программу внесены изменения:
по общему количеству часов, отводимых на изучение программы
по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности обучающейся;
в порядок изучения разделов программы, что способствует увеличению количества времени отводимых на изучение сложных тем курса.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Изучение курса «Математика» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование способностей к интеллектуальной деятельности (логического, знаково - символического мышления) пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)
освоение начальных математических знаний - понимание значение величин и способов их измерения; использования арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирования умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
сформировать психологические механизмы, обеспечивающие успешность овладения математической деятельностью и применения математического опыта в практической жизни;
обеспечить усвоение письменной (нумерации) и буквенной символики чисел; - сформировать стойкие вычислительные навыки;
сформировать умение анализировать условие задачи, определять связи между ее отдельными компонентами;
сформировать умение находить правильное решение задачи; - сформировать представления об элементах геометрии (познакомить обучающихся с НОДА с простейшими геометрическими понятиями и формами);
развивать у обучающихся с НОДА интерес к математике и математические способности; совершенствовать внимание, память, восприятие, логические операции сравнения, классификации, сериации, умозаключения, мышление;
сформировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;
обогащать/развивать математическую речь.
Математическая деятельность обучающихся с НОДА способствует развитию наглядно-действенного, наглядно-образного мышления. Она дает возможность сформировать и закрепить абстрактные, отвлеченные, обобщающие понятия, способствует развитию процессов символизации, навыка понимания информации, представленной разными способами (текст задачи, формулировка правила, таблицы, алгоритм действий и т.п.), формированию математической лексики, пониманию и употреблению сложных конструкций, связной устной и письменной речи (порождение связанного учебного высказывания с использованием математических терминов и понятий).
Уроки математики развивают наблюдательность, воображение, творческую активность, обучают приемам самостоятельной работы, способствуют формированию навыков самоконтроля.
Основное содержание программы по математике включает изучение натуральных чисел и счетных операций, усвоение математической терминологии и письменной символики, связанной с выполнением счетных операций.
Особое внимание уделяется доведению счетных операций до автоматизма, формированию счетных навыков (прямой, обратный счет, таблицы сложения, вычитания, умножения, деления).
Содержание программы по математике предусматривает интенсивную и целенаправленную работу над усвоением обучающимися с НОДА специальных математических понятий и речевых формулировок условий задач, по развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, что отражает специфику обучения математике обучающихся с НОДА. Формирование счетных операций и вычислительных навыков осуществляется на основе тесной взаимосвязи с другими учебными предметами, так как многие из них создают базис для овладения математическими умениями и навыками.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
• составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
• выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
• в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
• принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
• оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
• строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
• описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
• понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
• иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
• применять полученные знания в изменённых условиях;
• осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; выполнять сравнение, обобщение, классификацию заданных объектов;
• выделять из предложенного текста информацию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видео-носители, а также Интернет с помощью взрослых);
• представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
• анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблица).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
• уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
• вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
• сравнивать числа и записывать результат сравнения;
• упорядочивать заданные числа;
• заменять двузначное число суммой разрядных слагамых;
• выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 – 5,35 – 30;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её
или восстанавливать пропущенные в ней числа;
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать значения длины, используя изученные единицы измерения этой величины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм;
• читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин;
определять по часам время с точностью до минуты;
• записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
• группировать объекты по разным признакам;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
• воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
• выполнять сложение и вычитание в пределах 100:в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
• применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
• выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
• называть и обозначать действия умножения и деления;
• заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение суммой одинаковых слагаемых;
• умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
• читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
• находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
• использовать термины уравнение, буквенное выражение.
Учащийся получит возможность научиться:
• вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать одношаговые уравнения подбором неизвестного числа;
• моделировать действия умножение и деление с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
• раскрывать конкретный смысл действий умножение и деление;
• применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
• называть компоненты и результаты действий множения и деления;
• устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
• выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.-
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
• решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
• выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по числовому выражению, по решению задачи.
.Учащийся получит возможность научиться:
• решать задачи, используя общий план работы над задачей, проверять решение задач указанным способом.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Учащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой,острый, тупой;
• распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
• выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
• соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
• изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
• читать и записывать значения длины, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
• вычислять длину ломаной, состоящей из 2—5 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
• выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
• вычислять периметр прямоугольника (квадрата);
проводить логические рассуждения и делать выводы.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
• читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
• заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
• понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Из них количество проверочных работ | |
Проверочные работы | Проекты | ||
Нумерация | 7ч |
|
|
Сложение и вычитание | 31ч |
|
|
Умножение и деление | 24ч |
|
|
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» | 6ч |
|
|
Резерв | 2ч |
|
|
Итого | 70 |
|
|
Календарно-тематический поурочный план
№ урока |
Тема урока, виды деятельности обучающихся (контрольные, лабораторные работы, развитие речи, экскурсии и т.д.) | Дата проведения |
| Числа от 1 до 100. Нумерация (7 ч) |
|
1 | Повторение: числа от 1 до 20 |
|
2 | Числа от 1 до 100. Счет десятками. Поместное значение цифр |
|
3 | Однозначные и двузначные числа. Число 100. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых
|
|
4 | Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5 |
|
5 | Единица длины – миллиметр, метр. Таблица единиц длины |
|
6 | Рубль, копейка. Соотношения между ними |
|
7 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» |
|
| Сложение и вычитание (31 ч) |
|
8 | Обратные задачи. |
|
9 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.
|
|
10 | Час. Минута |
|
11 | Ломаная линия. Длина ломаной. |
|
12 | Порядок действий в выражениях со скобками. |
|
13 | Числовые выражения. Сравнение выражений. |
|
14 | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания. Приемы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18. |
|
15 | Контрольная работа за 1 четверть |
|
16 | Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. Случаи сложения 26+4. |
|
17 | Случаи вычитания 30-7. Случаи вычитания вида 60-24. |
|
18 | Сложение вида:26+7. Вычитание вида:35-7. |
|
19 | Закрепление навыков сложения и вычитания с переходом через десяток. Решение задач. |
|
20 | Буквенные выражения. |
|
21 | Уравнение. |
|
22 | Закрепление изученного материала. |
|
23 | Проверка сложения. |
|
24 | Проверка вычитания. |
|
25 | Закрепление изученного материала. |
|
26 | Сложение и вычитание вида: 45+23. |
|
27 | Вычитание вида: 57-26 |
|
28 | Контрольная работа за 1 полугодие |
|
29 | Проверка сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел. Закрепление. |
|
30 | Виды углов. Решение задач. |
|
31 | Сложение вида: 37+48, 37+53. |
|
32 | Прямоугольник. Закрепление материала. |
|
33 | Сложение и вычитание вида: 87+13.Закрепление изученного материала. Решение задач. |
|
34 | Взаимосвязь сложения и вычитания. Вычитание вида: 40-8, 50-24. |
|
35 | Вычитание вида: 52-24. Решение задач. Закрепление. |
|
36 | Подготовка к умножению. |
|
37 | Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. Квадрат |
|
38 | Контрольная работа. |
|
| Числа от 1 до 100 Умножение и деление (24ч) |
|
39 | Конкретный смысл действия умножения. |
|
40 | Закрепление знаний о конкретном действии умножения. |
|
41 | Прием умножения с помощью сложения. Задачи на нахождение произведения. |
|
42 | Периметр прямоугольника. Прием умножения единицы и нуля. |
|
43 | Название компонентов и результата умножения. Переместительное свойство умножения. |
|
44 | Закрепление. Решение задач. |
|
45 | Конкретный смысл действия деления (с помощью решения задач на деление по содержанию). |
|
46 | Конкретный смысл действия деления (с помощью решения задач на деление на равные части). |
|
47 | Закрепление изученного материала. |
|
48 | Контрольная работа за III четверть. |
|
49 | Названия компонентов и результата деления. |
|
50 | Связь между компонентами и результатом умножения. Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. |
|
51 | Приемы умножения и деления на 10. |
|
52 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. |
|
53 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. |
|
54 | Умножение числа 2 и на 2. |
|
55 | Приемы умножения числа 2. |
|
56 | Деление на 2. |
|
57 | Деление на 2. Закрепление изученного материала. |
|
58 | Умножение числа 3 и на 3. |
|
59 | Умножение числа 3 и на 3. |
|
60 | Деление на 3.Закрепление изученного материала. |
|
61 | Деление на 3.Закрепление изученного материала. |
|
62 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» |
|
| Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» (5 ч + 1 ч проверка знаний) |
|
63 | Числа от 1 до 100. Нумерация |
|
64 | Числовые и буквенные выражения |
|
65 | Равенство. Неравенство. Уравнение |
|
66 | Сложение и вычитание. Свойства сложения. Таблица сложения. Решение текстовых задач |
|
67 | Длина отрезка. Единицы длины. Углы. Виды углов (прямой, тупой, острый). |
|
68 | Проверка знаний |
|
69 | Резерв |
|
70 | Резерв |
|
6