РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Искусство (музыка)»
для обучающейся 2 класса с ОВЗ НОДА (вариант 6.2.)
(надомное обучение)
2020- 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Музыка» для 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и авторской программы Е.Д.Критская «Музыка»,(Музыка 1-4. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская,Т.С. Шмагина/-2-е изд., дораб.-М.:Просвещение,2011.)а также следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказом Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»
СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 268. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
УМК «Школа России» по музыке соответствует ФГОС НОО и рекомендован Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных организациях.
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому, с учётом индивидуальных способностей ребёнка, рассчитана на 0,5 часа в неделю.
УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом в УМК «Школа России» сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении. Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Изучение музыки во 2 классе направлено на достижение следующей цели: введение в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
•формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
•развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
•освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
•овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые представляются младшему школьнику.
Основные виды учебной деятельности:
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла.
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности.
Драматизация музыкальных произведений. Музыкальные игры, инсценирование песен. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Основные методические принципы: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Форма организации учебного процесса: индивидуальная.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, презентации, ЦОР, ЭОР).
Контрольных работ по предмету «Музыка» нет.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
У обучающейся будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
-нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки
Метапредметные результаты
Регулятивные результаты:
Обучающаяся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающаяся получит возможность научиться:
-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные результаты:
Обучающаяся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Обучающаяся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
-соотносить различные произведения по настроению и форме;
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-обобщать учебный материал;
-устанавливать аналогии;
-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные результаты:
Обучающаяся научится:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающаяся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты:
отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Обучающаяся научится:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Из них количество проверочных работ | ||
|
| Контрольные | Лабораторные, практические | Развитие речи (экскурсии и т.д.) |
Россия – Родина моя | 2 |
|
|
|
День, полный событий | 3 |
|
|
|
О России петь – что стремиться в храм | 3 |
|
|
|
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 2 |
|
|
|
В музыкальном театре | 2 |
|
|
|
В концертном зале | 2 |
|
|
|
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... | 3 |
|
|
|
Итого | 17 |
|
|
|
Календарно-тематический поурочный план
№ урока | Тема урока, виды деятельности обучающихся (контрольные, лабораторные работы, развитие речи, экскурсии и т.д. | Дата проведения |
Россия – Родина моя (2 ч) | ||
1 | Мелодия - душа музыки. |
|
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России |
|
День, полный событий (3 часа) | ||
3 | Музыкальные инструменты. Музыкальный инструмент – фортепиано |
|
4 | Природа и музыка. Прогулка. «Расскажи сказку» Колыбельные. |
|
5 | Танцы, танцы, танцы. Эти разные марши. |
|
О России петь – что стремиться в храм (3 ч) | ||
6 | Великий колокольный звон. Святые земли Русской. |
|
7 | «Утренняя молитва», «В церкви» |
|
8 | «С Рождеством Христовым!», «С Рождеством Христовым!» Музыка на новогоднем празднике |
|
Гори, гори ясно. Чтобы не погасло! (2 ч) | ||
9 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Фольклор – народная мудрость. |
|
10 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Обряды и праздники русского народа. |
|
В музыкальном театре (2 ч) | ||
11 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. |
|
12 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. В музыкальном зале. Увертюра, финал. |
|
В концертном зале (2 ч) | ||
13 | Симфоническая сказка. В концертном зале. Музыкальные образы сюиты “Картинки с выставки” |
|
14 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Мир музыки Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Музыкальные впечатления. |
|
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… ( 3 ч) | ||
15 | Волшебный цветик - семицветик. «И всё это – И. С. Бах» |
|
16 | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. |
|
17 | Печаль моя светла. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? |
|
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
• Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. – Москва: Просвещение», 2011.
• Музыка. ФГОС. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2013.
• Музыка: пособие для учителей «Уроки музыки». 1-4 класс. / Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Мультимедийные пособия
• Музыка. Фонохрестоматии музыкального материала. 2 класс. 1(СD) mp3. - М., Просвещение, 2009 г.