12
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Бичурская средняя общеобразовательная школа №5"
«ОДОБРЕНО» Руководитель МО ГЦ __________/Тимофеев А.В./ Протокол №________ от "___" _____ 20_____г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УР _________ /Колодежная Г.Л. / от "___" _____ 20_____г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ "Бичурская СОШ №5" ________/Скуратова И.Г./ Приказ №_________ от "___" _____ 20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Технология. Технологии ведения дома»
на 2020-2021 учебный год
Класс: __5__
Составитель:
Красивых Наталья Аркадьевна
учитель технологии
первой квалификационной категории
Бичура, 2020
-
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе:
-
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
-
Основной образовательной программы ООО МБОУ «Бичурская СОШ № 5».
-
Примерной программы по предмету «Технология» для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 (стандарты второго поколения);
-
Положения о рабочей программе МБОУ «Бичурская СОШ № 5».
-
Учебного плана МБОУ «Бичурская СОШ № 5».
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020 – 20218 учебный год.
Основа:
Учебник: «Технология. Технологии ведения дома, 5 класс», учебник для учащихся общеобразовательных организаций (Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) – М. Вентана-Граф, 2015. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса 5 класса с учётом межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся.
В системе школьного образования учебный предмет «Технология» занимает немаловажное место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности технология обеспечивает развитие творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, воображение, формирует навыки самостоятельной трудовой деятельности, способствует овладению будущей профессией.
Основные цели и задачи изучения технологии в основной школе.
Цели курса:
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Задачи обучения:
- сформировать у учащихся необходимые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
- помочь учащимся овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
- научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Место учебного предмета в учебном плане.
Относится к области «Технология».
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. На изучение национально - регионального компонента образования по технологии отводится 10% учебного времени.
Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона.
-
Планируемые результаты освоения программы по технологии.
Изучение технологии в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты: |
|
Метапредметные результаты: |
|
Предметные результаты: | в познавательной сфере:
в трудовой сфере:
в мотивационной сфере:
в эстетической сфере:
в коммуникативной сфере:
в физиолого-психологической сфере:
|
В результате изучения технологии учащиеся к концу 5 класса должны:
-
овладеть безопасными приёмами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;
-
овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов;
-
овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий;
-
овладеть элементами навыков ведения домашнего хозяйства;
-
овладеть знаниями об основных профессиях пищевой и легкой промышленности.
ознакомятся:
-
с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
-
функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
-
элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью;
-
экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
-
предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
-
методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
-
информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями.
овладеют:
-
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
-
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
-
умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
-
навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования;
-
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
-
навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
-
навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
-
умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
-
умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
-
Учебно-тематический план.
№ темы | Название темы | Кол-во часов всего | из них: | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Творческая проектная деятельность. | 3 | 3 | - |
3 | Оформление интерьера. | 6 | 5 | 1 |
4 | Кулинария. | 15 | 9 | 6 |
5 | Создание изделий из текстильных материалов. | 28 | 15 | 13 |
6 | Художественные ремёсла. | 16 | 10 | 6 |
7 | Итоговый урок | 1 | 1 | - |
Итого: | 70 | 44 | 26 |
-
Содержание программы
«Технология. Технологии ведения дома».
Творческая проектная деятельность. (4 ч.).
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. (1 ч.).
Что такое творческие проекты. (1 ч.).
Проект. Проектирование. Проектная деятельность.
Этапы выполнения проекта. (1 ч.).
Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, аналитический). Обоснование проекта. Затраты на изготовление. Защита проекта.
Итоговый урок по теме 1. (1 ч.).
Контрольная работа № 1. «Проектная деятельность».
Оформление интерьера. (6 ч.). (запуск первого проекта)
Интерьер и планировка кухни-столовой. (1 ч.).
Интерьер. Эргономические требования. Санитано-гигиенические требования. Эстетические требования. Планировка. Кухня. Зона приготовления пищи. Обеденная зона. Варианты планировки кухни. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление кухни. Проектирование кухни на компьютере.
НРК. Быт народов Бурятии. (1 ч.)
Бытовые электроприборы на кухне. (1 ч.).
Бытовой холодильник. Микроволновая печь (СВЧ). Посудомоечная машина.
Творческий проект «Планирование кухни-столовой». (3 ч.).
Практическая работа № 1: Планировка кухни.
Лабораторная работа № 1: Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне.
Кулинария. (15 ч.). (запуск второго проекта)
Санитария и гигиена на кухне. (1 ч.).
Санитарно-гигиенические требования: к лицам, приготавливающим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. Посуда для кухни и уход за ней. Уход за поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасного пользования: газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах. Первая помощь при ожогах паром или жидкостью.
Здоровое питание. (1 ч.).
Пищевые (питательные) вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Пищевая пирамида. Первая помощь при пищевых отравлениях. Режим питания.
Технология приготовления бутербродов. (1 ч.).
Хлеб и бутерброды. Виды бутербродов: открытые и закрытые, простые и сложные, холодные и горячие, гренки и канапе. Приготовление бутербродов. Безопасные приёмы работы ножом. Требования к качеству готовых бутербродов. Подача бутербродов.
Технология приготовления горячих напитков. (1 ч.).
Чай. Приготовление чая. Кофе: в зёрнах, молотый, растворимый. Секреты приготовления кофе. Технология приготовления кофе. Какао. Подача какао.
НРК. Напитки народов Бурятии (1ч)
Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. (2 ч.).
Крупы: гречневая, рисовая, овсяная, пшено. Бобовые: фасоль, горох, соя, бобы, чечевица. Макаронные изделия. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Блюда из круп. Каша: рассыпчатая, вязкая, жидкая. Подача готовых блюд. Блюда из бобовых. Блюда из макаронных изделий.
Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. (1 ч.).
Способы хранения овощей и фруктов. Влияние экологии на качество овощей и фруктов. Механическая кулинарная обработка овощей. Формы нарезки овощей. Салат.
Тепловая кулинарная обработка овощей. (1 ч.).
Тепловая кулинарная обработка: варка, припускание, бланширование, жарение, тушение, пассерование, запекание. Винегрет. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Технология приготовления блюд из яиц. (1 ч.).
Меры предосторожности при работе с яйцами. Яйца: диетические и столовые. Определение свежести яиц. Способы хранения яиц. Приготовление блюд из яиц: варка яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую, яичница-глазунья, омлет натуральный.
НРК. Национальная кухня народов Бурятии. (1 ч.).
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. (1 ч.).
Меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Как красиво сложить салфетку. Правила этикета за столом.
Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». (2 ч.).
Практическая работа № 2: Приготовление бутербродов.
Практическая работа № 3: Приготовление горячих напитков.
Практическая работа № 4: приготовление блюда из крупы или макаронных изделий.
Практическая работа № 5: Приготовление салата из сырых овощей.
Практическая работа № 6: Приготовление салата из вареных овощей.
Практическая работа № 7: Приготовление блюд из яиц.
Практическая работа № 8: Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.
Лабораторная работа № 2: Определение качества питьевой воды.
Лабораторная работа № 3: Изучение упаковки крупы
Итоговый урок (1ч)
Создание изделий из текстильных материалов. (29 ч.). (запуск третьего проекта)
Производство текстильных материалов. (3 ч.).
Волокна растительного происхождения: хлопок и лён. Прядильное производство. Прядение. Пряжа (нити). Ткацкое производство. Долевые нити - основа, поперечные нити - уток. Кромка. Ткацкий рисунок. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное. Раппорт. Отделочное производство. Отбеливание. Крашение. Определение направления долевой нити. Определение лицевой стороны ткани.
Текстильные материалы и их свойства. (2 ч.).
Свойства материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Ткани: хлопчатобумажные и льняные. Швейные нитки, тесьма лента.
Изготовление выкроек. (3 ч.).
Чертеж, выкройка. Инструменты и приспособления для изготовления выкроек и раскроя. Правила безопасного пользования ножниц. Определение размеров швейного изделия. Снятие мерок. Конструктивные линии фигуры: обхват груди, обхват талии, обхват бедер, длина изделия. Моделирование выкройки.
Раскрой швейного изделия. (3 ч.).
Закройщик. Подготовка ткани к раскрою: выравнивание срезов, устранение перекоса, срезание кромок, выявление дефектов, настил ткани. Раскладка выкроек. Обмеловка выкройки. Припуски на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Правила безопасного пользования.
Швейные ручные швы. (2 ч.).
Швейные ручные работы. Временные строчки и постоянные ручные стежки. Инструменты и приспособления для ручных работ. Ниточные соединения деталей: стежок, строчка, шов. Копирование линий выкройки. Обмётывание, смётывание, замётывание с открытым срезом, замётывание с закрытым срезом.
Швейная машина. (2 ч.).
Швейная машина с: ручным, ножным и электрическим приводом. Устройство швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Приёмы работы на швейной машине. Правила безопасной работы на швейной машине.
Основные операции при машинной обработке изделия. (3 ч.).
Обмётывание, стачивание, застрачивание. Удаление строчки временного назначения.
Влажно-тепловая обработка ткани. (1 ч.).
Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани: электрический утюг с терморегулятором и пароувлажнителем, утюжильная доска, проутюжильник. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание,заутюживание. Правила безопасной работы электрическим утюгом.
Машинные швы. (2 ч.).
Машинные швы: соединительные, краевые, отделочные. Соединительные швы: вразутюжку, взаутюжку. Краевые швы: вподгибку с открытым срезом, вподгибку с открытым обмётанным срезом, вподгибку с закрытым срезом.
Технология изготовления швейных изделий. (2 ч.).
Технология пошива салфетки, фартука, юбки.
НРК. Национальный костюм народов Бурятии. (1 ч.).
Творческий проект «Наряд для завтрака». (4 ч.).
Практическая работа № 9: Снятие мерок и изготовление выкроек
Практическая работа № 10: Раскрой швейного изделия
Практическая работа № 11: Изготовление образцов ручных работ
Практическая работа № 12: Изготовление образцов машинных швов
Практическая работа № 13: Проведение влажно-тепловых работ
Практическая работа № 14: Обработка проектного изделия
Лабораторная работа № 6: Определение направления долевой нити в ткани
Лабораторная работа № 7: Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани
Лабораторная работа № 8: Сравнительный анализ прочности окраски тканей
Лабораторная работа № 9: Изучение свойств тканей из хлопка и льна
Лабораторная работа № 10: Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины
Итоговый урок (1ч)
Художественные ремёсла. (15 ч.). (запуск четвёртого проекта)
Декоративно-прикладное искусство. (1 ч.).
Виды декоративно-прикладного искусства: узорное ткачество, вышивка, вязание, кружевоплетение, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.
Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. (1 ч.).
Композиция: статичная и динамичная, ритмическая и пластическая. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура, колорит, стилизация.
НРК. Декоративно-прикладное творчество народов Бурятии. (1 ч.).
Орнамент. Символика в орнаменте. (1 ч.).
Орнамент.
Цветовое сочетание в орнаменте. (1 ч.).
Основные цвета. Ахроматические и хроматические цвета. Тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Графический редактор Paint.
НРК. Орнамент народов Бурятии. (1 ч.).
Лоскутное шитьё. (1 ч.).
Лоскутное шитьё. Узор «Спираль», узор «Изба».
Технология изготовления лоскутного изделия. (2 ч.).
Шаблон. Лоскутное шитьё по шаблонам. Аппликация. Стёжка (выстёгивание). Обработка срезов лоскутного изделия.
Творческий проект «Лоскутное шитьё для кухни-столовой». (4 ч.).
Как защитить творческий проект. (1 ч.).
Практическая работа № 15: Создание композиции в графическом редакторе
Практическая работа № 16: Изготовление образцов лоскутных узоров
Создание портфолио. Создание презентации Micrоsоft Office Power Point.
Итоговый урок по разделу (1ч)
Итоговый урок. (1 ч.).
Итоговая контрольная работа.