МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5
р.п. Центральный Володарского муниципального района
Нижегородской области
Рассмотрено на ШМО учителей среднего и старшего звена Протокол №1 от 28.08.2019 г. Руководитель ШМО ______________ Т.И. Ковалева
«28» августа 2019 г. | Согласовано
Заместитель директора
_____________ Д.А. Щербаков
«29» августа 2019 г. | Утверждено приказом по МБОУ СШ №5 от 31.08.2019 г. № 245 в соответствии с решением педагогического совета Протокол от 30.08.2019 г. №1
И.о. директора МБОУ СШ №5 ____________ Д.А. Щербаков М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
11 класс
Составлена на основе основной образовательной программы среднего общего образования образовательной организации; примерной и авторской программы среднего (полного) общего образования для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений автора Гольцовой Н.Г. – М.: Русское слово, 2016 г.; учебника Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч./ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 360 с. – (ФГОС . Инновационная школа).
Программу составила
Королева Любовь Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
2019 год
Пояснительная записка
Данная образовательная программа, УМК рекомендованы федеральным перечнем учебников к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Авторская программа по Русскому языку рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для 11 класса.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку и авторской программой курса.
Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации.
Материал преподносится крупными блоками, четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке.
Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразных заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных целей, обозначенных в стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенцию.
Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер. Их объем и особенности подчинены в первую очередь - формированию, конкретных практических умений и навыков – орфографических, пунктуационных, стилистических, т.е. в первую очередь - навыков правильного письма, а также навыков анализа. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора.
Понимание и обработка данных навыков и умений обеспечивается большим количеством упражнений в учебнике.
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы среднего общего образования образовательной организации; примерной и авторской программы среднего (полного) общего образования для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений автора Гольцовой Н.Г. – М.: Русское слово, 2016 г.; учебника Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч./ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 336 с. – (ФОС . Инновационная школа.
Данная образовательная программа, УМК рекомендованы федеральным перечнем учебников к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Учебник имеет гриф Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Коллективу авторов (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин) присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области образования за создание учебного комплекта «Русский язык 10-11 классы».
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Вклад учебного предмета в достижение основного общего образования
Русский язык является родным языком для русского народа и одновременно средством межнационального общения для народов многонациональной Российской Федерации. Являясь государственным языком в нашей стране, русский язык становится главным фактором консолидации государства, основой формирования гражданской идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» в старших классах имеет познавательно-практическую направленность, т. е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи. Специальными целями преподавания русского языка в 10 классе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования научно-лингвистического мировоззрения, вооружения учащихся основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция - реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция-это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.
Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет обучающимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат содержания курса «Русский язык». Программа отличается практической целесообразностью и направлена на выработку практических навыков.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи запланировано написание изложений, сочинений-миниатюр, составление тезисов и другие творческие задания.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по Русскому языку составлена в соответствии с количеством часов, указан¬ных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
Для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования в 11 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит:
34 часов (1 час в неделю) в 11 классе.
Цель рабочей программы обучения
1) Воспитание уважения к родному языку, осмысление русского языка как основного средства общения.
2) Овладение русским языком как средством общения.
3) Осуществлять речевой контроль и самокоррекцию.
4) Осуществлять информационную переработку текста.
5) Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования.
6) Овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности.
7) Подготовка учащихся к ЕГЭ.
Задачи рабочей программы
Освоение теоретических сведений о русском языке.
Овладение умением применять правила в устной и письменной речи.
Применение на практике теории, правил.
Создание собственных, творческих работ.
Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, решаются при использовании всех видов языкового анализа. Фонетический, морфемный словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях.
Большое место в обучении отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки использования языковых средств.
Формы контроля: контрольная работа в формате ЕГЭ, тесты в формате ЕГЭ, лабораторная работа, сочинение-рассуждение по исходному тексту.
Требования к уровню подготовки учащихся в 11 классе
В результате изучения русского языка в 11 классе учащийся должен знать:
Уметь производить синтаксический анализ словосочетания
Знать основные признаки предложения. Уметь производить синтаксический анализ предложений
Формирование навыков определения грамматической основы
Знать признаки предложения, постановки тире в простом предложении
Уметь комментировать постановку знаков препинания и работать с тексом
Уметь работать с экзаменационными тестами
Научиться писать сочинение по прочитанному тексту
Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях, осложненных однородными членами, закрепить навыки пунктуационного анализа предложений
Уметь находить в тексте приложения. Уметь находить в тексте обстоятельства
Уметь находить в тексте обособленные дополнения
Уметь выделять на письме уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции. Научиться отличать вводные слова от членов предложения
Уметь ставить знаки препинания в союзном сложном предложении
Уметь ставить знаки препинания в союзном сложном предложении
Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения, определять виды придаточных
Уметь ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Уметь ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Уметь ставить знаки препинания в многочленных сложных предложениях, построенных как период
Уметь писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
Знать пунктуационное оформление диалога. Знать пунктуационное оформление цитат
Уметь правильно ставить знаки препинания при их стечении
Уметь интонационно правильно читать текст, учитывая авторскую пунктуацию
Уметь работать с тестами ЕГЭ
Углубить и развить знания по культуре речи
Уметь классифицировать речевые ошибки и устранять их в тексте
Уметь работать с экзаменационными тестами
Учебно-методическое обеспечение для учителя 11 класса
Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2018.
Методическое пособие.Тематическое планирование. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных организаций./ Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. – 2-у изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017.
Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация/ Д.Э. Розенталь, И Б. Голуб. – 16-у изд. – М.: Айрис-пресс, 2013.(Домашний репетитор)
Сайты:
- infourok.ru
- urok.1sept.ru
- урок.рф
Рекомендуемая литература для учащихся 11 класса
Фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис.
1. Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2010.
4. Волгина Н.С., Светлышева В.В. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 2002. – 402 с.
5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М., 2008. – 309 с.
6. Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2018.
8. Гольцова Н.Г., Рупосова Л.П. Практикум по русскому языку. Орфография. – М., 1978; Пунктуация. – М., 2008. – 205 с.
10. Кайдалова А.И., Калинина И. К. Современная русская орфография. – М., 2006. – 187 с.
11. Лекант П.А., Леденёва В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2009
12. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. – М.,2006
13. Николина Н.А. Школьный морфемный словарь русского языка. М., 2013
14. Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 2005.
15. Панов Б.Т., Текучее А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М.,2005. – 429 с.
16. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2005. – 501 с.
17. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. – М., 2002. – 140 с.
18. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М., 1995. – 193 с.
19. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1983. – 218 с.
20. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2003. – 262 с.
21. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2002. – 197 с.
22. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2004. – 207 с.
Лексика.
1. Александрова З.Е. и др. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005. – 437 с.
2. Алекторова Н.М. и др. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005. – 301 с.
3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 2004. – 208 с.
4. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 2002.
5. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. Учебник. – М.: Русское слово.
6. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. – М., 2006. – 447 с.
7. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. – М., 2006. – 316 с.
8. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом, этимологией и толкованием). – М., 1995. – 828 с.
9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 2005. – 346 с.
10. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – М., 2006. – 271 с.
11. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. – М., 1996. – 396 с.
12. Энциклопедический словарь: Славянская мифология / Под ред. В.Я. Петрухина, Т.А. Агапкиной и др. – М., 1995. – 905 с.
13. Николина Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов. М., 2012
14. Семенюк А.А., Семенюк И.А. Школьный словарь синонимов русского языка. М., 2012
15. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2015
16. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. М., 2004
Фразеология
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1987.
2. Бабкин A.M., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. – СПб., 1994.
3. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2006.
4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1997.
5. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный этимологический словарь русской фразеологии. М., 2010
Текст и стили речи
1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 2004.
2. Михальская А.А. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
3. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М., 2006.
4. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М., 2002.
5. Граудина Л.К., Мищерина М.А., Соловьёва Н.Н. Риторика и стилистика. 10-11 классы: учебное пособие. М., 2008
6. Русские писатели о языке: хрестоматия. Под ред. Н.А. Николиной. М., 2006
7. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. М., 2010
Орфография и пунктуация.
Алгазина Н.Н., Ларских З.П. и др. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой: пособие для учащихся 5-7 классов. М., 1996
Алгазина Н.Н., Гац И.Ю. и др. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержской: пособие для учащихся 5-9 классов. М., 1998
Тематическое планирование
№ раздела | Тема раздела | Кол. часов | Кол. лабораторных и практ. работ | Кол. контр. работ с указанием вида |
Iч | Синтаксис и пунктуация. Предложение Простое предложение. Сложное предложение. Предложение с чужой речью. Употребление знаков препинания. Развитие речи | 4 26 14 6 1 4 1 |
| 1 тест 1 тест 1 тест
1 соч. |
IIч | Культура речи
| 2
|
|
|
IIIч | Стилистика
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1 итог. контр.раб |
| ИТОГО | 34 |
| 1 ит.контр. 2 тест. 1 сочин. |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Планируемые результаты освоения материала | Дата фактич. | Дата проведен. |
| Основные принципы русской пунктуации. | 1 | Урок изучения нового | Уметь производить синтаксический анализ словосочетания |
|
|
| Словосочетание как синтаксическая единица. | 1 | Урок изучения нового | Знать основные признаки предложения. Уметь производить синтаксический анализ предложений Формирование навыков определения грамматической основы Знать признаки предложения, постановки тире в простом предложении |
|
|
| Предложение как синтаксическая единица. | 1 | Урок систематизации знаний | Уметь комментировать постановку знаков препинания и работать с тексом |
|
|
| Предложение как синтаксическая единица. Тест. | 1 | Урок контроля знаний | Уметь работать с экзаменационными тестами |
|
|
| Постановка тире в простом предложении. | 1 | Урок систематизации знаний | У меть правильно ставить знаки препинания в простом предложении |
|
|
| Простое осложненное предложение | 1 | Урок изучения нового | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях, осложненных однородными членами, закрепить навыки пунктуационного анализа предложений |
|
|
| Предложение с однородными членами | 1 | Урок изучения нового | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях, осложненных однородными членами, закрепить навыки пунктуационного анализа предложений |
|
|
| Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. | 1 | Урок изучения нового | Уметь расставлять знаки препинания в союзном предложении. |
|
|
| Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | Урок изучения нового | Уметь выделять на письме обобщающие конструкции. |
|
|
| Обособленные и необособленные определения. | 1 | Урок изучения нового | Уметь находить в предложении определения и определять их обособленность |
|
|
| Обособленные приложения. | 1 | Урок изучения нового | Уметь находить в предложении приложения и определять их обособленность |
|
|
| Обособленные обстоятельства и дополнения. | 1 | Урок контроля знаний | Уметь находить в предложении обстоятельства и дополнения и определять их обособленность |
|
|
| Тестирование по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Урок изучения нового | Отрабатывать навык работы с тестами ЕГЭ |
|
|
| Уточняющие, присоединительные и пояснительные члены предложения. | 1 | Урок изучения нового | Уметь находить в предложении и отличать уточняющие, присоединительные и пояснительные члены предложения. |
|
|
| Знаки препинания при сравнительных оборотах. | 1 | Урок изучения нового | Уметь находить в предложении сравнительные обороты, знать правила пунктуации при сравнительных оборотах. |
|
|
| Знаки препинания при обращениях. | 1 | Урок изучения нового | Отработка навыков расстановки препинания при обращениях. |
|
|
| Вводные слова и вставные конструкции. | 1 | Урок изучения нового | Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении с вводными словами и вставными конструкциями. Уметь различать их в тексте |
|
|
| Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. | 1 | Урок изучения нового | Отработка навыков написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту |
|
|
| Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | 1 | Урок развития речи | Знать и уметь распознавать междометия в тексте. У меть различать утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. |
|
|
| Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | Урок изучения нового | Уметь ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении |
|
|
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | 1 | Урок контроля знаний | Уметь расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. |
|
|
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 1 | Урок изучения нового | Уметь расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. |
|
|
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | Урок изучения нового | Уметь расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
|
|
| Сложное предложение с разными видами связи.
| 1 | Урок изучения нового | Уметь определять вид связи в сложном предложении |
|
|
| Контрольный тест по теме «Сложное предложение» | 1 | Урок контроля | Отрабатывать навык работы с тестами ЕГЭ |
|
|
| Способы передачи чужой речи. | 1 | Урок изучения нового | Знать способы передачи чужой речи |
|
|
| Знаки препинания при цитатах. | 1 | Урок нового | Уметь расставлять знаки препинания при цитатах |
|
|
| Сочетание знаков препинания | 1 | Урок изучения нового | Знать нормы употребления нескольких знаков препинания в одном предложении |
|
|
| Авторская пунктуация | 1 | Урок нового | Познакомиться с определение авторской пунктуации, уметь определять ее в тексте |
|
|
30. | Итоговое тестирование | 1 | Урок контроля | Отработать навык работы с тестами ЕГЭ |
|
|
31. | Язык и речь. Обобщение и повторение. | 1 | Систематизация и обобщение | Обобщить знания о нормах русского языка |
|
|
32 | Стилистика | 1 | Обобщение и систематизация | Обобщить знания о стилях речи |
|
|
33 | Стилистика | 1 | Систематизация и обобщение | Обобщить знания о стилистике русского языка |
|
|
34 | Текст. Типы речи. | 1 | Систематизация и обобщение | Обобщить знания о стилях и типах речи. |
|
|