Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (в ред. приказа Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644), Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русская родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», Основной образовательной программы Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области, Учебного плана среднего общего образования на 2019 – 2020 учебный год, Учебно-календарного графика Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Литература. «Русское слово» 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В.Ф.Чертов М.: Просвещение, 2017г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностными результатами изучения предмета родная (русская) литература являются:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
-потребность в самовыражении через слово.
Учащийся научится:
-понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
-уважительно относиться к родной литературе;
-оценивать свои и чужие поступки;
-проявлять внимание, желание больше узнать.
-понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
-формулировать в сотрудничестве
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
-планированию пути достижения цели;
-установлению целевых приоритетов;
-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
-учитывать условия выполнения учебной задачи;
-осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Познавательные УУД:
-овладение навыками смыслового чтения;
-извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
-строить сообщение в устной форме;
-находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
-обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
-уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
-устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
-аргументировать свою точку зрения;
-задавать вопросы.
-продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
-осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
-понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
-развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
-овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
-формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
-владеть различными видами пересказа,
-пересказывать сюжет;
-выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
-пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета
«Русская родная литература»
Введение. Художественный мир литературного произведения. Литературные роды и жанры -2 час Понятие о художественной форме. Жанр как относительно устойчивая форма литературного творчества. Деление литературы на роды и жанры. Формальное и содержательное в жанре. Жанровая система, многообразие жанров и жанровых форм. Категории рода и жанра в античных поэтиках (Аристотель) и манифестах западноевропейского классицизма (Н. Буало). Понятие о художественном мире литературного произведения. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
Древнерусская литература – 2 часа
Периодизация литературы Древней Руси. Краткая характеристика периодов. Древнерусская литература и фольклор. Основные жанры древнерусской литературы (летописание, воинская повесть, духовное красноречие, житие, хождение), их каноны. Влияние древнерусской литературы на литературу последующего времени. Образы и мотивы литературы Древней Руси в искусстве и литературе XIX—XX веков.
Житийный жанр в древнерусской литературе. Своеобразие житийного канона и композиция жития. Особенности поведения житийного героя. Стиль жития. Влияние жанра жития на последующую литературу.
Житие Сергия Радонежского.
Духовная традиция русской поэзии -1 час (обзор)
М. В. Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве».
Г. Р. Державин «Бог».
В. А. Жуковский «Теснятся все к Тебе во храм...».
Русская литература 18 века -2 час
Развитие русской литературы в Петровскую эпоху. Русское Просвещение и его основные черты. Своеобразие русского классицизма. Обзор творчества деятелей русского Просвещения (Феофана Прокоповича, А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова). Реформа русского стихосложения. Становление русской драматургии и театра в XVIII веке. Сатирическая журналистика (журналы Н. И. Новикова, И. А. Крылова). Портретная живопись. Архитектурные ансамбли.
Русская литература 19 века – 8 часов
А. С. ПУШКИН -2 часа Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Пиковая дама»
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ -1 час Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Сон», «Когда волнуется желтеющая нива…»
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Основные образы и настроения стихотворений. Лирический герой и его эмоциональное состояние. Картина сна и картина природы. Философская проблематика.
А. Н. ОСТРОВСКИЙ-2часа Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Снегурочка». А. Н. Островский. «Свои люди — сочтемся».
Н. В. ГОГОЛЬ – 1 час Жизнь и творчество (обзор) «Женитьба»
Л. Н. ТОЛСТОЙ-2 часа Жизнь и творчество (обзор). Л. Н. Толстой. «Утро помещика».
Русская литература 20 века – 4 часа
М. ГОРЬКИЙ-2часа Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Челкаш».
А.П.ЧЕХОВ-2 часа Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Летающие острова».
Раздел учебного курса | Количество часов |
РАЗДЕЛ 1. Введение. | 2 |
РАЗДЕЛ 2. Древнерусская литература. | 2 |
РАЗДЕЛ 3. Духовная традиция русской поэзии. | 1 |
РАЗДЕЛ 4. Русская литература XVIII века. | 2 |
РАЗДЕЛ 5. Русская литература XIX века | 8 |
РАЗДЕЛ 6. Русская литература XX века | 4 |
Итого: | 19 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Дата урока | Тема урока | Тип урока | Вид, форма контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | ||||||
Раздел 1 Введение. 2 часа | ||||||||||||
1 2 | 11.01- 18.01 | Художественный мир литературного произведения. | Урок «открытия» новых знаний | Беседа, чтение статьи. Индивидуальные сообщения. | Предметные: знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ. Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или сам-но) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
| Сообщение, конспект, пересказ статьи. | ||||||
Раздел 2. Древнерусская литература 2 часа | ||||||||||||
3 4 | 25.01 01.02 | Житие Сергия Радонежского.
| Урок «открытия» новых знаний | Беседа, чтение статьи. Индивидуальные сообщения. | Предметные: знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ. Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или сам-но) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
| Сообщение, конспект, презентация | ||||||
Раздел 3. Духовное развитие русской поэзии 1 час | ||||||||||||
5 | 08.02 | М. В. Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве». «Бог». «Теснятся все к Тебе во храм...».
| Урок «открытия» новых знаний и первичного закрепления | Беседа, чтение статьи. Индивидуальные сообщения. | Предметные: знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ. Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или сам-но) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
| Выучить наизусть отрывки из стихотворений | ||||||
Раздел 4. Русская литература 18 века 2 часа | ||||||||||||
6 7 | 15.02 22.02 | Развитие русской литературы в Петровскую эпоху. Русское Просвещение и его основные черты. Своеобразие русского классицизма. Обзор творчества деятелей русского Просвещения. | Урок «открытия» новых знаний и первичного закрепления | Беседа, чтение статьи. Индивидуальные сообщения. | Предметные: знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ. Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или сам-но) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
| Сообщения, конспект. | ||||||
Раздел 5.Русская литература 19 века 8 часов | ||||||||||||
8 9 | 29.02 07.03 | А. С. Пушкин Жизнь и творчество. Повесть «Пиковая дама» | Урок «открытия» новых знаний и первичного закрепления | Беседа, чтение статьи. Индивидуальные сообщения. | Предметные: знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ. Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или сам-но) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
| Сообщения пересказ повести, ответить на вопросы. | ||||||
10 | 14.03 | М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество. Стихотворения «Сон», «Когда волнуется желтеющая нива…»
| Урок «открытия» новых знаний и первичного закрепления | Беседа, чтение статьи. Индивидуальные сообщения. | Предметные: знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ. Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или сам-но) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
| Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору ученика) | ||||||
11 12 | 21.03 04.04 | А.Н.Островский Жизнь и творчество. Пьеса «Снегурочка», «Свои люди – сочтёмся» | Урок «открытия» новых знаний и первичного закрепления | Беседа, чтение статьи. Индивидуальные сообщения. | Предметные: знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ. Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или сам-но) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
| Выразительное чтение пьесы по ролям. Пересказ. Анализ произведения. | ||||||
13 | 11.04 | Н.В. Гоголь Жизнь и творчество. Пьеса «Женитьба» | Урок «открытия» новых знаний и первичного закрепления | Беседа, чтение статьи. Индивидуальные сообщения. | Предметные: развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа. Познавательные: ориентироваться Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к культуре другого народа. | Пересказ, выразительное чтение, ответить на вопросы. | ||||||
14 15 | 18.04 25.04 | Л.Н. Толстой Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Утро помещика» | Урок «открытия» новых знаний и первичного закрепления | Беседа, чтение статьи. Индивидуальные сообщения. | Предметные: развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа. Познавательные: ориентироваться Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к культуре другого народа.
| Пересказ рассказа | ||||||
Раздел 6. Русская литература 20 века 4 часа | ||||||||||||
16 17 | 02.05 16.05 | М. Горький Жизнь и творчество. Рассказ «Челкаш» | Урок «открытия» новых знаний и первичного закрепления | Беседа, чтение статьи. Индивидуальные сообщения. | Предметные: развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа. Познавательные: ориентироваться Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к культуре другого народа.
| Сообщение, пересказ рассказа, ответить на вопросы. | ||||||
18 19 | 23.05 30.05 | А. П. Чехов Жизнь и творчество. Рассказ «Летающие острова» | Урок «открытия» новых знаний и первичного закрепления | Беседа, чтение статьи. Индивидуальные сообщения. | Предметные: развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа. Познавательные: ориентироваться Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к культуре другого народа.
| Сообщения, пересказ рассказа. |