Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
Утверждена приказом ОУ
от 31.08.2017г. № 60
Директор школы ________ О.Н.Самойлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по письму и развитию речи
для 4 класса
на 2017-2018 учебный год
Рассмотрена
на методическом Совете
протокол от 30.08.2017г.№1
I.Пояснительная записка
Цели и задачи
Цели:
- расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
- подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Задачи:
- образовательные: обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений; формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков; формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
- коррекционные: целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи; совершенствование произносительной стороны речи;
- воспитательные: уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
1. 2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП)
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
2. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа2015г., регистрационный N38528).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и информационного письма Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016г. №нт-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями учебными пособиями».
4. Инструктивные письма Министерства образования и науки;
5. Приказ Министерства Образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
7.Учебный план Государственного бюджетного (общеобразовательного) учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка».
1.3. Общая характеристика учебного предмета
Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту св В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
1.4. Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 167 часов в год (5часов в неделю).
Плановых контрольных работ – 7. Административных контрольных работ – 3.
Уровень обучения – базовый.
1. 5.Формы организации образовательного процесса.
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - игра.
1. 6.Технология обучения.
- традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные
- педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
- гуманно – личностная;
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
1.7. Виды и формы контроля:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- контрольное списывание;
- контрольные и самостоятельные работы.
1.8. Личностные и предметные результаты освоения письма и развития речи:
личностные
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- овладение начальными навыками адаптации.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
предметные
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
- владение умением проверять написанное.
4 класс
Письмо и развитие речи
I. Цель и задачи
Цели:
расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Задачи:
- образовательные: обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений; целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи; формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
- коррекционные: совершенствование произносительной стороны речи; формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
- воспитательные: уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
II. Содержание учебного предмета
ПОВТОРЕНИЕ
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
ЗВУКИ И БУКВЫ
- Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
- Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
- Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
- Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
СЛОВО
- Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
- Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
- Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.
- Разделительный ъ.
- Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
- Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
- Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
- Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
- Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
- Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
- Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
- Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
- Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
- Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
-Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
- Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
- Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
- Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
- Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
- Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
- Выборочное списывание по указанию учителя.
- Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
- Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
УСТНАЯ РЕЧЬ
- Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).
- Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
- Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
- Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
- Повторение пройденного.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Учащиеся должны знать:
- алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
IV. Тематическое планирование
Общее количество часов, отведённое на изучение предмета - 169
№ урока | Содержание | Общее кол-во часов по разде лу | Кол-во ча сов |
|
I четверть – 41 час
|
|
|
| Повторение
| 10 |
|
1 | Практическое построение простого предложения. |
| 4 |
2 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме. |
| 4 |
3 | Административный контрольный диктант по теме «Повторение». |
| 1 |
4 | Работа над ошибками. |
| 1 |
| Звуки и буквы | 71 |
|
5 | Алфавит. |
| 4 |
6 | Мягкий знак на конце и в середине слова. |
| 6 |
7 | Разделительный мягкий знак. |
| 8 |
8 | Гласные после шипящих. |
| 5 |
9 | Контрольный диктант по теме «Мягкий знак. Гласные после шипящих». |
| 1 |
10 | Работа над ошибками. |
| 1 |
11 | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. |
| 7 |
| II четверть – 39 часов |
|
|
1 | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. |
| 10 |
2 | Ударные и безударные гласные. |
| 7 |
3 | Правописание безударных гласных. |
| 10 |
4 | Административный контрольный диктант по теме «Ударные и безударные гласные». |
| 1 |
| Работа над ошибками. |
| 1 |
5 | Непроверяемые безударные гласные. |
|
10 |
| III четверть – 48 часов |
|
|
| Слово |
75 |
|
1 | Названия предметов, действий и признаков. |
| 17 |
2 | Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий и признаков». |
| 1 |
3 | Работа над ошибками. |
| 1 |
4 | Имена собственные. |
| 6 |
5 | Предлоги. |
| 6 |
6 | Разделительный твёрдый знак. |
| 1 |
7 | Родственные слова. |
| 8 |
8 | Предложение.
|
| 6
|
9 | Контрольный диктант по теме «Родственные слова». |
| 1 |
10 | Работа над ошибками. |
| 1 |
| IV четверть – 41 час |
|
|
1 | Предложение. |
| 7 |
2 | Знаки препинания в конце предложения. |
| 9 |
3 | Главные и второстепенные слова в предложении. |
| 9 |
4 | Контрольный диктант по теме «Предложение». |
| 1 |
5 | Работа над ошибками. |
| 1 |
| Повторение пройденного | 13 |
|
6 | Алфавит. |
| 1 |
7 | Родственные слова. |
| 2 |
8 | Административный контрольный диктант по теме «Предложение». |
| 1 |
9 | Работа над ошибками. |
| 1 |
8 | Правописание безударных гласных. |
| 3 |
9 | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. |
| 1 |
10 | Предлоги. |
| 1 |
11 | Главные и второстепенные слова в предложении. |
| 1 |
14 | Повторение. |
| 3 |
V. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1.Наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
2.DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
3.Компьютеры.
4.Раздаточный материал включает реальные объекты, изображения реальных объектов (разрезные карточки, лото), предметы – заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный материал), карточки со словарными словами.