муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области-
Чингисская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете директор школы-
протокол № 1 Клопова Н.В.______________
от 31.08.2017_ приказ №
от_31.08.2017
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики».
для 4 класса
Учитель: Николахина Ю.А.
2017-2018 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ордынского района Новосибирской области -Чингисской средней общеобразовательной школы на 2017/2018 учебный год разработан на основе
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказа Минобрнауки Новосибирской области от 31.08.2010 №1381 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Новосибирской области»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
ООП НОО;
Устава МКОУ-Чингисской СОШ
ФГОС НОО
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
авторской учебной программы - Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. М.: «Просвещение», 2011.
И учебно-методического комплекса по ОРКСЭ
- « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4-5 классы: учебник для общеобразоват. Учреждений. - М. :Просвещение, 2012
- «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М.: Просвещение, 2011
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в политичной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в
учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Требования к результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ключевые идеи программы:
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Духовные традиции многонационального народа России.
Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);
Тематическое планирование
№ темы | Тема |
| Россия - наша Родина. |
| Что такое светская этика? |
| Мораль и культура |
| Особенности морали |
5-6. | Добро и зло |
| Добро и зло |
7-8. | Добродетели и пороки |
| Добродетели и пороки |
9 | Свобода и моральный выбор человека |
10 | Свобода и ответственность |
11 | Моральный долг |
12 | Справедливость |
13 | Альтруизм и эгоизм |
14 | Дружба |
15 | Что значит быть моральным? |
16 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества |
17 | Нравственный поступок |
18 | Золотое правило нравственности |
19 | Стыд, вина и извинение |
20 | Честь и достоинство |
21 | Совесть |
22-23. | Образцы нравственности |
24. | Образцы нравственности в культуре Отечества |
25-26. | Этикет |
27-28. | Семейные праздники |
29. | Жизнь человека - высшая нравственная ценность |
30. | Любовь и уважение к Отечеству. |
31. | Подготовка творческих проектов. |
32. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. |
33-34. | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). |
| Всего |
34 часа в год- 1 час в неделю
Календарно – тематическое планирование уроков. 4 класс
Модуль «Основы светской этики» - 34 часа.
№ | Тема урока | Планируемые результаты (что должен знать, уметь ученик) |
1 | Россия – наша страна | Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ; развитие этических чувств и норм. |
2 | Что такое светская этика? | Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог. |
3 | Мораль и культура | Сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм |
4 | Особенности морали. | Расширение знаний учащихся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи. |
5 | Добро и зло. | Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений. |
6 | Добро и зло. Закрепление. | Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность. |
7 | Добродетель и порок | Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям. |
8 | Добродетель и порок. Закрепление. | Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества; |
9 | Свобода и моральный выбор человека | Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества. |
10 | Свобода и ответственность
| Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу. |
11 | Моральный долг
| Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества. |
12 | Справедливость | Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. |
13 | Альтруизм и эгоизм
| Познакомить с понятиями эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким людям. |
14 | Дружба | Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба. |
15 | Что значит быть моральным | Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность". Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине, друг к другу. |
16 | Род и семья-исток нравственных отношений | Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. |
17 | Нравственный поступок | Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. |
18 | Золотое правило нравственности | Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. |
18 | Стыд, вина и извинение. | Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; |
20 | Честь и достоинство | Знать понятия честь и достоинство. Воспитывать чувство собственного достоинства. |
21 | Совесть. | Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. |
22 | Образцы нравственности | Развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений. |
23 | Образцы нравственности. Закрепление. | Развитие способности общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение. |
24 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. |
25 | Этикет | Развитие этических чувств и норм. |
26 | Этикет. Закрепление. | Развитие этических чувств и норм. |
27 | Семейные праздники | Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. |
28 | Семейные праздники. Закрепление. | Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. |
29 | Жизнь человека- высшая нравственная ценность | Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать. |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
|
31 | Подготовка творческих проектов | Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда |
32-34 | Выступления уч-ся со своими творческими работами | Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение. |
Литература
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные ресурсы
- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, аудио - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2011.