Приложение к ООП ООО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «Земля родная»
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № от «___»________2017 г.
| Принята педагогическим советом Протокол № от «___»___________2017 г.
| «Утверждаю» Директор МАОУ СШ «Земля родная» _____________/ С.Н.Боцян Приказ № от «___» _______2017г. |
Рабочая программа по ОБЖ
Составитель: Мальков Сергей Владимирович
Год реализации программы: 2017/2018 учебный год
Класс: 6 б, в, г.
Общее количество часов по программе: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: Основы безопасности жизнедеятельности: для 5-11 классов / А.Т. Смирнов, Л.П. Анастасов, Б.О. Хренников и др.; под общей редакцией А.Т. Смирнова М.: Просвещение, 2011 – 112 с.
Учебник: для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» Смирнов А.Т., Хренников Б.О.– М.: Просвещение, 2016
г. Новый Уренгой
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Основы безопасности жизнедеятельности: 1-11 классы/ А.Т. Смирнов, Л.П. Анастасов, Б.О. Хренников и др.; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2011 – 112 с. и в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс», Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2016 год из расчёта 1 час в неделю, 35 часов в год.
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях. Программа конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
Для учителя:
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2016
Для ученика:
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2016
Дополнительная литература:
Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. - Изд.2-е — Волгоград: Учитель, 2010
Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011
ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы. Компакт-диск
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендациии. 5-11классы /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, В.А.Васнев, М.В.Маслов; под общей редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук. -М.: Просвещение,2010 — (Академический школьный учебник)
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. - Волгоград: Учитель, 2006
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр)
Учебный план МАОУ «СШ «Земля родная» на 2017/2018 учебный год.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие структурные элементы:
• пояснительную записку;
• содержание рабочей программы;
• учебно-тематический план;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• литературу и средства обучения;
• календарно-тематический план (приложение к рабочей программе).
Цели учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и атитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
профилактика асоциального поведения учащихся;
отрицательного отношения учащихся к приему психохимических веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в ЧС природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Обоснование выбора авторской программы.
Обоснованностью выбора авторской программы под общей редакцией А.Т. Смирнова является модульный принцип построения содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности», который позволяет:
• последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса;
• повысить эффективность процесса формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности;
• эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучающихся целостной картины окружающего мира;
• обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у обучающихся, получающих основное общее и среднее (полное) образование.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу.
Региональная примерная программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здорового образа жизни» для 5-9 классов помогла внести корректировку с учётом специфики ЯНАО.
С учётом регионального компонента в разработанную программу внесено изучение Правил дорожного движения (основные положения, права, обязанности и ответственность участников дорожного движения).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработка у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
формирование у учащихся представлений безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности;
формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ в том числе наркотиков.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включают в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль № 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел № 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел № 2.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел № 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль № 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел № 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел № 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Основу содержания данного раздела составляет критика экстремизма и терроризма, формирования у учащихся анти террористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе совершения террористического акта.
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основана на положениях федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов, в то числе:
требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте общего образования;
Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537);
Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Соответственно действующему в МАОУ «СШ «Земля родная» учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: изучение предмета в 5-9 классах из расчета 1 час в неделю (всего 175 ч), в 6 классе 1 час внеделю и 35 часов вгод.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, карточки (практические задания), аудио- и видеотехнику, тренажёр “Максим”.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых помощью компьютера: слайд-лекций, программ обучения, игровых программ.
Курс начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-семинары и круглые столы;
-индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Межпредметные и внутрипредметные связи
Практически вся тематика учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных обучающимися при изучении других общеобразовательных предметов.
В разделе I рабочей программы 6 класса межпредметные связи реализуются за счёт применения опорных знаний обучающихся по природоведению, географии, биологии, математике, технологии.
Разделы IV и V прослеживают тесную межпредметную связь с уроками биологии, экологии, физической культуры, обществознания.
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Контроль знаний, умений, навыков.
Контроль предусматривает проведение самостоятельных, тестовых и контрольных работ. К основным формам контроля, используемых мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания по индивидуальным карточкам, контрольные работ оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время заняли. Знания и умения учащихся 8 класса по ОБЖ оцениваются в соответствии системой, определенной Уставом МАОУ «СШ «Земля родная» (4-х бальная система оценивания).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Учащиеся должны знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявление бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел І. Безопасность человека в природных условиях – 24
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе - 6
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака. Разведение костра. Определение необходимого снаряжения для похода.
Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность - 5
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походных групп. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и порядок дня похода.
Преодоление водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов Меры безопасности в лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы, Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности - 6
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видам транспорта (автомобильным, железнодорожным).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта.
Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде - 4
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании . Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях - 4
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 11
Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи - 4
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитых змей.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие - 7
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «НЕТ! » наркотикам.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
| Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ | 26 | |
1. | Подготовка к активному отдыху на природе | | 6 |
2. | Активный отдых на природе и безопасность | | 6 |
3. | Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности | | 6 |
4. | Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде | | 4 |
5. | Опасные ситуации в природных условиях | | 4 |
| Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ | 8 | |
6. | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | | 4 |
7. | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | | 4 |
8. | Итоговая контрольная работа (тестирование) | 1 | 1 |
| Всего часов: | 35 | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Часы | Основное содержание темы. | Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) | Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные ууд) | Д/З | Дата | ||||
| план | факт | |||||||||
Раздел 1 . Безопасность человека в природных условиях.
| |||||||||||
1 | Природа и человек | 1 | 1. Основные причины возрастания потребности современного человека в общении с природой. 2. Особенности поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности. | Работа с иллюстрациями и текстом учебника Анализировать и оценивать опасности негативного поведения. Владеть понятиями «опасности на природе». | Л- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике. П- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Р- умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки. | П.1.1 | 4.09-9.09 | | |||
2 | Ориентирование на местности | 1 | 1. Основные элементы ориентирования на местности. 2. Способы определения сторон горизонта. 3. Определение сторон горизонта ночью по Полярной звезде | Ориентирование на местности; измерение расстояний на местности. Участие в совместном диалоге.
| Л- усвоение правил безопасного поведения. П- умение определять понятия, освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Р- умение определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | П 1.2 | 11.09.-16.09 | | |||
3 | Определение своего местонахождения и направления движения на местности. | 1 | 1. Общие способы определения своего местонахождения на местности. 2. Способы ориентирования карты. 3. Определение своего местонахождения по карте и направление движения на местности. | определять своё местонахождение на местности, ориентировать карту и двигаться в заданном направлении; усваивать навыки ориентирования | Л- усвоение правил безопасного поведения. П- умение использовать условные знаки и схемы для решения учебных и познавательных задач, освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Р- умение определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | П 1.3. | 18.09.23.09. | | |||
4. | Подготовка к выходу на природу. | 1 | 1. Требования к определению района похода, к маршруту и режиму движения. 2. Общие требования к подготовке туристического снаряжения для похода. Одежда туриста. 3. Аптечка первой помощи. | готовиться к однодневному выходу на природу, подбирать туристическое снаряжение и одежду в зависимости от условий похода, комплектовать аптечку первой помощи; подготовиться к активному отдыху на природе. | Л- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в опасных ситуациях. П- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками. Р- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | П1.4. | 25.09.-30.09 | | |||
5 | Определение места для бивака и организация бивачных работ. | 1 | 1. Определение места бивака. 2. Заготовка топлива и разведение костра. 3. Приготовление пищи в походе. | Знать как подбирать площадку для костра. Организация места ля костра Работа с топором. | Л- усвоение правил безопасного поведения, формирование основ экологической культуры. П- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, освоение приёмов действий в опасных ситуациях. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Р- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | П 1.5 | 2.10.-07.10. | | |||
6. | Определение необходимого снаряжения для похода. | 1 | 1.Правила выбора снаряжения и продуктов. 2. Основные медицинские препараты аптечки | Знать Общие требования к туристическому снаряжению. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Знать о способах предотвращения ситуации, когда. Необходимо применить аптечку. | П 1.6 | 09.10.-14.10. | | ||
| |||||||||||
7. | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. | 1 | 1. Актуальность обеспечения активного отдыха человека в современных условиях. 2. Значение соблюдения правил личной безопасности в походе. 3. Общие особенности пешеходного туризма.
| характеризовать общие правила безопасности во время активного отдыха на природе и особенности пешего туризма, сравнивать порядок движения туристов на равнинной местности и в горах; готовиться и безопасно вести в туристических походах
| Л- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения. П- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, освоение приёмов действий в опасных ситуациях. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать своё мнение. Р- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения, умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | П 2.1. | 16.10-21.10. | | |||
8. | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. | 1 | Объяснять, какие существуют возрастные ограничения для юных туристов | Сравнивать основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. | Л- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения. Р:Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы | П 2.2. | 23.10-30.10. | | |||
9. | Подготовка и проведение лыжных походов. | 1 | Правильно готовиться к лыжному походу. | Объяснять, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. | Л- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения. Р:Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы | П 2.3. | 6.11-11.11. | | |||
10.
| Водные походы и обеспечение безопасности на воде. | 1 | Характеризовать основные особенности подготовки к водному туризму. | Уметь подготовиться к водному походу. | Л- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения. Р:Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы. | П 2.4. | 13.11-18.11. | | |||
11. | Велосипедные походы и безопасность туристов. | 1 | Объяснять, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов. | Уметь подготовиться к велосипедному походу, оказать помощь при травме. | Л- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения. Р:Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы. | П 2.5 | 20.11-25.11. | | |||
|
| ||||||||||
12. | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. | 1 | 1. Дальний и выездной туризм и личная безопасность человека. 2. Общие правила подготовки к дальнему и выездному туризму. 3. Акклиматизация и факторы, на неё влияющие.
| Составлять план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании по маршруту. | Л- формирование понимания ценности здорового образа жизни, усвоение правил индивидуального безопасного поведения. П- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Р- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | П 3.1 | 27.11-02.12. | | |||
13. | Акклиматизация человека в различных климатических условиях. | 1 | 1. Особенности климатических условий в горах. 2. Влияние высоты на организм человека. Горная болезнь. 3. Особенности акклиматизации в горах. | Характеризовать особенности акклиматизации человека в горах. Различать факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях | Л- усвоение правил индивидуального безопасного поведения. П- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками. Р- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | П 3.2 | 04.12-09.12. | | |||
14. | Акклиматизация человека в горной местности. | 1 | 1. Особенности климатических условий в горах. 2. Влияние высоты на организм человека. Горная болезнь. 3. Особенности акклиматизации в горах. | Характеризовать особенности акклиматизации человека в горах. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации | Л- усвоение правил индивидуального безопасного поведения. П- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками. Р- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | П 3.3 | 11.12-16.12 | | |||
15. | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. | 1 | 1. Общие меры по обеспечению безопасности пассажиров при их следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
| Анализировать порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. | Л- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения на транспорте. П- умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, освоение приёмов действий в опасных ситуациях. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Р- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения. | П 3.4 | 18.12.-23.12. | | |||
16. | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. | 1 | 1. Общие меры по обеспечению безопасности пассажиров при их следовании к местам отдыха различными видами транспорта. 2. Обеспечение личной безопасности пассажира при перемещении к месту отдыха в автомобиле, на железнодорожном транспорте.
| Анализировать порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха водными видами транспорта. Различать факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. | Л- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения на транспорте. П- умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, освоение приёмов действий в опасных ситуациях. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Р- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения.
| П 3.5. | 25.12.-27.12 | | |||
17. | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. | 1 | 1. Обеспечение безопасности пассажиров на воздушном транспорте. 2. Общие правила поведения пассажира после посадки в самолёт. 3. Рекомендации по безопасному поведению пассажира при возникновении аварийной ситуации в полёте. | Анализировать порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушными видами транспорта. Различать факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. | Л- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения на транспорте. П- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, освоение приёмов действий в опасных ситуациях. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Р- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля и самооценки. | П 3.6. | 11.01.-13.01. | | |||
| |||||||||||
18 . | Автономное существование человека в природе. | 1 | 1. Общие понятия об автономном существовании человека в природной среде. 2. Добровольная автономия человека (группы людей) в природной среде и её возможные цели. 3. Рекомендации по правилам безопасного поведения в
| Анализировать порядок обеспечения личной безопасности при автономном существовании человека в природе. Различать понятия добровольной и вынужденной изоляции человека. | Л- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. П- умение определять понятия, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Р- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
| П 4.1. | 15.01.-20.01. | | |||
19. | Добровольная автономия человека в природной среде. | 1 | 1. Общие понятия об автономном существовании человека в природной среде. 2. Добровольная автономия человека (группы людей) в природной среде и её возможные цели.
| Анализировать порядок обеспечения личной безопасности при добровольном автономном существовании человека в природе. Соблюдать меры безопасности в данных условиях | . Л- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. П- умение определять понятия, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Р- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | П 4.2. | 22.01.-27.01. | | |||
20. | Вынужденная автономия человека в природной среде. | 1 | 1. Сооружение временного укрытия из подручных средств. 2. Способы добывания огня. 3. Способы обеспечения питьевой водой и пищей. | Анализировать порядок обеспечения личной безопасности при вынужденном автономном существовании человека в природе. Соблюдать меры безопасности в данных условиях. | Л- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. П- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Р- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения. | П 4.3. | 29.01.-3.02. | | |||
21. | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | 1 | 1. Сооружение временного укрытия из подручных средств. 2. Способы добывания огня. 3. Способы обеспечения питьевой водой и пищей. | Анализировать сложившуюся ситуацию и уметь принять грамотное решение. Соблюдать меры безопасности в данных условиях. | Л- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. П- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Р- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения. | П 4.4 | 05.02.-10.02 | | |||
| |||||||||||
22. | Опасные природные явления. | 1 | 1. Влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде. 2. Безопасное поведение во время грозы. 3. Безопасное поведение во время пурги. | Анализировать сложившуюся ситуацию и уметь принять грамотное решение. Соблюдать меры безопасности в данных условиях. | Л- усвоение правил индивидуального безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера, угрожающих жизни и здоровью людей. П- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, освоение приёмов действий в опасных ситуациях. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Р- умение определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | П 5.1. | 12.02.-17.02 | | |||
23. | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | 1 | 1. Встреча с дикими животными в природных условиях и безопасность. 2. Рекомендации специалистов по безопасному поведению в природных условиях при встрече с дикими животными. | Анализировать сложившуюся ситуацию и уметь принять грамотное решение. Соблюдать меры безопасности в данных условиях. | Л- усвоение правил индивидуального безопасного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. П- умение строить логическое рассуждение, освоение приёмов действий в опасных ситуациях. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение. Р- умение определять способы действий в опасных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | П 5.2. | 19.02.-24.02 | | |||
24. | Укусы насекомых и защита от них. | 1 | 1. Кровососущие насекомые и средства защиты от них. 2. Жалящие насекомые и защита от них. 3. Пчелы и осы, опасность их укуса, места обитания.
| Анализировать сложившуюся ситуацию и уметь принять грамотное решение. Соблюдать меры безопасности в данных условиях. | Л- усвоение правил индивидуального безопасного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. П- умение строить логическое рассуждение, освоение приёмов действий в опасных ситуациях. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение. Р- умение определять способы действий в опасных ситуациях, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, владение основами самоконтроля, самооценки | П 5.3. | 26.02.-3.03 | | |||
25. | Клещевой энцефалит и его профилактика. | 1 | 1. Клещи, опасность их укуса, места обитания. 2. Клещевой энцефалит – опасное вирусное заболевание. Пути заражения. | Анализировать сложившуюся ситуацию и уметь принять грамотное решение. Соблюдать меры безопасности в данных условиях. | Л- усвоение правил индивидуального безопасного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. П- умение строить логическое рассуждение, освоение приёмов действий в опасных ситуациях. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение. Р- умение определять способы действий в опасных ситуациях, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, владение основами самоконтроля, самооценки | П 5.4. | 05.03.-10.03. | | |||
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
| |||||||||||
26. | Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. | 1 | 1. Понятие «личная гигиена». 2. Требования правил личной гигиены в природной среде. 3. Элементарные знания и умения в оказании ПП. | Анализировать сложившуюся ситуацию и уметь принять грамотное решение. Уметь оказать первую медицинскую помощь в природных условиях. | Л- формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. П- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками. Р- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | П 6.1. | 12.03.-17.03. | | |||
27. | Оказание первой помощи при травмах. | 1 | 1. ПП при ссадинах и потертостях. 2. ПП при ушибах. 3. ПП при вывихах. 4. ПП при растяжениях и разрывах связок.
| Анализировать сложившуюся ситуацию и уметь принять грамотное решение. Уметь оказать первую медицинскую помощь в природных условиях | Л- усвоение правил индивидуального безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. П- освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Р- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия. | П 6.2 | 19.03.-24.03. | | |||
28.
| Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | 1 | 1. Солнечный удар. 2. Тепловой удар. 3. Отморожение. 4. Ожог. | Анализировать сложившуюся ситуацию и уметь принять грамотное решение. Уметь оказать первую медицинскую помощь в природных условиях | Л- усвоение правил индивидуального безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. П- освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Р- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия. | П 6.3. | 02.04.-07.04. | | |||
29. | Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. | 1 | 1. Оказание ПП при укусе ядовитой змеи. 2. Оказание ПП при укусах насекомых. | Анализировать сложившуюся ситуацию и уметь принять грамотное решение. Уметь оказать первую медицинскую помощь в природных условиях | Л- усвоение правил индивидуального безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. П- освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Р- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия. | П 6.4. | 09.04.-14.04. | | |||
7.Здоровье человека и факторы, на него влияющие. | |||||||||||
30. | Здоровый образ жизни и утомляемость. | 1 | 1. Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека. 2. Утомление, его причины и возможные последствия. Профилактика утомления.
| Знать факторы, влияющие на здоровье человека. Иметь представление о здоровом образе жизни человека. | Л- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. П- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Р- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | П 7.1. | 16.04.-21.04 | | |||
31. | Компьютер и его влияние на здоровье. | 1 | 3. Роль компьютера в жизни современного человека. 4. Влияние работы за компьютером на здоровье человека.
| Анализировать факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Иметь представление о здоровом образе жизни человека. | Л- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. П- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, Р- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | П 7.2. | 23.04.-28.04 | | |||
32. | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | 1 | 1. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. 2. Влияние производственной деятельности человека на природную среду.
| Анализировать факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Иметь представление о здоровом образе жизни человека. | Л- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. П- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Р- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,. | П 7.3. | 30.05.-0.05. | | |||
33. | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. | 1 | 1. Социальное развитие человека. Формирование социальной зрелости школьника. 2. Психоактивные вещества и наркотики. 3. формирования наркотической зависимости.
| Анализировать факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Иметь представление о здоровом образе жизни человека. | Л- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. П- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Р- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | П 7.4. | 07.05.-12.05. | | |||
34. | Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика. | 1 | 1. Наркомания и её распространение. 2. Первая проба наркотика – начало развития наркомании. 3. Четыре правила «Нет наркотикам!» | Анализировать факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Иметь представление о здоровом образе жизни человека. | Л- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. П- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы, формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. К- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Р- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | П 7.5 | 14.05.-19.05 | | |||
35. | Повторение
| 1 |
|
|
|
| | 21.05.-27.05. | |
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная литература
Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М. Просвещение, 2011.
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Система заданий 5 – 9 классы. /Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2008.
Латчук В.Н., Миронов С.К. Справочник по ОБЖ безопасность при пожарах. – М:,Дрофа, 2010.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Система заданий 5 – 9 классы. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М:, Просвещение, 2013.
ТСО: Ноутбук , Проектор, Экран, Плакаты
Интернет ресурсы:
• http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
• http://www.emercom.gov.ru – МЧС России;
• http://www.1september.ru – Издательский дом «1 сентября»;
• http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
• http://www.alleng.ru и http://www.alleng.ru/edu/saf.htm – Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности;
• http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html – Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ – МЧС России;
• http://www.hardtime.ru – Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 классе
обучающийся научится:
• адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
• готовиться к туристическим походам;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
• адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
• добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
• добывать и очищать воду в автономных условиях;
• добывать и готовить пищу в автономных условиях;
• сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
• подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
• характеризовать безопасный и здоровый образ жизни;
• классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
• планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
• выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
• использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
• классифицировать средства оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при ушибах;
• оказывать первую помощь при растяжениях;
• оказывать первую помощь при вывихах;
• оказывать первую помощь при ожогах;
• оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
• оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
• оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей;
обучающийся получит возможность научиться:
• безопасно использовать средств индивидуальной защиты велосипедиста;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
• готовиться к туристическим поездкам;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
• анализировать влияние вредных привычек и факторов на состояние своего здоровья;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
• использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
• усваивать приёмы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
• творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.