«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по литературному чтению.

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс УМК Планета Знаний

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тематическое планирование по литературному чтению.

По учебнику Э.Э.Кац.

3 класс.

УМК «Планета Знаний»



№ урока

Тема урока

Цели и задачи урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

Уж небо осенью дышало… - 15 часов

1-4

К.Г.Паустовский

«Барсучий нос»

Часть 1

с.3-9

Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарём синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы её выражения. Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приёмы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения.

Выразительно читать, передавать нужную интонацию. Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства. Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Определять и оценивать позиции литературных героев. Выявлять главную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. Различать сказку и рассказ.

***

Составлять план рассказа. Пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарём. Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на тему.

5-6

И.А.Бунин

«Листопад»

с.10-12

Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приёмами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные.

7-8

М.М.Пришвин

«Хрустальный день»

«Капитан- паук» «Недосмотренные грибы»

с.13-15

Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту.

9

Н.Рубцов

«У сгнившей лесной избушки…»

с.16-17

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

10-12

К.Г.Паустовский

«Подарок»

с.18-23

Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства.

13-14

Вн. чтение

Осень в произведениях русских писателей

с.26-29

Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств.

15

Картинная галерея

И.И.Левитан

«Лесное озеро»

с.24-25

Развитие интереса к творчеству конкретного художника.

Народные сказки – 16 часов

16-18

«Семь Симеонов»

(русская народная сказка)

с.30-39

Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту.

Выразительно читать. Читать по ролям. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений. Продолжать сюжет произведения.

***

Составлять план рассказа. Находить нужные книги в библиотеке. Ориентироваться в сборниках произведений. Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках. Уважать культуру разных народов. Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану. Подбирать репродукции картин на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

19-21

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

(русская народная сказка)

с.40-49

Формирование умений выявлять особенности героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений.

22-23

Вн. чтение

Русские народные сказки

с.68-79

Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении.

24

Картинная галерея

В.М.Васнецов

«Иван-царевич на сером волке»

с.66-67

Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине.

Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур.

25-26

«Жаба-королева»

(литовская народная сказка)

с.51-53

27-28

«Птица Кахна»

(таджикская народная сказка)

с.54-57

29

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)

с.58-65

30-31

Вн. чтение

Сказки народов мира

с.80-83

Поэтические страницы – 6 часов

32-33

А.С.Пушкин

«У лукоморья дуб зелёный…»

(отрывок)

с.86-87

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного.

Выразительно читать лирическое произведение. Привлекать читательский опыт. Определять своё впечатление от прочитанного. Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.

***

Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам. Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле).

34

Ю.Мориц

«Песенка про сказку»

с.88-89

Развитие интереса к другим родам искусства – музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства.

35

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)

с.90-91

36-37

Г.Сапгир

«Сны»

с.92-93

О мужестве и любви – 11 часов

38-40

В.Белов

«Верный и Малька»

«Малька провинилась»

«Ещё раз про Мальку»

с.95-100

Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять своё и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным.

Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для поддержания своей позиции. Определять своё и авторское отношение к героям. Рассказывать по плану, от лица персонажа. Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.

***

Формировать представления о нравственных категориях. Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации. Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусства (кино, театр).

41

И.С.Тургенев

«Воробей»

с.101-102

42-44

Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»

с.103-112

45-46

Л.Н.Толстой

«Прыжок»

(быль)

с.113-117

47-48

Вн.чтение

Е.Шварц «Два брата»

В.Каверин «Песочные часы»

с.118-123

Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев.

Зимы ждала, ждала природа… - 8 часов

49

С.Есенин

«Разгулялась вьюга…»

с.124-125

Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения. Формирование умений сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства.

Выразительно читать. Заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать эпитеты, синонимы, антонимы. Находить олицетворения в тексте. Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.

***

Анализировать собственные переживания и находить их причины. Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства. Находить в библиотеке книги заданной тематики.

50-52

А.С.Пушкин

«В тот год осенняя погода…» «Зимнее утро»

«Зимняя дорога»

с.126-131

53

Ф.И.Тютчев

«Чародейкою Зимою…»

С.132

54

Картинная галерея

Н.Крылов

«Зима»

с.136-138

Обогащение знаний об особенностях народного быта.

55-56

Вн.чтение

Зима в произведениях разных жанров

с.136-138

Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы.

Авторские сказки – 4 часа

57-60

А.С.Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

с.139-167

Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям.

Составлять план рассказа по теме. Определять тему и главную мысль произведения. Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок. Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам. Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения.

***

Формировать нравственное чувство и нравственное сознание.

Авторские сказки (продолжение) – 8 часов

61-63

Х.К.Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Часть 2

с.3-12

Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного героя.

Придумывать вопросы к произведению. Характеризовать внутреннее состояние героев. Определять отношение автора к персонажам. Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.

***

Пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарём. Находить нужную книгу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге. Внимательно относиться к переживаниям других людей.

64-65

Л.Н.Толстой

«Царь и рубашка»

с.13-15

66-68

Вн. чтение

Х.К.Андерсен

«Сказки»

Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу.

Басни – 11 часов

69-71

О.Мандельштам

«Муха»

Эзоп «Мухи»

«Кошка и мыши»

с.23-25

Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.

Выразительно читать басню. Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения. Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт. Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров.

***

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

72-73

Л.Н.Толстой

«Отец и сыновья»

«Лгун»

с.26-27

74-77

И.А.Крылов

«Лебедь, щука и рак»

«Слон и Моська»

«Две бочки»

с.28-32

78-79

Пословицы

с.33

Формирование умений понимать смысл пословиц: использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц.

Братья наши меньшие – 15 часов

80-83

А.П.Чехов

«Белолобый»

с.38-45

Формирование умений объяснять своё отношение к прочитанному; выделять приёмы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.

Выразительно читать. Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста. Определять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме. Определять приёмы, использованные писателем для создания персонажа произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ.

***

Находить в библиотеке книги заданной тематики. Внимательно и бережно относиться к живой природе.

84-87

М.М.Пришвин

«Лимон»

с.46-51

88-89

Л.Н.Толстой

«Лев и собачка»

с.52-53

90-91

К.Г.Паустовский

«Кот Ворюга»

с.54-59

92-93

Вн.чтение

Книги о животных

Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе.

94

Картинная галерея

Б.Мурильо

«Мальчик с собакой»

с.66-67

Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами.

О совести и долге – 12 часов

95-97

Ю.Яковлев

«Полосатая палка»

(в сокращении)

с.68-75

Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст.

Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы. Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста. Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним. Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать своё отношение к нему.

***

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Использовать разные источники информации. Работать с аппаратом книги. Участвовать в диалоге.

98-100

А.Платонов

«Разноцветная бабочка» (легенда)

с.76-87

101

А.Кешоков

«Мне больно, мальчики»

с.88

102-104

К.Г.Паустовский

«Тёплый хлеб»

с.89-101

105-106

Вн.чтение

Сказки К.Г.Паустовского

Читальный зал

с.102-106

весна пришла – 8 часов

107-108

«Жаворонушки…»

«Берёзонька»

(народные песни)

с.107-108

Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения.

Выразительно читать лирическое произведение. Участвовать в инсценировании. Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения. Создавать устно и письменно произведения разных жанров.

***

Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств. Выражать своё отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках.

109

А.А.Фет

«Весенний дождь»

с.109

Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение». Развитие устного и письменного творчества учащихся.

110

М.М.Пришвин

«Лесная капель»

с.110-111

111

К.Д.Бальмонт

«Золотая рыбка»

с.112-113

112

А.А.Фет

«Рыбка»

с.114

113-114

Вн.чтение

Народные песни

Читальный зал

с.115-117

И в шутку и всерьёз – 19 часов

115

Шутки-прибаутки

с.118-119

Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица. Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему.

Определять главную мысль произведения. Пересказывать сжато от лица персонажа. Задавать вопросы. Составлять план по теме. Определять своё отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.

***

Работать со словарями и другими источниками информации. Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства. Знакомиться с детской периодической литературой.

116-117

«Болтливая баба»

(русская народная сказка)

с.120-125

118-121

А.Линдгрен

«Как Эмиль угодил головой в супницу»

с.126-133

122-123

С.Маршак

«Про двух соседей»

«Старуха, дверь закрой!»

с.134-137

124-127

М.Зощенко

«Великие путешественники»

с.138-147

128-129

Картинная галерея

З.Серебрякова

«За обедом»

с.148-149

Развитие интереса к творчеству конкретного художника.

130-133

Вн.чтение

А.Линдгрен

«Приключения Эмиля из Лённеберги»

Детская периодическая литература

Формирование умения работать с книгой. Обучение самостоятельной работе с детской периодической литературой.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3 класс

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального государственного стандарта 2 поколения начального общего образования и авторской программы курса «Литературное чтение» Э.Э.Кац.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план М БОУ СОШ №25 предусматривает обязательное изучение предмета «Литературное чтение».

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№25 на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 4 часа в неделю, 133 часа в год, так как уроки выпадают на праздничные дни.



Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативных документов:


  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. №373 в ред приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

  • Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993;

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  • Устав МБОУ СОШ № 25;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

  • Авторская программа курса «Литературное чтение» 1-4 классы Э.Э.Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы». УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.)

  • Учебный план образовательного учреждения МБОУ СОШ№25 на 2017/2018 учебный год.


Цель:

- формирование личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной;

-формирование навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.


Задачи:

- формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умение пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

- развитие воображения, творческих способностей;

- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

- обогащение представлений об окружающем мире.



Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

к концу 3 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • умение оценивать свое отношение к учебе;

  • уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление об общих нравственных категориях у разных народов;

  • нравственное чувство и чувственное сознание;

  • умение анализировать свои переживания и поступки;

  • способность к самооценке;

  • эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

  • бережное отношение к живой природе;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

  • пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

  • рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

  • привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

  • определять и оценивать позиции литературных героев;

  • выявлять тему и главную мысль произведения;

  • сопоставлять героев, идеи разных произведений;

  • составлять план рассказа;

  • определять свое и авторское отношение к героям;

  • формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.



Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • продолжать сюжет произведения, историю героя;

  • участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

  • выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

  • находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

  • использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • соотносить свои действия с поставленной целью;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • планировать свои учебные действия;

  • анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

  • составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

  • планировать свою читательскую деятельность;

  • планировать свою деятельность при реализации проекта.


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сравнивать произведения и героев;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • свободно ориентироваться в аппарате учебника;

  • находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления;

  • выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

  • находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

  • сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

  • ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

  • находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

  • извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

  • знакомиться с детской периодической литературой.



Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

  • сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

  • овладевать диалогической формой речи;

  • формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.



















Содержание программы

Основные содержательные линии

Содержание

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало…»

К.Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И Бунин «Листопад»; Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М.Пришвин из книги «Лесная капель»; А.Фет «Осенняя роза»4 А.Жигулин «Загорелась листва на берёзах…»



Народные сказки

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».


Поэтические страницы

А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю.Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г.Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К.Бальмонт «У чудищ»; С.Островой «Сказки».


О мужестве и любви

В.Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И.Тургенев «Воробей»; Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л.Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В.Астафьев «Белогрудка»; Е.Винокуров «Со мной в одной роте».



«Зимы ждала, ждала природа…»

С.Есенин «Разгулялась вьюга»; А.Пушкин «в тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф.Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И.Бунин «Первый снег»; А.Твардовский «Утро»; М.Пришвин из книги «Глаза земли».


Авторские сказки

А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л.Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х.К.Андерсен «Штопальная игла»; С.Седов «Король красуется».



Басни


О.Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «кошка и мыши»; Л.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л.Толстой «Комар и лев»; И.Крылов «Мышь и Крыса».


Братья наши меньшие

А.Чехов «Белолобый»; М.Пришвин «Лимон»; Л.Толстой «Лев и собачка»; К.Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А.Куприн «Завирайка».



О совести и долге

Ю.Яковлев «Полосатая палка»; А.Платов «Разноцветная бабочка»; А.Кешоков «Мне больно, мальчики»; К.Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К.Ушинский «Слепая лошадь»; Р.Сеф «Добрый человек».



Весна пришла

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А.Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К.Бальмонт «Золотая рыбка»; М.Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В.Астафьев «Весенний остров»; О.Дриз «Как сделать утро волшебным».



И в шутку, и всерьёз

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С.Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М.Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А.Усачёв «На чём держится Земля»; А.Дорофеев «Укушенные».



Навык и культура чтения


Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами. Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.



































Нормы  оценки  знаний,  умений  и  навыков  учащихся   по  литературному  чтению

Тесты

Оценка «5» - ученик  набрал  9-10  баллов  (90 -100%);

Оценка «4» - ученик  набрал  7 -8  баллов (89 – 70%);

Оценка «3» - ученик  набрал  5 -6  баллов (69 – 50%);

Оценка «2» - ученик  набрал    3-4  балла (49 – 30%);

Оценка «1» - ученик  набрал  менее  3  баллов( менее  30%).

Литературные диктанты

Количество  слов во  2  классе 5-10, в 3 классе — 10-12, в 4 классе — 12-15.

Оценка «5» — если в работе нет ошибок;

Оценка «4» — если в работе одна ошибка;

Оценка «3» — если в работе две ошибки;

Оценка «2» — если в работе три  ошибки;

Оценка «1» -    если  в  работе четыре  ошибки.

Навыки  чтения (темп, способ, правильность, понимание)

1  класс

В 1 классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока  медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».

Оценка «читаешь хорошо» - ученик читает целыми   словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам,  отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение  в  словах,  не допускает ошибок, темп чтения - 25-30 слов и минуту.

Оценка «читаешь хорошо, но есть ошибки» - ученик читает  целыми словами и слогами, отчетливо произносит  звуки  и   слова, но допускает 1-2 ошибки, темп чтения  20- 25 слов в минуту.

Оценка «читаешь пока медленно и с ошибками...» — ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок, темп чтения — 15-20 слов в минуту или ниже.

2 класс

Оценка «5» — ученик читает целыми словами, отчетливо  произносит читаемые слова; темп чтения - не менее  50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зави симости от знака препинания, дает полные ответы на во просы по содержанию прочитанного текста.

Оценка «4» — ученик читает более 40 слов в минуту це лыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, вер но передает содержание прочитанного (частично при по мощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.

Оценка «3» — ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Оценка «2» — ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 30 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Оценка  «1» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 20 слов в минуту;  не  передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

3 класс

Оценка «5» — ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в ми нуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

Оценка «4» — ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.

Оценка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.

Оценка «2» —— ученик читает целыми словами со скоростью не менее 35 слов в минуту, часто  переходит на слоговое чтение; делает не более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 3-4 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Оценка  «1» —— ученик читает целыми словами со скоростью  менее 35 слов в минуту, по  слогам; делает  более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает более  4  ошибок; темп чтения молча  меньше 60 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «2».

4 класс

 Оценка «5» — ученик читает целыми словами со ско ростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного,

  для этого необходимые части  прочитанного текста.

Оценка «4» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мне ние о прочитанном.

Оценка «3» — ученик читает целыми словами со ско ростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 80  слов молча; определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе про читанного; рассказ о герое составляет по плану, предло жен ному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

 

Оценка  «2» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 50 слов в минуту вслух и не меньше 70  слов молча;  не определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного  с помощью учителя; рассказ о герое  не составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание,  но   может ответить не  на  все   вопросы.

Оценка  «1» — ученик читает целыми словами со скоростью  меньше 50 слов в минуту вслух и  меньше 70  слов молча;  не определяет основную мысль произведения; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое  не составляет,  не  понимает содержание.

 Выразительность чтения

Отметка «4» — ученик читает четко, соблюдает смысло вые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысло вые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка  «2» — ученик читает тихо, не  выделяет смысловые паузы и логические ударения,  темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «1» — ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «2».

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

  Работы  с  заданиями  приблизительно  одинаковой  сложности  можно  оценить  по  сумме  верных  ответов.

«5» - если  все  задания  выполнены  верно;

«4» - если  выполнено  не  менее  ¾  всех  заданий;

«3» - если  выполнено  не  менее  ½  всех  заданий;

«2» - если  выполнено    менее  1/2  всех  заданий;

«1» - если  задание  не  выполнено  совсем.

 Устные ответы

   

  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

      При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

- полнота и правильность ответа;

- степень осознанности, понимания изученного;

- языковое оформление ответа.

   

 

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

   

 Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

 

   Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1.излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2.не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

     

  Оценка  «1»  ставится,  если  ученик  совсем  не  отвечает.

 

  Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Оценка  «1»- совсем  не  знает  стихотворение.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Оценка  «1» - допущены  ошибки  по  всем  требованиям.

 Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка «1» - допущены  ошибки  по  всем  требованиям

                Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Оценка  «1» - совсем  не  пересказывает,  даже  по  вопросам  учителя.

















Методическое оснащение.


Для учащихся:

1. Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 3 ч.

2. Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2,№3


Для учителя:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2011г.

2. Э.Э. Кац . Обучение во 3 классе по учебнику «Литературное чтение» Методические рекоменданции.

   

           

   

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Литературное чтение» изучается в третьем классе

136 часов (4 часа в неделю)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется

в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и

милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил

межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя

частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде

обитания человека,

и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного

отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений

литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение

ребѐнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,

проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных

явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из

задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и

образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию

эмоционально-позитивного

отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние

нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребѐнка

играет его учебная деятельность. В процессе еѐ организации средствами учебного предмета у

ребѐнка

развиваются

организованность,

целеустремлѐнность,

ответственность,

самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному

труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя

страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: еѐ истории, языку, культуре, еѐ жизни и еѐ

народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к еѐ прошлому и настоящему,

готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребѐнком себя не только гражданином России, но и

частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,

сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее