Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА И
РЕКОМЕНДОВАНА к
Утверждению МО СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Учителей начальных Заместитель директора Директор _____________
Классов по УВР_______________ Н.А.Велиц
Протокол от Н.С.Пушкарева Приказ от 31.08.2018г. №1
29.08.2018гг№ 1
Рабочая программа
начального общего образования
учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
для 2 класса
2018 -2019 учебный год
Составитель:
Неводова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол от 31.08.2018 г. №1
с. Нижние Бузули
2018 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по программе «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной на основе предметной линии системы «Перспектива» (Москва «Просвещение»,2011г).
Цели обучения литературному чтению:
-развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Задачи:
1.Создание условий для достижения обучающимися, личностных, метапредметных и предметных результатов по литературному чтению.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
3. Развитие коммуникативных умений. 4. Развитие нравственных и эстетических чувств. 5. Развитие способностей к творческой деятельности.
Рабочая программа рассчитана в соответствии с учебным планом, с учётом школьного компонента на 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию 2 класса будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
первоначальные представления о нравственных понятиях (добро, доброжелательность, терпение, уважение, дружба, друг, товарищ, приятель);
умение отвечать на вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая дружба?», «Как найти друзей?», «Что значит поступать по совести?»;
умение хранить традиции своей семьи, своей Родины;
умение видеть красоту родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться своей страной;
умение понимать ценность книги;
умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
стремление к успешной учебной деятельности;
умение проверять себя и самостоятльно оценивать свои достижения.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;
знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
предполагать на основе чтения названия раздела, какие произведения будут в нём представлены;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план действий (совместно с учителем);
уметь работать в соответствии с заявленным планом;
уметь корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;
вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.
Учащиеся получат возможность научиться:
находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;
участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он, какой он);
делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
сравнивать прозаический и поэтический тексты;
наблюдать, как с помощью красок художник передаёт свои чувства и настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать текст про себя и понимать прочитанное;
самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части;
пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
характеризовать представленную на выставке книгу;
организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
самостоятельно составлять аннотацию;
самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
пользоваться алфавитным и систематическим каталогами.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
определять особенности сказочного текста;
характеризовать героя произведения;
самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
различать прозаический и поэтический тексты;
наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт свои чувства и настроение;
находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
находить в тексте лирического стихотворения под руководством учителя средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности;
выявлять особенности героя художественного рассказа;
выявлять особенности юмористического произведения;
находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
придумывать самостоятельно тексты по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
составлять самостоятельно тексты разных жанров;
писать отзыв на книгу.
Результаты изучения литературного чтения
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Формирование эстетических чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
Содержание. 170ч
Раздел | Кол- во часов | Основные содержательные линии |
Вводный урок. | 1 | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. |
Любите книгу. | 11 | 1.Вводный урок. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга – учитель… 2.Г. Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах. 3.Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. 4. Н. Кончаловская. В монастырской келье… 5.Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. 6.Мои любимые художники- иллюстраторы: Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин. 7.Самостоятельное чтение. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения. 8.Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. 9.Обобщение по разделу «Любите книгу» |
Краски осени | 17 | 1.Вводный урок. Основные понятия раздела: сравнение, сборник. 2. Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. 3. Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи. 4. А. Майков. Осень. С. Есенин. Закружилась листва золотая…Ф. Васильев. Болото в лесу. Эпитет и сравнения - средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах. 5. И. Токмакова. Опустел скворечник… А. Плещеев. Осень наступила… Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения. 6. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. 7.Народные приметы. Осенние загадки. 8. Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе 9.Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь. 10.Семейное чтение. С. Образцов. Стеклянный пруд. Создание текста по аналогии. 11.Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень». 12. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 13 Контрольная работа. |
Мир народной сказки | 23 ч | 1.Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. 2.Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль 3.Русская народная сказка. Заячья избушка. Рассказывание сказки по серии иллюстраций. 4.Русская народная сказка. Лисичка- сестричка и серый волк. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Восстановление событий сказки на основе рисунков.
5.Корякская сказка. Хитрая Лиса. Сравнение героев сказок. 6. Русская народная сказка. Зимовье зверей. Чтение сказки по ролям. 7.Русская народная сказка. У страха глаза велики. Составление плана сказки. 8.Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок. 9.Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. 10.Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка. Идэ. Главная мысль сказки. 11.Семейное чтение. Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Анализ сказки по вопросам учебника. 12.Нанайская сказка. Аога. Выразительное чтение диалога. 13.Ненецкая сказка. Кукушка. Сравнение событий сказки. 14.Маленькие и большие секреты страны Литературии.. 15.Наш театр. Лиса и журавль. Инсценирование сказки. 16.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение описания лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений. 17. Контрольная работа. |
Весёлый хоровод | 12 | 1.Вводный урок. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. 2.Б.Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине. 3.Проект. Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии. 4.Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. 5.Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных. 6.Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей. 7.Самостоятельное чтение. Д.Хармс. Весёлый старичок. Небывальщина. 8. Семейное чтение. К.Чуковский. Путаница. Небылица. 9.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 10. Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод» |
Мы – друзья. | 12 | 1.Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. 2.Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. Настоящий друг. В.Орлов «Настоящий друг» 3.Сочинение на основе рисунков. 4.Н.Носов. На горке. Подробный пересказ от имени героя. 5.Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. 6.Самостоятельное чтение. С. Михалков. Как друзья познаются. Главная мысль. 7.Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Обсуждение проблемы «Как найти друзей» 8.Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек. Обсуждение содержания рассказа. 9.Наш театр. И.А. Крылов. Стрекоза и Муравей. Инсценирование. 10. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
Здравствуй, матушка- зима! | 13 | 1.Вводный урок. Основное понятие раздела: выразительное чтение. 2.Проект. Готовимся к новогоднему празднику. 3.Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин. Вот север тучи нагоняя… Ф Тютчев. Чародейкою Зимой. С. Есенин. Берёза. Поёт зима, аукает… Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. 4.Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. Рождественское. К. Фофанов. Ещё те звёзды не погасли… Рассказ о празднике. 5.К.Бальмонт. К зиме. Выразительное чтение. 6.С Маршак. Декабрь. Средства художественной выразительности: олицетворения. 7.А. Барто. Дело было в январе… Сказочное в лирическом стихотворении. 8. С. Дрожжин. Улицей гуляет…Выразительное чтение. 9. Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. 10. Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается… 11. Контрольная работа. |
Чудеса случают ся | 20 | 1.Вводный урок. Основное понятие раздела: литературная сказка. 2.Мои любимые писатели. Сказки А.Пушкина. 3.А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Герои сказки. Особенности литературной сказки. 4.А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке. Чему учит сказка? 5.Д.Мамин - Сибиряк. Алёнушкины сказки. Выставка книг. 6.Д.Мамин - Сибиряк. Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Особенности литературной сказки. 7.Д.Мамин - Сибиряк. Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Чему учит сказка? 8.Дж. Харрис Братец Лис и братец Кролик. Особенности литературной сказки 9.Дж. Харрис Братец Лис и братец Кролик.Сравнение литературных сказок. 10. Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена. Особенности литературной сказки. 11.Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. 12.Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского. 13. Самостоятельное чтение. К.Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки. 14. Семейное чтение. Л. Толстой. Два брата. 15. Наш театр. К. Чуковский. Краденое солнце. 16.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
Весна, весна! И всё ей радо! | 12 | 1.Вводный урок. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение. 2.Ф.Тютчев Зима недаром злится… Приём контраста в лирическом стихотворении. 3.Весна в лирических стихотворениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи. Сравнение произведений. 4.Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Составление вопросов на основе прочитанных произведений. 5.Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. 6.Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный. 7.Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна» 8.Семейное чтение. А. Майков Христос Воскрес! К. Крыжицкий. Ранняя весна. 9.Наш театр. С. Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование. 10.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 11. Контрольная работа. |
Мои самые близкие и дорогие. | 8 | 1.Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность. 2.Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение. 3.А. Барто. Перед сном. Р. Сеф. Если ты ужасно гордый… Рассказ о маме. Дж. Родари. Кто командует? Главная мысль. 4.Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме. 5.Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Разгром. Б. Заходер. Никто. 6.Семейное чтение. Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек. 7.Наш театр. Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. Инсценирование. 8. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
Люблю всё живое | 18 | 1.Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание. 2.Саша Чёрный. Жеребёнок. Авторское отношение к изображаемому. 3.С.Михалков. Мой щенок. Дополнение содержания текста. 4.Г.Снегирёв. Отважный пингвинёнок. Поступки героев. М. Пришвин. 5.Ребята и утята. Составление плана. 6.Е.Чарушин. Страшный рассказ. Составление плана на основе опорных слов. 7.Сравнение художественного и научно – познавательного текстов. Н. Рубцов. Про зайца. Заяц. (из энциклопедии) 8.Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов. С фотоаппаратом. 9.Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки. 10.Мои любимые писатели. В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка. Составление плана на основе опорных слов. 11.Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок 12.Семейное чтение. В. Сухомлинский. Почему плачет синичка? 13.Г. Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопросов к тексту. 14.Наш театр. В. Бианки. Лесной колобок- колючий бок. Инсценирование. Шутки – минутки. 15.В.Берестов. Заяц – барабанщик. Коза. 16.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу 17. Контрольная работа. |
Жизнь дана на добрые дела. | 21 | 1.Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. 2.Какие дела самые важные. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах. Заголовок. 3.Л.Яхнин. Пятое время года. Силачи. Заголовок. 4. В. Осеева. Просто старушка. Смысл заголовка. 5.Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. Не смей! 6. А. Гайдар. Совесть. Е Григорьева. Во мне сидит да голоса… Соотнесение Содержания рассказа, стихотворения с пословицей. В. Осеева. Три товарища. 7. Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести» И. Пивоварова. Сочинение. 9.Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме» 10. Мы идём в библиотеку. Рассказы Н. Носова. 11.Самостоятельное чтение. Н. Носов. Фантазёры. Чтение по ролям. 12.Н.Носов Фантазёры. Чтение по ролям. 13. Семейное чтение. И. Крылов. Лебедь, Щука и Рак. 14. Наш театр. С. Михалков. Не стоит благодарности. 15. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 16. Контрольная работа. |
Оценка навыка чтения вслух во 2 классе. «Перспектива» ФГОС (методические рекомендации)
Москва «Просвещение», 2012г
Общая оценка | Ответы учащихся по содержанию текста | Чтение без ошибок | Выразительность чтения | Темп чтения |
Результат положительный, подлежит положительной оценке | Понимание общего смысла прочитанного текста. Правильные ответы на вопросы:
| Наличие не более 4 – 5 ошибок, искажения слов, неправильная постановка ударений. | Умение делать паузы, соответствующие знакам препинания, использовать интонации, передающие характерные особенности речи героев. | Не менее 45 слов/ мин |
Результат отрицательный, необходима коррекция. | Непонимание общего смысла прочитанного текста | Наличие более 5 ошибок, искажения слов, неправильная постановка ударений | Монотонность чтения | Менее 45 слов /мин |
При проверке чтения оценивается способ чтения, правильность и осознанность, выразительность. Особое внимание обращается на осознанность чтения. Выставлять отметку по технике чтения во 2 классе не рекомендуется (в соответствии с ФГОС НОО)
Для проверки чтения вслух подбираются доступные по лексике и по содержанию незнакомые детям произведения. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (слово « средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Учащиеся читают вслух не менее 2 мин; чтобы получить результат чтения за минуту, количество прочитанных слов необходимо разделить на затраченное время. Результат можно занести в таблицу.
Проектная деятельность обучающихся:
1.Проект. Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии. 2. Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод». 3. Проект. Готовимся к новогоднему празднику. 4. Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается.
Использование резерва учебного времени: Из школьного компонента использован дополнительный 1 час в неделю (всего 34 часа за год).
Раздел. Основное количество часов. | Дополнено из регионального резерва | Итого количество часов в разделе |
Любите книгу - 9ч | 2 | 11 |
Краски осени - 13ч | 4 | 17 |
Мир народной сказки – 16ч | 7 | 23 |
Весёлый хоровод – 10ч | 2 | 12 |
Мы – друзья – 10ч | 2 | 12 |
Здравствуй, матушка- зима! – 11ч | 2 | 13 |
Чудеса случаются – 16ч | 4 | 20 |
Весна, 11ч весна! И всё ей радо!»- | 1 | 12 |
Люблю всё живое – 16ч | 2 | 18 |
Жизнь дана на добрые дела – 15ч | 6 | 21 |
Вводный урок и Обобщение за год | 1 +1 |
|
Структура рабочей программы предусматривает: увеличение количества часов учебных занятий практико – ориентированной направленности; моделирование программного содержания на основе современных образовательных технологий: технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, технологии развития критического мышления, технологии формирования правильного типа читательской деятельности М.С.Светловской, личностно- ориентированного обучения.
Литература для учителя.
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы. М.: Просвещение, 2011г
Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации - Смоленск: Ассоциация 19 век,2002г
Литературное чтение. Академический школьный учебник в 2 ч. 2 класс Перспектива. ФГОС. Сост. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2012г
Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи: 2 класс. Л.Ф. Климанова, Т.Ю.Коти,
Литературное чтение: Творческая тетрадь: 2 класс. Т.Ю. Коти М.: Просвещение, 2013г
Литературное чтение: Уроки чтения: 2класс/ М.В. Бойкина М.: Просвещение, 2012г
Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.
Полный школьный курс.1- 4 класс. Справочное пособие. Санкт- Петербург, изд. «Весь», 2010 г, с 299- 373: Чтение
(Литературоведческие термины, Детские писатели)
Ожегов С.И. «Словарь русского языка», М.,«Русский язык»,2005год
Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника: Книга для учителя.
Литература для обучающихся
1.Литературное чтение. Академический школьный учебник в 2 ч. 2класс. Перспектива. ФГОС. Сост. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий М.: Просвещение, 2012г
2. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи: 2 класс. Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти, М.: Просвещение, 2013г
3. Литературное чтение: Творческая тетрадь: 2 класс. Т.Ю. Коти М.: Просвещение, 2013г
Технические средства обучения
Автоматизированное рабочее место учителя (АРМ) (ноутбук, проектор, принтер- сканер)
Белая электронная доска SKOLA
ИКТ- м/п учителя.
Интернет – ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www. Festival.1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru
Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива»
Технологические карты. Литературное чтение. 2 класс. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiv
Печатные пособия:
Портреты писателей (5шт)
Репродукции картин художников (6шт)
Папка с памятками - понятия о средствах художественной выразительности.
Контрольно – измерительные материалы.
Тесты- срезы знаний.
Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе по системе «Перспектива» ФГОС, 2018- 2019уч. год 170 час (5часов в неделю)
№ п/п
| Дата проведения | Факти ческое прове дение урока | Колич часов | Раздел, тема | Универсальные учебные действия |
| |||||
1 |
|
| 1 | Вводный урок (1ч) Условные обозначения. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. | Предметные: Ориентироваться в учебнике. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. |
| |||||
|
|
|
| Любите книгу (11ч) |
|
| |||||
2 |
|
| 1 | Вводный урок. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга- учитель. | Предметные: - Использовать в активном словаре новые термины; - Выразительно читать произведение; - Выбирать и иллюстрировать отрывок из произведения. - Работать с художественным текстом. - Составлять рассказ о прочитанном произведении. Метапредметные: Познавательные: определять значение и смысл новых слов и понятий; - осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; - составлять пословицу о книге и объяснять её смысл; - Использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения. Регулятивные: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять задания по плану; - осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; - адекватно оценивать результат выполненного учебного задания; Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение и позицию; - взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; -согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.
|
| |||||
3 |
|
| 1 | Г.Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М.Горький о книгах. |
| ||||||
4, 5
|
|
| 2 | Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. |
| ||||||
6 |
|
| 1 | Рукописные книги Древней Руси. Н. Кончаловская. В монастырской келье… |
| ||||||
7 |
|
| 1 | Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. |
| ||||||
8 |
|
| 1 | Мои любимые художники- иллюстраторы: Владимир ЛебедевАлексей Пахомов, Евгений Чарушин. |
| ||||||
9 |
|
| 1 | Самостоятельное чтение. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения. |
| ||||||
10,
11 |
|
| 2 | Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. |
| ||||||
12 |
|
| 1 | Обобщение по разделу «Любите книгу» |
| ||||||
|
|
|
| Краски осени. (17ч) | УУД |
| |||||
13 |
|
| 1 | Вводный урок. Основные понятия раздела: сравнение, сборник. | Предметные: - Читать выразительно текст. - Работать с художественным текстом, используя алгоритм.- Формулировать значение слов « «сравнение», «эпитет», «олицетворение». - Составлять рассказ- описание об осенней природе, используя образные выражения. - Иллюстрировать произведение, отрывок из текста - Инсценировать произведение. - Составлять текст полезного совета. Метапредметные: Познавательные: - определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение; - сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение; - определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения и обосновывать своё мнение; - использовать разные источники информации для выполнения учебного задания; - анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к школьному празднику; - использовать приобретённые знания при составлении полезных советов «Как подготовиться к школьному празднику «Осенины». Регулятивные: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять учебное в соответствии с целью;
- выполнять задания по плану; - осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; Коммуникативные: - - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; -учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога |
| |||||
14 |
|
| 1 | Осень в художественных произведениях
А.Пушкина, С.Аксакова. |
| ||||||
15 |
|
| 1 | Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи. |
| ||||||
16,
17 |
|
| 2 | А.Майков. Осень. С. Есенин. Закружилась листва золотая…Ф. Васильев. Болото в лесу. Эпитет и сравнения- средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах. |
| ||||||
18 |
|
| 1 | И.Токмакова. Опустел скворечник… А.Плещеев. Осень наступила… Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения. |
| ||||||
19 |
|
| 1 | Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. |
| ||||||
20 |
|
| 1 | Народные приметы. Осенние загадки.
|
| ||||||
21, 22 |
|
| 1 1 | Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе |
| ||||||
23 |
|
| 1 | Самостоятельное чтение. Цвета осени. С.Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л.Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь. |
| ||||||
24, 25 |
|
| 2 | Семейное чтение. С.Образцов. Стеклянный пруд. Создание текста по аналогии. |
| ||||||
26, 27 |
|
| 2 | Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень». |
| ||||||
28 |
|
| 1 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
| ||||||
29 |
|
| 1 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа. (Проверить изученный материал по разделу «Краски осени») |
| ||||||
|
|
|
| Мир народной сказки (17ч +6) | Универсальные учебные действия |
| |||||
30 |
|
| 1 | Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. | Предметные: - Читать текст сказки осознанно, правильно, целыми словами, выразительно, без ошибок. - Работать с содержанием текста сказки. - Пересказывать сказку, используя план. - Читать сказку по ролям. - Инсценировать сказку. Метапредметные: Познавательные: - определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; - определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение; - определять особенности сказок и проводить их
сравнение по плану; - определять структуру сказки и обосновывать своё мнение; - формулировать вопрос и адекватно на него отвечать; Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. - Находить в тексте сравнения с помощью слов «будто», «как», «словно» -Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). Регулятивные умения: - выполнять учебное действие по плану; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; выполнять учебное действие в соответствие с целью;- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные: Проявлять интерес к народной сказке и её героям; - позитивное отношение к чтению народных сказок; - желание создать (написать) народную сказку. - Объяснять, что в сказке является правдой, а что вымыслом. |
| |||||
31 |
|
| 1 | Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль |
| ||||||
32 |
|
| 1 | Русская народная сказка. Заячья избушка. Рассказывание сказки по серии иллюстраций. |
| ||||||
33 |
|
| 1 | Русская народная сказка. Лисичка- сестричка и серый волк. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Восстановление событий сказки на основе рисунков.
|
| ||||||
34,
35 |
|
| 2 | Корякская сказка. Хитрая Лиса. Сравнение героев сказок. |
| ||||||
36,
37 |
|
| 2 | Русская народная сказка. Зимовье зверей. Чтение сказки по ролям. |
| ||||||
38 |
|
| 1 | Русская народная сказка. У страха глаза велики. Составление плана сказки. |
| ||||||
39 |
|
| 1 | Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок. |
| ||||||
40 |
|
| 1 | Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. |
| ||||||
41 |
|
| 1 | Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка. Идэ. Главная мысль сказки. |
| ||||||
42,
43 |
|
| 2 | Семейное чтение. Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Анализ сказки по вопросам учебника. |
| ||||||
44, 45 |
|
| 2 | Нанайская сказка. Аога. Выразительное чтение диалога. |
| ||||||
46 |
|
| 1 | Ненецкая сказка. Кукушка. Сравнение событий сказки. |
| ||||||
47
|
|
| 1 | Маленькие и большие секреты страны Литературии.. |
| ||||||
48
|
|
| 1 | Наш театр. Лиса и журавль. Инсценирование сказки. |
| ||||||
49, 50 |
|
| 2 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение описания лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений. |
| ||||||
51 |
|
| 1 | Контрольная работа. (Проверить изученный материал по разделу «Мир народной сказки») |
| ||||||
| УУД |
| |||||||||
52 |
|
| 1 | Вводный урок. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. | Предметные умения: - Читать осознанно, выразительно, без ошибок. - Ориентироваться в разных жанрах устного народного творчества. Проводить наблюдения и выделять особенности разных жанров устного народного творчества. Составлять тексты закличек, приговорок, небылиц ( по аналогии), используя знание особенностей этих прозведений устного народного творчества. - Работать с толковым словарём. Метапредметные: Познавательные: определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение; - сравнивать произведения фольклора разных жанров; отвечать на поставленные вопросы; - создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию; использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод» Регулятивные: - выполнять учебное действие в соответствие с целью; выполнять учебное действие по плану; - осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение и позицию; -учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. Личностные умения: Проявлять: интерес к изучению темы; позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества; интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества. |
| |||||
53 |
|
| 1 | Б.Кустодиев. Масленица.Устное сочинение по картине.
|
| ||||||
54 |
|
| 1 | Проект. Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии.
|
| ||||||
55,
56 |
|
| 2 | Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.
|
| ||||||
57 |
|
| 1 | Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных. |
| ||||||
58 |
|
| 1 | Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей. |
| ||||||
59 |
|
| 1 | Самостоятельное чтение. Д.Хармс. Весёлый старичок. Небывальщина. |
| ||||||
60 |
|
| 1 | Семейное чтение. К.Чуковский. Путаница. Небылица. |
| ||||||
61, 62 |
|
| 2 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
| ||||||
63 |
|
| 1 | Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод» |
| ||||||
|
|
|
| Мы – друзья (10ч +2ч) | УУД |
| |||||
64 |
|
| 1 | Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. | Предметные: Читать текст осознанно, выразительно, без ошибок. Читать произведение по ролям. Пересказывать рассказ, используя план. Составлять текст рассказа по иллюстрациям. Работать с содержанием рассказа и басни. Формулировать правила дружеских отношений. Метапредметные умения:Познавательные: определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать своё мнение; - определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; подбирать пословицу к произведению и обосновывать своё мнение; сопоставлять героев разных произведений; использовать приобретенные знания и умения для составления правил дружеских отношений. Регулятивные умения: - планировать и выполнять задание в соответствии с целью; работать с текстом произведения, используя алгоритм; - осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания; Коммуникативные умения: - излагать понятно для партнёра основное содержание произведения, используя иллюстрации или план; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. Личностные: Проявлять: интерес к изучению темы; желание читать произведения о дружбе; - интерес и творческое отношение к созданию правил дружеских отношений; позитивное отношение к использованию правил дружеских отношений в своей повседневной жизни. |
| |||||
65 |
|
| 1 | Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. Настоящий друг. В.Орлов «Настоящий друг» |
| ||||||
66 |
|
| 1 | Сочинение на основе рисунков.
|
| ||||||
67 |
|
| 1 | Н.Носов. На горке. Подробный пересказ
от имени героя. |
| ||||||
68 |
|
| 1 | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.
|
| ||||||
69 |
|
| 1 | Самостоятельное чтение. С. Михалков.
Как друзья познаются. Главная мысль. |
| ||||||
70 |
|
| 1 | Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Обсуждение проблемы «Как найти друзей» |
| ||||||
71, 72 |
|
| 2 | Семейное чтение. А.Гайдар. Чук и Гек.
Обсуждение содержания рассказа. |
| ||||||
73 |
|
| 1 | Наш театр. И.А. Крылов. Стрекоза и Муравей. Инсценирование. |
| ||||||
74,
75 |
|
| 2 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
| ||||||
|
|
|
| Здравствуй, матушка- зима. ( 1ч +2) | УУД |
| |||||
76 |
|
| 1 | Вводный урок. Основное понятие раздела: выразительное чтение. | Предметные умения: Читать лирическое произведение осознанно, выразительно, без ошибок. Проводить наблюдения и выделять особенности лирических произведений. Выделять в тексте произведения эпитет, сравнение, олицетворение. Составлять текст загадки, используя разные способы их создания. Рассказывать о зиме и зимних праздниках. Метапредметные: Познавательные: определять тему и главную мысль поэтическоготекста и обосновывать своё мнение; определять отличительные признаки лирических произведений и обосновывать своё мнение; сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и и обосновывать своё мнение; определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение; использовать приобретенные знания и умения для подготовки творческого сюрприза. Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; Коммуникативные умения: - формулировать высказывания, используя новые термины; представлять собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; Личностные умения: Проявлять: интерес к изучению темы; эмоционально – ценностное отношение к красоте зимней природы; желание читать произведения о зиме и зимних праздниках; - интерес к созданию новогоднего сюрприза. |
| |||||
77 |
|
| 1 | Проект. Готовимся к новогоднему празднику. |
| ||||||
78,
79 |
|
| 1 | Лирические стихотворения о зиме: А.Пушкин. Вот север тучи нагоняя… Ф Тютчев. Чародейкою Зимой. С.Есенин. Берёза. Поёт зима, аукает… Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. |
| ||||||
80 |
|
| 1 | Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. Рождественское. К. Фофанов. Ещё те звёзды не погасли… Рассказ о празднике. |
| ||||||
81 |
|
| 1 | К.Бальмонт. К зиме. Выразительное чтение. |
| ||||||
82 |
|
| 1 | С Маршак. Декабрь. Средства художественной выразительности: олицетворения. |
| ||||||
83 |
|
| 1 | А. Барто. Дело было в январе… Сказочное в лирическом стихотворении. |
| ||||||
84 |
|
| 1 | С.Дрожжин. Улицей гуляет… Выразительное чтение. |
| ||||||
85 |
|
| 1 | Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. |
| ||||||
86,
87 |
|
| 2 | Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается… |
| ||||||
89 |
|
| 1 | Контрольная работа. (Проверить изученный материал по разделу «Здравствуй, матушка - зима!) |
| ||||||
|
|
|
| Чудеса случаются (16ч +4ч | УУД |
| |||||
90 |
|
| 1 | Вводный урок. Основное понятие раздела: литературная сказка. | Предметные: - Читать текст осознанно, правильно целыми словами без ошибок. Работать с текстом: - описывать героя, его характер, поступки. - составлять словесный портрет литературного героя; читать сказку по ролям; подробно пересказывать сказку по плану; инсценировать литературную сказку. Метапредметные умения: Познавательные: - определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; анализировать содержание иллюстраций к сказке; - использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины. Регулятивные: - выполнять учебное действие по алгоритму; - осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. - использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные умения: Проявлять: - интерес к изучению темы; интерес к чтению литературных сказок авторов; - творческое отношение к сочинению своей сказочной истории; - желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины. - составить сравнительные характеристики литературных героев; изменить событие в сказке |
| |||||
91 |
|
| 1 | Мои любимые писатели. Сказки А.Пушкина. |
| ||||||
93 |
|
| 1 | А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Герои сказки. Особенности литературной сказки. |
| ||||||
94, 95 |
|
| 2 | А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке. Чему учит сказка? |
| ||||||
96 |
|
| 1 | Д.Мамин - Сибиряк. Алёнушкины сказки. Выставка книг. |
| ||||||
97 |
|
| 1 | Д.Мамин - Сибиряк. Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Особенности литературной сказки. |
| ||||||
98 |
|
| 1 | Д.Мамин - Сибиряк. Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Чему учит сказка? |
| ||||||
99 |
|
| 1 | Дж. Харрис Братец Лис и братец Кролик. Особенности литературной сказки |
| ||||||
100 |
|
| 1 | Дж. Харрис Братец Лис и братец Кролик. Сравнение литературных сказок. |
| ||||||
101 |
|
| 1 | Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена. Особенности литературной сказки. |
| ||||||
102, 103
|
|
| 2 | Мы идём в библиотеку. Литературная сказка. |
| ||||||
104 |
|
| 1 | Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского. |
| ||||||
105 |
|
| 1 | Самостоятельное чтение. К.Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки. |
| ||||||
106 |
|
| 1 | Наш театр. К.Чуковский. Краденое солнце. |
| ||||||
107, 108 |
|
| 2 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
| ||||||
109 |
|
| 1 | Контрольная работа. Проверить изученный материал по разделу «Чудеса случаются» |
| ||||||
110 |
|
| 1 | Семейное чтение. Л.Толстой. Два брата. |
| ||||||
|
|
|
| Весна, весна! И всё ей радо! (11ч +1) | УУД |
| |||||
111 |
|
| 1 | Вводный урок. Основные понятия
раздела: олицетворение, воображение. | Предметные умения: - Работать с художественным текстом. - Определять в тексте эпитет, сравнение, олицетворение. Составлять рассказ о весне. - Выразительно читать текст лирического произведения о весне. - Инсценировать отрывок пьесы – сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» Метапредметные умения: Познавательные: - определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение; - определять особенности лирических произведений и обосновывать своё мнение; - определять средства выразительности и обосновывать своё мнение; определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение; анализировать содержание репродукции, иллюстрации; сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение; - использовать приобретенные знания при составлении лирического текста о весне. Регулятивные умения: -выполнять учебное действие в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания Коммуникативные: формулировать высказывания, используя новые термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные: Проявлять: интерес к чтению лирических произведений о весне; желание участвовать в конкурсе чтецов, посвящённом весне; творческое отношение к созданию текста о весенней природе; желание самостоятельно |
| |||||
112 |
|
| 1 | Ф.Тютчев Зима недаром злится… Приём
контраста в лирическом стихотворении. |
| ||||||
113 |
|
| 1 | Весна в лирических стихотворениях И.Никитина, А.Плещеева, И.Шмелёва, Т.Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи. Сравнение произведений. |
| ||||||
114 |
|
| 1 | Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А. Барто. Составление вопросов на основе прочитанных произведений. |
| ||||||
115 |
|
| 1 | Мы идём в библиотеку.Стихи русских поэтов о весне. |
| ||||||
116 |
|
| 1 | Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С.Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный. |
| ||||||
117 |
|
| 1 | Устное сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна» |
| ||||||
118 |
|
| 1 | Семейное чтение. А.Майков Христос Воскрес! К. Крыжицкий. Ранняя весна. |
| ||||||
119, 120 |
|
| 2 | Наш театр. С.Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование. |
| ||||||
121 |
|
| 1 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
| ||||||
122 |
|
| 1 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа. (Проверить изученный материал по разделу «Весна, весна! И всё ей радо!) |
| ||||||
|
|
|
| Мои самые близкие и дорогие. (8ч) | УУД |
| |||||
123 |
|
| 1 | Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность. | - Предметные: - Выразительно читать текст лирического произведения. Читать по ролям осознанно, выразительно и без ошибок. Работать с художественным текстом. Составлять текст о семье. Составлять лирический текст о маме, выражая свои чувства. Иллюстрировать собственное сочинение. Метапредметные умения: Познавательные: - определять тему, главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; определять отличительные признаки лирического произведения и обосновывать своё мнение; - описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение; Использовать приобретённые знания для составления правил дружной семьи и рассказа о семье. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с целью; существлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания Коммуникативные умения: формулировать высказывания, используя новые термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; Личностные: Проявлять: интерес к чтению произведений о близких и родных людях; проявлять свои чувства при выразительном чтении лирических произведений о маме; интерес и творческое отношение к составлению правил дружной семьи или текста о семье; интерес к самостоятельному общению с книгой. |
| |||||
124 |
|
| 1 | Стихи о маме и папе. Р.Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение. |
| ||||||
125 |
|
| 1 | А.Барто. Перед сном. Р.Сеф. Если ты ужасно гордый… Рассказ о маме. Дж. Родари. Кто командует? Главная мысль. |
| ||||||
126 |
|
| 1 | Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме. |
| ||||||
127 |
|
| 1 | Самостоятельное чтение. Э.Успенский. Если был бы я девчонкой. Разгром. Б. Заходер. Никто. |
| ||||||
128 |
|
| 1 | Семейное чтение. Л.Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек. |
| ||||||
129 |
|
| 1 | Наш театр. Е.Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. Инсценирование. |
| ||||||
130 |
|
| 1 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
| ||||||
|
|
|
| Люблю всё живое (16ч+2) | УУД |
| |||||
131 |
|
| 1 | Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание. | Предметные: - Выразительно читать текст художественного произведения. - Работать с художественным и научно- познавательным текстами. - Составлять план рассказа Подробно пересказывать рассказ о любимом животном. Составлять отзыв о прочитанном произведении. Инсценировать сказку В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» Метапредметные умения: Познавательные: - определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение; определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение; определять особенности научно – познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение; сравнивать содержание научно – познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение; анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации; - определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение; Использовать приобретённые знания при составлении текста (научно – познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему: «Братья наши меньшие» Регулятивные: - выполнять учебное действие в соответствии с целью; - осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания Коммуникативные умения: формулировать высказывания, используя новые термины; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; - использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные: Проявлять: - интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром; - толерантность к чувствам одноклассников; - желание принимать участие в конкурсе творческих работ «Братья наши меньшие»; - творческое отношение к созданию текста о любимом животном или питомце; - понимание собственных достижений при освоении учебной темы. |
| |||||
132 |
|
| 1 | Саша Чёрный. Жеребёнок. Авторское отношение к изображаемому. |
| ||||||
133 |
|
| 1 | С.Михалков. Мой щенок. Дополнение содержания текста. |
| ||||||
134 |
|
| 1 | Г.Снегирёв. Отважный пингвинёнок. Поступки героев. |
| ||||||
135, 136 |
|
| 2 | М. Пришвин. Ребята и утята. Составление плана. |
| ||||||
137 |
|
| 1 | Е.Чарушин. Страшный рассказ. Составление плана на основе опорных слов. |
| ||||||
138 |
|
| 1 | Сравнение художественного и научно – познавательного текстов. Н.Рубцов. Про зайца. Заяц. (из энциклопедии) |
| ||||||
139 |
|
| 1 | Проект. Создание фотоальбома о природе. В.Берестов. С фотоаппаратом. |
| ||||||
140 |
|
| 1 | Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В.Бианки. |
| ||||||
141 |
|
| 1 | Мои любимые писатели. В.Бианки. Хитрый лис и умная уточка. Составление плана на основе опорных слов. |
| ||||||
142
|
|
| 1 | Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н.Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок |
| ||||||
143 |
|
| 1 | Семейное чтение. В.Сухомлинский. Почему плачет синичка? |
| ||||||
144, 145
|
|
| 2 | Г.Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопросов к тексту. |
| ||||||
146 |
|
| 1 | Наш театр. В.Бианки. Лесной колобок- колючий бок. Инсценирование. |
| ||||||
147 |
|
| 1 | Шутки – минутки. В.Берестов. Заяц – барабанщик. Коза. |
| ||||||
148 |
|
| 1 | Маленькие и большие секреты страны Литературии . Обобщение по разделу. |
| ||||||
|
|
|
| Жизнь дана на добрые дела ( 15+ 6) | УУД |
|
|
| |||
149 |
|
| 1 | Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. | Предметные: - Выразительно читать текст художественного произведения. Читать текст по ролям осознанно, выразительно и без ошибок. - Работать с содержанием художественного текста. - Составлять план рассказа - Подробно пересказывать содержание рассказа. -Инсценировать басню- Составлять совет для Вани и Домовёнка и рассказ о добрых делах. Метапредметные умения: Познавательные: - определять тему, главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; - определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение; соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение. Использовать приобретённые знания для оформления совета Ване и Домовёнку и составления рассказа о добром поступке. Регулятивные: выполнять учебное задание, используя алгоритм; выполнять учебное задание, используя правило мудрости; осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; Коммуникативные умения: формулировать высказывания, используя новые термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; - адекватно сотрудничать в рамках учебного диалога. Личностные: Проявлять: интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников; свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений; интерес и творческое отношение к составлению совета для Вани и Домовёнка и рассказа о добром поступке. |
| |||||
150 |
|
| 1 | Какие дела самые важные. С.Баруздин. Стихи о человеке и его делах. Заголовок. |
| ||||||
151 |
|
| 1 | Л.Яхнин. Пятое время года. Силачи. Заголовок. |
| ||||||
152 |
|
| 1 | В.Осеева. Просто старушка. Смысл заголовка. |
| ||||||
153, 154 |
|
| 2 | Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. Не смей! |
| ||||||
155 |
|
| 1 | А.Гайдар. Совесть. Е Григорьева. Во мне сидит да голоса… Соотнесение |
| ||||||
156 |
|
| 1 | Содержания рассказа, стихотворения с пословицей. В. Осеева. Три товарища. |
| ||||||
157 |
|
| 1 | Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести» |
| ||||||
158
|
|
| 1 | И.Пивоварова. Сочинение. |
| ||||||
159 |
|
| 1 | Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме» |
| ||||||
160, 161 |
|
| 2 | Мы идём в библиотеку. Рассказы Н.Носова. |
| ||||||
162, 163 |
|
| 2 | Самостоятельное чтение. Н.Носов. Фантазёры. Чтение по ролям. |
| ||||||
164, 165 |
|
| 2 | Н.Носов Фантазёры. Чтение по ролям. |
| ||||||
166 |
|
| 1 | Семейное чтение. И.Крылов. Лебедь, Щука и Рак. |
| ||||||
167 |
|
| 1 | Наш театр. С.Михалков. Не стоит благодарности. |
| ||||||
168, 169 |
|
| 2 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
| ||||||
170 |
|
| 1 | Обобщение изученного за год. | Регулятивные УУД : осуществлять самооценку, взаимооценку при выполнении учебного задания; Коммуникативные УУД: сотрудничать в группе, в паре; договариваться, используя терминологию. |
|
|
|