02-04
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 115»
(МАОУ «Школа №115»)
Утверждаю
Директор МАОУ «Школа № 115»
_______________ О.А. Назарчук
приказ № 264 от 30.08.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: литературное чтение
Уровень образования (класс) – начальное общее, 1-м
Учитель: Акулова Виолетта Олеговна
2018 – 2019 год
Ростов-на-Дону
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
На изучение литературного чтения в начальной школе выделяется всего 506 часов. В 1 классе на уроки литературного чтения отводится 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели). Из них 92 часа (23 недели) отводится на уроки обучения грамоте и 40 часов (10 недель) на изучение литературного чтения.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком МАОУ «Школа №115» на 2018-2019 учебный год на изучение предмета «Литературное чтение» в 1-м классе отводится 129 часов в год. Программа будет выполнена полном объёме за счет уплотнения учебного материала в разделах: «Давайте знакомиться» на 1 час, «Здравствуй, сказка!» на 1 час, «Хорошие соседи, счастливые друзья» на 1 час.
Элементы | Содержание элементов |
| Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Литературное чтение формирует эстетическое и нравственные чувства, мировоззрение, даёт гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. |
| Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ |
| Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.По учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение» отводится 4 часа в неделю. |
| Законы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). 2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067). 3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785). 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 №19993). 5. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535 и от 20 июня 2017 г. № 581) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 6. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа №115» Программы: - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании правительства Российской Федерации) -Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию). Постановления: -Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» -Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 №596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596» Приказы: -Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области» -Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373» -Приказ Минобрнауки РФ от 10. 11. 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089" -Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373» Распоряжения: -Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Письма: -Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» -Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 №102/03 «О введении курса ОРКС с 1 сентября 2012 года» |
| Цель курса «Обучение грамоте (чтение)» – обучение первоначальному чтению на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. Теоретической основой обучения грамоте (чтению ) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста. Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение. Развитие фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов: а) наращивания и б) реконструирования слов. Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: пе – пей – репей – репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки» но, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения. Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения. Например: ива – нива, батон – бутон. |
| Особенности нового курса литературного чтения определяют его ключевые направления:
|
| Основные содержательные линии Период обучения грамоте включает три этапа:
Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Типы уроков: ОНЗ - урок «открытия» нового знания Р - урок рефлексии ОН - урок общеметодологической направленности РК - урок развивающего контроля КЗ - урок контрольных знаний |
8. Система оценки индивидуальных достижений | Формами организации контроля являются устный и письменный опросы, тестовые задания. Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка. Предметом учета и оценки достижений младших школьников являются:
Итоговый контроль осуществляется на основе итоговой работы, которая носит комплексный характер. Она даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Проверка работ проводится с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. Баллы, полученные учеником, не переводятся в отметки. Они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно делать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Вместе с тем фиксация результатов позволит увидеть уровень результатов каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. Работа рассчитана на 2 часа, проводится на уроках русского языка и математики по расписанию. В работу включены и задания по литературному чтению. |
2. Содержание учебного предмета
Разделы | Содержание раздела |
Давайте знакомиться! (подготовительный этап) «Страна АБВГДейка» (букварный (основной этап) «Про все на свете» (послебукварный этап) Литературное чтение «Виды речевой и читательской деятельности» «Литературоведческая пропедевтика» «Элементы творческой деятельности» | Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Мир общения. Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники. Слово в общении. Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении. Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением. Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы. Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов. Рисунки и предметы в общении. Предыстория письменной речи. Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи. Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений. Сообщения, записанные знаками-символами. Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др. Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях. Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова - наши посредники в общении с людьми, средства общения. Слово как главное средство общения. Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями). Звучание и значение слова. Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии). Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет). Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов. Слова и слоги. Ударение в слове. Слог - минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово - номинативная (назывная) единица, слог - единица произношения. Слогообразующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения. Смыслоразличительная роль ударения (замок - замок, кружки - кружки).Слово и предложение. Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова. Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца. Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов. Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения. Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки. Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели. Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть. Первичное представление о словах как структурных единицах языка. Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв. Гласные звуки Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции. Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком. Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи. Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста. Согласные сонорные звуки (непарные по глухости-звонкости и парные по твердости-мягкости) Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й’] как ртосмыкатели. Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык). Противопоставление сонорных согласных звуков по твердости-мягкости; обозначение их твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом Y’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа Y) — твердые звонкие звуки. Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл. Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки. Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка). Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь» «Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’ан] — баян, [р’исуй’у] — рисую). Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]- ру; [р’у]- рю; [ла]- ла; [л’а]- ля; [мэ]- мэ; [м’э]- ме). Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь. Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при вы- делении их из контекста произносимого слова. Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, юЮ, е Е, ь. Парные звонкие и глухие согласные звуки Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков [д-т, д’-т’, з-с, з’-с’, г-к, г’-к’, в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш. Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш]. Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши. Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов. Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки. Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте. Звук [й’] после разделительных «ь» и «ъ» знаков Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я). Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически. Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм. Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц] Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ. Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц. Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику. Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание). Звуко-слоговой состав слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь. Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова. Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности. Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания, как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной. Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название. Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все началось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям. Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства. Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении. Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Формирование библиографической культуры. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки). Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы. Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов. Сравнительный анализ текстов и музейных иллюстраций к ним с выражением эмоционального отношения. Чтение по ролям. Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора. Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью. |
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Раздел
«Виды речевой и читательской деятельности»
«Литературоведческая пропедевтика»
«Элементы творческой деятельности» | Предметные
Учащиеся научатся: • воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу; • читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом); • читать выразительно, т. е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца предложения; • самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; • находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события); • участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя; • пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя опорные слова (словесная модель текста); • представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема). Учащиеся получат возможность научиться: • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом; • самостоятельно определять главную мысль произведения; • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; • пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя; • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам. Круг детского чтения Учащиеся научатся: • называть имя и фамилию автора, заголовок прочитанных или прослушанных произведений в классе; • рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу; • находить в содержании учебника произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название). Учащиеся получат возможность научиться: • участвовать в организации выставки книг в классе; • находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Учащиеся научатся: • ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма; • различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение • различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка; • находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись). Учащиеся получат возможность научиться: • определять особенности сказочного текста; • характеризовать героя произведения; • самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа. Учащиеся научатся: • создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений; • придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными; • создавать собственные творческие объекты: фотогазету, плакат и др.; • иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение; • разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя. Учащиеся получат возможность научиться: • придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; • читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств; • инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
| Метапредметные | |||
Познавательные УУД Познавательные действия включает: -общеучебные; -логические; -постановку и решение проблемы. Познавательные УУД формируются, когда: ‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…». Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Формирование эстетических чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества; -постановка вопросов; -разрешение конфликтов -управление поведением партнёра; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Коммуникативные УУД формируются, когда: ‐ ученик учится отвечать на вопросы; ‐ ученик учится задавать вопросы; ‐ ученик учится вести диалог; ‐ ученик учится пересказывать сюжет; ‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
| Регулятивные УУД К ним относятся: -целеполагание; -планирование; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; -саморегуляция. Регулятивные УУД формируются, когда: ‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.
| Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование эстетических чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. К окончанию 1 класса будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; • мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации; • эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев; • эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки; • первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях; • освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения; • чувство любви к своей малой родине, к Родине; уважение к близким родственникам — родителям; • способность к самооценке своей работы на основе совместно с классом выработанных критериев; • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений). Учащиеся получат возможность научиться: • выражать эмоции посредством чтения; • оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; • стремиться к успешной учебной деятельности. Личностные УУД формируются, когда: ‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»; ‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
|
4. Описание материально-технической базы (в соответствии с учебным предметом)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
1. | Библиотечный фонд | |
| Методические пособия для учащихся: Учебники: «Азбука» в 2-х частях 1 класс. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. и «Литературное чтение»в 2-х частях 1 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., Просвещение,2017г.
Учебно-методические пособия для учителя: Учебники: «Азбука» в 2-х частях 1 класс. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. и «Литературное чтение»в 2-х частях 1 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., БойкинаМ.В.,Просвещение,2017г. |
|
2. | Технические средства обучения | |
| Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор. |
|
3. | Экранно-звуковые пособия | |
| Электронные пособия (СD диски) Учимся читать. Страна Буквария. |
|
4. | Оборудование класса | |
| Ученические столы с комплектом стульев, стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
|
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
В 1 классе исключается система бального (отметочного) оценивания, используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьника. Особенностью данной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся
|
1
2
3 | Виды речевой и читательской деятельности Круг детского чтения
Литературоведческая пропедевтика
| 65 ч.
32 ч.
32 ч. | Обучающиеся научатся: • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации); отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту; • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного); • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. • использовать различные способы работы с деформированным текстом • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Обучающиеся получат возможность научиться: • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения работать с тематическим каталогом; • работать с детской периодикой; создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
|
6. Формы контроля
Раздел учебного курса
| Количество часов | Наименование контроля
|
Раздел 2. Страна АБВГДейка. Раздел 5. «Радуга - дуга». Раздел 6 «Здравствуй, сказка!» Раздел 7. «Люблю всё живое» Раздел 8. «Хорошие соседи, счастливые друзья». | 1 1 1 1 1
| Творческие работы Проекты Итоговая комплексная работа |
7. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | По факту | Тема урока | Домашнее задание |
1 четверть | ||||
Раздел 1. «Давайте знакомиться» 20 ч. | ||||
1 | 03.09 | | Мир общения. |
|
2 | 04.09 | | Мы теперь ученики. Культура общения. |
|
3 | 05.09 | | Книжки – мои друзья. |
|
4 | 06.09 | | Слово в общении. |
|
5 | 10.09 | | Помощники слова в общении. |
|
6 | 11.09 | | Мы пришли в театр. |
|
7 | 12.09 | | Общение без слов. |
|
8 | 13.09 | | Разговаривают ли предметы? |
|
9 | 17.09 | | Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении. |
|
10 | 18.09 | | В цветочном городе. Знаки охраны в природе. |
|
11 | 19.09 | | Как найти дорогу. Дорожные знаки. |
|
12 | 20.09 | | Удивительная встреча. Звездное небо. |
|
13 | 24.09 | | Загадочное письмо. |
|
14 | 25.09 | | Мир полон звуков. Слушаем звуки речи. |
|
15 | 26.09 | | Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов. |
|
16 | 27.09 | | Твердые и мягкие согласные. Модели слова. |
|
17 | 01.10 | | Звучание и значение слова. |
|
18 | 02.10 | | Слова и слоги. Ударение в слове. |
|
19 | 03.10 | | Слово и предложение. |
|
20 | 04.10 | | Повторение – мать учения. |
|
Раздел 2. «Страна АБВГДейка» 78 ч. | ||||
21 | 08.10 | | Звук [а]. Буква Аа. |
|
22 | 09.10 | | Звук [о]. Буква Оо. |
|
23 | 10.10 | | Звук [у]. Буква Уу. |
|
24 | 11.10 | | Звук [а]. Буква Аа. |
|
25 | 15.10 | | Звук [и], [ы]. Буквы Ии, ы. |
|
26 | 16.10 | | Закрепление изученных гласных звуков. |
|
27 | 17.10 | | Звук [э]. буква Ээ. |
|
28 | 18.10 | | Звуки [м], [м’]. Буква Мм. |
|
29 | 22.10 | | Закрепление изученных гласных звуков. |
|
30 | 23.10 | | Звуки [с], [с’]. Буква Сс. |
|
31 | 24.10 | | Звуки [н], [н’]. Буква Нн. |
|
32 | 25.10 | | Звуки [л], [л’]. Буква Лл. |
|
2 четверть | ||||
33 | 06.11 | | Упражнение в чтении. Игры со словами. |
|
34 | 07.11 | | Звуки [т], [т’]. Буква Тт. |
|
35 | 08.11 | | Звуки [к], [к’]. Буква Кк. |
|
36 | 12.11 | | Упражнение в чтении. Игры со словами. |
|
37 | 13.11 | | Узелки на память. |
|
38 | 14.11 | | Звуки [р], [р’]. Буква Рр. |
|
39 | 15.11 | | Звуки [в], [в’]. Буква Вв. |
|
40 | 19.11 | | Звуки [п], [п’]. Буква Пп. |
|
41 | 20.11 | | Звуки [г], [г’]. Буква Гг. |
|
42 | 21.11 | | Сравнение звуков [к’] и [г’]. |
|
43 | 22.11 | | Упражнение в чтении. Игры со словами. |
|
44 | 26.11 | | Закрепление изученных букв Р, П, Г, К. |
|
45 | 27.11 | | Буквы Ее и Ёё в начале слова и после гласных. |
|
46 | 28.11 | | Буквы е и ё, как показатель мягкости согласного звука. |
|
47 | 29.11 | | Упражнение в чтении букв Ее и Ёё. |
|
48 | 03.12 | | Буквы Ее и Ёё в начале слова и после гласных. |
|
49 | 04.12 | | Буквы е и ё, как показатель мягкости согласного звука. |
|
50 | 05.12 | | Упражнение в чтении букв Ее и Ёё. |
|
51 | 06.12 | | Узелки на память. |
|
52 | 10.12 | | Звуки [б], [б’]. Буква Бб. |
|
53 | 11.12 | | Сравнение звуков [б] и [п]. |
|
54 | 12.12 | | Звуки [з], [з’]. Буква Зз. |
|
55 | 13.12 | | Парные звуки по звонкости и глухости: [з]- [с], [з’] - [с’]. |
|
56 | 17.12 | | Повторение – мать учения. |
|
57 | 18.12 | | Звуки [д], [д’]. Буква Дд. |
|
58 | 19.12 | | Сравнение звуков. |
|
59 | 20.12 | | [д- [т], [д’] - [т’]. |
|
60 | 24.12 | | Звук [ж]. Буква Жж. |
|
61 | 25.12 | | Чтение слов и текстов с изученными буквами. |
|
62 | 26.12 | | Буква Яя в начале слова и после гласных . |
|
63 | 27.12 | | Узелки на память. |
|
3 четверть | ||||
64 | 09.01 | | Буква я, как показатель мягкости согласного звука. |
|
65 | 10.01 | | Звуки [х], [х’]. Буква Хх. |
|
66 | 14.01 | | Звуки [х], [х’]. Буква Хх. |
|
67 | 15.01 | | Закрепление. |
|
68 | 16.01 | | Знакомство с буквой ь. |
|
69 | 17.01 | | Звук [й’]. Буква Йй. |
|
70 | 21.01 | | Буква Юю в начале слова и после гласных. |
|
71 | 22.01 | | Буква Юю после согласных. |
|
72 | 23.01 | | Узелки на память. |
|
73 | 24.01 | | Звук [ш]. Буква Шш. |
|
74 | 28.01 | | Упражнение в чтении и рассказывании. |
|
75 | 29.01 | | Парные звуки по звонкости и глухости: [ж]- [ш]. Буквосочетания жи-ши. |
|
76 | 30.01 | | Звук [ч’]. Буква Чч. |
|
77 | 31.01 | | Звук [щ’]. Буква Щщ. |
|
78 | 04.02 | | Звук [щ’]. Буква Щщ. |
|
79 | 05.02 | | Буквосочетания ча-ща, чу-щу. |
|
80 | 06.02 | | Упражнение в чтении и рассказывании. |
|
81 | 07.02 | | Звук [ц]. Буква Цц. |
|
82 | 11.02 | | Звуки [ф], [ф’]. Буква Фф. |
|
83 | 12.02 | | Сравнение звуков [в]- [ф], [в’] - [ф’]. Упражнение в чтении. |
|
84 | 13.02 | | Разделительные мягкий и твердые знаки. |
|
85 | 14.02 | | Узелки на память. |
|
86 | 25.02 | | Повторение-мать учения. |
|
87 | 26.02 | | Старинные азбуки и звуки. |
|
88 | 27.02 | | По страницам старинных азбук. |
|
89 | 28.02 | | Читаем сами. Народные пословицы. |
|
90 | 04.03 | | Обращение Л.Толстого к учащимся. |
|
91 | 05.03 | | Проверка читательских умений. |
|
92 | 06.03 | | Упражнение в чтении и раскатывании. Проверка техники чтения. |
|
93 | 07.03 | | Про все на свете. |
|
94 | 11.03 | | С чего начинается общение? |
|
95 | 12.03 | | Умеет ли разговаривать природа? |
|
96 | 13.03 | | Что, где, когда и почему? |
|
97 | 14.03 | | Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному. |
|
98 | 18.03 | | Книга природы. Сравни и подумай. Большие и маленькие секреты. |
|
Календарно-тематическое планирование курса «Литературное чтение» | ||||
Раздел 3. «Книги - мои друзья» 3 ч. | ||||
99 | 19.03 | | Знакомство с новой книгой для чтения. Введение в содержание раздела. С. Марщак «Новому читателю». |
|
100 | 20.03 | | С. Михалков «Как бы жили мы без книг?», А.С. Пушкин. |
|
4 четверть | ||||
101 | 01.04 | | Наш театр. Контроль и проверка результатов обучения. |
|
Раздел 4. «Радуга - дуга» 5 ч. | ||||
102 | 02.04 | | Введение в содержание раздела. Песенки разных народов. |
|
103 | 03.04 | | Загадки. Пословицы и поговорки разных народов. |
|
104 | 04.04 | | Произведения устного народного творчества. |
|
105 | 08.04 | | Наш театр. Английская народная песенка «Перчатки». |
|
106 | 09.04 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. |
|
Раздел 5. «Здравствуй, сказка!» 6 ч. | ||||
107 | 10.04 |
| Введение в содержание раздела. |
|
108 | 11.04 |
| Г. Юдин «Почему А первая?». Т. Коти «Катя и буквы». Сравнение авторской и народной сказок. |
|
109 | 15.04 | | Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки». |
|
110 | 16.04 | | И. Гамазкова «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя». |
|
111 | 17.04 | | Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». С. Михалков «Сами виноваты». |
|
112 | 18.04 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. |
|
Раздел 6. «Люблю все живое» 6 ч. | ||||
113 | 22.04 | | В. Лунин «Никого не обижай», Е. Благинина «Котенок», Л. Толстой «Пожарные собаки». |
|
114 | 23.04 | | Прием звукописи как средство создание образа. И. Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла», В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». |
|
115 | 24.04 | | Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова «Всех угостила», С. Михалков «Зяблин», Н. Сладков «Без слов». |
|
116 | 25.04 | | Книги о природе и животных. Л. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных», С. Маршак «В зоопарке». |
|
117 | 29.04 | | Б .Житков «Вечер», С. Маршак «Волк и лиса». |
|
118 | 30.04 | | Комплексная итоговая проверочная работа. |
|
Раздел 7. «Хорошие соседи, счастливые друзья» 9 ч. | ||||
119 | 06.05 |
| Введение в содержание раздела. Стихи С. Михалкова, М. Танича, А. Барто. |
|
120 | 07.05 |
| Характеристика героя произведения. Е. Пермяк «Самое страшное». |
|
121 | 08.05 | | Характеристика героя произведения. В. Осеева «Хорошее». |
|
122 | 13.05
| | Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра». |
|
123 | 14.05 | | Стихи Е. Благининой, В. Лунина. |
|
124 | 15.05 | | М. Пляцковский «Солнышко на память», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!». |
|
125 | 16.05 | | Л. Толстой «Не лениться», «Косточка». |
|
126 | 20.05 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. |
|
127 | 21.05 | | Контроль и проверка результатов обучения. |
|
Раздел 8. «Край родной – навек любимый» 2 ч. | ||||
128 | 22.05 | | Образ природы в литературной сказке В. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки. |
|
129 | 23.05 | | Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников. Сравнение произведений литературы и живописи. |
|
ИТОГО: 129 часов.