«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


02-04

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 115»

(МАОУ «Школа №115»)





Утверждаю

Директор МАОУ «Школа № 115»

________________ О.А. Назарчук

приказ № 264 от 30.08.2018 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет: окружающий мир

Уровень образования (класс) – начальное общее, 1-м

Учитель: Акулова Виолетта Олеговна







2018 – 2019 год

Ростов-на-Дону




1. Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

На изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе отводится всего 240 часов. В 1 классе на уроки окружающего мира отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).

В соответствии с годовым календарным учебным графиком МАОУ «Школа №115» на 2018-2019 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» в 1-м классе отводится 61 час. Программа будет выполнена в полном объеме за счет уплотнения учебного материала в разделах: «Мы и наш мир» на 1 час, «Наш дом и семья» на 1 час, «Город и село» на 1 час, «Родная страна» на 1 час, «Человек и окружающий мир» на 1 час.


Элементы


Содержание элементов

  1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ. 

  1. Кому адресована программа

Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ

  1. Соответствие государственному образовательному стандарту.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. По учебному плану на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю.

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана учебная программа

 Законы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067).

3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785).

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 №19993).

5. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535 и от 20 июня 2017 г. № 581) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа №115»

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании правительства Российской Федерации)

-Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

Постановления:

-Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

-Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 №596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596»

Приказы:

-Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»

-Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»

-Приказ Минобрнауки РФ от 10. 11. 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"

-Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»

Распоряжения:

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

Письма:

-Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

-Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 №102/03 «О введении курса ОРКС с 1 сентября 2012 года»

  1. Цель и задачи программы

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, ре­гулятивных).

Основными задачами реализации содержания, в соответ­ствии со Стандартом, являются:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

  • формирование у школьников УУД, основанных на способ­ности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существен­ные признаки и на их основе проводить обобщение;

  • развитие умений работы с научно-популярной и справоч­ной литературой, проведения фенологических наблюдений, фи­зических опытов, простейших измерений;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объек­там природы и результатам труда людей, сознательного отно­шения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

  • формирование уважительного отношения к семье, насе­ленному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  • осознание ценности, целостности и многообразия окру­жающего мира, своего места в нем;

  • формирование модели безопасного поведения в услови­ях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Реализуя принцип деятельностногоподхода, УМК по кур­су «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рас­сматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательно­го развития и развития личности учащихся через организа­цию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозави­симости через систему вопросов, заданий, эксперименталь­ных и опытных исследований, экскурсионных учебных и вне­урочных мероприятий.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебни­ках достигается посредством:

  • демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

  • выходом за пределы учебника в зону словарей, справочни­ков и Интернет;

  • системой наблюдений, опытных и экспериментальных ис­следований явлений окружающего мира;

  • специальным местоположением вопросов-заданий, на­целивающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

  • иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, кар­ты, произведения живописи и др.).

  1. Специфика программы курса

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соеди­няющий в равной мере природоведческие, исторические, об­ществоведческие и другие знания, что дает возможность озна­комить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализа­ция межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная на­чальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окруже­нии, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориен­тирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элемен­тарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культу­ре родного края.

  1. Виды и формы организации учебного процесса

Формы организации работы при изучении курса мир вокруг нас разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, проектная деятельность. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;

  2. индивидуально-групповые;

  3. фронтальные;

  4. работа в парах.

8. Система оценки индивидуальных достижений

Предметом учета и оценки достижений младших школьников являются:

- результаты обученности обучающихся по отдельным предметам, т.е. качество усвоения учебного материала (полнота и осознанность знаний, умение применять знания в стандартной и нестандартной ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи с учетом особенностей предмета и др.);

- уровень сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (метапредметные результаты);

- имеющиеся затруднения и индивидуальный прогресс обучающегося (с учетом стартового уровня).

Итоговый контроль осуществляется на основе итоговой работы, которая носит комплексный характер. Она даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Проверка работ проводится с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. Баллы, полученные учеником, не переводятся в отметки. Они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно делать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Вместе с тем фиксация результатов позволит увидеть уровень результатов каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. Работа рассчитана 2 часа, проводится на уроках русского языка и математики по расписанию. В работу включены задания по литературному чтению и окружающему миру.


2. Содержание учебного предмета


Разделы

Содержание раздела

Мы и наш мир















































Наш класс









Наш дом и семья























Город и село





























Родная страна























Человек и окружающий мир















Что такое окружающий мир. Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира. Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) — наш помощник в дороге к открытию окружающего мира. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня.

Природа. Природа — это всё, что нас окружает, но не создано руками человека. Неживая и живая природа Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, грибы, животные — живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой

Культура..Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов. Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях. Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края.

Природа в творчестве человека. Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры. Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Рукотворная игрушка из природных материалов.

Мы — люди. Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края.

Как мы общаемся с миром. Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира.

Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление). Произведения отечественных художников и А. С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира.

Люди — творцы культуры Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом.

Наш класс в школе. Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края.

Мы — дружный класс. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Учитель — наставник и друг. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни.

Природа в классе. Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений

Как ухаживать за комнатными растениями Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями

Что растёт у школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы.

Мир за стеклянным берегом. Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки)

Кто ещё у нас живёт? Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.)

Какие бывают животные. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки.

Делу — время Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей.

Книга — друг и наставник. Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества.

Потехе — час. Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом.

Мы в семье. Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.)

Моя семья— часть моего народа. Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье.

Природа в доме. Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным.

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту.

Комнатные растения у нас дома. Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями.

Выйдем в сад и огород. Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде).

Овощи и фрукты на нашем столе. Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине.

Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу.

Дикорастущие и культурные растения. Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения.

Собака в нашем доме. История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками.

Красота любимого города и родного села. Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой.

Мы в городе, селе. Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия.

Природа в городе. Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Что растёт в городе. Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья. Чудесные цветники Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города

В ботаническом саду. Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду.

В зоопарке. Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка.

Войдём в музей! Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее», «Ты — экскурсовод», «Я — читатель» и др.

Мы помним наших земляков. Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания

Все профессии важны. Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями, представителями городских, сельских профессий

Россия — наша Родина. Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края

Природа России. Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить.

Москва — столица России. Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем.

Мы — семья народов России. Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка — традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям).

Охрана природы. Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Охрана природы Заповедные тропинки Заповедники — особо охраняемые природные территории. Приокско-террасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике. Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и (или) историко-архитектурного заповедника родного края

Взгляни на человека! Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир. Всему свой черёд Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.

Всему свой черёд. Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве каждого времени свой плод. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость / утро — день — вечер / весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира— часть мира

Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего облика и внутреннего мира человека в течение его жизни.

Отведены для проведения экскурсий, проектов, блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и (или) кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма о человеческих судьбах. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего облика и внутреннего мира человека в течение его жизни.






3. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Предметные

Обучающийся научится:

— различать природу и культуру;

— различать живую и неживую природу;

— отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;

— различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста; — соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;

— называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;

— распознавать и называть комнатные растения;

— ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;

— различать деревья, кустарники, травянистые растения;

— устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;

— называть наиболее распространённые растения своей местности;

— различать культурные и дикорастущие растения;

— различать лиственные и хвойные деревья;

— называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;

— называть фрукты, овощи, ягоды;

— отличать животных от растений; распознавать наиболее распространённые виды аквариумных рыбок;

— перечислять группы животных и их существенные признаки;

— различать домашних и диких животных;

— приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;

— называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;

— приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края;

— ухаживать за домашними животными — собаками, кошками;

— называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;

— правильно обращаться с огнём, водой и электроприборами в доме;

— определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;

— правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;

— определять ближайшие родственные связи в семье;

— работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи; — находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе в творчестве народов своего края;

— перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;

— определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;

— понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире; — узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;

— определять достопримечательности Москвы и своего региона;

— определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;

— находить место России на земном шаре.


Метапредметные

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

— находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;

— понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;

— анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

— проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

— устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

— располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».


Коммуникативные

УУД

Обучающийся научится:

— включаться в диалог с учителем и сверстниками;

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

— договариваться и приходить к общему решению;

— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

— признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

— понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

— готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.


Регулятивные УУД

обучающийся научится:

— понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

— сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

— выделять из темы урока известные знания и умения;

— планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

— планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); — фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам;

— оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»; — сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.


Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

— первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

— использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

— ценностные представления о своей семье и своей малой родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);

— эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;

— целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир — это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);

— представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;

— представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);

— положительное отношение к школе, учебной деятельности;

— представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и пр.;

— первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.; — этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

— этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;

— потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

— освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

— установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.



  1. Описание материально-технической базы (в соответствии с учебным предметом)

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


Примечание

1.

Библиотечный фонд


Для учащихся: А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир.1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2017.  Для учителя: 
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Уроки по окружающему миру. 1 класс, М.: Просвещение, 2017. 
Ижевский П.В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. 1 класс. 
Программа «Окружающий мир». Сборник программ «Перспектива». - М.: Просвещение, 2017. 


2.

Технические средства обучения


1.Интерактивная доска, проектор, персональный компьютер.


3.

Экранно-звуковые пособия


Электронные образовательные ресурсы.

CD. Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику 1 класс.

2. http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы.

3. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

4.http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе.

5.http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал.

6.http://900igr.net/prezentacii-po-okruzhajuschemu-miru.html - Презентации по окружающему миру.

7. http://www.daler.ru/wallpapers/Природа/2.html - Картинки о природе.


4.

Оборудование класса


1.Ученические столы с комплектом стульев.

2.Стол учительский.

3. Шкафы для хранения учебников, пособий и т. д.



5. Требования к уровню подготовки обучающихся


В 1 классе исключается система бального (отметочного) оценивания, используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьника. Особенностью данной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.


Раздел


Количество часов


Характеристика деятельности учащихся


1. Мы и наш мир.


11 ч.

Обучающиеся научатся:

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона.


Обучающиеся получат возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.


2. Наш класс.


12 ч.

3. Наш дом и семья.


15 ч.

4. Город и село.

13 ч.


5. Родная страна.

7 ч.


6. Человек и окружающий мир.


3 ч.


6. Формы контроля


В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды работ и контроля: экскурсии, практические работы, тесты, проекты, творческие и проверочные работы.



Раздел

Кол-во

часов

Проверочные работы

1

Мы и наш мир

1

Проверочная работа по разделу: «Мы и наш мир»

2

Наш класс

1

Проверочная работа по разделу: «Наш класс»

3

Наш дом и семья

1

Проверочная работа по разделу: «Наш дом и семья»

4

Город и село

1

Проверочная работа по разделу: «Город и село»

5

Родная страна

1

Проверочная работа по разделу: «Родная страна»


Итого

5






7. Календарно-тематическое планирование



урока


Дата


По факту


Тема урока


Домашнее задание

1 четверть

Мы и наш мир (11 ч.)

1

05.09


Знакомство с учебником «Окружающий мир».


2

07.09


Что такое окружающий мир?


3

12.09


Урок-игра адаптационного периода по теме: «Природа».


4

14.09


Неживая и живая природа.


5

19.09


Культура.


6

21.09


Природа в творчестве человека.


7

26.09


Урок-игра адаптационного периода по теме: «Мы – люди».


8

28.09


Как мы общаемся с миром.


9

03.10


Люди – творцы культуры.


10

05.10


Проверочная работа по разделу: «Мы и наш мир».


11

10.10


Анализ проверочной работы. Урок-игра адаптационного периода по теме: «Мир и безопасность».


Наш класс (12 ч.)

12

12.10


Опасные ситуации в школе.


13

17.10


Урок-игра адаптационного периода по теме: «Мы дружный класс».


14

19.10


Учитель – наставник и друг.


15

24.10


Урок-игра адаптационного периода по теме: «Природа в классе».


16

26.10


Как ухаживать за комнатными растениями.


2 четверть

17

07.11


Что растет у школы.


18

09.11


Мир за стеклянным берегом.


19

14.11


Кто еще у нас живет.


20

16.11


Какие бывают животные.


21

21.11


Делу время.


22

23.11


Книга – наставник и друг.


23

28.11


Проверочная работа по разделу: «Наш класс». Потехе-час.


Наш дом и семья (15 ч.)

24

30.11


Анализ проверочной работы. Мы в семье.


25

05.12


Моя семья – часть моего народа.


26

07.12


Природа в доме.


27

12.12


Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.


28

14.12


Красивые камни в нашем доме.


29

19.12


Комнатные растения у нас дома.


30

21.12


Выйдем в сад и огород.


31

26.12


Овощи и фрукты на нашем столе.


3 четверть

32

09.01


Про хлеб и кашу, про чай и кофе.


33

11.01


Дикорастущие культурные растения.


34

16.01


Собака в нашем доме.


35

18.01


Кошка в нашем доме.


36

23.01


Дикие и домашние животные.


37

25.01


С утра до вечера.


38

30.01


Проверочная работа по разделу: «Наш дом и семья».

Опасность у тебя дома.


Город и село (13 ч.)

39

01.02


Анализ проверочной работы. Мы в городе, селе.


40

06.02


Красота любимого города и родного села.


41

08.02


Природа в городе.


42

13.02


Что растет в городе.


43

15.02


Чудесные цветники.


44

27.02


В ботаническом саду.


45

01.03


Выйдем в сад и огород.


46

06.03


Кто живет в парке.


47

13.03


В зоопарке.


48

15.03


Войдем в музей.


4 четверть

49

03.04


В театре. Мы помним наших земляков.


50

05.04


Хлеб – всему голова. Все профессии важны.


51

10.04


Проверочная работа по разделу: «Город и село».


Родная страна (7 ч.)

52

12.04


Анализ проверочной работы. Россия – наша родина.


53

17.04


Москва – столица России.


54

19.04


Мы – семья народов России.


55

24.04


Природа России.


56

26.04


Охрана природы. Красная книга России.


57

08.05


Заповедные тропинки. Правила безопасного поведения в лесу.


58

15.05


Проверочная работа по разделу: «Родная страна».


Человек и окружающий мир (3 ч.)

59

17.05


Анализ проверочной работы. Взгляни на человека.


60

22.05


Всему свой черед. Будь здоров!


61

24.05


Я  часть мира.



ИТОГО: 61 час.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее