Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г.Зернограда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Уроки здоровья»
Уровень общего образования: 6 класс (среднее общее образование)
Количество часов: 1 ч в неделю
Учитель: Тимошенко Ж.А.
Программа разработана на основе:
Федеральной программы развития образования. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья 5-9 классы. А.Г. Макеева. Просвещение. 2013 г.
Лях В.И. Мой друг — физкультура: учебник для учащихся 5-11 классов. — М.: Просвещение, 2010.
2021-2022 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся.
Личностные:
• определять смысл влияния физической культуры на здоровье человека;
• мотивация учащихся на занятия физической культурой:
- удовлетворения потребностей в движении, в общении со сверстниками и взрослыми, в повышении уровня физического развития и физической подготовленности, в формировании устойчивых мотивов самосовершенствования;
• оценивать нравственно-этическую составляющую событий и действий с точки зрения моральных норм.
Регулятивные:
• ставить учебные задачи в соответствии с предполагаемой деятельностью;
• определять последовательность промежуточных целей для достижения конечного результата;
• составлять план и последовательность действий для достижения результата;
• контролировать и оценивать выполнение заданий, с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия;
• оценивать качество и уровень освоения задания.
Познавательные:
• находить и структурировать информацию;
• анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;
• выстраивать логическую цепь рассуждений на заданную тему.
Коммуникативные:
• учитывать позицию партнера в совместной деятельности;
• согласовывать усилия детей в организации и осуществлении совместной деятельности;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• контролировать действия партнера в игровой деятельности;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные:
• планировать применение физических упражнений в режиме дня;
• излагать факты истории развития спорта, спортивных традиций региона;
• представлять физические упражнения как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности;
• применять способы коррекции осанки, развития физических качеств;
• овладение техникой движений;
• моделировать комплексы упражнений для формирования своего телосложения.
Ученик научится:
- допускать возможность существования различных точек зрения;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- задавать вопросы; контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
- использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения физической культурой;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Оптимальный двигательный режим. Составление режима дня. Определение ролей, получение карты маршрута игры. Определение последовательности действий. Прохождение по станциям игры: «Утро», «Школа», «Свободное время». Оценивание правильности выполнения заданий на станциях. Подведение итогов игры-путешествия происходит в виде эстафеты. Коллективная рефлексия.
Тема 2. Как составить комплекс утренней гимнастики. Практическое занятие. Выполнение заданий в ходьбе и беге, разучивание комплекса ОРУ. Игра «Часовые и разведчики», «Зеркало», «запрещенное движение» Групповая рефлексия (Насколько игровая деятельность удовлетворяет вашу потребность в движении?).
Тема 3. Мышцы, кости и суставы. Практическое занятие. Скелет - наша опора. Выполнение упражнений на различные мышечные группы Оценивание правильности выполнения двигательного действия, выявление ошибок при выполнении. Демонстрация ОРУ партнеру. Оценивание выполнения ОРУ, аргументирование своей оценки. Участие в подвижных играх. Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение?)
Тема 4. Осанка стройная спина. Сюжетно-ролевая игра «В цирке». Объяснение учителем игрового замысла, подготовка игрового материала совместно с учителем. Совместно с учителем формулирование правил игры, системы поощрений и штрафов за нарушение правил. Свободное распределение на группы по три-четыре человека. Выполнение задания с переносом предмета на голове. Групповое обсуждение циркового номера и представление его на воображаемой арене. Оценивание другими группами представленного циркового номера. Подведение итогов, высказывание своих суждений. Игры «Бить-бежать» и «Лапта». Групповая рефлексия. Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Насколько комфортно было работать в группе?).
Тема 5. Вредные привычки. Беседа по теме. Игра «Да - нет», Анализ ситуации Выполнение упражнений в парах. Оздоровительная минутка. Подвижные игры по выбору учащихся. Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Какие чувства вы испытали, когда вам предложили сигарету?). Закрепление правил честной игры.
Тема 6. Если хочешь, быть здоров. Сюжетно-ролевая игра. Объяснение учителем сюжета игры. Свободное распределение ролей игры. Участие в игровых действиях. Спортивных играх «Охотники и утки», «Меткий стрелок», «Бить-бежать», «Лапта». Групповая рефлексия (Какие упражнения получились и не получились и почему? Что бы вы хотели исправить в технике метания? Какие двигательные качества необходимо развивать для достижения высокого результата в метании и попадании?).
Тема 7. Техника безопасности. Творческий конкурс. Проведение учащимися разминки. Объяснение роли разминки в занятиях спортом. Организация, проведение и судейство игры по выбору. «Мой любимый мяч». Групповая рефлексия (Насколько значим данный вид деятельности для твоего саморазвития и почему?).
Тема 8. Травмы. Обсуждение. Виды травм. Оказание первой медицинской помощи. Участие в соревновании. Обсуждение, подведение итогов соревнования. Высказывание собственного мнения, аргументация и анализ причин успеха и неудачи. Предложение вариантов коррекции действий. Групповая рефлексия (Твой личный вклад в групповую деятельность? Какова твоя доля личной ответственности в достижении победы команды?).
Тема 9. Расти здоровым. Практическое занятие. Подготовка и проведение интервью с дедушкой (бабушкой или другими родственниками) — что они сделали чтобы сохранить свое здоровье... Оформление интервью в виде записи или рисунка. Поиск информации о нетрадиционных играх с мячом. Коллективный просмотр видеоматериалов «Мини-футбол». Сравнение игр детства родственников и современных игр, нахождение сходства и отличия. Игра «Мини-футбол». Знакомство с игрой, с историей возникновения игры, экипировкой для игры, с этическими правилами игры. Творческое оформление содержания интервью с родственниками и представление его в классе.
Тема 10. Воспитай себя. Познавательная экскурсия. Поиск информации о знаменитых спортсменах Ростовской области, о спортивных традициях Ростовской области, понимание значения достижений спортсменов для прославления Родины. Творческое оформление информации (фото, краткая биография, достижения). Формулирование выводов. Групповая рефлексия (Для чего важно заниматься физической культурой и спортом? Насколько значимы достижения спортсменов для прославления Родины? Какой вклад внесли омские спортсмены в копилку достижений России на международной спортивной арене?).
Тема 11. Я выбираю движение. Спортивный праздник. Проводится для подведения итогов реализации программы. Обсуждение сценария праздника. Формирование группы для подготовки праздника, распределение обязанностей каждой группе, обсуждение этапов подготовки, подготовка и оформление площадки для проведения праздника, подготовка инвентаря, музыкального сопровождения, показательных выступлений, формирование команды, выбор капитанов команд. Участие в спортивных играх, подведение итогов праздника, оценивание выступлений своих и товарищей, анализ удачи и причин поражений, формулирование выводов, планирование деятельности по устранению причин неудач. Оформление протокола по итогам праздника.
Распределение учебного времени прохождения программного материала
№ п/п | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия
| Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов |
1. | Оптимальный двигательный режим | Игра-путешествие | 1 |
2. | Как составить комплекс утренней гимнастики | Практическое занятие | 5 |
3. | Мышцы, кости и суставы | Практическое занятие | 3 |
4. | Осанка стройная спина | Сюжетно-ролевая игра | 2 |
5. | Вредные привычки | Практическое занятие | 6 |
6. | Если хочешь быть здоров | Сюжетно-ролевая игра | 3 |
7. | Техника безопасности | Практическое задание | 3 |
8. | Травмы | Практическое занятие | 4 |
9. | Расти здоровым | Беседа. | 3 |
10. | Воспитай себя | Спортивный праздник | 2 |
11. | Я выбираю движение | Спортивный праздник | 3 |
| итого: |
| 35 |
При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2021 – 2022 учебный год, расписанием и календарным учебным графиком количество часов по предмету составило в 6 «А» и 6 «Б» классах - 35 часов. Изменения компенсируются перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое планирование»).
четверть | 6«А» и 6 «Б» |
1 четверть | 9 |
2 четверть | 7 |
3 четверть | 10 |
4 четверть | 9 |
итого: | 35 |
Тематическое планирование в 6 «А» и 6 «Б» классах
№ п/п | Тема | Форма организации | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата | ||
По плану | Факти-чески | ||||||
I четверть 9 ч | |||||||
1. | Оптимальный двигательный режим. Составление режима дня. Определение ролей, получение карты маршрута игры. Определение последовательности действий. Прохождение по станциям игры: «Утро», «Школа», «Свободное время». Подведение итогов игры-путешествия происходит в виде эстафеты. Коллективная рефлексия | Игра путешествие | Игровая, познавательная
|
1 | 02.09 |
| |
2. | Как составить комплекс утренней гимнастики. Практическое занятие. Выполнение заданий в ходьбе и беге, разучивание комплекса ОРУ. Игра «Часовые и разведчики», «Зеркало», «запрещенное движение». Групповая рефлексия (Насколько игровая деятельность удовлетворяет вашу потребность в движении?). | Практическое задание | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 09.09 |
| |
3. | Как составить комплекс утренней гимнастики. Практическое занятие. Выполнение заданий в ходьбе и беге, разучивание комплекса ОРУ. | Практическое задание | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 16.09 |
| |
4. | Как составить комплекс утренней гимнастики. Практическое занятие. Выполнение заданий в ходьбе и беге, разучивание комплекса ОРУ. Игра «Часовые и разведчики», «Зеркало», «запрещенное движение». Групповая рефлексия (Насколько игровая деятельность удовлетворяет вашу потребность в движении?). | Практическое задание | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 |
23.09
. |
| |
5. | Как составить комплекс утренней гимнастики. Практическое занятие. Выполнение заданий в ходьбе и беге, разучивание комплекса ОРУ. Игра «Часовые и разведчики», «Зеркало», «запрещенное движение». Групповая рефлексия (Насколько игровая деятельность удовлетворяет вашу потребность в движении?). |
Спортивный праздник | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 30.09 |
| |
6. | Как составить комплекс утренней гимнастики. Практическое занятие. Выполнение заданий в ходьбе и беге, разучивание комплекса ОРУ. Игра «Часовые и разведчики», «Зеркало», «запрещенное движение». Групповая рефлексия (Насколько игровая деятельность удовлетворяет вашу потребность в движении?). | Беседа | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 07.10 |
| |
7. | Мышцы, кости и суставы Практическое занятие. Скелет - наша опора. Выполнение упражнений на различные мышечные группы Оценивание правильности выполнения двигательного действия, выявление ошибок при выполнении. Демонстрация ОРУ партнеру. Оценивание выполнения ОРУ, аргументирование своей оценки. Участие в подвижных играх. | Практическое задание | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 14.10 |
| |
8. | Мышцы, кости и суставы Практическое занятие. Скелет - наша опора. Выполнение упражнений на различные мышечные группы Оценивание правильности выполнения двигательного действия, выявление ошибок при выполнении. Участие в подвижных играх | Практическое задание | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 |
21.10 |
| |
9. | Мышцы, кости и суставы Практическое занятие. Скелет - наша опора. Выполнение упражнений на различные мышечные группы Оценивание правильности выполнения двигательного действия, выявление ошибок при выполнении. Участие в подвижных играх. Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? | Практическое задание
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 28.09
|
| |
II четверть 7 ч | |||||||
10. | Осанка стройная спина. Сюжетно-ролевая игра «В цирке». Объяснение учителем игрового замысла, подготовка игрового материала совместно с учителем. Совместно с учителем формулирование правил игры, системы поощрений и штрафов за нарушение правил. Выполнение задания с переносом предмета на голове. Оценивание другими группами представленного циркового номера. Подведение итогов, высказывание своих суждений. |
Сюжетно-ролевая игра | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 11.11 . |
| |
11. | Вредные привычки. Беседа по теме. Игра «Да - нет», Анализ ситуации. Выполнение упражнений в парах. Оздоровительная минутка. Подвижные игры по выбору учащихся. Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Какие чувства вы испытали, когда вам предложили сигарету?). Закрепление правил честной игры. | Практическое задание | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 18.11. |
| |
12. | Вредные привычки. Выполнение упражнений в парах. Оздоровительная минутка. Подвижные игры по выбору учащихся. Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Какие чувства вы испытали, когда вам предложили сигарету?). Закрепление правил честной игры. |
Практическое задание
|
Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 25.11 |
| |
13. | Вредные привычки. Беседа по теме. Игра «Да - нет», Анализ ситуации. Выполнение упражнений в парах. Оздоровительная минутка. Подвижные игры по выбору учащихся. Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Какие чувства вы испытали, когда вам предложили сигарету?). Закрепление правил честной игры. | Практическое задание
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 |
02.12 |
| |
14. | Вредные привычки. Беседа по теме. Игра «Да - нет». Анализ ситуации Выполнение упражнений в парах. Оздоровительная минутка. Подвижные игры по выбору учащихся. Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Какие чувства вы испытали, когда вам предложили сигарету?). Закрепление правил честной игры. | Практическое задание | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная | 1 | 09.12 |
| |
15. | Вредные привычки. Беседа по теме. Игра «Да - нет», Анализ ситуации Выполнение упражнений в парах. Оздоровительная минутка. Подвижные игры по выбору учащихся. Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Какие чувства вы испытали, когда вам предложили сигарету?). Закрепление правил честной игры. | Практическое задание
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 16.09 |
| |
16. | Вредные привычки. Беседа по теме. Игра «Да - нет», Подвижные игры по выбору учащихся. Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Закрепление правил честной игры. | Практическое задание
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 |
23.12
|
| |
III четверть 10 ч | |||||||
17. | Вредные привычки. Беседа по теме. Игра «Да - нет», Анализ ситуации Выполнение упражнений в парах. Оздоровительная минутка. Подвижные игры по выбору учащихся. Групповая рефлексия | Практическое задание
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 13.01 |
| |
18. | Вредные привычки. Беседа по теме. Игра «Да - нет». Анализ ситуации Выполнение упражнений в парах. Оздоровительная минутка. Подвижные игры по выбору учащихся. Закрепление правил честной игры. |
Практическое задание
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 20.01 |
| |
19. | Вредные привычки. Беседа по теме. Игра «Да - нет», Анализ ситуации Выполнение упражнений в парах. Оздоровительная минутка. Подвижные игры по выбору учащихся. Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Какие чувства вы испытали, когда вам предложили сигарету?). Закрепление правил честной игры. | Практическое задание
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 27.01 |
| |
20. | Вредные привычки. Беседа по теме. Игра «Да - нет», Анализ ситуации Выполнение упражнений в парах. Оздоровительная минутка. Подвижные игры по выбору учащихся. Групповая рефлексия |
Практическое задание | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 03.02. |
| |
21. | Вредные привычки. Беседа по теме. Игра «Да - нет», Анализ ситуации Выполнение упражнений в парах. Оздоровительная минутка. Подвижные игры по выбору учащихся. |
Практическое задание
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 10.02 |
| |
22. | Если хочешь быть здоров. Сюжетно-ролевая игра. Объяснение учителем сюжета игры. Свободное распределение ролей игры. Участие в игровых действиях. Спортивных играх «Охотники и утки», «Меткий стрелок», «Бить-бежать», «Лапта». | Сюжетно-ролевая игра
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 17.02 |
| |
23. | Если хочешь быть здоров. Сюжетно-ролевая игра. Объяснение учителем сюжета игры. Свободное распределение ролей игры. Участие в игровых действиях. Спортивных играх «Охотники и утки», «Меткий стрелок», «Бить-бежать», «Лапта». | Сюжетно-ролевая игра | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 |
24.02 |
| |
24. | Если хочешь быть здоров. Сюжетно-ролевая игра. Объяснение учителем сюжета игры. Свободное распределение ролей игры. Участие в игровых действиях. Спортивных играх «Охотники и утки», «Меткий стрелок», «Бить-бежать», «Лапта». | Сюжетно-ролевая игра
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 03.03 |
| |
25. | Если хочешь быть здоров. Сюжетно-ролевая игра. Объяснение учителем сюжета игры. Свободное распределение ролей игры. Участие в игровых действиях. Спортивных играх «Охотники и утки», «Меткий стрелок», «Бить-бежать», «Групповая рефлексия. | Сюжетно-ролевая игра | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 10.03 |
| |
26. | Спортивных играх «Охотники и утки», «Меткий стрелок | Сюжетно-ролевая игра | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная | 1 | 17.03 |
| |
IV четверть 9ч | |||||||
27. | Техника безопасности Творческий конкурс. Проведение учащимися разминки. Объяснение роли разминки в занятиях спортом. Организация, проведение и судейство игры по выбору. «Мой любимый мяч». Групповая рефлексия (Насколько значим данный вид деятельности для твоего саморазвития и почему?). | Практическое задание
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная | 1 | 31.03 |
| |
28. | Если хочешь быть здоров. Сюжетно-ролевая игра. Объяснение учителем сюжета игры. Свободное распределение ролей игры. Участие в игровых действиях. Спортивных играх «Охотники и утки», «Меткий стрелок», «Бить-бежать», «Групповая рефлексия. | Сюжетно-ролевая игра | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 |
07.04 |
| |
29. | Техника безопасности Творческий конкурс. Проведение учащимися разминки. Объяснение роли разминки в занятиях спортом. Организация, проведение и судейство игры по выбору. «Мой любимый мяч». Групповая рефлексия (Насколько значим данный вид деятельности для твоего саморазвития и почему?). | Практическое задание
| Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 |
14.04 |
| |
30.
| Техника безопасности Творческий конкурс. Проведение учащимися разминки. Объяснение роли разминки в занятиях спортом. Организация, проведение и судейство игры по выбору. «Мой любимый мяч». Групповая рефлексия (Насколько значим данный вид деятельности для твоего саморазвития и почему?). |
Практическое задание | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 21.04 |
| |
31. | Травмы. Обсуждение. Виды травм. Оказание первой медицинской помощи. Участие в соревновании. Обсуждение, подведение итогов соревнования. Высказывание собственного мнения, аргументация и анализ причин успеха и неудачи. Предложение вариантов коррекции действий. Групповая рефлексия (Твой личный вклад в групповую деятельность? Какова твоя доля личной ответственности в достижении победы команды?). | Практическое занятие | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 28.04 |
| |
32. | Травмы. Обсуждение. Виды травм. Оказание первой медицинской помощи. Участие в соревновании. Обсуждение, подведение итогов соревнования. Высказывание собственного мнения, аргументация и анализ причин успеха и неудачи. Предложение вариантов коррекции действий. Групповая рефлексия. | Практическое занятие | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 05.05 |
| |
33. | Травмы. Обсуждение. Виды травм. Оказание первой медицинской помощи. Участие в соревновании. Обсуждение, подведение итогов соревнования. Высказывание собственного мнения, аргументация и анализ причин успеха и неудачи. Предложение вариантов коррекции действий. Групповая рефлексия (Твой личный вклад в групповую деятельность? Какова твоя доля личной ответственности в достижении победы команды?). | Практическое занятие | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 12.05 |
| |
34.
| Травмы. Обсуждение. Виды травм. Оказание первой медицинской помощи. Участие в соревновании. Обсуждение, подведение итогов соревнования. Высказывание собственного мнения, аргументация и анализ причин успеха и неудачи. Предложение вариантов коррекции действий. Групповая рефлексия (Твой личный вклад в групповую деятельность? Какова твоя доля личной ответственности в достижении победы команды?). | Практическое занятие | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 19.05 |
| |
35. | Участие в соревновании. Обсуждение, подведение итогов соревнования. Высказывание собственного мнения, аргументация и анализ причин успеха и неудачи. Предложение вариантов коррекции действий. Групповая рефлексия (Твой личный вклад в групповую деятельность? Какова твоя доля личной ответственности в достижении победы команды?). | Практическое занятие | Игровая, познавательная спортивно-оздоровительная |
1 | 26.05 |
| |
Итого: | 6 «А» - 35 ч. 6 «Б» -35 ч. |