«Зимний фестиваль знаний 2026»

Обучение детей с ОВЗ на уроках физкультуры

даптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.

В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК.

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Обучение детей с ОВЗ на уроках физкультуры

Требует индивидуального подхода, адаптации упражнений (уменьшение нагрузки, упрощение, модификация), учета диагноза и состояния здоровья, использования ритмики, координации, сенсорных методик и мотивации через игры и похвалу. Цель — не только физическое развитие, но и коррекция психических процессов, социализация и формирование позитивного отношения к движению, используя специальные методики (например, от низких поз к высоким, от крупных суставов к мелким).

Ключевые принципы и методы:

Индивидуализация Учитывайте диагноз, навыки, настроение и состояние каждого ребенка.

Адаптация нагрузок Уменьшайте объем и интенсивность, упрощайте сложные упражнения, исключайте противопоказанные, дайте больше времени.

Коррекционно-развивающая направленность Работайте над ритмикой, моторикой, координацией, равновесием, выносливостью, развитием воображения.

Мотивация и вовлечение Используйте игровые формы, яркие ориентиры (фишки, мячи), музыку, эмоциональное вовлечение, поощряйте усилия, создавайте ситуации успеха.

Последовательность упражнений Начинайте с низких поз (лежа, на четвереньках), затем переходите к стоячим упражнениям, ходьбе, бегу, прыжкам (от крупной моторики к мелкой).

Регулярность Систематические занятия помогают закреплять навыки и снижать стресс.

Взаимодействие Привлекайте инструктора, медсестру, воспитателя; учите детей понимать себя и взаимодействовать со сверстниками (особенно при РАС).

Задачи уроков для детей с ОВЗ

Формирование интереса к физкультуре и совместным занятиям.

Укрепление здоровья, коррекция осанки, профилактика плоскостопия.

Развитие двигательных качеств, умственной и физической работоспособности.

Обучение действиям по образцу, подражанию и речевой инструкции.

Развитие коммуникативных навыков и самосознания (Я-концепции).

Работа с детьми с ОВЗ на уроках физкультуры требует индивидуального подхода, программа занятий должна составляться с учетом особенностей ребенка и его возможностей. Необходим постоянный контроль за физическим и психоэмоциональным состоянием ребенка, при необходимости — коррекция программы занятий. Такая работа требует как от ученика, так и учителя немалых сил, но при целенаправленных систематических упорных занятиях обязательно даст результат — улучшение здоровья ученика, снижение значимости болезни в его жизни, повышение шансов на полноценную жизнь в будущем.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее