«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по информатике и ИКТ

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 1-2 курс. 74 часа. ППССЗ

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Министерство образования и молодежной политики Камчатского края

Краевое государственное профессиональное образовательное

бюджетное учреждение

«Паланский колледж»




СОГЛАСОВАНО

методическим советом КГПОБУ

«Паланский колледж»

Председатель методического совета

Протокол №___

___ _____________2019 г.








УТВЕРЖДАЮ

Директор КГПОБУ

«Паланский колледж»


______________ Л.В. Церковникова

Подпись ФИО

___ _____________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.04 Информатика и ИКТ


Педагогика дополнительного образования






Профиль - гуманитарный











Палана 2019 г.



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности профессионального образования (углубленная подготовка):

Педагогика дополнительного образования

Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год.


Организация-разработчик:

Краевое государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Паланский колледж»


Разработчик:

Гибадуллина Лилия Гафуровна, преподаватель высшей категории.

Рекомендована методическим советом КГПОБУ «Паланский колледж»

Заключение методическим совета №____от____________2019 г.



СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов программы

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ.04 ИНФОРМАТИКА И ИКТ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Педагогика дополнительного образования


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она призвана обеспечить получение навыков, связанных с изучением теоретических основ и приобретение практических навыков применения информационных технологий для организации как делопроизводства в целом, так и отдельных его операций и частей. 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий, создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства; автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности

Программа предусматривает дифференцированный подход к изучению учебной дисциплины:

  1. Для одаренных детей***

  2. Базовый уровень**

  3. Для обучающихся, испытывающих трудности в обучении и с ослабленным здоровьем*

Программа предусматривает оценку достижений обучающихся, с помощью реализации комплекта контрольно-измерительных материалов (КИМ) по результатам освоения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ».


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 39 часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.04 ИНФОРМАТИКА И ИКТ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

51

контрольные работы

2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Перечень тем самостоятельной работы

Изучение научно-методической литературы

Подготовка рефератов

Подготовка презентаций

Выполнение расчетных задач


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОДБ.04 ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

8

4

Тема 1 Информационная деятельность человека

Содержание учебного материала

3



2

1

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

2

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

2

3

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

3

Тема 2. Информация и информационные процессы


Содержание учебного материала

2


1

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

1

3

2

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

1

Практические занятия

8


1

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.

2







3

2

Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

2

3

Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.

1

4

Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

1

5

Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

1

6

АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

1

Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Содержание учебного материала

5

1

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

1


2

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

2


3

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

2


Практические занятия

11





3

1

Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка

4

2

Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы.

4

3

Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

3

Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Содержание учебного материала

8


1

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

1


2

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

1


3

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

1


4

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

5


Практические занятия

12





3

1

Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

2

2

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

3

3

Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

2

4

Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

5

Тема 5. Телекоммуникационные технологии

Содержание учебного материала

9


1

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет - технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

4


2

Методы создания и сопровождения сайта.

1


3

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

4


Практические занятия

13




2







3


1

Браузер. Примеры работы с Интернет - магазином, Интернет-СМИ, Интернет -турагентством, Интернет -библиотекой

4

2

Средства создания и сопровождения сайта.

8

3

Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.

1

Дифференцированный зачет

2

Всего:

78

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение научно-методической литературы

Подготовка рефератов

Подготовка презентаций

Выполнение расчетных задач

39



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории «Информационных технологий».

Оборудование учебного кабинета: персональные компьютеры по количеству посадочных мест (14), принтер, сканер

Технические средства обучения: проектор, экран, электронные пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Практикум по информатике Е.В.Михеева, 2006

Практикум по основам информатики В.М.Уварова, 2006

Дополнительные источники:

Для учащихся

  1. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. - М., 2002.

  2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. - М., 2001.

  3. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. - М., 2006.

  4. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2004.

  5. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М., 2005.

  6. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. - М., 2006.

  7. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. - М., 2004.

  8. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2002.

  9. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М., 2007.

  10. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатикйть вычислительной техники: учеб. пособие. - М., 2005.

  11. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М., 2002.

  12. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М., 2002.

  13. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7-11 классы. - М., 2005.

Для преподавателей

  1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. - М., 2005.

  2. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005.

  3. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М., 2005.

  4. Майкрософт. Основы программирования на примере VisualBasic.NET. - М., 2005.

  5. Майкрософт. Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice. - М., 2006.

  6. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.»

  7. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.

  8. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс- М., 2004.

  9. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М., 2003.

  10. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М., 2004.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; назначение и функции операционных систем;


Уметь: 

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленнойзадачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий, создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;










Текущий контроль в форме:

-выполнения индивидуальных

домашних заданий;

- тестирования













Итоговый контроль в форме:

- дифференцированного зачета







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее