Министерство образования и молодежной политики Камчатского края
Краевое государственное профессиональное образовательное
бюджетное учреждение
«Паланский колледж»
СОГЛАСОВАНО методическим советом КГПОБУ «Паланский колледж» Председатель методического совета Протокол №___ ___ _____________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор КГПОБУ «Паланский колледж» ______________ Л.В. Церковникова Подпись ФИО ___ _____________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 Информатика и ИКТ
Педагогика дополнительного образования
Профиль - гуманитарный
Палана 2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности профессионального образования (углубленная подготовка):
Педагогика дополнительного образования
Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год.
Организация-разработчик:
Краевое государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Паланский колледж»
Разработчик:
Гибадуллина Лилия Гафуровна, преподаватель высшей категории.
Рекомендована методическим советом КГПОБУ «Паланский колледж»
Заключение методическим совета №____от____________2019 г.
Наименование разделов программы | стр. |
| 4 |
| 6 |
| 13 |
| 15 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 ИНФОРМАТИКА И ИКТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Педагогика дополнительного образования
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она призвана обеспечить получение навыков, связанных с изучением теоретических основ и приобретение практических навыков применения информационных технологий для организации как делопроизводства в целом, так и отдельных его операций и частей.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; назначение и функции операционных систем;
уметь
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий, создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства; автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности
Программа предусматривает дифференцированный подход к изучению учебной дисциплины:
Для одаренных детей***
Базовый уровень**
Для обучающихся, испытывающих трудности в обучении и с ослабленным здоровьем*
Программа предусматривает оценку достижений обучающихся, с помощью реализации комплекта контрольно-измерительных материалов (КИМ) по результатам освоения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ».
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 ИНФОРМАТИКА И ИКТ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: |
|
лабораторные работы | - |
практические занятия | 51 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Перечень тем самостоятельной работы Изучение научно-методической литературы Подготовка рефератов Подготовка презентаций Выполнение расчетных задач |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОДБ.04 ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 8 | 4 | |
Тема 1 Информационная деятельность человека | Содержание учебного материала | 3 |
2 | |
1 | Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | |||
2 | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 2 | ||
3 | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 3 | ||
Тема 2. Информация и информационные процессы
| Содержание учебного материала | 2 |
| |
1 | Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. | 1 | 3 | |
2 | Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. | 1 | ||
Практические занятия | 8 |
| ||
1 | Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления. | 2 |
3 | |
2 | Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. | 2 | ||
3 | Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. | 1 | ||
4 | Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. | 1 | ||
5 | Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. | 1 | ||
6 | АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике. | 1 | ||
Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | Содержание учебного материала | 5 | ||
1 | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. | 1 |
| |
2 | Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | 2 |
| |
3 | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. | 2 |
| |
Практические занятия | 11 |
3 | ||
1 | Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка | 4 | ||
2 | Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. | 4 | ||
3 | Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. | 3 | ||
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | Содержание учебного материала | 8 |
| |
1 | Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 1 |
| |
2 | Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | 1 |
| |
3 | Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 1 |
| |
4 | Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. | 5 |
| |
Практические занятия | 12 |
3 | ||
1 | Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). | 2 | ||
2 | Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 3 | ||
3 | Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | ||
4 | Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. | 5 | ||
Тема 5. Телекоммуникационные технологии | Содержание учебного материала | 9 |
| |
1 | Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет - технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 4 |
| |
2 | Методы создания и сопровождения сайта. | 1 |
| |
3 | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. | 4 |
| |
Практические занятия | 13 |
2
3
| ||
1 | Браузер. Примеры работы с Интернет - магазином, Интернет-СМИ, Интернет -турагентством, Интернет -библиотекой | 4 | ||
2 | Средства создания и сопровождения сайта. | 8 | ||
3 | Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий. | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | |||
Всего: | 78 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение научно-методической литературы Подготовка рефератов Подготовка презентаций Выполнение расчетных задач | 39 | |||
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории «Информационных технологий».
Оборудование учебного кабинета: персональные компьютеры по количеству посадочных мест (14), принтер, сканер
Технические средства обучения: проектор, экран, электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Практикум по информатике Е.В.Михеева, 2006
Практикум по основам информатики В.М.Уварова, 2006
Дополнительные источники:
Для учащихся
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. - М., 2002.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. - М., 2001.
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. - М., 2006.
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2004.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М., 2005.
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. - М., 2006.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. - М., 2004.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2002.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М., 2007.
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатикйть вычислительной техники: учеб. пособие. - М., 2005.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М., 2002.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М., 2002.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7-11 классы. - М., 2005.
Для преподавателей
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. - М., 2005.
Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005.
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М., 2005.
Майкрософт. Основы программирования на примере VisualBasic.NET. - М., 2005.
Майкрософт. Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice. - М., 2006.
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.»
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс- М., 2004.
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М., 2003.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М., 2004.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать различные подходы к определению понятия «информация»; методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; назначение и функции операционных систем; Уметь: оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленнойзадачей; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий, создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
| Текущий контроль в форме: -выполнения индивидуальных домашних заданий; - тестирования
Итоговый контроль в форме: - дифференцированного зачета
|