«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по географии для 9 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)

Рабочая программа по географии для 9 класса с календарно-тематическим планированием.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»


РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

методическим объединением учителей гуманитарного цикла классов детей с нарушениями слуха

ГКОУ РО Азовской школы № 7

протокол № 1 от «_____» августа 2020


Руководитель _______ / Е.Н. Бондаренко

УТВЕРЖДАЮ

директор ГКОУ РО Азовской школы №7


____________ / И.П. Попова



Приказ №____ от «___» ___________2020



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«География»

9-Б класс

(слабослышащие и позднооглохшие)

(уровень основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха)



на 2020-2021 учебный год



Составитель: Гуровская Оксана Владимировна, учитель высшей категории.










г. Азов

2020 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 9-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений «География. 5—9 классы : рабочая программа к УМК «Сфера» /, В. П. Дронов , Л.Е.Савельева,. — Москва : Просвещение, 2017, и авторской программы по географии, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 08.06.2020 года),


  1. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года).


и на основании следующих нормативно-правовых документов:


- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».


- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».


- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.


- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2020-2021 учебный год.


- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год.


- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.


Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя :


-«География. Россия : природа, население, хозяйство», В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Учебник для общеобразовательных организаций, Москва, Просвещение 2018 год.

-Атлас по географии для 9 класса, Атлас Ростовской области.

- Поурочные разработки по географии для 9 класса, В.П.Дронов. 2016 год

-Тетрадь-тренажёр

-Практические работы по географии 8-9 класс.











ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


-освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

-овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

-воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

-Образовательные:

-необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

-познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

-сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

-ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

-соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

Коррекционные:

работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета (словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный предмет география является составной частью предметной области «Общественные науки»

Федеральный базисный учебный план предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 9-б классе отводится 2 часа в неделю.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год, утвержденными приказом от _____________ № ______, рабочая программа составлена на 63 часа с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся.

География в 9-б классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это завершающий курс географии в школе, посвящённый изучению географии своей страны, а также изучению особенностей природы и хозяйства своей малой Родины.

География России (население и хозяйство) уже изучались детьми в 9-б классе. В этом учебном году раздел «Районы России» будет повторён для лучшего усвоения.

Второй раздел программы будет полностью посвящён изучению географии Ростовской области (45 часов) – региональный компонент.

Обучение строится с использованием экрана, словаря и резервного расстояния.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ».


Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-

личностные позиции:

гуманистические ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни

других народов, толерантность;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной

системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

-умения управлять своей познавательной деятельностью;

-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

-Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

-Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и

Интернет).

-Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

-В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

-Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в

своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

-Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

-Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль .

-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Раздел 1. Районы России.

- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

-оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально- экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

-оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

-критерии для сравнения, сопоставления

-оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Раздел 2. География Ростовской области.

-решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий.

-составлять краткую экономико-географическую характеристику разных территорий области на основе разнообразных источников географической информации

- сравнивать особенности населения отдельных -районов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

-особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения Ростовской области.

-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей области;

- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами Ростовской области;

- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства Ростовской области.

-самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей.


- создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы Ростовской области на основе нескольких источников географической информации.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

п/п

Раздел (тема) программы

Количество часов

Система оценки планируемых результатов

1.

РАЗДЕЛ 1. – РАЙОНЫ РОССИИ.

Европейский Север. Европейский Северо-Запад. Центральная Россия. Европейский Юг. Урал. Поволжье. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. (Географическое положение, особенности природы, население, хозяйство каждого района)

Практическая работа №1 Природные ресурсы Центрального района.

Практическая работа №2 «Санкт-Петербургская агломерация»

Практическая работа №3 «Особенности сельского хозяйства Северного Кавказа»

Практическая работа №4 «Природные ресурсы Поволжья»

Практическая работа № 5 «Сравнительная характеристика хозяйств двух экономических районов» (по выбору).

Тестирование по разделу «Районы России»




21 час


Практические работы

Географический диктант

Тест

2.

РАЗДЕЛ 2. – ГОГРАФИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Природа Ростовской области.

Географическое положение и границы Ростовской области. Административное деление. Тектоническое строение. Геологическое строение. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Озёра. Водохранилища. Растительный и животный мир. Климат. Охрана природы.

Практическая работа №6

Нанесение на контурные карты границ Ростовской области.

Практическая работа №7

«Рельеф и полезные ископаемые»

Практическая работа №8

Распределение тепла и влаги на территории Ростовской области.

Практическая работа №9

«Растительный и животный мир Ростовской области»

Практическая работа №10

«Природные комплексы»

Тестирование по теме «Природа Ростовской области»


Население Ростовской области.

Ростовская область в Южном Федеральном Округе. Численность и воспроизводство населения. Национальный состав. Половозрастной состав. Миграции населения.

Практическая работа №11

Естественный прирост населения Ростовской области.

Тестирование по теме «Население Ростовской области»

Хозяйство Ростовской области.

Топливно-энергетический комплекс. Металлургия. Машиностроение. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Химическая промышленность. Основные отрасли сельского хозяйства области. География растениеводства. География животноводства.

Социальная инфраструктура. ЖКХ. Медицина. Образование. Торговля. Бытовое обслуживание. Основные виды транспорта. Внешние экономические связи области. Перспективы развития.

Практическая работа №12

«Развитие ТЭК в области»

Практическая работа №13«Проблемы машиностроительного комплекса»

Практическая работа№ 14«География основных сельскохозяйственных культур области»

Практическая работа №15«Проблемы транспорта в Ростовской области»

Практическая работа16«Города Ростовской области»

Тестирование по теме

«Хозяйство Ростовской области»

Итоговая проверочная работа



42 часа




Географический диктант Практические работы

Тест
























Практические работы

Тесты

Тестирование

Проверочная работа

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9«Б» КЛАССЕ.

урока

Содержание учебного материала


Форма организации учебных занятий

Кол-во часов

Дата проведения



по плану

по факту

РАЗДЕЛ 1 – РАЙОНЫ РОССИИ. –21 час

1.

День Знаний. Введение.


1

01.09.


2.

Европейская и азиатская часть России.

вводный урок.

1

07.09.


3.

1.Европейский Север.

Географическое положение, особенности природы.

урок овладения новыми знаниями.

1

08.09.


4.

Население и хозяйство.

урок решения практических задач


1

14.09.


5.

2.Европейский Северо-Запад.

Географическое положение, особенности природы.

комбинированный урок

1

15.09.


6.

Население и хозяйство. Практическая работа №1Сравнительная характеристика хозяйств двух районов.

комбинированный урок

1

21.09.


7.

3.Центральная Россия.

Географическое положение, особенности природы.

урок решения практических задач


1

22.09.


8.

Население и хозяйство.

урок овладения новыми знаниями.

1

28.09.


9.

4.Европейский Юг.

Географическое положение, особенности природы.

комбинированный урок

1

29.09.


10.

Население и хозяйство. Практическая работа №2

Основные занятия жителей Европейского Юга.

комбинированный урок


1

05.10.


11.

5.Поволжье.

Географическое положение, особенности природы. Практическая работа №3Географическое положение Поволжья.

урок решения практических задач

1

06.10.


12.

Население и хозяйство.

урок решения практических задач

1

12.10.


13.

6.Урал.

Географическое положение, особенности природы.

комбинированный урок

1

13.10.


14.

Население и хозяйство.

урок-лекция

1

15.10.


15.

7.Западная Сибирь.

Географическое положение. Практическая работа № 4. Особенности природы Западной Сибири.

урок овладения новыми знаниями.

1

19.10.


16.

Население и хозяйство.

урок овладения новыми знаниями.

1

20.10.


17.

8.Восточная Сибирь.

Географическое положение, особенности природы.

урок овладения новыми знаниями.

1

09.11.


18.

Население и хозяйство.

комбинированный урок

1

10.11.


19.

9.Дальний Восток.

Географическое положение, особенности природы.

урок решения практических задач


1

16.11.


20.

Население и хозяйство. Практическая работа №5 Сравнительная характеристика хозяйств районов.

урок контроля знаний и умений

1

17.11.


21.

Тестирование по разделу «Районы России»

урок контроля знаний и умений

1

23.11.


РАЗДЕЛ 3 – ГЕОГРАФИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ. – 42 часа.



22.

Природа Ростовской области.

Географическое положение и границы Ростовской области. Практическая работа № 6 «Нанесение на контурные карты границ Ростовской области»



урок решения практических задач



1



24.11.


23.

Административное деление Ростовской области.

урок овладения новыми знаниями.

1

30.11.


24.

Тектоническое строение.

урок овладения новыми знаниями.

1

01.12.


25.

Рельеф. Практическая работа №7 «Рельеф и полезные ископаемые Ростовской области»

урок решения практических задач

1

07.12.


26.

Климат Ростовской области.

комбинированный урок

1

08.12.


27.

Практическая работа №8«Распределение тепла и влаги на территории Ростовской области»

урок решения практических задач

1

14.12.


28.

Внутренние воды Ростовской области. Реки.

комбинированный урок

1

15.12.


29.

Озёра и водохранилища.

урок-презентация

1

21.12.


30.

Почвенные ресурсы .

комбинированный урок

1

22.12.


31.

Растительный мир Ростовской области.

комбинированный урок

1

11.01.


32.

Животный мир Ростовской области. Практическая работа №9 «Растительный и животный мир Ростовской области»

урок решения практических задач


1

12.01.


33.

Охрана природы Ростовской области.

комбинированный урок

1

18.01


34.

Практическая работа № 10«Природные комплексы»

урок решения практических задач

1

19.01.


35.

Тестирование по теме «Природа Ростовской области»

урок контроля знаний и умений

1

25.01.




36.

Население Ростовской области.

Ростовская области в Южном федеральном округе.



комбинированный урок


1


26.01.


37.

Численность и воспроизводство населения.

комбинированный урок

1

01.02.


38.

Практическая работа № 11«Естественный прирост населения Ростовской области»

урок решения практических задач

1

08.02.


39.

Национальный состав.

урок-семинар

1

09.02.


40.

Половозрастная структура населения Ростовской области.

комбинированный урок

1

15.02.


41.

Миграции населения области.

урок коррекции знаний, умений и навыков

1

16.02.


42.

Тестирование по теме «Население Ростовской области»

урок контроля знаний и умений

1

22.02.




43.

Хозяйство Ростовской области.

Общая характеристика промышленности области.



комбинированный урок



1


01.03.


44.

Топливно-энергетический комплекс. Практическая работа №12 «Развитие ТЭК в области»

урок решения практических задач

1

02.03.


45.

Металлургия.

комбинированный урок


1

09.03.


46.

Машиностроение. Практическая работа№13 «Проблемы машиностроительного комплекса»

урок решения практических задач

1

15.03.


47.

Химическая промышленность.

урок овладения новыми знаниями.

1

16.03.


48.

Пищевая промышленность.

комбинированный урок


1

29.03.


49.

Лёгкая промышленность.

Комбинированный урок


1

30.03.


50.

Общая характеристика сельского хозяйства.

Урок актуализации знаний и умений

1

05.04.


51.

География растениеводства. Практическая работа №14 «География основных сельскохозяйственных культур области»

урок решения практических задач

1

06.04.


52.

География животноводства.

комбинированный урок

1

12.04.


53.

Основные направления животноводства Ростовской области.

комбинированный урок

1

13.04.


54.

Социальная инфраструктура. ЖКХ.

урок-лекция

1

19.04.


55.

Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание.

урок овладения новыми знаниями

1

20.04.


56.

Образование.

комбинированный урок

1

26.04.


57.

Медицина и культура.

комбинированный урок

1

27.04.


58.

Основные виды транспорта. Автомобильный и железнодорожный транспорт.

урок овладения новыми знаниями

1

04.05.


59.

Речной и авиационный транспорт. Практическая работа № 15 «Проблемы транспорта в Ростовской области»

комбинированный урок

1

11.05.


60.

Внешние экономические связи Ростовской области.

Перспективы развития области.

урок решения практических задач

1

17.05.


61.

Практическая работа №16 «Города Ростовской области»

урок-лекция

1

18.05.


62.

Тестирование по теме «Хозяйство Ростовской области»

урок решения практических задач

1

24.05.


63.

Итоговая проверочная работа.

комбинированный урок

1

25.05.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее