ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по географии в 6-а классе (обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)), составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 26.07.2019 года)
2.Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом от 30.08.2019 года №
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81, в ред. изменений, утв.постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2019 года № 8).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020 учебный год.
Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.
5. Учебно-методического комплекса: авторская программа по географии для 6-9 классов под ред.С.В.Курчина («Классическая линия»), учебника по географии для 6 класса «География. Начальный курс», Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, 5-е издание, стереотипное, М.: Дрофа, 2016, включённого в Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательная– -формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; -формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; -развитие представлений о разнообразии природы и слож- ности протекающих в ней процессов; -развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, гло- бусом, планом местности для получения необходимой гео- графической информации; -Воспитательная - воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности. -Развивающая – развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА. | Учебный предмет «География» является составной частью предметной области «Естественно-научные предметы (Естествознание)» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования на изучение географии в 6 «а» классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020 учебный год, утверждённым приказом от 30.08.2019 № ,рабочая программа составлена на 34 часа в год с учётом выходных и праздничных дней.
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
РАЗДЕЛ 1. Введение. | |
- объяснять, для чего изучают географию ; -умению работать с новым учебником, контурной картой и атласом;
| - анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
|
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ.-9 часов. | |
-определять своё местоположение на местности при помощи приборов и правил ориентирования, расстояния на карте и плане при помощи масштаба. -определять географические координаты пунктов, абсолютные и относительные высоты. -объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»; -называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе; -приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; определять (измерять) географические координаты. | -находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; -читать план местности и картклассифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; -ориентироваться на местности при помощи компаса, кар# ты и местных предметов;
|
РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ | |
-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «мо- ре», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», -называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; -называть методы изучения земных недр и Мирового океана; -измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, -описывать погоду и климат своей местности; -называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; | -приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; -определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; -классифицировать горы и равнины по высоте -объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы |
РАЗДЕЛ 4. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ. | |
-рассказывать о численности населения Земли и её показателях. -приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли; -составлять описание природного комплекса; | -приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
№ п/п | Раздел (тема) программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1. | Введение | 1 час | Знакомство с курсом географии 6 класса. Работа со схемой «Солнечная система» |
2. | Виды изображений поверхности Земли. План местности. Практическая работа №1Изображение здания школы в масштабе Практическая работа №2Определение направлений и азимутов по плану местности. Практическая работа №3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки Географическая карта. Практическая работа №4Определение географических координат объектов Тестированиепо разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 9 часов | Знакомство с формой и размерами Земли. Формирование понятий «план», «географическая карта». Изучение основных видов географических карт, условных знаков карт и планов. Составление таблицы «План и карта». Знакомство с понятиями «параллель», «меридиан», «градусная сеть», «географические координаты». Работа с картой по определению географических координат определённых точек, изображению на физических картах высот и глубин. Выполнение практических работ и контрольной работы по разделу «Виды изображений поверхности земли |
3. | Строение Земли. Земные оболочки. Литосфера(5 час) Практическая работа №5 Составление описания форм рельефа. Гидросфера(6час) Практическая работа №6 Составление описания внутренних вод. Атмосфера (6 час) Практическая работа №7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.Практическая работа №8 Построение розы ветров. Практическая работа №9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. Биосфера. Географическая оболочка. (4 час) Практическая работа №10 Составление характеристики природного комплекса. Тестирование по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | 21 час | Закрепление и расширение знаний об основных оболочках Земли. Знакомство с внутренним строением Земли, используя схемы в атласах и учебниках, просмотр презентаций и видеофильмов о землетрясениях и вулканах. Формирование понятий «горы», «равнины». Работа с атласом и контурными картами. Нанесение на контурные карты основных равнин и гор планеты. Выполнение практических работ по темам «Воды суши», «Атмосфера». Знакомство с составом и значением атмосферы для жизни человека.. Формирование понятия о взаимосвязях всех оболочек Земли. Работа с учебником. Ответы на вопросы. Формирование понятия «атмосферное давление» Выполнение письменного задания по вычислению давления при подъёме в горы, работа с календарём погоды. Работа с картосхемами, анализ картосхемы «Зависимость климата местности от её положения по отношению к океанам» Просмотр презентации на тему «Организмы на Земле», распределение организмов широтной зональности и высотной зональности. Знакомство с природными зонами Земли, работа с картами природных зон, работа с текстом учебника об особенностях распространения живых организмов. Выполнение практических работ, ответы на вопросы тестирования по темам и разделу. |
4. | Население Земли. Итоговое тестирование по курсу 6 класса. | 3 часа | Работа с политической картой мира. Формирование понятия о численности населения мира. Работа в тетради. Составление схемы «Расовый состав». Выполнение практической работы. |
Формы организации учебных занятий.
-Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков.
-Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
-Урок контроля знаний и умений.
-Урок коррекции знаний, умений и навыков.
-Урок комбинированный.
-Урок решения практических задач.
-Урок-презентация.
-Урок – зачет.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
№ п/п | Название контрольных работ | Дата проведения |
1. | Тестирование по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 15.11. |
2. | Тестирование по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | 08.05. |
3. | Итоговое тестирование по курсу 6 класса. | 29.05. |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
№ п/п | Название практических работ | Дата проведения |
1. | Практическая работа №1 Изображение здания школы в масштабе | 13.09. |
2. | Практическая работа №2 Определение направлений и азимутов по плану местности. | 20.09. |
3. | Практическая работа №3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки | 04.10. |
4. | Практическая работа №4Определение географических координат объектов | 25.10. |
5. | Практическая работа №5 Составление описания форм рельефа. | 13.12. |
6. | Практическая работа №6 Составление описания внутренних вод. | 07.02. |
7. | Практическая работа №7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | 28.02. |
8. | Практическая работа №8 Построение розы ветров. | 06.03. |
9. | Практическая работа №9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | 13.03. |
10. | Практическая работа №10 Составление характеристики природного комплекса | 24.04. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 «А» КЛАССЕ.
№ урока | Содержание учебного материала
| Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
|
| по плану | по факту | ||
РАЗДЕЛ 1. - ВВЕДЕНИЕ – 1 час. | |||||
1. | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы. | вводный урок | 1 | 06.09. |
|
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ.-9 часов. | |||||
2. | План местности(4ч) Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа №1 Изображение здания школы в масштабе. | урок овладения новыми знаниями, урок решения практических задач | 1 | 13.09. |
|
3. | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №2 Определение направлений и азимутов по плану местности. | урок решения практических задач | 1 | 20.09. |
|
4. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | комбинированный урок | 1 | 27.09. |
|
5. | Составление простейших планов местности. Практическая работа №3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки. | урок решения практических задач | 1 | 04.10. |
|
6. | Географическая карта(5ч) Форма и размеры Земли. Географическая карта. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 11.10. |
|
7. | Градусная сеть на глобусе и картах. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 18.10. |
|
8. | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа №4Определение географических координат объектов. | урок решения практических задач | 1 | 25.10. |
|
9. | Изображение на физических картах высот и глубин. | комбинированный урок | 1 | 08.11. |
|
10. | Тестирование по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | урок контроля знаний и умений | 1 | 15.11. |
|
РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ. – 21 час. | |||||
11. | Литосфера(5ч) Земля и её внутреннее строение. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 22.11. |
|
12. | Движение земной коры. Вулканизм. | комбинированный урок | 1 | 29.11. |
|
13. | Рельеф суши. Горы. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 06.12. |
|
14. | Равнины суши. Рельеф Ростовской области. Практическая работа №5 Составление описания форм рельефа. | урок решения практических задач | 1 | 13.12. |
|
15. | Рельеф дна Мирового океана. | комбинированный урок | 1 | 20.12. |
|
16. | Гидросфера(6ч) Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | урок овладения новыми знаниями |
1 |
27.12. |
|
17. | Движение воды в океане. |
| 1 | 17.01. |
|
18. | Подземные воды. | комбинированный урок | 1 | 24.01. |
|
19. | Реки. Реки Ростовской области. | комбинированный урок | 1 | 31.01. |
|
20. | Озёра. Практическая работа №6 Составление описания внутренних вод. | урок решения практических задач | 1 | 07.02. |
|
21. | Ледники. | комбинированный урок | 1 | 14.02. |
|
22. | Атмосфера(6ч) Атмосфера: строение, значение, изучение. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 21.02. |
|
23. | Температура воздуха. Практическая работа №7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | урок решения практических задач | 1 | 28.02. |
|
24. | Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа №8 Построение розы ветров. | урок решения практических задач | 1 | 06.03. |
|
25. | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа №9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | урок решения практических задач | 1 | 13.03. |
|
26. | Погода и климат. | комбинированный урок | 1 | 20.03. |
|
27. | Причины, влияющие на климат. | комбинированный урок | 1 | 03.04. |
|
28. | Биосфера. Географическая оболочка(4ч) Разнообразие и распространение организмов на Земле. |
комбинированный урок
|
1 |
10.04. |
|
29. | Распространение организмов в Мировом океане. | комбинированный урок | 1 | 17.04. |
|
30. | Природный комплекс. Практическая работа №10 Составление характеристики природного комплекса | урок решения практических задач | 1 | 24.04. |
|
31. | Тестирование по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | урок контроля знаний и умений | 1 | 08.05. |
|
РАЗДЕЛ 4. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ – 3 часа.
| |||||
32. | Население Земли. | комбинированный урок | 1 | 15.05. |
|
33. | Человек и природа. | урок актуализации и систематизации знаний и умений | 1 | 22.05. |
|
34. | Итоговое тестирование по курсу 6 класса. | урок контроля знаний и умений | 1 | 29.05. |
|