Пояснительная записка
Рабочая программа по обще физической подготовке разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания» автор которой: В. И. Лях Л.Б.Кофман Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре. –Волгоград: ВГАФК.2014.-68с. «Физическая культура»
Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий.
Продолжение одного занятия один час, максимальное количество занятий в один день, два занятия подряд. Наполняемость группы от 15-30 человек.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение учащимися основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Занятие в секции строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Цели и задачи программы
Цель Программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Оздоровительные:
укреплять здоровье и закаливать занимающихся;
удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке;
ведение закаливающих процедур;
укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм детей;
снимать физическую и умственную усталость.
Образовательные:
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля, состояния здоровья на занятиях и дома;
формировать правильную осанку;
обучать дыхательным упражнениям;
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Содержание внеклассной работы по физическому воспитанию
Гимнастические упражнения
Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания занятий физической культурой. В программный материал входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании и перелезания, в равновесии, несложные акробатические упражнения и упражнения на гимнастических снарядах.
Большое значение придаётся общеразвивающих упражнениям без предметов. С их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи и, прежде всего, образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию педагога, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым или необычным. Именно новизна и необычность являются несомненными признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, содействующим развитию разнообразных координационных способностей. Количество общеразвивающих, упражнений фактически безгранично. При их выборе для каждого занятия следует идти от более простых, освоенных, к более сложным. В занятие следует включать от 3—4 до 7—8 таких упражнений. Затрачивая на каждом занятии примерно 3—6 минут на Общеразвивающие упражнения без предметов. В каждое занятие следует включать новые Общеразвивающие упражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений не даст нужного эффекта, будут неинтересно учащимся.
Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных способностей являются Общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, обручем. Упражнений и комбинаций с предметами может быть неограниченное количество.
Большое значение принадлежит также акробатическим упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.
После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.
Выполняя задания по построению и перестроению, не рекомендуется много времени тратить на их осуществление, желательно чаще проводить их в игровой форме. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.
Гимнастические упражнения, включенные в программу группы ОФП, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также большой набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.
Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).
Подвижные игры
Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности учащегося, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Подвижные игры направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественно порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению, нежели к собственному содержанию игр.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей.
С помощью игр закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.
В результате обучения учащиеся должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений педагога; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Легкоатлетические упражнения
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании. Применяя эти упражнения, педагог решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и условия их проведения. В результате учащиеся приобретают основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях начинается систематическое обучение спринтерскому бегу, бегу на средние и длинные дистанции, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метаниям.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, гибкости и выносливости) и координационных способностей (к реакциям, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, ориентированию в пространстве, чувству ритма). Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для обеспечения дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие на умения или способности определяется только методической направленностью.
Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять детям радость и удовольствие. Систематическое проведение этих упражнений позволяет овладеть учащимися простейшими формами соревнований и правилами, а грамотная объективная оценка их достижений является стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Все это в совокупности содействует формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких, как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.
Спортивные игры
По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.
Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
В учебных группах необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в ход осуществления разнообразных видов игровой деятельности.
Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, включая на станциях упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.
Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учащихся. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела, занятия | Кол-во часов |
| Т/б на уроках л/а и подвижных игр. Строевые приёмы. ОФП. Изучение техники бега с высокого старта. Бег 30м. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Бег 30м. Изучение техники прыжка в длину с места. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. Совершенствование техники прыжка в длину с места. Бег 30м. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Изучение техники медленного бега. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Прыжок в длину с места. Эстафеты | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Поднимание, опускание туловища за 30сек. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Челночный бег. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Наклон туловища вперед . Эстафеты. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Подтягивание .Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Отжимание в упоре лежа. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Прыжки на скакалке. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Вис на перекладине. Эстафеты. | 2 |
| . Изучение техники передачи мяча одной, двумя руками у стены, в парах и через сетку. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приемы. Совершенствование техники передачи мяча одной, двумя руками у стены, в парах и через сетку. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приемы. Совершенствование техники ловли мяча. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приемы. ОФП. Подвижные игры с мячом. | 2 |
| Строевые приемы. ОФП. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приемы. ОФП. Эстафеты. | 2 |
| Строевые приёмы. Совершенствование техники ведения мяча правой, левой рукой. Подвижные игры. | 2 |
| Изучение техники передачи мяча в парах двумя руками от груди. Подвижные игры. | 2 |
| Совершенствование техники передачи мяча в парах двумя руками от груди. Учебная эстафета. | 2 |
| Строевые приёмы. Изучение техники броска сбоку от щита двумя руками от груди. Учебная эстафета | 2 |
| Изучение техники мини- штрафного броска. Учебная эстафета. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Л/а (медленный бег, прыжок в длину с места). Бег 30м. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Л/а (прыжок в длину с разбега). Бег с низкого старта. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Совершенствование техники броска сбоку от щита и передачи мяча двумя руками от груди. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Совершенствование техники ведения, передачи, броска. Учебная эстафета. | 2 |
| Строевые приёмы. Изучение техники ведения мяча правой, левой рукой. Подвижные игры. | 2 |
| Изучение техники передачи мяча в парах двумя руками от груди. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Изучение техники бега с высокого старта. Бег 30м. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Бег с высокого старта. Бег 30м. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Л/а (прыжок в длину с разбега, метание теннисного мяча в цель (6-7м)). Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Л/а (прыжок в длину с разбега). Бег с низкого старта. Подвижные игры. | 2 |
| Строевые приёмы. ОФП. Челночный бег. Учебная эстафета. | 2 |
Литература учителя
Васильков Г.А. Гимнастика в режиме для школьников. Пособие для учителей и родителей. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение«, 2016.
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012.-208с.- (Б-ка учителя начальной школы).
Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М.:ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – ХI классов, Москва, «Просвещение», 2014 год.
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения, М.: Издательский центр «Академия», 2002 год.
В.И.Лях « Физическая культура» издательство «Учитель», 2013год
Литература учащегося.
Антонова Ю. А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей, Москва, 2006 год.
Детские подвижные игры. / Сост .В.И.Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992.
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема раздела, занятия | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечание |
1 | Т/б на уроках л/а и подвижных игр. Строевые приёмы. ОФП. Изучение техники бега с высокого старта. Бег 30м. Подвижные игры. |
|
|
|
2 | Строевые приёмы. ОФП. Бег 30м. Изучение техники прыжка в длину с места. Подвижные игры. |
|
|
|
3 | Строевые приёмы. Совершенствование техники прыжка в длину с места. Бег 30м. Подвижные игры. |
|
|
|
4 | Строевые приёмы. ОФП. Изучение техники медленного бега. Подвижные игры. |
|
|
|
5 | Строевые приёмы. ОФП. Прыжок в длину с места. Эстафеты |
|
|
|
6 | Строевые приёмы. ОФП. Поднимание, опускание туловища за 30сек. Подвижные игры. |
|
|
|
7 | Строевые приёмы. ОФП. Челночный бег. Подвижные игры. |
|
|
|
8 | Строевые приёмы. ОФП. Наклон туловища вперед . Эстафеты. |
|
|
|
9 | Строевые приёмы. ОФП. Подтягивание .Подвижные игры. |
|
|
|
10 | Строевые приёмы. ОФП. Отжимание в упоре лежа. Подвижные игры. |
|
|
|
11 | Строевые приёмы. ОФП. Прыжки на скакалке. Подвижные игры. |
|
|
|
12 | Строевые приёмы. ОФП. Вис на перекладине. Эстафеты. |
|
|
|
13 | . Изучение техники передачи мяча одной, двумя руками у стены, в парах и через сетку. Подвижные игры. |
|
|
|
14 | Строевые приемы. Совершенствование техники передачи мяча одной, двумя руками у стены, в парах и через сетку. Подвижные игры. |
|
|
|
15 | Строевые приемы. Совершенствование техники ловли мяча. Подвижные игры. |
|
|
|
16 | Строевые приемы. ОФП. Подвижные игры с мячом. |
|
|
|
17 | Строевые приемы. ОФП. Подвижные игры. |
|
|
|
18 | Строевые приемы. ОФП. Эстафеты. |
|
|
|
19 | Строевые приёмы. Совершенствование техники ведения мяча правой, левой рукой. Подвижные игры. |
|
|
|
20 | Изучение техники передачи мяча в парах двумя руками от груди. Подвижные игры. |
|
|
|
21 | Совершенствование техники передачи мяча в парах двумя руками от груди. Учебная эстафета. |
|
|
|
22 | Строевые приёмы. Изучение техники броска сбоку от щита двумя руками от груди. Учебная эстафета |
|
|
|
23 | Изучение техники мини- штрафного броска. Учебная эстафета. |
|
|
|
24 | Строевые приёмы. ОФП. Л/а (медленный бег, прыжок в длину с места). Бег 30м. Подвижные игры. |
|
|
|
25 | Строевые приёмы. ОФП. Л/а (прыжок в длину с разбега). Бег с низкого старта. Подвижные игры. |
|
|
|
26 | Строевые приёмы. ОФП. Совершенствование техники броска сбоку от щита и передачи мяча двумя руками от груди. |
|
|
|
27 | Строевые приёмы. ОФП. Совершенствование техники ведения, передачи, броска. Учебная эстафета. |
|
|
|
28 | Строевые приёмы. Изучение техники ведения мяча правой, левой рукой. Подвижные игры. |
|
|
|
29 | Изучение техники передачи мяча в парах двумя руками от груди. Подвижные игры. |
|
|
|
30 | Строевые приёмы. ОФП. Изучение техники бега с высокого старта. Бег 30м. Подвижные игры. |
|
|
|
31 | Строевые приёмы. ОФП. Бег с высокого старта. Бег 30м. Подвижные игры. |
|
|
|
32 | Строевые приёмы. ОФП. Л/а (прыжок в длину с разбега, метание теннисного мяча в цель (6-7м)). Подвижные игры. |
|
|
|
33 | Строевые приёмы. ОФП. Л/а (прыжок в длину с разбега). Бег с низкого старта. Подвижные игры. |
|
|
|
34 | Строевые приёмы. ОФП. Челночный бег. Учебная эстафета. |
|
|
|