«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся (1-4) "Наследие"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Наследие» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

начальная общеобразовательная школа №12



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Кружок «Наследие»




















Составила:

учитель начальных классов

Сазонова С.В.


















2. Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Наследие» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

В Концепции духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования –  высоконравственный, творчес­кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ­ственность за настоящее и будущее своей страны, уко­ренённый в духовных и культурных традициях многона­ционального народа Российской Федерации.

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Наследие»: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

Образовательные – формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства; способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.

Развивающие – развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Воспитательные – воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

воспитывать нравственные качества личности ребёнка.

Планируемые результаты программы «Наследие» определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

– проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

– соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,


– использование полученной на занятиях информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

– краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

– объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

– способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

– сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;

– способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Обобщенный результат программы «Наследие» фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Возраст обучающихся – 7 - 10 лет. Программа рассчитана на 4 года обучения

(170 занятия: 68 занятий в год, 2 часа в неделю в 1классе; 34 занятия в год, 1 час в неделю во 2 – 4 классе).

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в следующих формах

  • Фронтальная и индивидуальная беседа.

  • Сюжетно-ролевые игры.

  • Творческие конкурсы.

  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

п/п

Разделы программы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Права, свободы и обязанности

Гражданина

4

2

2

2

Культура общения

5

5

5

5

Мы – патриоты

6

4

4

4

В мире природы

8

6

6

6

Край наш Тульский

8

4

4

4

Мы за здоровый образ жизни

9

3

3

3

Безопасность жизнедеятельности

7

3

3

3

Слава труду!

7

2

2

2

Семейные посиделки

7

2

2

2

В мире прекрасного


8

3

3

3

Итого 238ч.

68ч.

34ч.

34ч.

34ч.



















      1. Учебно-тематический план (2 класс)

п/п

Раздел программы

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Права, свободы и обязанности

Гражданина

(2ч)

Я – гражданин

1

30мин

15мин

Всемирный день прав ребёнка

1

25мин

20мин

2.

Культура общения

(5ч)

Правила общения с окружающими

1

25мин


20мин


Волшебные слова

1

25мин

20мин

Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

1

25мин

20мин

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

1

20мин

25мин

Правила приличия в житейских ситуациях.

1

25мин

20мин

3.

Мы – патриоты

(4ч)

Символы моей Родины

1

25мин

20мин

Слава армии российской

1

25мин

20мин

Я люблю тебя, Россия!


1

20мин

25мин

Россия – одна большая семья


1

35мин

10мин

4.

В мире природы

(6ч)

В мире интересного

1

25мин

20мин

Разнообразие фауна моей Родины

1

30мин

15мин

Птичья столовая

1

20мин

25мин

Времена года (осень, зима, весна, лето)

2

40мин

50мин

Земля – наш дом родной

1

25мин

20мин

5.

Край наш Тульский

(4ч)

Тайны тульского кремля

2

50мин

40мин

Оружейный завод и тульский Левша

1

30мин


15мин


Тула мастеровая

1

30мин


15мин


6.

Мы за здоровый образ жизни (3ч)

Как сохранить зрение

1

30мин

15мин

Режим дня – основа жизни человека

1

25мин

20мин

Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»

1

25мин

20мин

7.

Безопасность жизнедеятель-

ности

(3ч)

Поведение в экстремальной ситуации


1




25мин

20мин

Если ты один дома


1

25мин

20мин

Школа светофорных наук

1

30мин

15мин

8.

Слава труду!

(2ч)

Мы труд воспеваем и славим работу

1

25мин

20мин

«Работ хоть сколько перевороши и намотай на ус: профессии все хороши – любую выбирай на вкус!»

1

25мин

20мин

9.

Семейные посиделки

(2ч)

День матери

1

15мин

30мин

Путешествие в страну Прекрасной Дамы

1

15мин

30мин

10.









В мире прекрасного

(3ч)

Что за прелесть эти сказки

1

25мин

20мин

Праздники на Руси

1

30мин

15мин

Чудеса народного искусства

2

30мин

60мин

Итого


35





5. Содержание изучаемого курса



1. Права, свободы и обязанности гражданина.

Знакомство с основными правами и свободами, научить применять их в жизни.

2. Культура общения.

Употребление детьми в своей речи вежливые слова в различных ситуациях, привитие детям вежливого обращения друг с другом, с учителями. Привитие этических норм поведения, общения людей в обществе.

      1. Мы – патриоты.

Расширить знания учащихся о символике государства; способствовать формированию интереса к истории нашей страны.

4. В мире природы.

Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия.

5. Край наш Тульский.

Знакомство с историей создания родного города; расширение знаний учащихся о родном городе.

6. Мы за здоровый образ жизни.

Знакомство с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни». Беседа о способах сохранения и укрепления здоровья. Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни».

7. Безопасность жизнедеятельности.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, привитие юным гражданам навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, учить предотвращать эти ситуации.

8. Слава труду!

В ходе беседы раскрываются понятия «труд», «профессия». Значимость труда. Беседы с людьми разных профессий.

9. Семейные посиделки.

Раскрытие понятий слов «род», «родные», « Родина»; исторический аспект данных понятий. Понятие значимости семьи для всех её членов в течение всей жизни.

10. В мире прекрасного.

Формировать у учащихся эстетических вкус посредством знакомства с произведениями художественной литературы, народными промыслами, песнями.





6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе;

  • работа с учебной и художественной литературой;

  • подготовка сообщений, индивидуальных и групповых проектов;

  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалам.































7. Список используемой литературы

Вежнович И.Н. Программа “Развитие эмоциональной сферы” //Школьный психолог. 2005. № 17

Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или “Что такое хорошо и что такое плохо” - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Кочергина А.В., Гайдина Л.И., Жиренко О.Е. Дневник классного руководителя – М.:5 за знание, 2007.

Пятьдесят сценариев классных часов. М., 2000

Соловейчик С. Час ученичества. М.: Детская литература, 1986

Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.

Волина В.Н. Занимательная экология. – Тула. 1998

Алтарёва С.Г. Календарные, фольклорные, тематические праздники. – М. 2006.

Персидская И.В. Классные часы в 1 – 4 классах. – Волгоград. 2005.

Попова Г.П. Классные часы. 2 класс. – Волгоград, 2010.

Амелина В.Е. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению ПДД. – М: Глобус, 2008.

























Календарно-тематический план (2 класс)

урока

Дата проведения урока


Содержание ( тема урока )

Теория

Практика

04.09

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. ИОТ – 049 – 2003. Я – гражданин.

Конкурс рисунков на данную тему.

30мин

15мин

11.09

Всемирный день прав ребёнка.

Разработка знаков на тему: «Права ребёнка»

25мин

20мин

18.09

Правила общения с окружающими.

Разработка знаков на тему: «Правила поведения в школе»

25мин


20мин


25.09

Волшебные слова. Работа над пословицами о вежливости.

25мин

20мин

02.10

Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Рисование на тему: «Портрет моего друга»

25мин

20мин

09.10

Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Составление рассказов на заданную тему.

20мин

25мин

16.10

Правила приличия в житейских ситуациях. Обыгрывание ситуаций общения.

25мин

20мин

23.10

Символы моей Родины. Разучивание текста гимна РФ.

25мин

20мин

30.10

Слава армии российской. Конкурс чтецов стихов об армии.

20мин


25мин


13.11

Я люблю тебя, Россия! Сообщение на тему: «Традиции России»

25мин


20мин


20.11

Россия – одна большая семья. Рисование на тему: «Национальный костюм»


25мин

20мин

27.11

В мире интересного. Сообщение на тему: «Удивительное рядом»

25мин

20мин

04.12

Разнообразие фауна моей Родины. Рисование на тему: «Животные нашей полосы»

20мин

25мин

11.12

Птичья столовая. Изготовление кормушек.

10мин

35мин

18.12

Времена года (осень, зима). Рисование на тему: «Золотая осень». Конкурс чтецов стихотворений о зиме.

30мин

15мин

25.12

Времена года (весна, лето). Подбор народных примет, загадок о весне, лете.

35мин

10мин

15.01

Земля – наш дом родной. Рисование на тему: «Беречь природу – значит охранять свою Родину»

25мин


20мин


22.01

Тайны тульского кремля. История кремля. Рисование на тему: «Древний кремль»

25мин

20мин

29.01

Тайны тульского кремля. Башни кремля. Соборы кремля. Лепка на тему: «Башня кремля»

25мин

20мин

05.02

Оружейный завод и тульский Левша. Разучивание гимна нашего города.

25мин

20мин

12.02

Тула мастеровая. Тульский пряник. Лепка из пластилина модели пряника.

20мин

25мин

19.02

Как сохранить зрение. Разработка памяток на тему: «Береги зрение».

25мин

20мин

26.02

Режим дня – основа жизни человека. Составление собственного режима дня.

30мин

15мин

04.03

«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье». Весёлые старты.

15мин

30мин

11.03

Поведение в экстремальной ситуации.

Разработка памяток по теме: «Правила поведения в экстремальной ситуации»


20мин

25мин

18.03

Если ты один дома. Разработка памяток по теме: «Правила поведения дома»


25мин

20мин

01.04

Школа светофорных наук. Викторина по ПДД.

15мин


30мин


08.04

Мы труд воспеваем и славим работу. Встреча с родителем Савковой Л.В. Рассказ о профессии медицинской сестры.

25мин

20мин

15.04

«Работ хоть сколько перевороши и намотай на ус: профессии все хороши – любую выбирай на вкус!» Рассказ о профессии своих родителей.

25мин

20мин

22.04

День матери. Конкурс чтецов стихотворений о маме.

25мин

20мин

29.04

Путешествие в страну Прекрасной Дамы. Конкурс «А ну-ка, девочки!»

15мин

30мин

06.05

Что за прелесть эти сказки. Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

25мин

20мин

13.05

Праздники на Руси. Сообщение на данную тему.

30мин

15мин

20.05

Чудеса народного искусства. Филимоновская игрушка. Изготовление модели игрушки из глины.

15мин

30мин

27.05

Чудеса народного искусства. Филимоновская игрушка. Роспись выполненной модели игрушки из глины.

15мин

30мин





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее