Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
начальная общеобразовательная школа №12
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Наследие»
Составила: учитель начальных классов Сазонова С.В.
|
|
2. Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Наследие» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Наследие»: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
Образовательные – формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства; способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.
Развивающие – развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитательные – воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка.
Планируемые результаты программы «Наследие» определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
– проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
– соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,
– использование полученной на занятиях информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
– краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
– объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
– способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
– сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;
– способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Обобщенный результат программы «Наследие» фиксируется в портрете ее выпускника:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Возраст обучающихся – 7 - 10 лет. Программа рассчитана на 4 года обучения
(170 занятия: 68 занятий в год, 2 часа в неделю в 1классе; 34 занятия в год, 1 час в неделю во 2 – 4 классе).
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в следующих формах
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Сюжетно-ролевые игры.
Творческие конкурсы.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
№ п/п | Разделы программы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
| Права, свободы и обязанности Гражданина | 4 | 2 | 2 | 2 |
| Культура общения | 5 | 5 | 5 | 5 |
| Мы – патриоты | 6 | 4 | 4 | 4 |
| В мире природы | 8 | 6 | 6 | 6 |
| Край наш Тульский | 8 | 4 | 4 | 4 |
| Мы за здоровый образ жизни | 9 | 3 | 3 | 3 |
| Безопасность жизнедеятельности | 7 | 3 | 3 | 3 |
| Слава труду! | 7 | 2 | 2 | 2 |
| Семейные посиделки | 7 | 2 | 2 | 2 |
| В мире прекрасного
| 8 | 3 | 3 | 3 |
Итого 238ч. | 68ч. | 34ч. | 34ч. | 34ч. |
Учебно-тематический план (2 класс)
№ п/п | Раздел программы | Название темы | Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Права, свободы и обязанности Гражданина (2ч) | Я – гражданин | 1 | 30мин | 15мин | |||
Всемирный день прав ребёнка | 1 | 25мин | 20мин | |||||
2. | Культура общения (5ч) | Правила общения с окружающими | 1 | 25мин
| 20мин
| |||
Волшебные слова | 1 | 25мин | 20мин | |||||
Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций. | 1 | 25мин | 20мин | |||||
Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | 1 | 20мин | 25мин | |||||
Правила приличия в житейских ситуациях. | 1 | 25мин | 20мин | |||||
3. | Мы – патриоты (4ч) | Символы моей Родины | 1 | 25мин | 20мин | |||
Слава армии российской | 1 | 25мин | 20мин | |||||
Я люблю тебя, Россия!
| 1 | 20мин | 25мин | |||||
Россия – одна большая семья
| 1 | 35мин | 10мин | |||||
4. | В мире природы (6ч) | В мире интересного | 1 | 25мин | 20мин | |||
Разнообразие фауна моей Родины | 1 | 30мин | 15мин | |||||
Птичья столовая | 1 | 20мин | 25мин | |||||
Времена года (осень, зима, весна, лето) | 2 | 40мин | 50мин | |||||
Земля – наш дом родной | 1 | 25мин | 20мин | |||||
5. | Край наш Тульский (4ч) | Тайны тульского кремля | 2 | 50мин | 40мин | |||
Оружейный завод и тульский Левша | 1 | 30мин
| 15мин
| |||||
Тула мастеровая | 1 | 30мин
| 15мин
| |||||
6. | Мы за здоровый образ жизни (3ч) | Как сохранить зрение | 1 | 30мин | 15мин | |||
Режим дня – основа жизни человека | 1 | 25мин | 20мин | |||||
Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье» | 1 | 25мин | 20мин | |||||
7. | Безопасность жизнедеятель- ности (3ч) | Поведение в экстремальной ситуации
| 1
| 25мин | 20мин | |||
Если ты один дома
| 1 | 25мин | 20мин | |||||
Школа светофорных наук | 1 | 30мин | 15мин | |||||
8. | Слава труду! (2ч) | Мы труд воспеваем и славим работу | 1 | 25мин | 20мин | |||
«Работ хоть сколько перевороши и намотай на ус: профессии все хороши – любую выбирай на вкус!» | 1 | 25мин | 20мин | |||||
9. | Семейные посиделки (2ч) | День матери | 1 | 15мин | 30мин | |||
Путешествие в страну Прекрасной Дамы | 1 | 15мин | 30мин | |||||
10.
| В мире прекрасного (3ч) | Что за прелесть эти сказки | 1 | 25мин | 20мин | |||
Праздники на Руси | 1 | 30мин | 15мин | |||||
Чудеса народного искусства | 2 | 30мин | 60мин | |||||
Итого |
| 35 |
|
|
5. Содержание изучаемого курса
1. Права, свободы и обязанности гражданина.
Знакомство с основными правами и свободами, научить применять их в жизни.
2. Культура общения.
Употребление детьми в своей речи вежливые слова в различных ситуациях, привитие детям вежливого обращения друг с другом, с учителями. Привитие этических норм поведения, общения людей в обществе.
Мы – патриоты.
Расширить знания учащихся о символике государства; способствовать формированию интереса к истории нашей страны.
4. В мире природы.
Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия.
5. Край наш Тульский.
Знакомство с историей создания родного города; расширение знаний учащихся о родном городе.
6. Мы за здоровый образ жизни.
Знакомство с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни». Беседа о способах сохранения и укрепления здоровья. Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни».
7. Безопасность жизнедеятельности.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, привитие юным гражданам навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, учить предотвращать эти ситуации.
8. Слава труду!
В ходе беседы раскрываются понятия «труд», «профессия». Значимость труда. Беседы с людьми разных профессий.
9. Семейные посиделки.
Раскрытие понятий слов «род», «родные», « Родина»; исторический аспект данных понятий. Понятие значимости семьи для всех её членов в течение всей жизни.
10. В мире прекрасного.
Формировать у учащихся эстетических вкус посредством знакомства с произведениями художественной литературы, народными промыслами, песнями.
6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе;
работа с учебной и художественной литературой;
подготовка сообщений, индивидуальных и групповых проектов;
работа с наглядными пособиями и наглядным материалам.
7. Список используемой литературы
Вежнович И.Н. Программа “Развитие эмоциональной сферы” //Школьный психолог. 2005. № 17
Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или “Что такое хорошо и что такое плохо” - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Кочергина А.В., Гайдина Л.И., Жиренко О.Е. Дневник классного руководителя – М.:5 за знание, 2007.
Пятьдесят сценариев классных часов. М., 2000
Соловейчик С. Час ученичества. М.: Детская литература, 1986
Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.
Волина В.Н. Занимательная экология. – Тула. 1998
Алтарёва С.Г. Календарные, фольклорные, тематические праздники. – М. 2006.
Персидская И.В. Классные часы в 1 – 4 классах. – Волгоград. 2005.
Попова Г.П. Классные часы. 2 класс. – Волгоград, 2010.
Амелина В.Е. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению ПДД. – М: Глобус, 2008.
Календарно-тематический план (2 класс)
№ урока | Дата проведения урока |
Содержание ( тема урока ) | Теория | Практика |
| 04.09 | Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. ИОТ – 049 – 2003. Я – гражданин. Конкурс рисунков на данную тему. | 30мин | 15мин |
| 11.09 | Всемирный день прав ребёнка. Разработка знаков на тему: «Права ребёнка» | 25мин | 20мин |
| 18.09 | Правила общения с окружающими. Разработка знаков на тему: «Правила поведения в школе» | 25мин
| 20мин
|
| 25.09 | Волшебные слова. Работа над пословицами о вежливости. | 25мин | 20мин |
| 02.10 | Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Рисование на тему: «Портрет моего друга» | 25мин | 20мин |
| 09.10 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Составление рассказов на заданную тему. | 20мин | 25мин |
| 16.10 | Правила приличия в житейских ситуациях. Обыгрывание ситуаций общения. | 25мин | 20мин |
| 23.10 | Символы моей Родины. Разучивание текста гимна РФ. | 25мин | 20мин |
| 30.10 | Слава армии российской. Конкурс чтецов стихов об армии. | 20мин
| 25мин
|
| 13.11 | Я люблю тебя, Россия! Сообщение на тему: «Традиции России» | 25мин
| 20мин
|
| 20.11 | Россия – одна большая семья. Рисование на тему: «Национальный костюм»
| 25мин | 20мин |
| 27.11 | В мире интересного. Сообщение на тему: «Удивительное рядом» | 25мин | 20мин |
| 04.12 | Разнообразие фауна моей Родины. Рисование на тему: «Животные нашей полосы» | 20мин | 25мин |
| 11.12 | Птичья столовая. Изготовление кормушек. | 10мин | 35мин |
| 18.12 | Времена года (осень, зима). Рисование на тему: «Золотая осень». Конкурс чтецов стихотворений о зиме. | 30мин | 15мин |
| 25.12 | Времена года (весна, лето). Подбор народных примет, загадок о весне, лете. | 35мин | 10мин |
| 15.01 | Земля – наш дом родной. Рисование на тему: «Беречь природу – значит охранять свою Родину» | 25мин
| 20мин
|
| 22.01 | Тайны тульского кремля. История кремля. Рисование на тему: «Древний кремль» | 25мин | 20мин |
| 29.01 | Тайны тульского кремля. Башни кремля. Соборы кремля. Лепка на тему: «Башня кремля» | 25мин | 20мин |
| 05.02 | Оружейный завод и тульский Левша. Разучивание гимна нашего города. | 25мин | 20мин |
| 12.02 | Тула мастеровая. Тульский пряник. Лепка из пластилина модели пряника. | 20мин | 25мин |
| 19.02 | Как сохранить зрение. Разработка памяток на тему: «Береги зрение». | 25мин | 20мин |
| 26.02 | Режим дня – основа жизни человека. Составление собственного режима дня. | 30мин | 15мин |
| 04.03 | «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье». Весёлые старты. | 15мин | 30мин |
| 11.03 | Поведение в экстремальной ситуации. Разработка памяток по теме: «Правила поведения в экстремальной ситуации»
| 20мин | 25мин |
| 18.03 | Если ты один дома. Разработка памяток по теме: «Правила поведения дома»
| 25мин | 20мин |
| 01.04 | Школа светофорных наук. Викторина по ПДД. | 15мин
| 30мин
|
| 08.04 | Мы труд воспеваем и славим работу. Встреча с родителем Савковой Л.В. Рассказ о профессии медицинской сестры. | 25мин | 20мин |
| 15.04 | «Работ хоть сколько перевороши и намотай на ус: профессии все хороши – любую выбирай на вкус!» Рассказ о профессии своих родителей. | 25мин | 20мин |
| 22.04 | День матери. Конкурс чтецов стихотворений о маме. | 25мин | 20мин |
| 29.04 | Путешествие в страну Прекрасной Дамы. Конкурс «А ну-ка, девочки!» | 15мин | 30мин |
| 06.05 | Что за прелесть эти сказки. Викторина по сказкам А.С.Пушкина. | 25мин | 20мин |
| 13.05 | Праздники на Руси. Сообщение на данную тему. | 30мин | 15мин |
| 20.05 | Чудеса народного искусства. Филимоновская игрушка. Изготовление модели игрушки из глины. | 15мин | 30мин |
| 27.05 | Чудеса народного искусства. Филимоновская игрушка. Роспись выполненной модели игрушки из глины. | 15мин | 30мин |