Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
2020г.
Согласовано ____________________/ Воронова К.В. / | Утверждаю _____________________ Н.М.Коростелев «31» августа 2020 г. |
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык разработана для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) социально-экономического профиля 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
2. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций (Примерная программа рекомендована ФГАУ «ФИРО» в качестве программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования - Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.).
Автор: Колмакова Ирина Владимировна, преподаватель ВКК
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 01 Русский язык
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОДБ. 01 Русский язык является обязательной частью общеобразовательного цикла (базового) основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
Учебная дисциплина ОДБ. 01 Русский язык обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
Программа разработана в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ, с учетом возможностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830.
Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано совместно с другими обучающимися.
Адаптированная программа разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха, нарушения зрения, соматические заболевания), обучающихся совместно с другими обучающимися в учебной группе по специальности.
Реализация адаптированной программы осуществляется с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием электронного обучения.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы ОДБ. 01 Русский язык направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06; ОК 07, ОК 10 | - Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. - Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. - Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. - Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. - Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. - Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения. - Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. - Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. - Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. - Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | - Связь языка и истории, культуры русского и других народов. - Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. - Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь. - Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. -- Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. - Изобразительно-выразительные возможности русского языка; - Роль родного языка как основы успешной социализации личности;
|
2. Структура и содержание учебной дисциплины.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Виды учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: |
|
Теоретическое обучение | 78 |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа | 39 |
Промежуточная аттестация | - |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1 Введение | |||
Тема 1 Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. | Содержание учебного материала | | |
1.Общие сведения о языке. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. 2.Роль языка в жизни общества. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 10 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 1. Подготовка сообщения на одну из тем: -«Русский язык среди других языков мира» -«Русский литературный язык на рубеже 20-21 вв.» -«Роль и значение русского языка в современном мире». | 1
| ||
Раздел 2 Язык и речь. Функциональные стили речи. | 14 |
| |
Тема 2.1 Язык и речь. Основные требования к речи | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06; ОК 07, ОК 10 |
1.Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. 2.Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 2.1. Подготовка сообщения на одну из тем: «Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка» «Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы» «Русский литературный язык на рубеже 20-21 вв.» «А.С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка» «Вопросы экологии русского языка» «Виды делового общения, их языковые особенности» «Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи» «Молодежный сленг и жаргон» «СМИ и культура речи» | 1 | ||
Тема 2.2 Функциональные стили речи и их особенности. | 1.Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи. Его основные признаки, сфера использования. 2. Публицистический стиль речи. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 2.2. Разработка карточек-заданий: Подбор текстов изученных стилей речи с обязательным указанием текста-источника. | 1 | ||
Тема 2.3 Научный стиль речи. | 1.Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа | 0 | ||
Тема 2.4 Официально-деловой стиль речи. | Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 2.3. Разработка карточек-заданий: Подбор текстов изученных стилей речи с обязательным указанием текста-источника. | 1 | ||
Тема 2.5 Художественный стиль речи. | Художественный стиль речи. Основные признаки художественного стиля: образность, использование изобразительно-выразительных средств. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 2.4. Разработка карточек-заданий: Подбор текстов изученных стилей речи на определённую тему (природа, искусство, строительство, семья и т.п) с обязательным указанием текста-источника. | 1 | ||
Тема 2.6 Текст как произведение речи. | 1.Текст. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста. 2.Виды переработки текста: план, тезисы, конспект, реферат, аннотация. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 2.5. Составление кроссворда по теме и ответов к нему. | 1 | ||
Тема 2.7 Функционально-смысловые типы речи. | 1.Повествование, описание, рассуждение. Соединение в тексте различных типов речи. 2. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 2.6. 1. Составление обобщающей таблицы по теме (стили и типы речи) 2.Разработка карточек-заданий: подбор текстов всех типов речи с обязательным указанием текста-источника Контрольная работа № 1 по теме: «Язык и речь. Функциональные стили речи» | 2 | ||
Раздел 3 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | 8 | | |
Тема 3.1 Фонетика. Слоги. Ударение. | 1.Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. 2. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06; ОК 07, ОК 10 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 3.1. Подготовка сообщения на одну из тем: 1.Письмо и орфография. Принципы русской орфографии. 2.Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. 3.Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования. 4.Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики. 5.Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем. 6.Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов. 7.Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки. 8.Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация. 9.Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. | 1 | ||
Тема 3.2 Орфоэпические нормы. | Произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 3.2. Разработка карточек-заданий: подбор слов по орфоэпическому словарю (не менее 30 слов) | 1 | ||
Тема 3.3 Орфография. Правописание безударных гласных. Звонкие и глухие согласные. О/Ё после шипящих и Ц. | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание гласных и согласных в корне слова Правописание О/Ё после шипящих и Ц | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 3.3. Разработка карточек-заданий: подбор слов по орфографическому словарю (не менее 30 слов) | 1 | ||
Тема 3.4 Правописание приставок, И – Ы после приставок. | Правописание приставок, приставок на з-/с -. Правописание И – Ы после приставок. Контрольная работа № 2 по теме: «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография». | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 3.4. Разработка карточек-заданий: подбор слов по орфографическому словарю (не менее 30 слов) | 1 | ||
Раздел 4 Лексика и фразеология | 10 | ||
Тема 4.1 Слово в лексической системе языка. | Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06; ОК 07, ОК 10 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 4.1. Подготовка сообщения на одну из тем: 1. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования. 2.Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. 3.Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов. 4.Основные виды лексических ошибок. 5.Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов. 6. Синонимия в русском языке. Типы синонимов. 7. Антонимы и их роль в речи. | 1 | ||
Тема 4.2 Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 4.2. Разработка карточек-заданий: подборка примеров с омонимами, паронимами | 1 | ||
Тема 4.3 Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления | Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи. Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 4.3. Составление словаря профессиональной лексики в рамках будущей профессии (не менее 20 слов) | 1 | ||
Тема 4.4 Активный и пассивный словарный запас
| Активный и пассивный словарный запас, архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Фольклорная лексика и фразеология. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Русские пословицы и поговорки. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 4.4. Составление словаря лексики пассивного запаса (не менее 30 слов) | 1 | ||
Тема 4.5 Фразеологизмы. Лексические нормы. | Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Фразеологизмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические и фразеологические ошибки и их исправление. Контрольная работа № 3 по теме: «Лексикология и фразеология» | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 4.5. Составление кроссворда по теме урока и ответов к нему. | 1 | ||
Раздел 5 Морфемика, словообразование, орфография | 10 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06; ОК 07, ОК 10 | |
Тема 5.1 Морфема – значимая часть слова. | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 5.1. Выполнить морфемный разбор слов. | 1 | ||
Тема 5.2 Способы словообразования. | Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 5.2. Подготовка сообщения на одну из тем: 1.Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. 2.Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. 3.Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). 4.Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. | 1 | ||
Тема 5.3 Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | Отработка навыков правописания чередующихся гласных в корнях слов. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 5.3. Составление обобщающей таблицы по теме урока. | 1 | ||
Тема 5.4 Правописание приставок ПРИ/ПРЕ. | Отработка навыков правописания приставок ПРИ/ПРЕ. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 5.4. Составление словарного диктанта (не менее 20 слов) | 1 | ||
Тема 5.5 Правописание сложных слов. | Отработка навыков правописания сложных слов. Контрольная работа № 4 по теме: «Морфемика и словообразование» | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 5.5. Составление словарного диктанта (не менее 20 слов)
| 1 | ||
Раздел 6 Морфология и орфография | 14 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06; ОК 07, ОК 10 | |
Тема 6.1 Грамматические признаки слова. Имя существительное. | 1.Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. 2. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных Правописание сложных существительных. Употребление форм имен существительных в речи | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 6.1 Морфологический разбор имени существительного | 1 | ||
Тема 6.2 Имя прилагательное. Имя числительное. | 1Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи. 2.Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 6.2 Морфологический разбор имени прилагательного, имени числительного. | 1 | ||
Тема 6.3 Местоимение. Глагол.
| 1.Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. 2.Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 6.3 Морфологический разбор местоимения, глагола. | 1 | ||
Тема 6.4 Причастие как особая форма глагола.
| Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 6.4 Морфологический разбор причастия. | 1 | ||
Тема 6.5 Деепричастие как особая форма глагола.
| Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 6.5 Морфологический разбор деепричастия. | 1 | ||
Тема 6.6 Наречие.
| Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 6.6 Морфологический разбор наречий. | 1 | ||
Тема 6.7 Служебные части речи. | Предлог как часть речи. Союз как часть речи. Частица как часть речи. Междометия. Контрольная работа № 5 по теме: «Морфология и орфография» | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 6.7 Подготовка сообщения на одну из тем: Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи). | 1 | ||
Раздел 7 Синтаксис и пунктуация | 20 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06; ОК 07, ОК 10 | |
Тема 7.1 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
| 1.Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. 2. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 7.1 Выполнить синтаксический разбор словосочетаний. | 2 | ||
Тема 7.2 Простое предложение. Грамматическая основа | 1.Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. 2.Грамматическая основа простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Единство видовременных форм глаголов - сказуемых как средство связи предложений в тексте. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 7.2 Составить или подобрать из художественной литературы (с указанием названия, автора) предложения по теме. | 1 | ||
Тема 7.3 Односоставное и неполное предложение. Однородные члены предложения. | 1.Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. 2. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 7.3 Составить или подобрать из художественной литературы (с указанием названия, автора) предложения по теме. | 1 | ||
Тема 7.4 Предложения с обособленными и уточняющими членами. | Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 7.4 Составить или подобрать из художественной литературы (с указанием названия, автора) предложения по теме. | 1 | ||
Тема 7.5 Вводные слова, обращения | 1.Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. 2.Обращения. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 7.5 Составить или подобрать из художественной литературы (с указанием названия, автора) предложения по теме. | 1 | ||
Тема 7.6 Способы передачи чужой речи. | Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 7.6 Составить или подобрать из художественной литературы (с указанием названия, автора) предложения по теме. | 1 | ||
Тема 7.7 Сложносочиненное предложение. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 7.7 Составить или подобрать из художественной литературы (с указанием названия, автора) предложения по теме. | 1 | ||
Тема 7.8 Сложноподчиненное предложение. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 4 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 7.8 Составить или подобрать из художественной литературы (с указанием названия, автора) предложения по теме. | 1 | ||
Тема 7.9 Бессоюзное сложное предложение. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Контрольная работа № 6 по теме: «Синтаксис и пунктуация» | 2 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 0 | ||
Самостоятельная работа С. Р. № 7.9 Составить или подобрать из художественной литературы (с указанием названия, автора) предложения по теме. | 1 | ||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | - |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся (25 мест);
- рабочее место преподавателя (1 место);
- комплект учебно-наглядных пособий и раздаточного материала по русскому языку.
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины.
Учебный кабинет оснащен для обучающихся с различными видами ограничений здоровья (нарушения зрения, слуха, нервно – психические нарушения, соматические заболевания).
Для слабовидящих обучающихся в учебной аудитории предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране).
Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Русский язык. Сборник упражнений. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Воителева Т.М. – М.:Академия.2018
2. Русский язык и культура речи: учебник для учреждений сред. проф. образования. Антонова Е.С., Воителева Т.М. — М., 2019.
3. Современный русский язык : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
4. Лобачева, Н. А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
5. Елисеева, М. Б. Справочник по орфографии и пунктуации : практическое пособие / М. Б. Елисеева, Б. М. Шульман, Е. Г. Ковалевская. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
3.2.2. Дополнительные источники
Интернет-ресурсы:
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С:Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с я http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины - понятия о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; - представления об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; - осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - представления о системе стилей языка художественной литературы; - воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; - понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; - осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - способность к речевому самоконтролю; - оценивание устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования. | Критерии оценки устного опроса: Оценка 5(отлично): Студент должен глубоко и четко владеть учебным материалом по заданным темам. Составить по излагаемому вопросу, четкий ответ, ответить на вопросы. Оценка 4(хорошо): Ставится в том случае, если обучающийся в полной мере освоил учебный материал, по форме и изложения ответа имеют отдельные неточности, некоторые недочеты и замечания. Оценка 3 (удовлетворительно): Ставится если, обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его не полностью, не последовательно, не отвечает на дополнительные вопросы. Оценка 2(неудовлетворительно): Ставится, если обучающийся имеет разрозненные бессистемные знания, искажает смысл, неверно отвечает на вопросы. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления. |
Оценка результата устного опроса Оценка обучающих работ
|
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины - владеть всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; - владеть языковыми средствами - уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - использовать приобретенные умения для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; - применять навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - владеть нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; - готовить и способствовать к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - уметь извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; - уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; - владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; - уметь представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; - уметь учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста. - выявлять в художественных текстах образы; - владеть навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики. | Диктант оценивается одной отметкой. Оценка 5(отлично) выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки. Оценка 4 (хорошо) выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки. Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок. Критерии оценки сочинения: - «Соответствие теме»; - «Аргументация. - Привлечение литературного материала»; - «Композиция и логика рассуждения»; - «Качество письменной речи»; - «Грамотность». Оценка 5(отлично): Если соблюдены все пять основных критериев. Оценка 4(хорошо): Если критерии раскрыты, но не полностью. Оценка 3 (удовлетворительно): Если критерии раскрыты наполовину. Оценка 2(неудовлетворительно): Если критерии не раскрыты или раскрыты неверно. | Письменная проверка. Оценка результатов написания сочинения.
|
Для осуществления мероприятий итоговой аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной профессиональной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.
С целью определения особенностей восприятия обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их готовности к освоению учебного материала предусмотрен входной контроль в форме тестирования.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателями в соответствии с разработанным комплектом оценочных средств по учебной дисциплине, адаптированным к особым потребностям студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) В обучении используются карты индивидуальных заданий (и т.д.).
Форма проведения промежуточной аттестации для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (письменное тестирование, компьютерное тестирование и т.д.) При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Промежуточная аттестация для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по необходимости может проводиться в несколько этапов, формы и срок проведения которых определяется преподавателем.
В качестве внешних экспертов при проведении промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ привлекаются председатель цикловой комиссии и (или) преподаватель смежной дисциплины.
2