Рабочая программа курса «Основы православной культуры» для 4 «В» класса разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. №1060«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. № 507«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
учебным планом Лицея;
на основе действующей программы для общеобразовательных учреждений и программы «Основы религиозных культур и светской этики» (включающий 6 составляющих (модулей): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики) и учебно-методического комплекта Кураева А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» – М.: Просвещение, 2013 г, с учётом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях ».
Цель курса «Основы православной культуры» формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Задачи курса «Основы православной культуры»
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Введение в учебный процесс школ курса «Основы православной культуры» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.
Курс, раскрывающий основы православной культуры, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОПК дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка всего на изучение учебного предмета «Основы православной культуры» в 4 классе начальной школы отводится 34 часов (1 час в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами изучения данного курса является формирование следующие умения школьников:
оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
совместно с учителем составлять план решения задачи;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметными результаты изучения курса должны быть следующие знания и умения:
определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Максимальна |
| |
п/п |
| я нагрузка учащегося, ч. | Теоретическое обучение, ч. | |
1. | Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | 1 | |
2. | Раздел 2. Основы православной культуры, часть 1. | 16 | 16 | |
3. | Раздел 3. Основы православной культуры, часть 2. | 12 | 12 | |
4. | Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России. | 5 | 5 | |
| ИТОГО | 34 | 34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 класс 34 часов
Структура модуля «Основы православной культуры» представлена четырьмя тематическими разделами.
Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Тема: Россия – наша Родина.
Раздел 2. Основы православной культуры, часть 1 (16 часов). Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Раздел 3. Основы православной культуры, часть 2 (12 часов). Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 час в неделю, всего – 34 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Вид самостоятельной работы | Дата проведения урока | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1. | Россия - наша Родина | 1 | Комбинированный урок | | | |
2. | Культура и религия | 1 | Комбинированный урок | | | |
3. | Человек и Бог в православии | 1 | Комбинированный урок | | | |
4. | Православная молитва | 1 | Комбинированный урок |
| | |
5. | Библия и Евангелие | 1 | Комбинированный урок |
| | |
6. | Проповедь Христа | 1 | Комбинированный урок |
| | |
7. | Христос и Его крест | 1 | Комбинированный урок |
| | |
8. | Пасха | 1 | Комбинированный урок |
| | |
9. | Православное учение о человеке | 1 | Комбинированный урок |
| | |
10 | Совесть и раскаяние | 1 | Комбинированный урок | | | |
11. | Заповеди | 1 | Комбинированный урок |
| | |
12. | Милосердие и сострадание | 1 | Комбинированный урок |
|
|
|
13. | Золотое правило этики | 1 | Комбинированный урок |
|
|
|
14. | Храм | 1 | Комбинированный урок |
|
|
|
15. | Икона | 1 | Комбинированный урок |
|
|
|
16. | Творческие работы учащихся | 1 | Комбинированный урок | |
|
|
17. | Подведение итогов | 1 | Комбинированный урок | | | |
18. | Как христианство пришло на Русь. | 1 | Комбинированный урок |
| | |
19. | Подвиг. | 1 | Комбинированный урок |
|
|
|
20. | Заповеди блаженств. | 1 | Комбинированный урок |
|
|
|
21. | Зачем творить добро. | 1 | Комбинированный урок |
| | |
22. | Чудо в жизни христианина. | 1 | Комбинированный урок |
| | |
23. | Православие о Божием суде. | 1 | Комбинированный урок | | | |
24. | Таинство причастия. | 1 | Комбинированный урок | | | |
25. | Монастырь. | 1 | Комбинированный урок |
| | |
26. | Отношение христианина к природе. | 1 | Комбинированный урок |
| | |
27. | Христианская семья. | 1 | Комбинированный урок |
| | |
28. | Защита Отечества. | 1 | Комбинированный урок |
| | |
29. | Христианин в труде. | 1 | Комбинированный урок | | | |
30. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Комбинированный урок | | | |
31. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 1 | Комбинированный урок | Проект | | |
32. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 1 | Комбинированный урок | Проект | | |
33. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 1 | Комбинированный урок | Проект | | |
34. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 1 | Комбинированный урок | Проект | | |
| ИТОГО: | 34 |
| Проект - 5 | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ефремова, О.Ф. О преподавании основ православной культуры в общеобразовательной школе. / О.Ф. Ефремова. – Ханты-Мансийск: Православие, 2002.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение, 2013 г.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х ч.Ч.1\М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.\: под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-2-е изд.-М.: Просвещение,2010.-215с.-(Стандарты второго поколения).
Планируемые результаты начального общего образования.\ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.\ ; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-2-е изд..М.: Просвещение,2010.-120с.- (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа\сост.Е.С.Савинов\.-М.:Просвещение,2010.-191с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-4-е изд., перераб.- М.: Просвещение,2010.-400с.- (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год
Образовательные сайты
10. http://www.school2100.ru
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
11. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение, 2013 г.
12. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 г.