МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА Г.ТУЙМАЗЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Согласовано: Утверждаю
Зав.отделом педагогов совместителей Директор МБОУ ДОД ДД(Ю)Т
_____________/ Е.В.Мезенкова/ Г.Туймазы
______________/Г.Р.Нигматуллина/
От « »_______20
Образовательная программа объединения
«Волшебная нить »
при МБОУ СОШ№3
от МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г.Туймазы
по художественно – эстетическому направлению
для детей 11-15лет, рассчитанная на 1 год обучения
Уровень основного общего образования
Составил:
Педагог дополнительного образования
Вахитова Лейсан Шамилевна
г. Туймазы
Пояснительная записка
В современном мире стала актуальной проблема сохранения культурных , исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций. Декоративно- прикладное искусство органично вошло в наш быт и продолжает развиваться , сохраняя и преумножая культурно-историческое богатство стран и народов, которое своими корнями уходит в далекое прошлое.
В связи с ростом объема знаний и увеличением учебной нагрузки учащихся в области предметов гуманитарного и естественно- научного цикла, а так же снижением познавательного интереса к предметно- практической деятельности детей, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ в области декоративно- прикладного творчества.
Данная программа «Волшебная нить» способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно- исторического прошлого родной страны и края, а так же стран Западной Европы. Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьем как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
Программа по работе кружка «Волшебная нить» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят по 2 часа 2раза в неделю, в год 136 часов. В объединении «Волшебная нить» занимаются дети возрастом 11-15лет, в количестве 15человек.
Цель программы:
Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающая – углубление и расширение знаний об истории и развитии вышивки шелковыми лентами, гладью, лоскутного шитья, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение различных видов художественных швов, раскрыть истоки народного творчества;
Воспитательная – привитие любви и интереса к культурному наследию прошлого, к народным традициям своей Родины, к истокам творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, внимательности, терпения, усидчивости, взаимопомощи при выполнение работ, экономичного расходования необходимых материалов, добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие – развитие художественного представления, образного мышления, фантазии, инициативы и творчества, формирование эстетического вкуса, общей культуры гармонически развитой личности, пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики.
Формы и методы проведения занятий:
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов и возможностей. Творческие композиции должны приносить ребенку радость и восхищение процессом и результатом своего труда.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке учащиеся должны знать:
О правилах организации рабочего места, приемах и правилах безопасной работы и личной гигиены при обработке различных материалов на занятиях;
О материалах, инструментах и принадлежностях, их названия и назначение во время работы;
Основы композиции и цветоведения;
О месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
О вышивке лентами; свойствах нитей и различных видах шелковых лент;
Технику закрепления и завершения работы с лентами и нитями; названия основных видов швов и приемы их выполнения;
Уметь:
Подготовить свое рабочее место;
Работать необходимыми инструментами и приспособлениями и различать их;
Последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и нужных инструментов для реализации, выполнить панно)
Классифицировать ленты, нити по фактуре и цвету; выполнять различные виды швов;
Вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
Промежуточный контроль:
- проверка репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек – заданий по темам изученного курса;
- фронтальная беседа;
- выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
- решение художественных задач, направленных на проверку практических знаний, умений и навыков на практике;
- участие в выставках и конкурсах декоративно прикладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль:
- итоговый контроль предусматривает выполнение комплексной работы, включающей выполнение изделия по предложенной схеме с введением творческих художественных нюансов и индивидуальные творческие работы по собственным эскизам с использованием различных материалов, приемов и техник вышивки.
- конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на участие в выставках, смотрах и конкурсах.
Учебно – тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 |
|
2 | Вышивка лентами | 62 | 12 | 50 |
3 | Изонить | 10 | 3 | 7 |
4 | Лоскутная пластика | 60 | 15 | 45 |
5 | Итоговое занятие | 2 | 2 |
|
| Итого | 136 | 34 | 102 |
Программа обучения
№ | Тема , содержание | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие Ознакомление с программой обучения, техникой безопасности во время выполнения различных работ, с материалом, инструментами и приспособлениями, которые понадобятся на занятиях. | 2 |
2 | Вышивка лентами Углубление и расширение знаний об истории и развитии вышивки шелковыми лентами. Основы композиции и цветоведения. Классификация лент по фактуре и цвету. Название основных видов швов и приемы и х выполнения. Выполнение различных видов швов, соединение их для выполнения творческих работ. Свободно пользоваться готовыми комплектами для вышивки, ориентироваться по схемам для вышивания. | 62 |
3 | Изонить Овладение техникой изонить. Знакомство с материалами , инструментами и принадлежностями необходимыми для работы. Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью работ. Изображение углов, изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити моделирование с их использованием образов. История возникновения техники изонить. | 10 |
4 | Лоскутная пластика Ознакомление с историей лоскутного шитья. Материалы , применяемые в лоскутном шитье. Техника выполнения лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «ромбы», «уголки», свободная техника по спирали. Способы выполнения аппликации и стежки. Приемы ВТО, технология выполнения ручных и машинных швов. Выполнение прихваток, салфеток, панно. | 60 |
5 | Итоговое занятие Подведение итогов за год. Поощрение лучших кружковцев. | 2 |
| Всего : | 136 |
№ |
Содержание Темы занятий
|
Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 2 ч. | 2ч. |
|
2 | История возникновения вышивки шелковыми лентами. Техника работы. | 2ч. | 1ч. | 1ч. |
3 | Техника работы с готовыми комплектами для вышивки. Перевод рисунка. | 2ч. | 30мин. | 1ч.30мин. |
4 | Знакомство с основными швами. Как закреплять шов. Тамбурный шов. Шов «полупетельки с прикрепкой» | 2ч. | 30мин. | 1ч.30мин. |
5-6 | Шов «Узелки» Практическая работа «Веточка»(с использованием различных швов) | 4ч. | 30мин. | 3ч.30мин. |
7-8 | Швы «вытянутый стежок с прикрепками», «вытянутые стежки», «пчелки», «петельки», «вперед иголку», «петельки по кругу». Приемы работы. | 4ч. | 1ч. | 3ч. |
9 | Разработка эскизов для выполнения «Цветочная композиция». Цветоведение. | 2ч. | 30мин. | 1ч.30мин. |
10-11 | Практическая работа. «Цветочная композиция» Подбор лент и ниток. | 4ч. |
| 4ч. |
12-13 | Швы «петельки с прикрепкой сверху», «вытянутый стежок с завитком», «перекрученный вытянутый стежок с узелком». Приемы работы и варианты вышивки. | 4ч. | 1ч. | 3ч. |
14-15 | Швы «полупетельки с прикрепкой зигзагом», «крест», «сетка», «петелька с глазком», «наметка зигзагом». Приемы работы и варианты вышивки. | 4ч. | 1ч. | 3ч. |
16 | Разработка эскизов для выполнения вышивки «Букет» | 2ч. | 1ч. | 1ч. |
17 | Выбор лент и ниток по эскизу вышивки «Букет» Практическая работа по выполнению вышивки. | 2ч. |
| 2ч. |
18-19 | Швы «вытянутый стежок», «обвитая наметка», «стянутая по центру наметка». Закрепление и отработка приемов работы. Приемы работы и варианты вышивки. | 4ч. | 1ч. | 3ч. |
20 | Узор «Роза», «Бантик». Приемы работы и варианты вышивки. | 2ч. | 30мин. | 1ч.30мин. |
21-22 | Практическая работа «Украшение тканевых изделий вышивкой шелковыми лентами». | 4ч | 30мин. | 3ч.30мин. |
23 | Разработка эскизов для выполнения вышивки «Цветы в корзине» | 2ч | 30мин. | 1ч.30мин. |
24-25 | Практическая работа по выполнению вышивки «Цветы в корзине» | 4ч | 30мин. | 3ч.30мин. |
26 | Разработка эскизов для выполнения авторской творческой работы. | 2ч. | 30мин. | 1ч.30мин. |
27 | Выставка эскизов. Утверждение эскиза вышивки. Подбор материала и повторение приемов работы шелковыми лентами. | 2ч | 30мин. | 1ч.30мин. |
28-30 | Вышивка творческой композиции по замыслу автора. | 6ч |
| 6ч. |
31 | Оформление композиции вышивки. Выставка творческих работ. Подведение итогов. | 2ч | 2ч. |
|
32 | Изонить . Введение. История возникновения техники «изонить».ТБ при работе с инструментами, материалами и принадлежностями. | 2ч | 1ч. |
|
33 | Изображение углов, изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити моделирование с их использованием образов | 2ч. |
| 2ч. |
34-35 | Творческий проект. Панно в технике «изонить»по собственным эскизам. | 4ч. |
| 4ч. |
36 | Подведение итогов. Выставка работ учащихся. | 2ч | 2ч. |
|
37 | Лоскутное шитье. Введение. История лоскутного шитья. | 2ч. | 2ч. |
|
38 | Инструменты и материалы. Правила ТБ. | 2ч. | 2ч. |
|
39-40 | Цветовые сочетания. Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» | 2ч. |
| 2ч. |
41-42 | Орнамент. Техника «треугольник» | 2ч. |
| 2ч. |
43 | Изготовление изделия в технике «треугольник» | 2ч. |
| 2ч. |
44-46 | Изготовление традиционного узора «колодец». | 6ч. | 2ч. | 4ч. |
47-48 | Изготовление изделия в технике «колодец» | 4ч. | 1ч. | 3ч. |
49-50 | Техника «полоска». Изготовление изделия в техники «полоска». | 4ч. |
| 4ч. |
51- 52 | Узоры собираемые по спирали. Свободная техника. | 4ч. |
| 4ч. |
53 | Изготовление изделия со спиральным узором. | 2ч. |
| 2ч. |
54 | Техника «уголки». | 2ч. |
| 2ч. |
55 | Изготовление изделия в технике «уголки». | 2ч |
| 2ч. |
56 | Техника «ромбы». | 2ч. |
| 2ч. |
57 | Изготовление изделия в технике «ромбы» | 2ч. |
| 2ч. |
58-59 | Аппликация . Способы выполнения. | 4ч. |
| 4ч. |
60 | Выполнение стежков. Ручные стежки. | 2ч. |
| 2ч. |
61 | Выполнение стежков. Машинная стежки. | 2ч. |
| 2ч |
62 | Приемы получения разных фактур | 2ч. |
| 2ч. |
63 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 2ч. |
| 2ч. |
64-65 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 4ч. |
| 4ч. |
66 | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 2ч. |
| 2ч. |
67 | Изготовление творческого изделия. Стежка. Окончательная отделка. | 2ч |
| 2ч |
68 | Выставка творческих работ. Подведение итогов. | 2ч. | 2ч |
|
| Итого | 136 |
|
|
Содержание программы раздела
«Вышивка лентами»
Вводное занятие (2ч.)Цели и задачи работы кружка. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Просмотр презентации «Вышивка шелковыми лентами». Инструменты. Материалы и принадлежности необходимые для работы(иглы, отделочные ленты, тесьма, ткани, пяльцы). Организация рабочего места. Правильное положение рук, головы и туловища во время работы. Правила техники безопасности.
История возникновения и развития вышивки шелковыми лентами(2ч.).
Теоретическая часть. История развития вышивки шелковыми лентами. Просмотр презентации «Лента и вышивка». Работа с книгами и фотографиями по вышивке.
Практическая часть. Пяльцы и правила заправки ткани в пяльцы. Демонстрация приемов и техник работы.
Техника работы с готовыми комплектами работы для вышивки.(2ч.)
Теоретическая часть. Виды пялец для работы. Положение ткани. Правила обмотки пялец. Правила работы с готовыми комплектами для вышивки.
Практическая часть. Подготовка ткани и пялец к работе. Работа с готовыми рисунками. Переводные рисунки. Переводной карандаш. Перевод рисунка через копировальную бумагу. Перевод рисунка на ткань. Перевод рисунка с помощью паперосной бумаги или кальки. Перевод рисунка с помощью сколка.
Знакомство с основными швами (6ч.)
Теоретическая часть. Основные швы, их назначения. Особенности закрепления шва при вышивке шелковыми нитками. Выбор ниток по ширине, толщине и особенности работы с ними. Правила оформления работы.
Практическая часть. Приемы закрепления швов. Выполнение тамбурного шва, шва «полупетельки с прикрепкой», «узелки». Практическая работа «Веточка». Оформление работы в рамку.
Декоративно – оформительские швы. Художественный образ шва.(10ч.)
Теоретическая часть. Декоративно – оформительские швы. Швы для окантовки работы или отделки инициалов (вытянутый стежок, прикрепки). Правила выполнения чашечек цветов(шов «петельки»). Назначение шва «вперед иголку». Понятие художественного образа в вышивке. Вышивка по контуру. Использование шва как настила для вышивания стеблей цветов. Цветоведение. Свойства цвета: тон, цветовой оттенок, насыщенность.
Практическая часть. Приемы работы со швами «вытянутый стежок с прикрепками», «вытянутые стежки» (создание с помощью стежков разной величины разных форм листьев). Шов «петельки» для формообразования чашечек цветов, шов «петельки по кругу» приемы работы. Выполнение различных видов насекомых при помощи декоративных швов, создание художественного образа («пчелки», «бабочки», «стрекозы» и т.д.). Применение ниток мулине для оформления насекомых и растений. Разработка эскизов для выполнения композиции из цветов и насекомых. Подбор ниток по эскизу. Практическая работа «Цветочная композиция». Оформление работы в рамку.
Объемные швы. Швы применяемые для оформления композиции (14ч.)
Теоретическая часть. Варианты тамбурного шва. Вышивальные швы. Значение наклона иглы. Многообразие приемов для выполнения листочков и лепестков растений. Придание объема. Возможные варианты швов. Заполнение фона и крупных узоров в вышивке. Применение мелкой фурнитуры. Виды ниток и лент.
Практическая часть. Изучение и отработка приемов работы при выполнение швов: «петельки с прикрепкой сверху», «вытянутый стежок», «вытянутый стежок с завитком», тамбурный шов. Техника выполнения фантазийных узоров, использование различных швов. Особенности и приемы работы при выполнении шва «петельки с прикрепкой зигзагом». Шов «крест», применяемый для оформления контуров рисунка, шов «крест», используемый как «настил», приемы выполнения. Использование мелкой фурнитуры при выполнении шва «петелька с глазком», изучение приемов работы. Особенности выполнения шва «наметка с зигзагом», последовательность исполнения. Роль контурной линии. Разработка эскизов для выполнения вышивки «Букет», выбор лучшего варианта. Подбор лент и ниток, фурнитуры. Практическая работа «Букет». Оформление работ в рамку.
Сочетание разных видов швов шелковыми лентами и приемам вышивки нитками «мулине» для создания рельефных узоров и композиций. Применение изученных приемов вышивки для оформления тканевых изделий в быту.(18ч.)
Теоретическая часть. Древние виды швов и их современная интерпретация. Создание рельефных и декоративных эффектов в вышивке. Варианты выполнения цветка, видов бантов с помощью шелковых лент разной ширины и ниток мулине. Применение вышивки в быту.
Практическая часть. Изучение и выполнение швов «вытянутый стежок», «обвитая наметка», «стянутая по центру наметка» с применением двух видов лент. Выполнение узора на паутинке из ниток мулине. Декоративный узор «бантик» приемы выполнения. Практическая работа «украшение тканевых изделий вышивкой шелковыми лентами». Разработка эскизов для выполнения вышивки. Повторение приемов работы. Подбор ниток, лент, фурнитуры. Выполнение практической работы. Оформление работы в рамку.
Итоговая творческая композиция. (12ч.)
Теоретическая часть. Повторение материалов по цветоведению. Особенности приемов выполнения швов шелковыми лентами, назначение швов. Влияние фактуры материалов на выполнение работы. Жанры искусства. Основные направления работы на стадии замысла и при завершении композиции. Варианты оформления работ.
Практическая работа. Разработка эскиза для выполнения творческой работы в технике вышивки шелковыми лентами. Подбор лент, ниток, фурнитуры и повторение приемов работы. Выполнение практической работы. Оформление композиции вышивки.
Итоговая композиция. (2ч.)
Оформление и организация выставки творческих работ учащихся кружка «Вышивка лентами». Обсуждение результатов выставки. Просмотр презентации «Искусство творить». Подведение итогов работы.
Основное содержание раздела «Изонить»(10ч.)
Теоретическая часть. Изонить . Введение. Содержание программы кружка. История возникновения техники «изонить».ТБ при работе с инструментами, материалами и принадлежностями. Изображение углов, изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити моделирование с их использованием образов.
Практическая часть.Творческий проект. Панно в технике «изонить»по собственным эскизам. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.
Основное содержание раздела «Лоскутное шитье»
Вводное занятие. История лоскутного шитья.(2ч.)
Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. История лоскутного шитья, пэчворг, килт. Традиционное лоскутное шитье в России и на Терском берегу.
Инструменты и материалы. (2ч.)
Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы подбор и подготовка, декатировка и крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты. Способы изготовления и использования.
Цвет. Цветовые сочетания.(4ч.)
Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Теплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничные сочетания цветов.
Шаблоны. Изготовление шаблонов. Раскройка лоскутных изделий.
Техника «Квадрат». Изготовление изделия в техники «Квадрат»(4ч.) Раскройка лоскутных изделий. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. ВТО. Требования к качеству готовых изделий.
Орнамент. Виды орнамента. Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник»(4ч.) Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции. Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. ВТО. Требования к качеству готовых изделий.
Техника «полоска». Изготовление изделия в техники «полоска»(4ч.)
Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. ВТО.
Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в техники «колодец»(4ч.)
Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. ВТО.
Узоры собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором.(4ч.)
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной техники. Изготовление лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. ВТО.
Изготовление изделия в техники «уголки»(4ч.)
Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия. ВТО.
Техника «ромбы». Изготовление изделия в технике «ромбы»(4ч.)
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной техники. Изготовление лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Изготовление изделия с узором «звезда» или «кубик».ВТО.
Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации .(4ч)
Исполнение аппликаций в лоскутной технике. Технология выполнения аппликаций. Подбор лоскутков. Выполнение аппликаций. ВТО. Требования к качеству готовых изделий.
Выполнение стежков. Ручные и машинные стежки. (6ч.)
Изготовление творческого изделия. Стежка. Окончательная отделка.(10ч.)
Подведение итогов. Проведение и организация выставки. (2ч.)
Список литературы:
Для учителя:
Закон об образовании РФ
Закон об образовании РБ
Конвенция о правах ребенка
Санитарно- эпидиамологические требования к учреждениям дополнительного образования.
Донателла Чотти «Вышивка шелковыми лентами». Издательство «Аст - Пресс»2005г.
Нагибина М.М. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов./- Ярославль: Академия развития, 1997.
Сафонова Н.С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки- М.: Просвещение, 2003.
Депсамес «Цвет – духовная жизнь человека». Авторская школа «саморазвитие человека». Издательство «Нижний Новгород»2003г.
Нагель О.И. художественное лоскутное шитье, учебно – методическое пособие для учителя. М. Школа – Пресс, 2006г.
Для детей:
Браницкий Г.А. Картины из цветных ниток и гвоздей».- Минск.: Фонио, 2001.
Элен Эриксон «Шелковые фантазии» Издательство «Альбом»2008г.
Энциклопедия «Вышивка лентами. От а до Я». Издательство «Ниола- Пресс»2006г.
Энциклопедия «Школа вышивки». Издательство «Ниола - Пресс»2006г.
М.В.Максимова , М.А. Кузьмина. Лоскутки. Тверь «ЭКСМО-Пресс», 1998
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Спб. 2004.
Леонова О. В. Рисуем нитью. М. 2004.
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. М. АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2008
Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.
И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.