МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»
Торбеевского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на Утверждаю
Заседании методического Директор школы
объединения Приказ №____
Председатель МО__________ от «____» _________20__г.
Сорокина С. В.
«____»__________20___г. _____________/Ветвинская О.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса « НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» в 5 АБ классах
Составитель: Зенохова Н.И.
п. Торбеево
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по немецкому языку как второму ИЯ составлена на основе ФГОС
ОО, учебного плана МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3», примерными программами по учебным предметам/ Иностранный язык/5-9 классы/ Стандарты второго поколения, с учетом авторской и рабочей программы по немецкому языку: Аверин М.М. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты» 5-9 классы / пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. – М.: Просвещение.
Рабочая программа ориентирована на использование линий учебников по немецкому
языку как второму иностранному языку учебно-методического комплекта «Горизонты» Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ (Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л.,Збранкова). - М.: Просвещение: Cornelsen, 2013. - 104с. : ил. – (Горизонты). – ISBN 978-5-09-016733- 8.
В состав УМК входят: учебник, рабочая тетрадь, контрольные задания, аудиоприложение на диске; книга для учителя к учебнику "Горизонты», М.М. Аверин,Е.Ю.Гацелюк, Е.Р.Харченко: -Москва, Просвещение: Cornelsen, 2013; рабочие листы (Arbeitsblätter);Аверин М.М. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты» 5-9 классы / пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко.
Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду. УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования по иностранным языкам.
Главные цели курса соответствуют зафиксированным целям в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования по иностранному языку.
Это приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета
Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, групповая,
фронтальная, парная, форум-работа, проекты, исследования. Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учѐт индивидуальных особенностей учащихся при определении домашнего задания, выделение в группе подвижных подгрупп учащихся с разным уровнем обученности, учѐт индивидуальных интересов и склонностей при выборе текстов для чтения. Увеличивается удельный вес проектной работы и проектных заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся самостоятельно решают более сложные проблемы и координируют свои действия друг с другом в соответствии с поставленной задачей.
Специфику данной программы составляет увеличение объѐмачитаемых аутентичных
текстов, выдвижение чтения в качестве основного способа получения информации и постановки проблем для последующего обсуждения, что обуславливает увеличение удельного веса чтения.
2
Обучение строится поэтапно с учѐтом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности, от осуществления действий по опорам к осуществлению действий без опор.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Торбеевская СОШ №3» » на изучение немецкого языка в 5 классе отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
В соответствии с требованиями ФГОС ОО к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов:
Личностные результаты:
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формированиеличностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки, в том числе в процессе учения; формирование целостного, социально ориентированноговзгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительногоотношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетическихпотребностей, ценностей этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыковсотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создаватьконфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный,здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережномуотношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себяновые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в томчисле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлятьконтроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий врамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии сизменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи исобственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятиярешений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умениеопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное ипо аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
- умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
3
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐмнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникациидля выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию своейдеятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
- формирование и развитиеэкологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальнойпрактике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Во владении иностранным языком как средством общения:
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
Вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог-побуждение к действию;
- уметь на элементарном уровнерассказывать о себе, семье, домашнем животном, о третьем лице, хобби, любимом школьномпредмете, школьных принадлежностях, покупке;
- описывать предмет, картинку; краткохарактеризовать персонаж; вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить,попросить повторить сказанное, говорить громче, сказать слово по буквам; уметь дать оценочное суждение / выразить своѐ мнение, кратко аргументировать его; выразить сожаление или радость,
поблагодарить и ответить на благодарность;
аудирование:
понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступныхтекстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на изученном языковомматериале;
чтение:
- Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правилачтения и нужную интонацию;
- читать про себя тексты, включающие как изученный языковойматериал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарѐм;
письменная речь:
- Владеть техникой орфографически правильного письма; писать с опорой на образец короткоеличное, в том числе электронное, письмо; заполнять формуляры; делать записи для устноговысказывания; использовать письменную речь для творческого самовыражения (в общем постере).
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
-- адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка;
- соблюдениеправильного ударения в словах и фразах; соблюдение особенностей интонации основных типовпредложений;
- применение основных правил чтения и орфографии; распознавание и употребление в
речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) играмматических явлений;
В социокультурной сфере:
- знание названий стран и некоторых городов изучаемого языка;
- знание некоторых литературныхперсонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанныхна изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен);
4
- знаниеэлементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка;
- представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
- представление о сходстве/различиях в традициях своей страны/стран изучаемого языка; пониманиероли владения иностранными языками в современном мире на доступном учащимся уровне;
- овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических,грамматических);
- владение общеучебными и специальными учебными умениями на доступном
школьникам уровне;
- умение сравнивать языковые явления родного, первого иностранного и второго
иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых
предложений; умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении
собственных высказываний в пределах курса;
- совершенствование приѐмов работы с текстом с опорой на умения, приобретѐнные на уроках родного языка и первого иностранного(прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и т. д.);
- умение пользоватьсясправочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
- умение пользоваться словарѐм; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступныхпределах; представление об изучаемом иностранном языке - немецком - как средстве выражениямыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям немецкоговорящих народов;
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке;
- развитиечувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной иноязычной детскойхудожественной литературы, в процессе описания картинок, животных.
Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к
действию, диалог - обмен мнениями. Объем диалога - 3 реплики.
Монологическая речь
Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой или без опоры на
услышанный текст, заданную ситуацию или зрительную наглядность. Объем - 7-10 фраз.
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной
глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с
выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от
коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной
глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативнойзадачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);с полнымпониманием содержания (изучающее чтение);с выборочным пониманием необходимойинформации (просмотровое/поисковое чтение).
Обучение письменной речи
Обучение письму и письменной речи тесно связано с обучением устной речи, чтению и
аудированию. Перед учащимися стоят несколько задач, а именно:
• научиться правильному графическому отображению лексических единиц
5
• уметь писать все буквы немецкого алфавита
• уметь писать небольшой рассказ с опорой на образец
• уметь писать электронное письмо по образцу, открытку
Языковые знания и навыки
Орфография
Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их
применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого
второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах,
ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и
ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около/... единиц.
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.
Грамматический аспект в обучении коммуникации
Грамматика рассматривается при изучении немецкого языка как второго иностранного
языка как одно из средств формирования навыков устной речи. Учащиеся овладевают
грамматическим материалом в единстве с фонетикой и лексикой. Активный грамматическийминимум для 5 класса составляют следующие грамматические явления: Местоимения:
• личные местоимения
• притяжательные местоимения
Глаголы:
• глагол haben в Präsens
• глагол sein в Präsens
• слабые глаголы wohnen, basteln, sammeln и др. в Präsens
• глаголы с отделяемыми приставками в Präsens
• модальный глагол konnen в Präsens
• глагол mochten в Präsens
Существительные:
• с определенным артиклем
• с неопределенным артиклем
• с нулевым артиклем (употребление названий профессий)
• с отрицательным артиклем
• множественное число существительных
• существительные в винительном падеже (Akkusativ)
Числительные:
• количественные
Предлоги:
• ит
• von ... bis
• am
Словообразование:
• имена существительные для обозначения профессий мужского и женского рода
Синтаксис:
• порядок слов в повествовательном предложении
• порядок слов в вопросительном предложении (вопросительные слова)
• формы отрицания в предложении
• формы утверждения в предложении
6
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о
национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка,
полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов(знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
• знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом
иностранном языке, их символике и культурном наследии;
• употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями
(в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников),
распространёнными образцами фольклора;
• представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих
на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно-известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); онекоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях
формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную
лексику);
• умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать
помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
• использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые
слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных
вопросов;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым
собеседником жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются умения:
• работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной
информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
• работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной
информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и
точной информации;
• работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами,
словарями, интернет- ресурсами, литературой;
• самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются умения:
• находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
• семантизировать слова на основе языковой догадки;
• осуществлять словообразовательный анализ слов;
• выборочно использовать перевод;
• пользоваться двуязычным и толковым словарями.
7
Содержание учебного предмета
Знакомство/Kennenlernen ( 5ч)
Знакомство с предметом, учебником. Приветствие, прощание. Ситуация «Знакомство». Рассказ о себе. Знакомство с немецким алфавитом. Беседа о любимых занятиях. Обучение селективному чтению. Рассказ о себе и о своѐм друге. Систематизация приобретѐнных умений и навыков. Контроль умений и навыков пройденного материала.
Мой класс/MeineKlasse (4ч)
Мой класс.Введение лексики по теме. Спряжение слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе. Употребление слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе в диалогической речи. Знакомство с числительными до 20. Беседа по телефону. Знакомство с числительными до 100. Знакомство с лексикой по теме «Школьные принадлежности». Развитие навыков селективного чтения.
Животные/Tiere (4ч)
Знакомство с лексикой по теме «Животные». Беседа о домашних животных. Активизация речевых образцов в устной и письменной речи. Множественное число имѐн существительных. Интервью. Рассказ о любимом животном. Повторение. Контрольная работа.
Маленькая перемена/Kleine Pause ( 1ч) Повторение
Повторение и углубление лексического и грамматического материала.
Мой день в школе/Mein Schultag (5ч)
Введение лексики по теме «Мой день в школе». Обучение трѐм видам чтения. Рассказ о своѐм распорядке дня. Чтение с полным пониманием прочитанного. Беседа по прочитанному. Беседа о расписании уроков на неделю. Рассказ о любимых учебных предметах. Повторение
Хобби/Hobbys ( 4ч)
Хобби. Введение в тему, Систематизация Л.Е. Спряжение глаголов. Развитие навыков восприятия на слух, монологической речи. Глагол können. Развитие навыков диалогической речи. Формирование навыка монологической речи по теме. Развитие навыков чтения с пониманием основного содержания. Контроль навыков чтения. Лексико- грамматические упражнения. Лексико-грамматический тестирование по теме. Внеклассное чтение. Чтение, пересказ. Развитие навыков аудирования.
Моясемья/Meine Familie (4ч)
Моя семья. Введение в тему, Семантизация Л.Е. Притяжательные местоимения. Лексико-грамматические упражнения. Профессия. Семантизация Л.Е., развитие навыков восприятия на слух. Семьи в России и Германии. Развитие навыков чтения, восприятия на слух. Лексико-грамматические упражнения. Контроль навыков монологической речи по теме. Внеклассное чтение. Развитие навыков чтения, пересказ. Развитие навыков аудирования.
Сколько это стоит?/Was kostet das? ( 4ч)
Введение в тему, систематизация Л.Е. Развитие навыков диалогический речи. Деньги. Обучение умению просмотрового чтения. Страноведение. Евро. Формирование навыка монологической речи по теме. Лексико- грамматические упражнения. Повторение закрепление изучения Л.Е. по теме. Развитие навыков чтения, восприятия на слух. Чтение с понимание основного содержания. Тренировка лексики по теме. Лексико-грамматический тестирование по теме. Внеклассное чтение. Чтение, пересказ. Контроль навыков чтения. Контроль навыков письма.
Большая перемена/GroßePause (1ч) Повторение
Повторение изученного за V класс
Итоговый контроль (2 ч)
8
Тематическое планирование по дисциплине «Немецкий язык»
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максимальная нагрузка учащихся, ч | Из них | |||||
Теоретическое обучение, ч | Лабораторные и практические работы, ч | Контрольные работы, ч | Промежуточный контроль, ч | Экскурсии, ч | Самостоятельные работы, ч | |||
I. | Знакомство /Kennenlernen | 5 | 4 | - | 1 | - | - | - |
II. | Мой класс /MeineKlasse | 4 | 3 | - | 1 | - | - | - |
III. | Животные/Tiere | 4 | 3 | - | 1 | - | - | - |
IV.
| Маленькая перемена/KleinePause | 1 | 1 | - | - | - | - | - |
V. | Хобби/ Hobbys | 5 | 4 | - | 1 |
|
|
|
VI. | Мой день в школе /MeinSchultag | 4 | 3 | - | 1 | - | - | - |
VII. | Моясемья/ MeineFamilie | 4 | 2 | - | 1 | 1 | - | - |
VIII. | Сколько это стоит? /Waskostetdas? | 4 | 3 | - | 1 | - | -- | - |
IX. | Большая перемена/ GroßePause | 1 | 1 |
| - |
|
|
|
| Итоговый контроль | 2 |
|
| 2 |
|
|
|
| Итого
| 34 | 24 | - | 9 | 1 | - | - |
9