Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №15 им. Н.И. Дементьева
Рассмотрена на заседании МС от «____»__________20 г. Утверждена Приказ по школе от «____» __________20 г. Директор школы___________ Е.М. Демидова
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 8 классов
основного общего образования
Составил
Бульдин Александр Валерьевич
учитель информатики
МОУ ООШ №15
им. Н.И. Дементьева
Согласовано
Заместитель директора по УВР _____
С.П. Лебедева
« »_________2017 г.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Планируемые результаты изучения предмета
«Информатика» в 8 классе
Личностные образовательные результаты, формируемыми при изучении информатики являются:
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися и формируемыми при изучении информатики являются:
владение общепредметными понятиями «алгоритм», «исполнитель»;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Предметные образовательные результаты включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области.
в сфере познавательной деятельности:
Выпускник научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность:
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
умение оценивать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; отличать корректную аргументацию от некорректной;
наличие установки на корректное использование чужого интеллектуального продукта на основе уважения авторского права и интеллектуальной собственности; умение грамотно оформлять ссылки на источники информации и цитировать источники.
в сфере коммуникативной деятельности:
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование широко распространенных технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы; умение выбирать средствa информационных технологий для решения поставленной задачи;
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (формирование представления об интерфейсе, круге решаемых задач, системе команд, системе отказов);
умение использовать диалоговые инструменты управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов.
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером и другими средствами информатизации.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в 8 классе основной школы по ФГОС определена следующими тематическими блоками (разделами):
введение в информатику;
математические основы информатики;
основы алгоритмизации;
начала программирования.
Раздел 1. Введение в информатику
Цели изучения курса информатики в 8 классе. Техника безопасности и организация рабочего места. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ.1
Раздел 2. Математические основы информатики
Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) представления информации, точность представления. Информационный объем сообщения. Единицы измерения количества информации. Сжатие информации. 2
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Логические схемы и их физическая (электронная) реализация, интегральные схемы. 3
Раздел 3. Основы алгоритмизации
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь, устойчивость. Управление в живой природе, обществе и технике. Преобразование информации по формальным правилам. Алгоритм как информационная модель преобразования. Способы записи алгоритмов. 4
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Раздел 4. Начала программирования
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык Кумир и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Имена, переменные, значения, типы, операции, выражения. Алгоритмические конструкции (вызов вспомогательного алгоритма, ветвление, повторение). Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы. Рекурсивные вызовы. Обрабатываемые объекты: числа, массивы, цепочки, совокупности, списки, деревья, графы. Алгоритмы: Евклида, перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему и обратно, примеры алгоритмов сортировки, перебора (построения выигрышной стратегии в дереве игры). Алгоритм как средство автоматизации информационного процесса. 5
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Тематическое планирование базового курса информатики
по ФГОС в 8 классе с определением видов учебной деятельности
№ | Название темы | Количество часов | Характеристика видов | |||
общее | теория | практика | ||||
1. | Введение в информатику | 1 | 1 |
| Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в рабочих тетрадях. | |
2. | Математические основы информатики | 12 | 5 | 7 | Аналитическая деятельность: - выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; - выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; - анализировать логическую структуру высказываний Практическая деятельность: - переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; - выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами. - записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме - строить таблицы истинности для логических выражений; - вычислять истинностное значение логического выражения. | |
3. | Основы алгоритмизации | 9 | 2 | 7 | Аналитическая деятельность: - определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; - анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; - определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; - сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: - исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; - преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; - строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; - строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; - строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения. | |
4. | Начала программирования | 12 | 2 | 10 | Аналитическая деятельность: - анализировать готовые программы; - определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; - выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: - программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; - разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; - разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла. | |
| Итого: | 34 | 10 | 24 |
|
Поурочное планирование, 8 класс (1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
№ | Сроки изучения | Тема урока | Практикум | Формы и виды контроля | Домашнее задание | |
8 «А» | 8 «Б» | |||||
Раздел 1. Введение в информатику (1 час.) | ||||||
1. |
|
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ |
| Фронтальный опрос, к/тест |
|
Раздел 2. Математические основы информатики (12 час.) | ||||||
2. |
|
| Общие сведения о системах счисления. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) представления информации, точность представления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | ПР №1 по теме «Двоичная арифметика» | Фронтальный опрос |
|
3. |
|
| Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. | ПР №2 по теме «Перевод в родственных с/с» | Фронтальный опрос, п/р |
|
4. |
|
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | ПР №3 по теме «Перевод десятичных чисел в др. поз. с/с» | Фронтальный опрос, п/р |
|
5. |
|
| Представление целых чисел. |
| Фронтальный опрос, п/р |
|
6. |
|
| Представление вещественных чисел. Единицы измерения количества информации. Сжатие информации. Внутришкольный мониторинг по теме «Системы счисления» |
| Фронтальный опрос, к/р |
|
7. |
|
| Информационный объем сообщения. | ПР №4 по теме «Определение информационного объема сообщения» | Фронтальный опрос, к/р |
|
8. |
|
| Высказывание. Логические операции. |
| Фронтальный опрос |
|
9. |
|
| Построение таблиц истинности для логических выражений | ПР №5 по теме «Построение таблиц истинности» | Фронтальный опрос, п/р |
|
10. |
|
| Свойства логических операций.
|
| Теоретический диктант |
|
11. |
|
| Решение логических задач | ПР №6 по теме «Решение логических задач» | Фронтальный опрос, п/р |
|
12. |
|
| Логические элементы. Логические схемы и их физическая (электронная) реализация, интегральные схемы. | ПР №7 по теме «Построение логических схем по заданной логической функции» | Фронтальный опрос, п/р |
|
13. |
|
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». |
| Компьютерное тестирование |
|
Раздел 3. Основы алгоритмизации (9 час.) | ||||||
14. |
|
| Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь, устойчивость. Управление в живой природе, обществе и технике. Алгоритмы и исполнители | ПР №8 по теме «Исполнители Черепашка и Робот» | Фронтальный опрос, п/р |
|
15. |
|
| Преобразование информации по формальным правилам. Алгоритм как информационная модель преобразования. Способы записи алгоритмов. | ПР №9 по теме «Исполнители Вычислитель и Водолей» | Фронтальный опрос, п/р |
|
16. |
|
| Объекты алгоритмов. Имена, переменные, значения, типы, операции, выражения. |
| Фронтальный опрос |
|
17. |
|
| Алгоритмическая конструкция следование | ПР №10 по теме | Практическая работа |
|
18. |
|
| Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления. | ПР №11 по теме | Практическая работа |
|
19. |
|
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. | ПР №12 по теме | Практическая работа |
|
20. |
|
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы. | ПР №13 по теме | Практическая работа. |
|
21. |
|
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным числом повторений. | ПР №14 по теме | Практическая работа |
|
22. |
|
| Обобщение и систематизация основных понятий темы Основы алгоритмизации. Алгоритм как средство автоматизации информационного процесса. Контрольная работа №3. |
|
Компьютерное тестирование |
|
Раздел 4. Начала программирования» (12 час.) | ||||||
23. |
|
| Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. |
| Фронтальный опрос |
|
24. |
|
| Программирование линейных алгоритмов | ПР №15 по теме «Ввод/вывод данных» | Фронтальный опрос, п/р |
|
25. |
|
| Программирование линейных алгоритмов. Обрабатываемые объекты: числа, массивы, цепочки, совокупности, списки, деревья, графы. | ПР №16 по теме «Встроенные функции Паскаля» | Фронтальный опрос, п/р |
|
26. |
|
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | ПР №17 по теме «Условный оператор IF» | Фронтальный опрос, п/р |
|
27. |
|
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор. | ПР №18 по теме Сложные условия» | Фронтальный опрос, п/р |
|
28. |
|
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Многообразие способов записи ветвлений. | ПР №19 по теме «Оператор выбора CASE» | Фронтальный опрос, п/р |
|
29. |
|
| Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Алгоритм Евклида. | ПР №20 по теме «Цикл WHILE» | Фронтальный опрос, п/р |
|
30. |
|
| Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Алгоритмы перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему и обратно. | ПР №21 по теме «Цикл REPЕAT» | Фронтальный опрос, п/р |
|
31. |
|
| Программирование циклов с заданным числом повторений. Примеры алгоритмов сортировки, перебора (построения выигрышной стратегии в дереве игры). | ПР №22 по теме | Фронтальный опрос, п/р |
|
32. |
|
| Решение задач с использованием циклов Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы. | ПР №23 по теме «Вспомогательный алгоритм в Паскале FUNCTION» | Фронтальный опрос, п/р |
|
33. |
|
| Составление программ с использованием различных видов алгоритмических структур. Алгоритмические конструкции (вызов вспомогательного алгоритма, ветвление, повторение). | ПР №24 по теме «Вспомогательный алгоритм в Паскале PROCEDURE» | Фронтальный опрос, п/р |
|
34. |
|
| Обобщение и систематизация основных понятий раздела «Начала программирования». Контрольная работа №4. |
| К/р, фронтальный опрос |
|
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Печатные пособия | ||
1 | Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. | К |
2 | Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. | К |
7 | Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php | Д |
К – комплект на весь класс, Ф-для фронтальной работы, | ||
Технические средства обучения (средства ИКТ) | ||
1 | Персональные компьютеры - моноблоки RoverBook Centro | 11 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Интерактивная доска | 1 |
4 | Принтер | 1 |
5 | Точка доступа для WiFi подключений к локальной сети | 1 |
6 | Устройства ввода – клавиатура и мышь | 11 |
7 | Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофоны и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией | 6 |
8 | Комплект для проведения вебинаров и телеконференций | 1 |
9 | Сканер | 1 |
Программные средства | ||
1 | Операционная система Windows 7/Linux | Установлены на каждом ПК в кабинете |
2 | Пакет Microsoft Office 2007 | |
3 | Антивирусная программа Kaspersky Anti-Virus | |
4 | Программа-архиватор WinRar | |
5 | Программа контентной фильтрации InternetCensor | |
6 | Комплект учебных Миров НИИСИ РАН: исполнители Водолей, Кузнечик, Черепаха, школьный алгоритмический язык Кумир | |
7 | Система программирования - Паскаль АBC | |
8 | Браузеры Internet Explorer и Mozilla Firefox | |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
1 | Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) | 1 |
2 | Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/) | 1 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
1 | Заготовки для практикума | На каждом ПК в кабинете |
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Индивидуальный маршрут обучения
Фамилия, имя учащегося | Особенности учащегося | Коррекционная работа |
Васильев Алексей | медленный темп работы, бедный словарный запас, слабо сформированная регуляция деятельности и самоконтроля | - пересказ пройденного материала - схема, алгоритм ответа - карточки с индивидуальными заданиями - самостоятельное составление плана ответа - задания с самоконтролем - консультирование при выполнении практических работ |
Кочурова Галина | Трудности в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки | - карточки с индивидуальными заданиями - схема, алгоритм ответа - ответ с опорой на наглядность, примеры, ключевые слова - работа в паре, группе |
Мехова Ксения | Имеет проблемы с сосредоточением внимания, трудность в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки, медленный темп работы | - карточки с индивидуальными заданиями - схема ответа - ответ с опорой на наглядность, примеры, ключевые слова - задания на развитие памяти и внимания - консультирование при выполнении практических работ |
Петрякова Ольга | Трудности в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки | - пересказ пройденного материала - карточки с индивидуальными заданиями - схема, алгоритм ответа или выполнения задания - работа в паре, группе |
Чуркин Андрей | медленный темп работы, слабые коммуникативные навыки, бедный словарный запас, трудности в воспроизведении материала, вызванные рассеянностью внимания | - карточки с индивидуальным заданием - ответы с опорой - задания на внимание - индивидуальные, посильные задания - дополнительное объяснение заданий - работа в паре, группе - дополнительное время на выполнение заданий |
Шарифов Алексей | медленный темп работы, слабые коммуникативные навыки, бедный словарный запас, слабо сформированная регуляция деятельности и самоконтроля | - пересказ пройденного материала - схема, алгоритм ответа - карточки с индивидуальными заданиями - самостоятельное составление плана ответа - задания с самоконтролем - консультирование при выполнении практических работ |
1 Содержание Примерной программы по информатике 2010 г.
2 Содержание Примерной программы по информатике 2010 г.
3 Содержание Примерной программы по информатике 2010 г.
4 Содержание Примерной программы по информатике 2010 г.
5 Содержание Примерной программы по информатике 2010 г.