«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа для платных дополнительных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку

Программа направлена на углубленное изучение предмета «Русский язык», формирование умений и навыков для выполнения упражнений повышенного уровня сложности.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

города Кирсанова тамбовской области




РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения_____________________

название МО

Протокол № ___ от __.__.20__ года


СОГЛАСОВАНА Методическим со­ветом Протокол № ___ от __.__.20__ года


УТВЕРЖДЕНА

приказом по школе

№ ___ от __.__.20__ года
























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для платных дополнительных услуг -

групповые консультации по углубленному изучению

образовательной программы по русскому языку

(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

для 1 класса

на 20__ - 20__ учебный год

учителя начальных классов Солдатовой Ольги Викторовны

(должность, Ф.И.О. педагога)


















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1.Общая характеристика программы.

Программа направлена на углубленное изучение предмета «Русский язык», формирование умений и навыков для выполнения упражнений повышенного уровня сложности.

Содержание программы обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня, а также содержит упражнения, требующие продуктивной деятельности в процессе их выполнения. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий


Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают. 
Данная программа позволяет отрабатывать и углублять практические навыки учащихся по подготовке к проведению аттестационного тестирования, соответствующего новому образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы по русскому языку. Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Программа создана с учетом возраста, склонностей учащихся, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.





    1. Цели и задачи:



Цель:

- углубить знания образовательной программы по русскому языку;

- расширить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.


Задачи:

Обучающие:

  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  приобретение углубленных знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  развитие мотивации к углубленному изучению русского языка;

  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

  совершенствование общего языкового развития учащихся;

  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

   воспитание культуры обращения с книгой;

   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  развивать  смекалку и сообразительность;

  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.





    1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N1241);

  3. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

  4. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова (приказ № 75/1 от 28 августа 2013 года)



    1. Сведения о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.


Рабочая программа разработана на основе:

  1. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС ОО;

  2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ на 2011-2015 годы (приказ по школе №133/1 от 31.08.2011 года);


    1. Особенность программы.

В содержании программы используются интегрированные задания из различных разделов русского языка. Особое внимание обращено на углубление программного материала.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  занимательность;

  научность;

  сознательность и активность;

  наглядность;

  доступность;

  связь теории с практикой;

  индивидуальный подход к учащимся.

          Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят


Основные методы и технологии

        технология  разноуровневого обучения;

        развивающее обучение;

        технология  обучения в сотрудничестве;

        коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.




1.6. Формы контроля.

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Индивидуальная работа по карточкам

- Работа в паре, в группе.



1.7. Методы изучения предмета.

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.



1.8. Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).


Формы: групповая консультация


Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

    1. Словесные, наглядные, практические.

    2. Индуктивные, дедуктивные.

    3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

    4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

    1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

    2. Стимулирование долга и ответственности в учении.




2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).


В результате изучения программы учащиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться распознавать литературные жанры.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать слова по написанию и произношению;

  • определять разницу между звуком и буквой;

  • устанавливать общие признаки жанров;

  • находить языковые закономерности ;

  • определять последовательность работы над словом.










3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел «Фонетика и орфоэпия»

В мире безмолвия и неведомых звуков.

В Страну Слов. Первые встречи.

К тайнам волшебных слов.

Выбор друзей в Стране Слов.

К несметным сокровищам Страны Слов.

Чудесные превращения слов

В гости к Алфавиту.

К тайнам звуков и букв.

В Страну Говорящих Скал.

В глубь веков на Машине времени.

В Королевстве Ошибок.

В Страну Слогов.

Неожиданная остановка в пути.

Раздел «Лексикология»

В удивительном городе Неслове.

Чудеса в Стране Слов.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

На карнавале слов

В театре близнецов.

Конкурс знающих.

Новое представление.

Необычный урок.

Следопыты развлекают детей.

В Клубе весёлых человечков

К словам-родственникам. Почему их так назвали?

Экскурсия в прошлое.

Полёт в будущее.

Итоговое занятие.



  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Коли-

чество

часов

Содержание

учебного

материала

Фонетика и орфоэпия

15

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Стихотворение В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Знакомство с тайнами рисуночного письма, с тем, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Знакомство, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи

Лексикология

17

Работа со словарём. «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. . Головоломка.

Знакомство со словами-двойниками. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы . Игра «Найди друзей».

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы. Игра «Угадай-ка!» со словами-антонимами.

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Знакомство с родственным словами. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. В «музее» древних слов.

Знакомство с неологизмами. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование сказок, рассказов.







  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема раздела, урока

Коли-чество

часов

Дата

проведения

урока

Дата

фактического проведения урока

Фонетика и орфоэпия

15 ч.



1.

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1



2.

В Страну Слов. Первые встречи.

1



3.

К тайнам волшебных слов.

2



4.

Выбор друзей в Стране Слов.

1



5.

К несметным сокровищам Страны Слов.

1



6.

Чудесные превращения слов.

1



7.

В гости к Алфавиту.

2



8.

К тайнам звуков и букв.

1



9.

В Страну Говорящих Скал.

1



10.

В глубь веков на Машине времени.

1



11.

В Королевстве Ошибок.

1



12.

В Страну Слогов.

1



13.

Неожиданная остановка в пути.

1



Лексикология

17 ч.



14.

В удивительном городе Неслове.

1



15.

Чудеса в Стране Слов.

2



16.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1



17.

На карнавале слов

2



18.

В театре близнецов.

1



19.

Конкурс знающих.

1



20.

Новое представление.

1



21.

Необычный урок.

1



22.

Следопыты развлекают детей.

1



23.

В Клубе весёлых человечков

1



24.

К словам-родственникам. Почему их так назвали?

2



25.

Экскурсия в прошлое.

1



26.

Полёт в будущее.

1



27.

Итоговое занятие.

1




Итого

32 ч.




6. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


учащиеся должны знать/понимать:

- отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- слова, словосочетания, предложения, текста;

- основные орфографические  и пунктуационные правила;

- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;


учащиеся должны уметь/применять:

- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями





6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:



    1. Программа «Русский язык» под редакцией Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, М. «Просвещение», 2014 год.

    2. Методическое пособие к учебнику «Русский язык» под редакцией Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, М. «Просвещение», 2014 год

    3. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2010 г.

    4. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2011 г

    5. Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Русский язык».

    6. Проектор.

    7. Экран.




Литература:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2013 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2013 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2013

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2012 г.

  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2011 г.

  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2012 г.

  7. Журнал “Начальная школа”.

  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2013 г.

  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2012 г.

  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2011 г.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее