Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Охрана труда
название дисциплины
по профессии СПО
23.01.09 «Машинист локомотива»
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 23.01.09 «Машинист локомотива» и на основании решения педагогического совета от «29» августа 2017 года, протокол №1.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А. К. Лысенко»
Разработчики:
Ермолов Виктор Иванович, преподаватель
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Транспорт» протокол №1 от 29. 08.2017 г.
Программа одобрена на заседании УМС протокол №1 от 29.08.2017 г.
|
| ||||||||||||||
| | ||||||||||||||
| | ||||||||||||||
| | ||||||||||||||
| | ||||||||||||||
| | ||||||||||||||
| | ||||||||||||||
| |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива».
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС:
дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
осуществлять выполнение требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности при управлении, эксплуатации и ремонте локомотива;
знать:
законодательство в области охраны труда; возможные опасные и вредные факторы, средства защиты; правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии, противопожарной и экологической безопасности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 83 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 65 часа; самостоятельной работы обучающегося 10часов;
консультаций -8 часов.
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями в области охраны труда; в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Проверять взаимодействие узлов локомотива. |
ПК 1.2. | Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотив |
ПК 2.1. | Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу. |
ПК 2.2. | Обеспечивать управление локомотивом. |
ПК 2.3. | Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 83 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 65 |
в том числе: |
|
теоретические занятия : | 31 |
практические занятия: | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: |
|
- владение знаниями | 10 |
- закрепление и систематизация знаний | |
- формирование умений | |
Консультаций | 8 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
3.2. Тематический план и содержание дисциплины.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
РАЗДЕЛ 1. Правовые и организационные вопросы охраны труда в Р.Ф |
| |
Тема 1. Правовые и организационные вопросы охраны труда в Р.Ф | Содержание Правовые и организационные вопросы охраны труда в Р.Ф Введение. Основные законы Р.Ф. о труде и здоровье граждан Рабочее время и время отдыха Труд женщин и молодежи Система управления охраной труда Ответственность за нарушение законодательства по О.Т.. Надзор и контроль за охраной труда Обучение и инструктаж по охране труда. | 4 |
Самостоятельная работа по владению знаниями | 1 | |
Контрольная работа по теме Правовые и организационные вопросы охраны труда в Р.Ф. | 1 | |
РАЗДЕЛ 2 Основы производственной санитарии |
| |
Тема 2. Основы производственной санитарии | Содержание Санитарно-гигиенические требования к производственным помещениям Метеорологические условия и их влияние на организм человека. Вентиляция производственных помещений | 2 |
Самостоятельная работа по формированию умений. | 1 | |
Практические занятия: 1. Исследование методов контроля за воздушной средой. 2.Исследование методов нормирования производственного микроклимата Исследование методов защиты от вредного воздействия загрязнений воздушной среды. | 4 4 | |
Контрольная работа по теме Основы производственной санитарии. | 1 | |
Раздел 3.Опасные и вредные факторы производственной среды. |
| |
Тема 3 Опасные и вредные факторы производственной среды. | Содержание Опасные и вредные факторы производственной среды. Вибрации и ее действие на организм человека. Нормирование. Средства защиты от вибрации Электрические источники света и осветительных приборы Виды производственного освещения. Нормирования и измерение освещенности. | 3 |
Самостоятельная работа по формированию умений | 1 | |
Практическое занятие: 1.Исследование влияние шума на организм человека и методов нормирования и средства и методы защиты от шума. Исследование вибрации и ее действие на организм человека. Нормирование. Средства защиты от вибрации. 2.Практическое исследование электрических источников света и осветительных приборов. Виды производственного освещения.
| 4 4 | |
Контрольная работа по теме: Опасные и вредные факторы производственной среды. | 1 | |
Раздел 4.Травматизм и профзаболевания
|
| |
Тема 4. Травматизм и профзаболевания | Содержание Травматизм и профзаболевания Классификация травматизма Причины производственного травматизма Опасные и вредные производственные факторы Расследование несчастных случаев. | 3 |
Практическое занятие: 1.Описать порядок расследования несчастных случаев на производстве и порядок заполнения акта формы Н-1.
| 4
| |
Самостоятельная работа - закрепление и систематизация знаний . | 1 | |
Контрольная работа по теме: Травматизм и профзаболевания. | 1 | |
РАЗДЕЛ 5 Электробезопасность |
| |
Тема 5 Электробезопасность | Содержание Воздействие эл. тока на организм человека. Классификация электроустановок и помещений по электробезопасности Анализ условий поражения электротоком человека Факторы, влияющие на степень поражения электротоком Защитные средства от поражения электротоком, их электрические и механические испытания Защита от поражения током (при прикосновении к токоведущим частям) Защита от поражения током (при прикосновении к нетоковедущим частям эл. установок) Требования к персоналу обслуживающему электроустановки Меры безопасности при производстве работ с электроустановками. | 4 |
Практическое занятие: Оказание первой помощи в различных аварийных ситуациях | 3 | |
Самостоятельная работа по формированию умений
| 2 | |
Контрольная работа по теме: Электробезопасность. | 1 | |
РАЗДЕЛ 6 Основы пожарной безопасности |
| |
Тема 6 Основы пожарной безопасности | Содержание Основы пожарной безопасности Горение и пожарные свойства веществ Оценка взрывной и взрывопожарной опасности производства Причины пожаров и меры по их предупреждению Средства тушения пожаров и правила пользования ими Пожарная сигнализация Оказание доврачебной помощи при термических ожогах Порядок действий при возникновении пожара в поезде. | 4 |
Практическое занятия: 1.Исследование устройства огнетушителей , правила пользования ими Описать все средства тушения пожаров на ЭПС. | 3 | |
Самостоятельная работа по владению знаниями. | 2 | |
Контрольная работа по теме Основы пожарной безопасности. | 1 | |
РАЗДЕЛ 7 Меры безопасности при нахождении на ж.д. путях |
| |
Тема 7.. Меры безопасности при нахождении на ж.д. путях | Содержание .. Меры безопасности при нахождении на ж.д. путях Меры безопасности при осмотре и ремонте подвижного состава Меры безопасности при проведении работ на ж.д. путях Меры безопасности на участках со скоростным движением Сигнализаторы оповещения о приближении подвижного состава к месту работ на станциях. Устранение неисправности в ВВК и ТБ при этом Порядок подъема на крышу электровоза для устранения неисправности крышевого оборудования электровоза.. | 2 |
Практические занятия 1.Начертить схемы ограждения и описать меры безопасности при проведении работ на ж.д. путях 2.Меры безопасности при осмотре и ремонте подвижного состава. | 4 4 | |
Самостоятельная работа по формированию умений | 2 | |
Контрольная работа по теме: Меры безопасности при нахождении на ж.д. путях. | 1 | |
| Экзамен |
|
Итого аудиторных занятий | 65 | |
В том числе: |
| |
практических занятий | 34 | |
Итого самостоятельной работы | 10 | |
консультаций | 8 | |
Итого максимальная нагрузка | 83 |
4. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета № 103 «Охрана труда».
Оборудование кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по числу обучающихся;
комплект учебно-методической документации;
плакаты;
электронные видеоматериалы;
индивидуальные средства защиты;
медицинская аптечка;
образцы огнетушителей.
стенд «Сигналы ограждения»
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор.
DVD – проигрыватель;
компьютер;
принтер лазерный;
сканер;
образцы огнетушителей.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники::
1.Клачкова Е.А. Охрана труда на ж.д. транспорте учебник для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта (Электронная версия учебник, 2004г.(не переиздавался)
Дополнительные источники:
2.Жуков В.И. Охрана труда на ж.д. транспорте 1988г. .(не переиздавался)
3.Инструкция по охране труда для локомотивных бригад ОАО РЖД № 2707Р ,2012г.(электронная версия)
4.Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту электровозов ОАО "РЖД № 2474 -2012г. .(электронная версия)
5.Распоряжение от 6 ноября 2013 г. N 2374р« Об утверждении положения об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации «Работник на пути»
6..Федеральный закон от 30.12.2001г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»(ред. от 23.12.2010). .(не переиздавался)
7.Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 20 мая 2002 г., 10 января 2003 г., 9 мая 2005 г). .(не переиздавался)
8.Система управления пожарной безопасностью в ОАО РЖД. 2010г. .(не переиздавался)
9.Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и МВПС № ЦТ-ЦУО /175 1993г. .(не переиздавался)
10.Правила по охране труда при эксплуатации локомотивов и МВПС в ОАО РЖД № 788Р, 2006г. .(не переиздавался)
11. Правила по электробезопасности для работников ОАО РЖД при обслуживании электрифицированных ж.д. путей , Москва 2008г. .(не переиздавался)
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего (рубежного) контроля, промежуточной аттестации в форме экзамена.
Таблица №1
Требования к результатам освоения (должен уметь, знать) | Функциональная принадлежность оценочного средства |
Уметь | |
осуществлять выполнение требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности при управлении, эксплуатации и ремонте локомотива;
| Практическое занятие: 1. Исследование методов контроля за воздушной средой. 2.Исследование методов нормирования производственного микроклимата Исследование методов защиты от вредного воздействия загрязнений 3..Исследование влияние шума на организм человека и методов нормирования и средства и методы защиты от шума. Исследование вибрации и ее действие на организм человека. Нормирование. Средства защиты от вибрации. 4.Практическое исследование электрических источников света и осветительных приборов. Виды производственного освещения. 5.Описать порядок расследования несчастных случаев на производстве и порядок заполнения акта формы Н-1. 6. Оказание первой помощи в различных ситуациях . 7. Исследование устройства огнетушителей , правила пользования ими Описать все средства тушения пожаров на ЭПС. 8.Начертить схемы ограждения и описать меры безопасности при проведении работ на ж.д. путях 9.Меры безопасности при осмотре и ремонте подвижного состава. Экзамен |
Знать | |
законодательство в области охраны труда | Контрольная работа по теме: 1.Правовые и организационные вопросы охраны труда в Р.Ф. Экзамен |
возможные опасные и вредные факторы, средства защиты; | Контрольная работа по теме: 1.Опасные и вредные факторы производственной среды. 2. Травматизм и профзаболевания 3.Меры безопасности при нахождении на ж.д. путях. Экзамен |
правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии, противопожарной и экологической безопасности | Контрольная работа по теме: 1.Основы производственной санитарии. 2. Электробезопасность. 3.Основы пожарной безопасности Экзамен |
Таблица 2
Требования к результатам освоения (профессиональные компетенции) | Функциональная принадлежность оценочного средства |
ПК 1.1 Проверять взаимодействие узлов локомотива. | Экзамен |
ПК 1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотив | Экзамен |
ПК 2.1 Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу. | Экзамен |
ПК 2.2 Обеспечивать управление локомотивом. | Экзамен |
ПК 2.3. Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива. | Экзамен |
Таблица 3
Требования к результатам освоения (общие компетенции) | Формы и методы |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Оценка преподавателя в участии студента в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках специальности.
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | Наблюдение за соблюдением технологии изготовления программного продукта. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Наблюдение за поведением в нестандартных и нештатных ситуациях |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Наблюдение, оценка преподавателем решения профессиональных задач, практического задания.
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Оценка преподавателем выполнения заданий самостоятельной работы в поиске и использовании информации.
|
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями. |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей | Наблюдение за проявлением лидерских качеств, за самостоятельной организацией работы и качеством его выполнения |
Требования к результатам освоения (должен уметь, знать) | Функциональная принадлежность оценочного средства |
Уметь | |
осуществлять выполнение требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности при управлении, эксплуатации и ремонте локомотива;
| Практическое занятие: 1. Исследование методов контроля за воздушной средой. 2.Исследование методов нормирования производственного микроклимата Исследование методов защиты от вредного воздействия загрязнений 3..Исследование влияние шума на организм человека и методов нормирования и средства и методы защиты от шума. Исследование вибрации и ее действие на организм человека. Нормирование. Средства защиты от вибрации. 4.Практическое исследование электрических источников света и осветительных приборов. Виды производственного освещения. 5.Описать порядок расследования несчастных случаев на производстве и порядок заполнения акта формы Н-1. 6. Оказание первой помощи в различных ситуациях . 7. Исследование устройства огнетушителей , правила пользования ими Описать все средства тушения пожаров на ЭПС. 8.Начертить схемы ограждения и описать меры безопасности при проведении работ на ж.д. путях 9.Меры безопасности при осмотре и ремонте подвижного состава. Экзамен |
Знать | |
законодательство в области охраны труда | Контрольная работа по теме: 1.Правовые и организационные вопросы охраны труда в Р.Ф. Экзамен |
возможные опасные и вредные факторы, средства защиты; | Контрольная работа по теме: 1.Опасные и вредные факторы производственной среды. 2. Травматизм и профзаболевания 3.Меры безопасности при нахождении на ж.д. путях. Экзамен |
правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии, противопожарной и экологической безопасности | Контрольная работа по теме: 1.Основы производственной санитарии. 2. Электробезопасность. 3.Основы пожарной безопасности Экзамен |
4