«Осенний фестиваль знаний 2024»

Психологическое занятие "Страна эмоций"

Разработка открытого занятия по психологии в 3 классе

Тема занятия" Страна эмоций"

Цель занятия: формирование умений выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы. Способствовать открытому проявлению положительных эмоций.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки



Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Першинская средняя общеобразовательная школа»







Разработка открытого занятия

по психологии в 3 классе

на конкурс «Учитель года 2013»

в номинации «Зажги свою звезду» Тема занятия

" Страна эмоций"









Разработал: Педагог-психолог

Изоньярова Олеся Валерьевна





Психологическое занятие " Страна эмоций"

Цель занятия: формирование умений выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы. Способствовать открытому проявлению положительных эмоций.

Задачи:

Обучающая:

- Расширение представлений о мире человеческих эмоций и переживаний; - Расширить и углубить знания учащихся об основных проявлениях эмоций; - Дать учащимся представление о значении эмоций и возможностях использования их человеком; - Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

Развивающая: - Формирование умения видеть и определять различные эмоции в разных ситуациях; - Развитие творческого воображения; - Развитие логического и образного мышления; - Умение анализировать информацию и синтезировать.

Воспитывающая: - развитие положительных и подавление отрицательных эмоций у младших школьников; - воспитывать умение работать в коллективе, взаимоконтроль, самоконтроль.

Предполагаемый психологический результат. Обогащение мира эмоций и чувств младших школьников. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Игровой результат.

Приобретение “багажа” – впечатлений, знаний о собственном мире эмоций и чувств

Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра.

Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей, и умения адекватно выразить свое состояние. Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать. Обогащение словарного запаса и понятийного аппарата Оборудование:

  1. Аудиозапись “Звуки природы”.

  2. Раздаточные материал: карточки, тексты с названиями и описаниями эмоций, рисунки, изображающие каждое эмоцию , заготовка домиков “Страна эмоций”.

  3. Презентация «Эмоции»

  4. Цветные карандаши.

Ход работы:

    1. Ритуал приветствия (3 мин).

        Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада с вами познакомиться.  Мне рассказывали о вас, что вы умные, интересные и приятные в общении ребята. Меня зовут Олеся Валерьевна. Давайте сейчас отвлечемся от учебной деятельности и немножко поиграем, поразмышляем о себе.

        Я предлагаю  вам сесть удобнее, чтобы нам было уютней общаться. Детям предлагается представиться, назвать свои имена, поздороваться и назвать свое имя с улыбкой, можно с прикосновением руки, глядя в глаза сидящему, справа соседу. Скажите, ребята, какое у вас сейчас настроение одним  словом. Если бы оно было бы каким-нибудь цветом, то каким бы цветом оно было и почему? Ребята все мы знаем, какие мы сильные, умные, общительные, творческие. Сегодня я бы хотела вас познакомить еще с одной силой – силой наших эмоций. Она является частью всех остальных сил. Для знакомства с силой эмоций мы с вами отправимся в путешествие в “Страну эмоций”, где мы узнаем какие эмоции положительные, а какие отрицательные.

В каждой игре существуют правила, так и у нас в нашей игре есть правила, которые нужно соблюдать:

слушать внимательно другого;

не перебивать;

с уважением относиться к мнению других;

каждый имеет право на свое мнение;

правило поднятой руки.        

II. Введение в тему занятия. 5 мин.

“Стана эмоций” – это удивительная страна. Там есть реки, горы, есть темные дремучие леса и залитые солнцем луга, есть топкие коварные болота.

Итак, нас ждет волшебная тропинка, смелее идите по ней (Включается музыка).

Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. «Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревьязеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... . Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочки:. раз... два... три... четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну... осторожно, идем!..  Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой  раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... А теперь через тропинку упало дерево,  да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево... Вот и пришли! Молодцы!»



III. Знакомство с эмоциями ( 10 мин).

Психолог: Молодцы. Вот мы и попали с вами в волшебную страну. В этой стране живут эмоции: РАДОСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ, СТРАХ, ВИНА, ОБИДА, ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ, ИНТЕРЕС.

Психолог: демонстрирует слайды из презентации. А вы когда-нибудь с ними встречались? А ваши родители? А ваши друзья? А ваш учитель?

Заслушиваются ответы детей.

Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? Слово “эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает “ потрясаю, волную”.

Психолог: Давайте подумаем, какая эмоция может говорить о себе так.

Психолог зачитывает текст карточки вслух, остальные, пытаются определить, какая эмоция представлена.

РАДОСТЬ:  Я так люблю смеяться, веселиться, танцевать, слушать музыку. Когда я появляюсь , все вокруг расцветает, становится ярким, красочным, весенним. Воздух наполняется пением птиц, запахом цветов…

ГРУСТЬ: Ох, Ах, Ох, Ах. Мой приход сопровождается дождиком, слякотью, лужами, ветром, который свищет по садам. Светлая, печальная, кружусь, скучаю, слезу роняю, о тоске напоминаю.

Испуг : Порой, я врываюсь как змея, как тигр. А порой могу подкрасться внезапно, незаметно, застать врасплох, могу стремительно влететь как гроза…. От моего появления всем становиться не по себе. На лбу может выступить пот, по спине поползут мурашки, руки становятся липкими и скользкими, а ноги наливаются тяжестью… Отовсюду Лезут разные звуки: С-----, Ш------, Х------. Слышны слова: “Сейчас съем”, “Утащу к себе”, “Страшно…”

Психолог: А как можно представить другие эмоции, что они могут нам сказать, и как мы можем их узнать?

Детям предлагаются разрезанные карточки, по которые нужно собрать в четыре группы. Одна группа – удовольствие, вторая группа – обида, третья группа – вина, четвертая – злость.

Примерный перечень словосочетаний:

УДОВОЛЬСТВИЕ: Как мне хорошо, это замечательно, ничего не видел лучше.

ОБИДА: Во всем я виноват (а), никто меня не слушает, не понимает, все считают меня плохой, никто меня не пожалеет, всем все равно, как что, то сразу я.

ВИНА: Я больше так не буду, простите меня.

ЗЛОСТЬ: Так тебе и надо, всех побью, будите знать, как со мной спорить, никто мне не нужен.

Обсуждение.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?.. 
    Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на эмоции людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать эмоции необходимо, чтобы:

– уметь контролировать проявление эмоций, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.

Упражнение «Угадай эмоцию»

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах психолог помогает ребенку.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

IV. Создание сказочной страны (8 мин).

Психолог: Все эмоции живут вместе в волшебной стране. Дружат между собой, иногда ссорятся, но потом мирятся, ходят, друг к другу в гости, делают подарки. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждая эмоция живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши домов и ломали ветки деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спастись не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытия и увидели, что все домики разрушены. Конечно, все были расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои дома. Но вот беда – все краски унес ветер.

Давайте мы им поможем и раскрасим домики.

Каждому ребенку предлагается заготовка “Домики” и набор карандашей. Дети творят.

Психолог: Спасибо вам от лица всех жителей волшебной страны за восстановление страны. Но дело в том, что чувства во время урагана были так напуганы, что забыли, в домике какого цвета они жили. Давайте возле каждого домика подпишем, какая эмоция будет здесь жить.

Каждый ребенок выбирает, какая эмоция, будет какого цвета и подписывает его около домика. Психолог просит детей прокомментировать, почему они так сделали.

А теперь ребята давайте вернёмся в наш класс на волшебном воздушном шаре, закроем глаза и представим, что мы летим, пролетая мимо зелёных деревьев, ручейков, цветущих полян, волшебных домиков (включается музыка).

V. Рефлексия. Выводы. (5 мин).

Психолог: Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности. Хочется задать вам несколько вопросов:

  • Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было эмоций? Почему?

  • Были ли в вашей жизни моменты, когда эмоции тебе мешали?

  • Согласны ли вы, что некоторые эмоции нужно подавлять, загонять внутрь, скрывать?

  • Какие эмоции вы бы не хотели испытывать?

Заслушиваются ответы детей (по желанию). “Опишите, оцените свое настроение с помощью цвета и, по возможности, объясните, почему у вас такое настроение на данный момент”. Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:

«Мое настроение»

Цвет

Эмоциональное состояние

Красный

Восторг

Оранжевый

Радость, веселье

Желтый

Светлое, приятное настроение

Зеленый

Спокойное, уравновешенное состояние

Синий

Грустное настроение

Фиолетовый

Тревожное, напряженное состояние

Черный

Упадок сил, уныние

Белый

Равнодушие (трудно сказать)

Заключительное упражнение.

Психолог: А теперь давайте улыбнёмся друг другу и похлопаем. Всем большое спасибо, мне было очень приятно работать сегодня с вами.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее