«Зимний фестиваль знаний 2025»

Проверочная работа по русскому языку в 6 классе "Лексикология.Культура речи"

Проверочная работа по теме "Лексикология.Культура речи" в 6 классе позволяет проверить и закрепить знания по изученному материалу.Тестовая работа в доступной форме и адаптирована для обучающихся данного возрастного периода.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Проверочная работа по теме «Лексикология. Культура речи». 6 класс

Вариант 1

1. Установите соответствия между понятиями и их значениями:

1. Диалектизмы

А. Устаревшие названия предметов и явлений, у которых есть другие, современные названия

2. Лексикология

Б. Слова и словосочетания, которые используются определенной группой носителей языка, объединенной социальной или возрастной сферой употребления

3. Многозначные слова 

В. Слова, употребляемые жителями в той или иной местности

4. Архаизмы

Г. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, т. е. лексику

5. Жаргонизмы

Д. Слова, имеющие несколько лексических значений

 

2. Какое слово имеет значение «сдержанный в демонстрации, обнаружении собственных достоинств или заслуг»?

А) Воспитанный Б) Справедливый В) Скромный Г) Искренний

3. Какое слово является однозначным?

А) Кисть         

Б) Суббота В) Лисичка                     

Г) Иголка 

4. Какое слово является мнонозначным?

А) Ножка                             

Б) Компьютер В) Учитель                         

Г) Колибри 

5. Подберите к устаревшим словам из левого столбика синонимы из правого столбика:            

1. Рамена А) Палец

2. Длань   Б) Плечи

3. Дщерь  В) Ладонь

4. Перст    Г) Дочь

 6. В каком ряду все слова являются жаргонизмами?

А) Наезд, трава, подъезд

Б) Речь, шмон, торг

В) Торт, балет, двойка

Г) Лажа, столовка, шпора 

7. Установите соответствие жаргонизмов из левого столбика с синонимами из правого столбика:

1. Кент                                      А) Назначить встречу

2. Меня плющит                        Б) Кушать

3. Забить стрелку                      В) Модный парень

4. Точить                                   Г) Великолепно

5. Офигенно                              Д) Мне нездоровится

8. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?
А) После воздуха и воды лес — третий дар природы человеку.

Б) Мама попросила меня подвязать кушак на платье.

В) Слово «география» взято из греческого языка.

Г) Первый месяц осени похож  на рыжего хитрого лиса.  

9. В каком предложении есть профессионализм?

А) Мы взяли мешки и побежали в бабушкин огород.

Б) Шофер неспешно крутил баранку и смотрел по сторонам.

В) Листья лежали на склонах гор и на деревьях.

Г) Собака бегала вдоль завалинки по векше.

10. В каком предложении есть неологизм?

А) Солнце село за дальним селом.

Б) Берите белые бублики и баранки.

В) Мы собирали в лесу не грибы, а ягоды. Г) Сегодня на ТВ будут показывать эксклюзив.

 11. В каком предложении есть эпитет?

А) Серый котёнок был очень милый. Б) Красивые бабочки летали около меня на даче.

В) Летом я люблю носить голубую толстовку. Г) В дедушкином саду росла одинокая яблоня. 

12. В каком предложении есть метафора?

А) Завтра мы поедем на экскурсию.Б) В саду пожелтели листья.

В) В саду горит костёр рябины красной.Г) Мальчик почти всегда улыбался. 

13. Установите соответствие между фразеологизмами из левого столбика и их значениями из правого столбика:

1. Чесать язык                   А) Замолчать, воздержаться в разговор

2. Придержать язык           Б) Пожертвовать жизнью

3. Тянуть за язык               В) Бесплодно мечтать

4. Живота не пожалеть      Г) Выведывать что-либо

5. Витать в облаках          Д) Болтать, сплетничать 

14. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимичные пары:

1. Задавать тон                     А) Кожа да кости

2. Делать из мухи слона       Б) Поставить на ноги

3. Вывести на чистую воду   В) Сгущать краски

4. Мало каши ел                   Г) Сорвать маску

5. Вывести в люди               Д) Играть первую скрипку 

15. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в антонимичные пары:

1. Во весь дух                    А) Болтать без умолку

2. От горшка два вершка    Б) Куры не клюют

3. С гулькин нос                 В) Сложа руки

4. Воды в рот набрать        Г) Верста коломенская

5. Не покладая рук            Д) Черепашьим шагом

Проверочная работа по теме «Лексикология. Культура речи». 6 класс 

Вариант 2 

1. Установите соответствия между понятиями и их значениями:

1. Историзмы

А. Слова, которые имеют только одно лексическое значение (обозначение)

2. Профессионализмы

Б. Устаревшие слова, которые вышли из активного употребления в связи с исчезновением предметов, явлений, понятий

3. Однозначные слова

В. Словарный состав языка

4. Неологизмы

Г. Слова, которые используют представители отдельных профессий

5. Лексика

Д. Слова или словосочетания, которые не так давно появились в языке для обозначения новых предметов, понятий и явлений

 2. Какое слово имеет значение «легко отзывающийся на чужие нужды, просьбы»?

А) Внимательный         

Б) Вежливый В) Отзывчивый                  

Г) Порядочный 

3. Какое слово является однозначным?

А) Лист                         

Б) Побег В) Хирург                             

Г) Бабочка 

4. Какое слово является многозначным?

А) Педагог                      

Б) Число В) Шляпка                            

Г) Ромашка

5.Подберите к устаревшим словам из левого столбика синонимы из правого столбика:              

1. Очи          А) Губы

2. Чело        Б) Глаза

3. Ланиты     В) Лоб 4. Уста         Г) Щёки

 6. В каком ряду все слова являются жаргонизмами?

А) Тачка, телевизор, ноутбук Б) Предки, автомобиль, отличник

В) Тачка, предки, заучка Г) Зенки, полотенце, дискета

7. Установите соответствие жаргонизмов из левого столбика с синонимами из правого столбика:

1.Оттянуться                                       А) Водитель

2. Штука                                              Б) Удовольствие

3 .Кайф                                               В) Надоел

4.Заколебал                                        Г) Отдыхать, развлекаться

5.Водила                                            Д) Тысяча рублей
8. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) Коля получился настоящий дэнди!

Б) Переходить улицу на красный свет строго запрещено.

В) Биосфера — это область распространения жизни на Земле.

Г) Бабка никак не могла сладить с ухватом. 

9. В каком предложении есть профессионализм?

А) Сварщик не знал, где оставил секач.

Б) Мы разделились на две команды и играли до самого звонка.

В)  В пруду быстро плавают зеркальные карпы.

Г) Петр сварил на костре кашу-сливуху

10. В каком предложении есть неологизм?

А) Автор создает замечательные книги. Б) Каждый год я обновляю свой имидж.

В) Аня потеряла ключ от дверного замка. Г) Кисти винограда свисали до земли.

 11. В каком предложении есть эпитет?

А) Мама, мы нашли странный цветок! Б) И они зашагали к клёну с красными листьями

В) Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой.

Г) От детства до старости человеку светило маленькое солнце. 

12. В каком предложении есть метафора?

А) Впереди мы увидели сосновый бор.    

Б) Ребята поехали на соревнования.

В) Вода в реке стала холодная.

Г) В саду горит костёр рябины красной. 

13. Установите соответствие между фразеологизмами из левого столбика и их значениями из правого столбика:

1. Хоть в бровь, хоть в глаз         А) Ничего не видно

2. Хоть глаз выколи                     Б) Очень далеко

3. С глазу на глаз                       В) Зря тратить время

4. Толочь воду в ступе               Г) Бесполезные действия

5. За тридевять земель              Д) Наедине 

14. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимичные пары:

1. Бить баклуши                      А) В поте лица

2. Не покладая рук                  Б) Как с гуся вода

3. Как о стену горох                В) Плевать в потолок

4. Распустить язык                 Г) Одного поля ягоды

5. Два сапога пара                 Д) Длинный язык 

15. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в антонимичные пары:

1. Голубая кровь                            А) Сердце обросло мхом

2. Сердце кровью обливается        Б) Кот наплакал

3. Вставлять палки в колёса          В) Рта не закроешь

4. Хоть пруд пруди                        Г) Черная кость

5. Слова не вытянешь                  Д) Дать зелёный свет



 













Ответы В- 1

1.

1. В

2.Г

3. Д

4. А

5. Б

2.

В

 

 

 

 

3.

Б

 

 

 

 

4.

А

 

 

 

 

5.

1. Б

2. В

3. Г

4. А

 

6.

Г

 

 

 

 

7.

1. В

2. Д

3. А

4. Б

5. Г

8.

Б

 

 

 

 

9.

Б

 

 

 

 

10.

Г

 

 

 

 

11.

Г

 

 

 

 

12.

В

 

 

 

 

13.

1. Д

2. А

3. Г

4. Б

5. В

14.

1. Д

2. В

3. Г

4. А

5. Б

15.

1. Д

2. Г

3. Б

4. А

5. В

Ответы В- 2

1.

1. Б

2.Г

3. А

4. Д

5. В

2.

А

 

 

 

 

3.

Г

 

 

 

 

4.

В

 

 

 

 

5.

1. Б

2. В

3. Г

4. А

 

6.

В

 

 

 

 

7.

1. Г

2. Д

3. Б

4. В

5. А

8.

Г

 

 

 

 

9.

А

 

 

 

 

10.

Б

 

 

 

 

11.

В

 

 

 

 

12.

Г

 

 

 

 

13.

1. Г

2. А

3. Д

4. В

5. Б

14.

1. В

2. А

3. Б

4. Д

5. Г

15.

1. Г

2. А

3. Д

4. Б

5. В

 

Критерии оценивания:

Задание 1: по одному баллу за каждый правильный ответ.Всего 5 баллов

Задания 2–4, 6, 8–12: по одному баллу за каждый правильный ответ.Всего 9 баллов.

Задание 5: по 0,5 балла за каждый правильный ответ.Всего 2 балла.

Задания 7, 13–15: по 0,5 балла за каждый правильный ответ.Всего 10 баллов.

Итого: 26 баллов. «5» - 23-26 баллов «4» - 18-22 балла «3» - 13-17 баллов «2» - 12 и менее баллов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее