Просветительно-творческий проект
детей дошкольного возраста
«Спящее семечко».
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Ведь без нашей помощи не родятся овощи.
Актуальность проекта:
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат детей наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за ними. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях. Привитие детям практических навыков по формированию экологической культуры. Воспитание любви к природе.
Задачи :
Обучающие: формировать детей пользоваться орудиями труда (грабельки, лейки, палочки, лопатка); приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы; учить наблюдать, сравнивать, формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды , научить с помощью воспитателя сажать растения; поливать растения под руководством воспитателя; дать представления о выращивании растений; наблюдение за всходами растений.
Воспитывающие: формирование навыков работы в команде, ухода за растениями; формирование бережного, эмоционального отношения к природе; желание заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.
Развивающие: развивать познавательные и творческие способности детей.
Ожидаемый результат:
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, дети вырастят лук, огурцы и укроп. У ребят появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые их растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.
Подготовительный этап:
Беседа с детьми с использованием дидактического материала, для выявления и формирования знаний детей о том, что такое овощи, огород, как их вырастить и ухаживать за ними.
Основной этап (исследовательский):
- рассматривание и сравнение семян (укроп, огурец, лук).
- посадка: (коллективно).
- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- отбор хороших семян от плохих;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив, рыхление.
- оформление огорода на окне;
-наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- ведение дневника наблюдения.
- отражение результата в художественно - творческой деятельности.
Заключительный этап:
Анализ полученных результатов.
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Поэтому ребята организовали свой мини огород.
Так как дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, то их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы восполнить эти знания, с ребятами была проведена беседа, показ иллюстраций, чтение художественной литературы. Затем каждый малыш посадил свою луковку в стаканчик со своей фотографией (с целью наблюдения и ухода именно за своим овощем и сравнения с ростом овощей других ребят), уже имея представление о том, что из неё вырастет, и что для этого нужно. Следующим днём ребята посадили укроп и огурцы, рассмотрев семена и картинки с изображением взрослых растений. Выбор растений был обусловлен явным контрастом в форме семян и всходов.
Вот какой огород получился у ребят средней группы!
2