«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Прощание с Азбукой"

Данная методическая разработка представляет собой подробный сценарий праздника, проводимого по окончании изучения первоклассниками первой учебной книги "Азбука". Во время праздника дети вспомнят первые дни в школе, прочитают стихи.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Сценарий праздника «Прощание с Азбукой»

Цель: подведение итогов изучения Азбуки

Задачи: 

- воспитывать уважение к книге как к источнику знаний, интерес к чтению;

- развивать актёрские способности путём привлечения к инсценировкам, чувство дружбы и товарищества;

- убеждать, что добросовестное учение в школе – обязанность каждого школьника.

Ход мероприятия

Учитель: здравствуйте гости, родители, дети.
День сегодня необычный на свете.
Сегодня праздник состоится у нас,
С Азбукой прощается наш первый класс!
 

Вы в школе почти целый год отучились,

Вы много успели и много узнали.

Писать и считать вы уже научились

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом вам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

Вы прочитаете хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Вам Азбука хорошим другом стала.

Мы этот праздник посвящаем ей!


1 ученик.

Вот за окном февраль стоит,

Снег в воздухе кружится.

А нам сегодня предстоит

С азбукой проститься.


2 ученик.

Нас научила азбука читать,

Слова на слоги разбивать,

Открыла тайны многих книг,

К ней любой из нас привык!


3 ученик:
Вдоль картинок мы шагали, 
По ступенькам - строчкам шли. 
Ах, как много мы узнали! 
Ах, как много мы прочли! 

4 ученик: 
Был наш путь не очень долгим, 
Незаметно дни бегут. 
А теперь на книжной полке 
Нас другие книжки ждут. 

5 ученик:
Тем, кто любит приключенья,

Мы откроем свой секрет: 
Увлекательнее чтенья, 
Ничего на свете нет! 


6 ученик:
Как сегодня радуются дети 
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы до свидания
И рукой помашем на прощание. 

7 ученик:
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!

Звучит песенка «Азбука» (Сл. З.Петровой, муз. А.Островского)

1.Если хочешь много знать, 
Многого добиться, 
Обязательно читать 
Должен научиться.

Припев: 
Азбука, азбука 
Каждому нужна. 
Нам поможет книжки 
Прочитать она!

2. Надо буквы нам писать 
Аккуратно в строчку, 
Надо их запоминать 
Без ошибок, точно.

Припев.

3. Книжки могут рассказать 
Обо всем на свете. 
Очень любят их читать 
Взрослые и дети.

Припев.

Подходят к азбуке, в которой все листы белые, в кляксах

1 ученик.

Что случилось с “Азбукой”?

Мы ее не узнаем!

Все страницы пусты,

Лишь измазаны листы.


2 ученик.

Ой, да здесь письмо лежит

И на нем печать стоит!


3 ученик.

Не печать, а клякса это!

А письмо-то без конверта!


1 ученик.

Дайте мне, я прочитаю-

Что написано узнаю!

Читает: “Я - Клякса, жирная, большая!

Я - очень черная и злая!”

Выходит Клякса, выхватывает письмо.


Клякса.

Я очень черная и злая!

К вам в класс проникла этой ночью!

Решила - праздник вам испорчу!

Все буквы в узелок связала,

Все в азбуке заколдовала!

Помочь им только тот сумеет,

Кто трудности преодолеет,

Кто грамотность свою покажет

И все ошибки разберет.

Лишь тот меня отдать заставит

Все буквы, что нынче в плен ко мне попались!

Есть смельчаки средь вас? Скажите!

Все. Да! Да! Да!



Клякса.

Ой! Сразу все-то не шумите!

А лучше в деле покажите!

Вот кто сумеет отгадать:

Как тридцать трех подружек звать?


Выходят 4 ученика.

1 ученик.

Буквы, значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все алфавит.


2 ученик.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.


3 ученик.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

С…с…с…змеиный слышен свист.

Ш…ш…ш…шуршит опавший лист.

Ж…ж…ж…шмели в саду жужжат.

Р…р…р…моторы тарахтят.


4 ученик.

Дружат гласная с согласной

Составляя вместе слог

Если слоги встанут рядом

Получаются слова.

Ты и ква, а вместе тыква,

Со и ва, итак, сова.

Соединили мы два слова-

И предложение готово:

Дождь идет!

Гремит гроза!

Улетела стрекоза!


1 Ученик.

Загадку мы твою отгадали.

Верни все буквы в азбуку.

Ты же обещала!


Клякса.

Подумаешь, великий труд!

Обещанного-то три года ждут!


2 Ученик.

Ребят, ты, Клякса не дразни.

Из сердца злобу прогони

Наш праздник нам не омрачай,

Скорее буквы отдавай.


Клякса.

Да! Да! Возьмите буквы ваши!

Они сейчас вам дружно все стихи

Расскажут.


Выходят дети с буквами.

Учитель: -Гласные здесь?

Гласные: -Здесь!

Учитель: - Согласные здесь?

Согласные: - Здесь!

Учитель: -Буквы, которые не обозначают звука, здесь?

Ъ, Ь: - Здесь!

Учитель:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё…

ВСЕ: - Алфавит!


Презентация «Забавная Азбука»

А:         Аист в алом сапоге

На одной стоит ноге.

Б:         По дороге шёл баран,

        Бил копытом в барабан.

В:         Волк купил велосипед

        И поехал на обед.

Г:         На гитаре гусь играл,

        Громко-громко гоготал.

Д:         Дятел на дубу сидит,

Дед на дудочке дудит.

Е,Ё:        У кого торчат иголки?

        У ерша, ежа и ёлки.

Ж:        Жаба в гости ждёт жука,

        Он летит издалека.

З:        Зайка с розовым зонтом

Притаился под кустом.

И:        Нашёл индюк иголку

        И положил на полку.

Й:        Йог индийский в позу сел

        И клубничный йогурт съел.

К:         У открытого окошка

        На подушке дремлет кошка.

Л:         Рядом с лилией лягушка

        Подставляет солнцу брюшко.

М:         За морошкой и малиной

        Мышка шла с большой корзиной.

Н:         Носорог нашёл носок

        И надел его на рог.

О:         В океане осьминог

Отдохнуть на дно прилёг.

П:         Пышет паром паровоз,

        Он игрушки нам привёз.

Р:         Рыба раку говорит:

        -В небе радуга горит.

С:         Слон гуляет по арене

        Как большой артист на сцене.

Т:         Трактор едет, тарахтит,

        Он торопится, пыхтит.

У:         Однажды мышка с уточкой

Пришли на речку удочкой.

Ф:         Филин рядышком с совой

Гордо крутит головой.

Х:         Пили чай хомяк с хорьком

        С пирогом и сахарком.

Ц:         Восседает царь на троне

        В позолоченной короне.

Ч:         Чайник в чашки чай налил

        И за стол всех пригласил.

Ш:         Шмель присел на шоколадку

        -Ах, как вкусно, ах, как сладко!

Щ:         Наварила щука щей,

        На обед зовёт лещей.

Ъ,Ь:         Твёрдый знак и мягкий знак,         

        Нам без них нельзя никак!

Ы:         Буква Ы живёт в улыбке,

        В мыле, в сыре, даже в рыбке.

Э:         Экскаватор землю роет,

        Дом высотный рядом строят.

Ю:         Юля в юбку нарядилась,

        Как юла она крутилась.

Я:        Яхта по морю плывёт

        Яхта ягоды везёт.


Песня 33 родных сестрицы



Клякса.

Ай! Ай!

Опять вы победили.

Я превращаюсь просто в плаксу!

Всю силу злобную теряю!

Ах! Был напрасен весь мой труд! (Убегает.)

Входит Азбука Здравствуйте, ребята, я очень рада, что вы меня вспоминаете добрыми словами.

Вы Азбуку прочли до корки,

Вам по чтению пятёрки.

Позади нелёгкий труд

Медленного чтения.

И теперь без передышки
Прочтёте вы любые книжки.


Азбука: Стихи вы читаете отлично. А сейчас вас ждут испытания. Посмотрим, чему вы ещё научились на страницах Азбуки.


Блиц-опрос. Ответьте на вопросы.

  1. Сколько букв в русском языке? (33 буквы)

  2. Сколько гласных букв? (10 букв)

  3. Назовите парные согласные? (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, г-к, з-с)

  4. Чем замечательны буквы я, ю, е, ё? ( могут давать два звука)

  5. Когда эти буквы обозначают два звука? ( В начале предложения, после гласной буквы, после мягкого знака)

  6. Какие правила русского языка вы знаете? ( ча-ща, чу-щу, жи-ши)

Игра: «Живые буквы». Каждый из вас сегодня представляет какую-то букву. Я буду называть вам слово, а нужные «буковки» выбегают и образуют это слово.

СЛОВА: Кит, весна, школа, азбука, дом, учебник.

Игра: «Собирайка»: Какое слово странное, совсем ,как иностранное…Ребята, на доске вы видите вот такие непонятные слова. Вам нужно из этих букв собрать слово, которое всем известно.

  1. М Е Т Б О Г Е (Бегемот)

  2. Р А Ж И Ф (Жираф)

  3. Б Е Р З А (Зебра)

  4. Л Е Т Ь Ю Н (Тюлень)

  5. А Р Я Г У ( Ягуар)

  6. Е Д М Е Д В Ь ( Медведь)

 - Я предлагаю поиграть с буквами. Прочитайте слово на доске “первоклассник”. Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе с мамами. У кого получится самой длинное слово? (Киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)

-Ребята, некоторые буквы рассыпались и перепутали свои страницы. Для того, чтобы буквы вернулись на свои места нужно им помочь. Из рассыпавшихся букв нужно составить слова. (Азбука раздаёт детям буквы, Под музыку дети собирают слова, ДЕТИ ВЫСТРАИВАЮТ ФРАЗУ «Мы любим ЧИТАТЬ»)

Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!

-Молодцы, ребята! С весёлыми заданиями вы справились на отлично! Все заслуживают самой высокой оценки. Пришло время наградить вас за успешную сдачу весёлых экзаменов.

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения.

Вам сегодня выдадут

Грамоты, медали!

В том, что азбуку прочли!

Полный курс наук прошли!

И теперь без передышки,

Вы прочтёте любые книжки!

(Вручение удостоверений)

Азбука:
С вами я хочу проститься,
обещайте не лениться,
старших слушаться всегда,
а шалить лишь иногда.
Ой! Совсем забыла я, друзья,
Вам представить я должна,
Кто на смену мне придет,
дальше вас учить начнет.

Литературное чтение: 

                  Вам мое почтение!
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.

                     Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой.
Так много интересного,
И много неизвестного.

                    Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Надо хорошо читать.


Учитель: спасибо вам, Мудрые книги!

-Уважаемые родители, я хочу поблагодарить вас за помощь в обучении ваших детей грамоте. Без вашей поддержки наши результаты были бы не так хороши. Хочу пожелать вам терпения в дальнейшем путешествии по стране «Грамоте» вместе с детьми. Не бросайте их в этом океане одних, ведь вместе всегда легче справляться с трудностями.


(Дети исполняют песню на мотив «Голубой вагон»)


1. Праздник наш сегодня завершается,

С азбукой простились мы сейчас.

Наши мамы пусть не беспокоятся,

С радостью мы ходим в первый класс.


Припев:

Солнышко ласково в небе улыбается,

Детские песенки слышим там и тут.

Дружные, дружные, девочки, мальчики

Радостно учатся, весело живут


2. Вот и наступил момент прощания,

Будет очень краткой наша речь:

Говорим сегодня: «До свидания!

До счастливых и веселых встреч!»


Припев:

В конце праздника детям вручаются подарки и медали.
Учитель:
Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы: «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее