«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа воспитания " Рука в руке"

Цель воспитательной программы: помочь детям адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.

Задачи:

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 имени А.С. Пушкина»



СОГЛАСОВАНО

«___» ____________2019г.

Зам директора по УВР

Болвинов С. А.







Воспитательная программа

« Рука в руке»

Разработчик: Серегина Евгения Игоревна





г. Калуги

2019-2021г.



Паспорт программы


Наименование
программы

Программа воспитательной работы в 3-4 классах

« Рука в руке»

Адрес организации, телефон, факс, официальный сайт

ул. 65 лет Победы, здание 10

http://sch06.kaluga.ru/

+7 (4842) 41-05-09

Основаниедля разработки

программы

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Международная конвенция «О правах ребенка»;

  3. Всеобщая декларация прав человека

  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

  6. «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (29 мая 2015 г. N 996-р);

  7. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  8. Устав школы.

Заказчик-координатор

программы

Педагогический и родительский коллектив

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 им. А. С. Пушкин» г. Калуги ( корпус: ул. 65 лет Победы, здание 10)

Основные разработчики

Серегина Евгения Игоревна

Цель и задачи программы

Цель: помочь детям адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.

Задачи:

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.



Сроки
реализации программы

2019 –2021 г.г.

Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидаемые результаты:  

  • сплочённый, дружный коллектив;

  • повышение уровня воспитанности;

  • повышение социальной активности учащихся на уровне школы, города и др.

  • увеличение числа учащихся принявших участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.

  • патриотическое и гражданское самосознание;

  • представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

         

Система
контроля

Контроль за реализацией программы осуществляет администрация школы.





Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”.

А. С. Макаренко





Пояснительная записка

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребенок проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет непосредственно происходить в межличностных отношениях с одноклассниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.

В каждом классе существуют целые системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.

Под умением общаться понимается не только наличие языковых навыков как средства общения, но и сформированность умения продуктивного взаимодействия, наличия развитых коммуникативных умений и навыков. В процессе общения ребенок получает ответы на вопросы, узнает новую информацию, принимает социальный опыт, учится подчиняться правилам, изучает и усваивает социальные нормы, реализует свои планы и желания.

Актуальность. К сожалению, в школьной среде «класс» понимают чаще всего как некое формальное образование, основной целью которого является посещение учебных мероприятий и получение хороших оценок. Совершенно забыв, о необходимости работы с классным коллективом по направлениям, способствующим его сплочению. Ведь от психологического климата внутри коллектива напрямую зависит успешность ребенка в нем, формирование положительного образа своего «Я». Заинтересованность учащегося в учебном процессе так же в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса, от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива.

В 2019 году в городе Калуга, на Правом берегу открылась новая школа. В этой школе сформировались классы из учеников разных школ, поэтому назвать эти классы коллективами, где умеют сотрудничать дети между собой нельзя. Ведь эти группы детей привыкли общаться с другим коллективом, с которым на протяжении 2-х, или нескольких лет двигались в одном направлении. И придя в новую школу, не все дети с легкостью могут влиться в новый коллектив. И детям, конечно- же нужно протянуть руку помощи.

При разработке воспитательной программы класса я поставила перед собой 2 вопроса:

1)Как сплотить детей из разных школ в единый коллектив?

2) Как организовать работу с детьми, учитывая взгляды каждого ребенка, в тоже время сплотить их в единый коллектив?


Для разрешения этих вопросов перед собой я поставила цель и ряд задач.

Цель воспитательной программы: помочь детям адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.

Задачи:

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.


Принципы воспитательной работы в классе


  • В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

  • Принцип главного приоритета – «Не навреди!». Главное-здоровье (физическое, психологическое, нравственное)

  • Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. 

  • Принцип диалогического общения.  В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.

  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся, поддерживаемое укладом школьной жизни.

  • Принцип опоры на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

У каждого ученика есть индивидуальные особенности, которые всегда необходимо учитывать в воспитательной работе.

  • Принцип справедливости, честности, добра.

Следование этим принципам помогает мне выстраивать систему воспитательной работы в классе с учащимися и родителями и обеспечивает возможность реализации способностей каждого ученика.

Организационное обеспечение реализации программы

Воспитание в процессе обучения;

Внеурочная (внеучебная) деятельность;

Внутриклассная (внутриколлективная ) деятельность;

Внеклассная (выходящая за рамки одного коллектива) работа;

Внешкольная деятельность;

Общешкольная (массовая) работа;

Работа с семьёй и общественностью


Методологические основы воспитательной системы класса


  • Здоровьесберегающая технология;

  • Технология личностно-ориентированного воспитания;

  • Технология воспитания в сотрудничестве;

  • Технология портфолио;

  • Информационная технология;

  • Проектная технология;



Воспитательная система класса как составляющая воспитательной системы школы


Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Данная программа долгосрочная. Она реализуется на уровне начального общего образования и рассчитана на 2 года.





Воспитательная программа класса строится по следующим направлениям:

  • Познавательное.

  • Гражданско-патриотическое.

  • Спортивно-оздоровительное.

  • Духовно-нравственное.

  • Трудовое.




Познавательное направление


Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.

Задачи:

Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.

Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.

Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.

Формы.

Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

Интеллектуальные марафоны, бои, ринги.

Участие в олимпиадах, проектной деятельности


Гражданско-патриотическое воспитание


Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи:

Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.

Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.

Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.

Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.

Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни

Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.

Формы:

Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.

Организация и проведение тематических классных часов и бесед;

Организация и проведение встреч с интересными людьми.

Организация и проведение экскурсий;

Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет к праздничным датам и т.п.


Духовно-нравственно воспитание


Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".

Задачи:

Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.

Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.

Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

Формы:

Организация и проведение семейных вечеров.

Формирование и развитие классных традиций.

Организация и проведение тематических бесед, классных часов.

Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

Организация и проведение классных праздников.

Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.



Спортивно - оздоровительное


Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности , содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир

Задачи:

Создание условий для физического развития учащихся.

Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.

Формы:

Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.

Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.

Организация и проведение походов, поездок.

Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.


Трудовое воспитание


Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности

Задачи:

1. Воспитание потребности трудиться.

2. Воспитание ответственности за выполненную работу.

Формы:

Организация и проведение дежурства по классу, по школе.

Организация и проведение семейных вечеров.

Организация и проведение походов, поездок;






















Взаимодействие с родителями

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья, поэтому считаю, что общение  учителя  с  родителями  учащихся  влияет не только на процесс  обучения, но и в большей степени, на процесс  формирования  личности  ребёнка. И здесь без союза с родителями не обойтись даже самому опытному педагогу. Поэтому своей задача в совместной деятельности учителя и родителей считаю:


  • создание воспитывающей среды;

  • обеспечение единства требований школы и семьи. 


И здесь я придерживаюсь следующих принципов:


• полное взаимопонимание и согласованность действий;

 постоянный контакт с родителями;



Основные направления работы с родителями


Психолого-педагогическое просвещение:

  • Родительский лекторий;

  • Родительские собрания;

  • Индивидуальные консультации;

  • Встречи со специалистами;

  • Памятки, рекомендации;

  • Психологическая поддержка;

Совместная деятельность:

  • Праздники, утренники;

  • Экскурсии, походы, поездки;

  • Выставки творчества;

  • Спортивные мероприятия;

  • Фотогазеты, коллажи;

Управление учебно-воспитательным процессом:

  • Родительский комитет;

  • Родительский патруль;

  • Внеклассная работа;

  • Работа в совете школы;


Формы работы с родителями

  • Конференции;

  • Дискуссии;

  • Круглые столы;

  • Мозговой штурм;

  • Анкетирование;

  • Открытые мероприятия;

  • Совместные мероприятия;

  • Тренинги









Работа с учителями-предметниками, работающими в классе


  • организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;

  • осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;

  • знакомство учителей с условиями жизни детей и взаимоотношениями в семьях;

  • индивидуальные беседы ученика, учителя-предметника и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;

  • выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.














































Этапы развития воспитательной системы класса

Планируя свою воспитательную работу с классом, я так же ставлю конкретные цели и задачи, детализированные на каждом этапе.

1 этап

Организационный

Цель: выявить уровень воспитанности класса.

Задачи:

- проанализировать личные дела учащихся

- провести и проанализировать диагностику по выявлению уровня агрессии, индивидуальных качеств детей.

-провести социометрию (психолог)

-провести и проанализировать тестирование родителей.


2 этап

Основной (3-4 класс)

Цель: создать сплоченный коллектив.

Задачи:

- проводить мероприятия разной направленности на формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.


- создать условия для раскрытия личностных качеств каждого учащегося.


- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

3 тап

Заключительный


Цель: Выявить уровень сплочённости класса.

Задачи:

- провести и проанализировать диагностику по выявлению уровня агрессии, индивидуальных качеств детей.

-провести социометрию (психолог)

-провести и проанализировать тестирование родителей.

- подготовить рекомендации для классного руководителя 5 –го класса для дальней работы с ученическим коллективом.

Планируемые результаты

Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но умение и желание развиваться, учиться.  В связи с этим должны решиться такие вопросы, как сплочение коллектива, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, развитие самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, повышение интереса к учебным предметам.

       В результате у учащихся будут сформированы:

-ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание родителей и других людей;

- внутренняя позиция воспитанника на уровне положительного отношения к школе.

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств  других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,  здоровьесберегающего поведения.








План мероприятий 3 класс.

План работы на первую четверть


Недели

Дата

Мероприятие

Форма проведения,

приемы и методы организации

СЕНТЯБРЬ

1.

2.09

Классный час, посвященный Дню Знаний.

Торжественная линейка

беседа

6.09

Классный час «Безопасный путь от дома в школу, от школы к дому»

Составление маршрутных листов

2.

7.09

Классный час « Знакомство с новой школой»

Экскурсия по школе

9.09

Диагностика. Социометрия, «Психологическая атмосфера в коллективе»

Анкетирование

3.

13.09

Диагностика «Уровень воспитанности учащихся»

Тестирование

4.

16.09

«Освобождение Калуги от фашистских захватчиков»»

Экскурсия на площадь Победы.

20.09

«В здоровом теле - здоровый дух»

Прогулка в Губернский парк.

24.09

Родительское собрание «Первые проблемы адаптации детей в новом коллективе»


Собрание

27.09

Классный час «День пожилого человека»

Праздник для дедушек и бабушек.

ОКТЯБРЬ

1

В течение недели

Поздравления учителей с Днем учителя (Оформление газеты, поздравительных открыток)

Коллективное творческое дело

В течение недели

Подготовка номера к концерту, посвященного Дню Учителя

Коллективное творческое дело

4.10

Классный час «День учителя»

Игра

11.10

Классный час «Учимся сотрудничать»

Беседа

2

18.10

КВН « По сказкам А.С. Пушкина»

Командная игра

В течение

недели

Конкурс поделок по сказкам А. С. Пушкина.


19.10

Пушкинская неделя

Общешкольный праздник

25.10

Классный час «О профилактике ОРВИ заболеваний».

Беседа

3

30.10

Классный час «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период осенних каникул».

Беседа-инструктаж


План работы на вторую четверть


Недели

Дата

Мероприятие

Форма проведения,

приемы и методы организации

НОЯБРЬ

2.

11.11

Классный час «День России», посвящённый Дню народного единства

Беседа

13.11

Беседа по профилактики ОРВИ.

Беседа - дискуссия

15.11

Экскурсия в детскую городскую библиотеку

Экскурсия

3.

18.11

Классный час «Конвенция о правах ребенка», приуроченный к Всемирному Дню Ребенка(20 ноября)


В течение недели

Конкурс рисунков «Права ребенка»

Выставка рисунков

20.11

Классный час « Дерево Дружбы»

Коллективная работа

22.11

Конкурс творческих работ «Сердце матери», приуроченных ко Дню Матери

Творческая работа

29.11

Родительское собрание «Что тревожит наших детей ».

Собрание, тестирование

ДЕКАБРЬ

1.

2.12

Классный час « Самоуправление в классе»

Лекторий


Беседа «Зима – для здоровья»

Беседа

2.

09.12

Классный час «Не легко жить дружно»

Творческий проект

13.12

Операция «Скользим»

Беседа-инструктаж

3.

19.12

Классный час «Что значит слово ДРУГ»

Лекторий

22.12

Конкурс стенгазет « Новый год к нам идёт»

Коллективная работа






4.

В течение недели

Конкурс « Новогодний шар»

Коллективное творчество

26.12

Организация праздника «Новый год или мышеловка для Деда Мороза»

Коллективное творчество

27.12

Классный час «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период зимних каникул».

Беседа-инструктаж


План работы на третью четверть

Недели

Дата

Мероприятие

Форма проведения,

приемы и методы организации

ЯНВАРЬ


04.01

«Безопасность в школе, дома и на улице»

Беседа-инструктаж

1.

09.01

Рождественские истории

Поездка в ТЮЗ


19.01

«Правила поведения в общественных местах»

Беседа-инструктаж


20.01

Рождество

Поездка в клуб « Арлекино»

3.

24.01

Классный час «Полезные и вредные привычки»

Дискуссия с элементами тренинга, анкетирование

24.01

Родительское собрание «Мама, папа, я– здоровая семья»

Собрание с участием детей.

4.

27.01

Беседа «О честности держать слово»

Устный журнал

31.01

Классный час ««На чём основано взаимопонимание»;

Групповая работа

ФЕВРАЛЬ

1.

3.02

Классный час «Чем дорог мне мой родной край»

Урок - путешествие

7.02

«Осторожно, дети!»

Беседа-инструктаж по ПДД

2.

10.02

Классный час «Герои нашего времени»

Ролевая игра

14.02

Конкурс листовок « Защитник моей семьи»

Творческая работа

3.

20.02

Спортивное мероприятие « Армейские игры»

Командная работа с участием родителей

В течение недели

Конкурс военно-патриотических рисунков «Кто они, защитники отечества?»

Коллективное творческое дело

21.02

Поздравление мальчиков с Днем Защитника Отечества

Классный праздник

4.

24.02

Классный час «Скажи мне, кто твой друг»

Устный журнал с элементами тренинга

28.02

Конкурс военно-патриотической песни

Коллективное творческое дело

МАРТ

1.

2.

2.03

Классный час «8 МАРТА !»

Устный журнал

06.03

«А . ну-ка девочки!», праздник к Всемирному женскому дню

Классный праздник


«Безопасность – превыше всего!»

Беседа-инструктаж

13.03

Конкурс «Алло, мы ищем таланты».

Конкурс

3

23.03

Беседа по экологической безопасности (День земли 21 марта)

беседа

27.03

Классный час «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период весенних каникул».

Беседа-инструктаж


План работы на четвертую четверть

Недели

Дата

Мероприятие

Форма проведения,

приемы и методы организации

АПРЕЛЬ

1.

3.04

Классный час «Экологическая тропа»

Экологическая игра

7.04

Всемирный День Здоровья. Пропаганда ЗОЖ.

Беседа

8.04

« Правила устава школы»

Беседа-инструктаж

2.

10.04

Экскурсия в Планетарий, приуроченная ко Дню космонавтики

Экскурсия

3.

17.04

Классный час «Наши возможности»

Урок -игра

4.

24.04

Открытое мероприятие «Путешестие в мир знаний»

Викторина

В течении недели

«Наш класс –самый чистый!»

Трудовая акция

25.04

«Будь в безопасности!»

Беседа- инструктаж

МАЙ

1.

В течение недели

« Письмо ветерану»

Акция

В течение недели

Подготовка к конкурсу рисунков «Война глазами ребенка»

Коллективное творческое дело

3.05

Тематический классный час «Мы помним, мы гордимся»

Беседа

2.

8.05

«Памяти павших» (Музейный урок посвященный Дню Победы)

Экскурсия в музей

9.05

Участие в параде, посвященному Дню Победы.

Участие в параде

3.

15.05

Классный час «Скажи мне, кто твой друг?»

Интерактивная беседа

17.05

Диагностика на конец года:

уровень воспитанности, социометрия, «наши отношения», «какой у нас коллектив?»

анкетирование

4.

22.05

Беседа «Легко ли было учиться в 3 ем классе?»

Беседа, анкетирование

В течение недели

Сбор и сдача учебников в библиотеку


29.05

Классный час «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период летних каникул».

Беседа-инструктаж











































Приложение 1.

Анализ результатов диагностики 3 «А» класса по социометрии

на начало 2019-2020 учебного года


   Диагностика показала, что класс характеризуется средним уровнем сложившихся доверительных отношений (53,7%), в целом. Гендерной несбалансированностью (т.е. взаимоотношения мальчиков и девочек происходят по принципу разделения по полоролевому признаку, игры и задания стараются делать совместно с одноклассниками своего пола).

При этом уровне сплоченности, в классе есть 1 «изолированный» (2,9%) и 3 «отвергаемых» (8,8%) ребенка, а также 8 «пренебрегаемых» (23,5%).

По количеству полученных со стороны сверстников выборов детей класса можно подразделить на 6 групп.

Группа 1 – социометрические «звёзды», лидеры: 4 человека (11,8%), из них 1 «неформальный лидер».

Такие дети интересны окружающим, они умеют насытить атмосферу яркими событиями и впечатлениями, «формальные» лидеры надёжны в отношениях, ответственны, готовы прийти на помощь.

Группа 2 – «предпочитаемые» - в полтора раза больше положительных выборов, чем среднее число полученных положительных выборов одним испытуемым (23,5%). Таких детей 8.

Группа 3 – «принятые» - имеющие достаточно широкое признание (более 3-4х выборов) со стороны одноклассников, в составе 10 человек, что составило 29,4% обучающихся 3А класса

Группа 4 – «пренебрегаемые» - дети, не имеющие опоры в классе, количество отрицательных выборов примерно равно количеству положительных, в составе 8 человек (23,5%).

Группа 5 – «отвергаемые» - дети, оказавшиеся за кругом предпочтений со стороны одноклассников по одной из двух означенных сфер (или по двум). Такой статус может быть следствием одной из двух причин: 1 – ребёнок имеет референтную (значимую для него) группу, поддерживающую его нормальное развитие и социализацию за рамками класса (семья и родственники, друзья, секция, студия и т.д.), 2 – ребёнок имеет личностные особенности, «пробелы» в социализации, объективно не позволяющие ему получить признание сверстников. Таких детей трое (8,8%).

Группа 6 – «изолированные» - дети, не получившие выборов или получившие только один выбор в свой адрес (как позитивный, так и негативный). Такой ребенок 1 (2,9%), причиной может служить либо редкая посещаемость, либо самодостаточность (инроектность) данного ребенка.



Рекомендации к работе классного руководителя.

Не афишировать результаты социометрии ни среди детей, ни среди их родителей (информацию передавать индивидуально, по желанию родителя). Особенно осторожно обращаться с информацией о «пренебрегаемых» и «отвергаемых» детях (в связи с этим не стала перечислять их в списках, могу ответить индивидуально).

В работе по организации внеклассных дел опираться на учащихся - социометрических лидеров, чьи имена можно озвучить и среди детей, и среди родителей.

На классных часах-переменах проводить игры на сплочение.

Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры «Здравствуй, друг». В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого класс делится на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения:

После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.

Детей в третьем классе нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры «На что похоже настроение». Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…». Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.

Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты, рисунок.

Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре «Сиамские близнецы». Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким «близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д. Другой вариант игры — скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.

Назначить неуспешным детям кураторов с класса.

По возможности, завести «Почту хороших новостей».

Для оценки эффективности работы по формированию школьного коллектива провести совместно с психологом школы повторную диагностику в конце года. Отследить динамику развития взаимоотношений, переходя от решения социальных проблем к решению проблем личностного роста и успешной социализации каждого учащегося.












Приложение 2




Анализ методики «Кактус» (автор – М.А.Панфилова)

Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности

Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Проведение исследования: Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь».

Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.

Обработка результатов.

Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.

Учитываются показатели, специфичные для данной методики:

 характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);

 характеристика иголок (размер, расположение, количество)

При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

На основании наблюдения за детьми, на первичном тестировании можно отметить, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, молчаливы. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ.

Таким образом, по результатам графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны средние показатели открытости и оптимизма, и высокие показатели состояния эмоциональной сферы:

Повышенный уровень агрессии показали - 8 детей,

Тревожности – 10 детей,

Стремление к защите – 9 детей,

Эгоцентризма – 2 детей.





Приложение 4



Социальный паспорт класса.


Социальная картина класса в целом хорошая. Неблагополучных семей нет. Малообеспеченные родители, представив соответствующие документы, получили бесплатное питание. (1 ребенок). В классе обучается ребенок инвалид (ВПС), который также получает бесплатное питание. Есть 1 ученик родители, пенсионеры по инвалидности.

Жилищные условия детей в классе в целом, хорошие, так, 27 семей имеют отдельную благоустроенную квартиру, 1 семья частный дом, 6 семей арендуют жилье.




Класс по составу семей имеет следующую картину:

Двадцать девять детей воспитываются в полных семьях. Двое детей, родителями-одиночками. У трёх детей из класса родители состоят в разводе. Детей, воспитывающихся опекунами в классе нет.








Одиннадцать детей являются единственными в семье и пятнадцать имеют братика или сестричку. Остальные дети воспитываются в многодетных семьях, их 8.















Приложение 5


Характеристика 3 «А» класса


Всего в классе обучаются 34 ученика, из них:

девочек – 16

мальчиков – 18.

Преимущественно дети 2010 года рождения, за исключением двух 2009 года рождения. По состоянию физического развития принадлежат к подготовительной группе здоровья для занятий физической культурой.

Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.

Не все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, так же не все принимают участие в школьных мероприятиях, посещают кружки, секции с учётом своих интересов.

Класс имеетсредний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей. Успеваемость в классе – высокая. Шесть детей успевают стабильно на «5», 19 учащихся –на «4» и «5».

Родители учеников – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активности. Многие родители положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителем, поиск рекомендаций и разрешение проблемных ситуаций по воспитанию детей. Все семьи благополучные. Имеют средний достаток.

Отношение к труду у детей разное. Есть ученики очень активные и добросовестные, которые с удовольствием выполняют поручения. У других ребят не воспитано трудолюбие. Они работают без желания, стараются увильнуть от просьбы, поручения. Не все ученики класса принимают участие в общественной жизни класса и школы.

Микрогруппы образовались на основе симпатий, а также общности интересов. Отношения между учащимися не вседа можно назвать дружелюбными и доверительными, т.к. они не всегда могут положиться друг на друга, боятся отвечать за чужие поступки. Их мнения не всегда и во всем совпадают. В классе есть «соревнования» между отдельными учащимися, они стараются казаться лучше всех.

Большая часть детей проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности.

Класс нельзя назвать замкнутым. Большинство детей общительны и заинтересованы в общении с другими классами. У многих из учащихся есть товарищи из других классов.

Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом. Общешкольные поручения (постоянные и эпизодические) всегда выполняются классом. Класс в общешкольных мероприятиях всегда участвует, но есть дети которые не проявляют заинтересованности.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты.

В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении.






Приложение 6

Анализ воспитательной работы, проведенной в 3 «А» классе за 2019-2020 учебный год.



По результатам первого организационного периода по проведенным тестам и социометрии, я приступила ко второму этапу: формированию классного коллектива.

  1. Классное самоуправления.

В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком секторе мог бы работать его одноклассник.

Основой организации являться ученическое самоуправление.

СЕКТОРЫ И ИХ ФУНКЦИИ


Учебный сектор

«Умняшки»

Отвечает за:

- проверку сохранности учебников;

- проверяют накопляемость «портфолио»

- проведение викторин, классных мероприятий, конкурсов, конференций


Культурный сектор

«Культура и спорт»


Отвечает за:

-подготовку и проведение праздников, утренников, «Дней именинников» в классе;

-сбор информации о достижениях учащихся класса в творческой деятельности;

- проведение физ. Минуток;

- организацию весёлых стартов внутри класса;

- оформление спортивной странички класса.

Трудовой сектор

«ТРУД»

Отвечает за:

- охрану порядка в классе;

- организацию дежурства по классу;

- - личную гигиену (мытье рук перед едой, правила поведения в столовой)

Информационный сектор, СМИ

«Пресс-центр»

Отвечает за:

- создание фотоколлажа класса (фото- и видеотеки класса);

- выпуск классных газет;

- выставки рисунков, поделок.

Сектор безопасности

«Светофорики»

Отвечает за:

- ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения (правила дорожного движения, правила личной безопасности, пожарная безопасность);





В результате было сформировано классное самоуправление.

2.Мероприятия на сплочение класса.

Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные.

В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и темы классных часов: «Учимся сотрудничать» ; «Нелегко жить дружно»; «Этикет на каждый день»; «Жить в мире с собой и другими»; «Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты; · «Моё место в классном коллективе»; «На чём основано взаимопонимание»; «Азбука поведения или разговор о воспитанности»; «Дерево ДРУЖБЫ».

3.Выявление и развитие творческих способностей учащихся. За весь учебный год были проведены различные конкурсы и мероприятия, участие в которых, способствовало выявлению разнонаправленных творческих способностей учеников.

Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различных уровней.

Ф.И.

учащегося

Мероприятие, статус (городской, региональный, всероссийский, международный)

Результат (место)


Сентябрь


Самойлов Артемий

Диплом победителя в осенней олимпиадe «Заврики» по математике 2019 для 3-го класса ( Всероссийская)

1 место

Фёдорова Анна

Диплом Международного дистанционного конкурса «Старт» ( Всероссийская)

1 место

Куюжуклу Маргарита

Диплом Международного дистанционного конкурса «Старт»

2 место

Клюшкина София

Диплом Международного дистанционного конкурса «Старт»

1 место


Октябрь


Малиновская Анна

«Пушкинская неделя» Поделка «Золотая рыбка» (школьный)



3 место

Самойлов Артемий

Похвальная грамота за участие в осенней олимпиадe «Заврики» по русскому языку 2019 г. для 3-го класса( Всероссийская)



Ноябрь


Самойлов Артемий

Диплом победителя в олимпиадe BRICSMATH.COM для 3-го класса( Всероссийская)

1 место


Декабрь


Самойлов Артемий

Диплом победителя в осенней олимпиадe «Заврики» по английскому языку 2018 г. для 3-го класса( Всероссийская)

1 место

Юшина Анфиса , Лещенко Владислав

« Новогодний шар» (школьный)

1 место


Январь


Самойлов Артемий

Диплом победителя в зимней олимпиадe «Заврики» по русскому языку 2018-2019 гг. для 3-го класса( Всероссийская)

1 место


Февраль


Самойлов Артемий

Диплом победителя в зимней олимпиадe «Заврики» по математике 2020 для 3-го класса( Всероссийская)

1 место


Март


Самойлов Артемий

Похвальная грамота за участие в зимней олимпиадe «Заврики» по окружающему миру 2020 г. для 3-го класса( Всероссийская)



Апрель


Самойлов Артемий

Диплом за прохождение базового курса 3-го класса по Окружающему миру( Всероссийская)


Весь класс

Грамота участника марафона «Весеннее пробуждение» ( Всероссийская)


Весь класс

Грамота за второе место класса по школе в марафоне «Весеннее пробуждение» ( Всероссийская)

2 место

Зорин Артем, Гришин Артем, Лункин Евгений, Шкрум Антон.

Грамота лидера марафона «Весеннее пробуждение» ( Всероссийская)


Миронова Мария

Диплом за высокие результаты в игре «Кругосветное путешествие» ( Всероссийская)


Самойлов Артемий, Бабаян Тимур, Марьенкова Вероника.

Диплом победителя в весенней олимпиадe «Заврики» по русскому языку 2020 г. для 3-го класса( Всероссийская)

1 место

Артамонов Денис, Бабаян Тимур, Клюшкина София, Тачилович Дарья, Шкрум Антон

Дистанционный конкурс "Стоп коронавирус"( Всероссийская)

участники


Май


Самойлов Артемий, Миронова Мария, Гришин Артем, Шкрум Антон

Грамота лидера марафона «Соня в стране знаний» ( Всероссийская)

лидеры

Весь класс

Грамота участника марафона «Соня в стране знаний» ( Всероссийская)

участники

Весь класс

Международная олимпиада «Инфоурок» (весенний сезон 2020) ( Всероссийская)

1,2,3 места

Марьенкова Вероника

Всероссийский конкурс « 9 мая –День Великой Победы» рисунок « Победа»

1 место

Куклин Максим

Всероссийский конкурс « 9 мая –День Великой Победы» стихотворение.

1 место

Малиновская Анна

Всероссийский конкурс « 9 мая –День Великой Победы» стихотворение.

1 место


4. Совершенствование работы по здоровьесбережению учащихся и пропаганде здорового образа жизни. Проводились классные часы, способствующие развитию положительного взгляда на здоровый образ жизни, проведено тематическое родительское собрание с участием учащихся, тема которого была « Мама, папа я –здоровая семья».

5.Совершенствование работы по патриотическому воспитанию учащихся. Были проведены классные часы патриотической направленности, так же эти мероприятия, способствовали сплочению коллектива.

Совместный выезд учащихся с родителями на площадь Победы в честь Дня освобождения Калужской области от фашистских захватчиков.

«Письмо ветерану» (посвященный Дню Победы), были проведены конкурсы рисунков на патриотическую тему «Подвиг в наших сердцах»». Участие в общешкольных мероприятиях патриотической направленности: военно-спортивная игра « Армейские игры». Дистанционный классный час « Мы помним, мы гордимся»

6.Повысился средний уровень воспитанности .

Динамика изображена на графике.






















По всему вышесказанному можно определить следующие :

1. В связи с пандемией (с марта 2020 года дети ушли на дистанционное обучение) объем мероприятий запланированный на 1 часть основного этапа (3 класс) выполнить в полной мере не было возможности. В связи с этим скорректировать план мероприятий на 2 этап основного периода ( 4 класс) с учетом этого.

2. Воспитательную работу в классе планировать с учетом возрастных и психологических особенностей детей, которые были рассмотрены выше.

3. В новом учебном году продолжить работу  по сплочению ученического коллектива, формированию положительных мотивов в отношении с окружающими .













































Приложение 7



Пушкинская неделя.











Классный час « Дерево ДРУЖБЫ»

Наше « Дерево Дружбы» улетело в Германию.





Игры на перемене по сплочению коллектива.





Классный час « Наши Защитники»





Спортивное мероприятие « Армейские игры»

30



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее