Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Принята на педсовете Протокол № _______ От _______________ | Утверждена:
|
Дополнительная образовательная программа
«Волшебный мир искусства»
для организации внеурочной деятельности школьников
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: 3 года
2016 г.
Пояснительная записка
Направленность программы «Волшебный мир искусства»: художественно-эстетическая.
Направление внеурочной деятельности: художественно-эстетическое.
Вид внеурочной деятельности: художественное творчество.
Актуальность программы. В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Всем этим требованиям отвечает содержание настоящей программы по декоративно-прикладному и изобразительному искусству.
Актуальность программы состоит в том, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной народной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что реализация программы предусматривает применение ведущей технологии освоения ФГОС нового поколения в начальной школе - технологии проектной деятельности.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие интереса детей к изобразительной деятельности и формирование творческой активности в процессе освоения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы
обучающие:
познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
сформировать основы знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
закрепить и расширить знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, литературы и способствовать их систематизации;
сформировать навыки проектной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
развивающие:
развить творческие способности обучающихся;
сформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
развить способности самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
обогатить визуальный опыт детей через посещение выставок, экскурсий.
воспитательные:
воспитать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
сформировать навыки работы в группе;
воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени;
воспитать культуру общения;
воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость;
воспитать доброжелательное отношение друг к другу;
воспитать самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Второй и третий год обучения по программе предусматривается постепенное усложнение материала, возвращение к определенным темам на более сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности соответствующему возрасту детей.
В программу включены следующие разделы:
Рисование
Лепка и роспись изделий
Работа с бумагой
Творческий проект
Подготовка к выставкам, конкурсам.
В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения.
Приоритет отдается следующим методам обучения:
практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов.
При реализации программы применяются нестандартные формы занятий: конкурс, выставка, мастер-класс, викторина.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 7-10лет. В группу первого года обучения принимаются учащиеся 1 класса.
Срок реализации программы - 3 года.
Формы и режим занятий. Реализация программы предусматривает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год. Дополнительная образовательная программа дает возможности для творческого развития и участия более способных обучающихся в районных, областных, российских конкурсах и выставках по теме декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Ожидаемые результаты и способы их оценки
Предметные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами (глина, бумага, пластилин, соленое тесто, гуашь, акварель, фломастеры, карандаши);
о месте и роли декоративно- прикладного и изобразительного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства: лепка, роспись изделий, аппликация, оригами;
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись; Хохломская роспись;
об особенностях лепных игрушек;
особенности организации проектной деятельности;
термины, понятия, используемые при работе над проектом.
Будут уметь:
пользоваться различными инструментами и материалами: гуашь, акварель и т.д.;
передавать в рисунке: пространственное положение предметов на основе линейной и воздушной перспективы, форму, пропорции, цвет;
изображать рисунок, живопись с натуры, по памяти, по представлению (отдельные предметы, несложные натюрморты, портреты, пейзажи, фигуру человека);
самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме;
уметь говорить о видах, жанрах и произведениях искусства;
лепить изделия по типу народных игрушек (Дымковская игрушка, Филимоновская, Каргопольская);
выполнять барельефы (с изображением одного и нескольких предметов) и окраску вылепленных изделий;
выполнять изделия из бумаги (аппликация, оригами, квилинг).
Метапредметные и личностные результаты
В результате освоения программы обучающиеся будут способны:
осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи;
ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении творческих заданий;
при консультационной поддержке педагога, извлекать и структурировать информацию из различных источников;
ориентироваться в правах и обязанностях как члена коллектива;
выполнять возложенные должностные обязанности;
выполнять задания по инструкции педагога;
руководить группой при выполнении учебной, творческой задачи;
участвовать в групповой работе в качестве исполнителя;
участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем;
обосновывать собственную позицию и представить аргументы в ее защиту;
планировать время на выполнение творческих задач;
использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной творческой работы;
представлять продукты творческой деятельности на выставке;
оценить достоинства и недостатки собственной работы;
понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;
выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей;
отбирать инструменты и материалы для выполнения творческой работы;
владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами, механизмами;
определять перечень необходимого оборудования (материалов, источников) для выполнения творческой задачи.
Программа «Волшебный мир искусства» обеспечивает достижение воспитательных результатов в соответствии с возрастом учащихся:
Первый уровень (1 класс) – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни на уровне взаимодействия со своим педагогом. Ребенок осваивает личностные универсальные умения (самопознание, самоопределение: позволяет выработать свою жизненную позицию самого себя (« Я - школьник», « Член семьи», «Одноклассник», «Друг»).
Второй уровень (2-3 класс) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом на основе взаимодействия школьников друг с другом на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства.
В данной программе достижение этих результатов происходит за счет проектной деятельности. Темы проектов разные для каждого года обучения и выстроены таким образом, что это дает возможность обеспечить воспитательные результаты двух уровней:
приобретение учащимися социального опыта (Темы проектов для 1 кл.: «Наши мамы», «Поздравительная открытка»);
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (Темы проектов для 2-3 кл.: «Моя семья», «Волшебная страна сказок»).
Формы подведения итогов реализации программы
Основной формой подведения итогов программы являются:
выставки, проектные работы, конкурсы на уровне учреждения, района, области;
диагностика (в начале, середине и конце учебного года).
Критерии оценки выставочных проектных и конкурсных работ:
соответствие теме;
технические навыки;
творчество;
выразительность, яркость;
внесение своих элементов в работу;
оригинальность, своеобразие.
демонстрация разных возможностей художественных материалов.
наблюдательность, память.
Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития ребенка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п\п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Рисование | 18 | 4 | 16 |
3. | Лепка и роспись изделий | 15 | 2 | 13 |
4. | Работа с бумагой | 10 | 2 | 8 |
5. | Творческий проект | 20 | 10 | 10 |
6. | Подготовка к выставкам, конкурсам | 5 | 2 | 3 |
7. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 72 | 22 | 50 |
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п\п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Рисование | 18 | 4 | 14 |
3. | Лепка и роспись изделий | 10 | 2 | 8 |
4. | Работа с бумагой | 10 | 2 | 8 |
5. | Творческий проект | 25 | 12 | 13 |
6. | Подготовка к выставкам, конкурсам | 5 | 2 | 3 |
7. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 72 | 24 | 48 |
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Рисование | 13 | 2 | 11 |
3. | Лепка и роспись изделий | 10 | 2 | 8 |
4. | Работа с бумагой | 10 | 2 | 8 |
5. | Творческий проект | 30 | 8 | 22 |
6. | Подготовка к выставкам, конкурсам | 5 | 2 | 3 |
7. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
6. | Итого: | 72 | 20 | 52 |
Содержание программы первого года обучения
Тема 1.
Вводное занятие.
Теория:
-Беседа, ознакомление детей с особенностями образовательной программы.
-Требования к поведению учащихся во время занятия.
-Соблюдение порядка на рабочем месте.
-Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика:
- Рисунок: «Мир образов».
Тема 2.
Рисование.
Теория:
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения.( Основные и дополнительные цвета. Смешение цветов. Холодные и теплые цвета.)
-Знакомство с портретом, пейзажем, натюрмортом.
Практика:
- Художественные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры.
-Смешение красок.
-Плановость в работе.
-Разнообразие форм предметов.
-Изображение 2-3 предметов на листе.
- Пропорции тела животного и человека.
-Выполнение работ на темы: «Животные», «Овощи, фрукты», «Природа в разное время года, «Сюжетная композиция».
Тема 3.
Лепка и роспись изделий.
Теория:
-Техника безопасности работы с пластилином.
-Свойства и приемы работы с пластилином.
Практика:
-Лепка барельефов.
-Использование бумажных трафаретов при лепке барельефов
Выполнение работ на темы:Животные», «Цветы», «Натюрморты», «По собственному замыслу»
Тема 4.
Работа с бумагой.
Теория:
-Техника безопасности работы с ножницами, клеем.
-Знакомство с аппликацией.
Практика:
- Плоскостные композиции из бумаги.
- Изготовление поздравительных открыток
Тема5.
Творческий проект.
Теория:
-Понятие- «творческий проект»
-Обоснование темы выбранного проекта.
-План организации по изготовлению проектируемого изделия:
–История
–Материал
–Форма
–Размер
-Стоимость
Практика:
-Выполнение проектной работы.
-Защита проектной работы.
-Проекты на темы: «Наши мамы», « Поздравительная открытка».
Тема 6.
Подготовка к выставкам, конкурсам.
Теория:
-Обсуждение и выбор сюжета выставки.
Практика:
-Выставки в учреждении РЦДО детей, в общеобразовательной школе, посвященные традиционным мероприятиям: День внешкольника, Новый год, 8Марта, Окончание учебного года.
Тема 7.
Итоговое занятие.
Теория:
- Знания усвоенные в течение учебного года.
Практика:
-Демонстрация умений усвоенных в течение учебного года.
Содержание программы второго года обучения
Тема 1.
Вводное занятие.
Теория:
-Требования к поведению учащихся во время занятия.
-Соблюдение порядка на рабочем месте.
-Условия безопасной работы.
- Знакомство с планом работы на год.
Практика:
- Рисунок: «Летние фантазии».
Тема 2.
Рисование.
Теория:
-Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Практика:
-Рисование с натуры, по представлению (портрет, пейзаж, натюрморт)
- Иллюстрирование литературных произведений.
-Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые, зигзаг.
-Изображение человека и животных в движении
Выполнение работ на темы: «Животные», «Овощи, фрукты», «Моя семья», «Иллюстрация к сказке»
Тема 3.
Лепка и роспись изделий.
Теория:
Техника безопасности работы с пластилином, глиной
-Знакомство с историей возникновения Дымковской, Филимоновской глиняной игрушки.
-Свойства и особенности глины.
-Элементы росписей народных игрушек
Практика:
-Лепка барельефов из пластилина и глины.
-Лепка изделий по мотивам Дымковских Филимоновских игрушек.
-Выполнение росписи изделий (цвет, расположение и форма узоров).
- Выполнение работ на темы «Животные», «Цветы», «Натюрморты», «По собственному замыслу», «Объемные Филимоновские, Дымковские игрушки»
Тема 4.
Работа с бумагой.
Теория:
-Техника безопасности работы с ножницами, клеем.
-Знакомство с аппликацией, искусством оригами.
Практика:
- Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация.
-Бумажная мозаика.
-Оригами.
Тема5.
Творческий проект
Теория:
-Обоснование темы выбранного проекта.
-План организации по изготовлению проектируемого изделия:
–история
–материал
–стиль
–форма
–размер
-стоимость
Практика:
-Выполнение проектной работы.
-Защита проектной работы.
-Проекты на темы: «Волшебная страна сказок», «Моя семья»
Тема 6.
Подготовка к выставкам , конкурсам.
Теория:
-Обсуждение и выбор сюжета, темы.
Практика:
-Выставки в учреждении РЦДО детей в общеобразовательной школе, посвященные традиционным мероприятиям: День внешкольника, Новый год, 8Марта, Окончание учебного года.
-Участие в районных конкурсах рисунков: «Природа- дом твой, береги ее», «Спасем мир от пожаров».
Тема 7.
Итоговое занятие.
Теория:
- Знания усвоенные в течение учебного года.
Практика:
-Демонстрация умений усвоенных в течение учебного года
Содержание программы третьего года обучения
Тема 1.
Вводное занятие.
Теория:
-Требования к поведению учащихся во время занятия.
-Соблюдение порядка на рабочем месте.
-Условия безопасной работы.
- Знакомство с планом работы на год.
Практика:
- Рисунок: «Любимое время года».
Тема 2.
Рисование.
Теория:
- Основы живописи (Цвет, контраст).
-Знакомство с линейной и воздушной перспективой
- Беседы по декоративно – прикладному искусству, знакомство с Гжельским, Хохломским, Городецким промыслом.
Практика:
-Создание в работе линейной и воздушной перспективы(портрет, пейзаж. натюрморт, сюжетная композиция)
-Объем и пространство в рисунке
-Декоративное рисование по мотивам Гжельских, Хохломских, Городецких мастеров
Выполнение работ на темы: «Животные», «Транспорт», «Овощи, фрукты», «Природа в разное время года», «Моя семья», «Сюжетная композиция», «Иллюстрация к сказке», «Декоративная композиция»
Тема 3.
Лепка и роспись изделий.
Теория:
Техника безопасности работы с пластилином, глиной, соленым тестом
-Творчество Каргопольских народных мастеров.
-Элементы росписей народных игрушек
Практика:
-Лепка барельефов из пластилина, соленого теста
-Лепка изделий по мотивам Дымковских, Филимоновских. Каргопольских изделий
-Выполнение росписи изделий (цвет, расположение и форма узоров).
-Выполнение работ на темы «Природа в разное время года», Животные», «Цветы», «Натюрморты», «По собственному замыслу», «Объемные Филимоновские, Дымковские, Каргопольские игрушки»
Тема 4.
Работа с бумагой.
Теория:
-Техника безопасности работы с ножницами, клеем
- Аппликация, искусство оригами.
-Знакомство с квилингом.
Практика:
- Плоскостные композиции из бумаги.
- Объемные композиции из бумаги.
-Бумажная мозаика.
-Оригами.
- Узоры из бумажных лент (квилинг).
Тема 5.
Творческий проект.
Теория:
-Обоснование темы выбранного проекта.
-План организации по изготовлению проектируемого изделия:
–история
–материал
–стиль
–форма
–размер
-стоимость
Практика:
-Выполнение проектной работы.
-Защита проектной работы.
-Проекты на темы: «Хлеб- всему голова», «Русская береза»
Тема 6.
Подготовка к выставкам, конкурсам.
Теория:
-Обсуждение и выбор сюжета, темы.
Практика:
-Выставки в учреждении РЦДО детей, в общеобразовательной школе, посвященные традиционным мероприятиям: День внешкольника, Новый год, 8Марта, Окончание учебного года.
-Участие в районных, областных конкурсах рисунков: «Мы и дорога», «Природа- дом твой, береги ее», «Спасем мир от пожаров».
Тема 7.
Итоговое занятие.
Теория:
- Знания усвоенные в течение учебного года.
Практика:
-Демонстрация умений усвоенных в течение учебного года
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Тема | Форма занятия | Методы проведения занятия | Дидактические материалы, ТСО | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие | учебная игра | Словесные: рассказ, беседа | ТСО (мультимедиа, магнитофон, диски ), натурный фонд, методический фонд, репродукции, картины, образцы работ
| Опрос (входная диагностика), наблюдение |
2 | Рисование | учебная игра, конкурс, выставка, мастер-класс, викторина. | Словесные: рассказ, беседа Практические: упражнение, выполнение работы Наглядные: демонстрация фондовых работ | ТСО (мультимедиа), натурный фонд, методический фонд, репродукции, картны, образцы работ | Выставка, самостоятельная работа, викторина. |
3 | Лепка и роспись изделий
| учебная игра | Словесные: рассказ, беседа Практические: упражнение, выполнение работы Наглядные: демонстрация фондовых работ | ТСО (мультимедиа, магнитофон, диски), натурный фонд, методический фонд, репродукции, картины, образцы работ
| Выставка, обсуждение, анализ.
|
4 | Работа с бумагой | учебная игра, конкурс, выставка, мастер-класс, викторина. | Словесные: рассказ, беседа Практические: выполнение работы Наглядные: демонстрация фондовых работ | ТСО (мультимедиа, магнитофон, диски), натурный фонд, методический фонд, репродукции, картины, образцы работ
| Выставка, обсуждение, анализ. |
5 | Творческий проект | учебная игра, конкурс, выставка, мастер-класс, викторина. | Словесные: рассказ, беседа Практические: выполнение работы Наглядные: демонстрация фондовых работ | ТСО (мультимедиа, магнитофон, диски), натурный фонд, методический фонд, репродукции, картины, образцы работ
| Выставка, представление проектной работы
|
6 | Подготовка к выставкам, конкурсам
| учебная игра | Словесные: рассказ, беседа Практические: упражнение, выполнение работы Наглядные: демонстрация фондовых работ | ТСО (мультимедиа, магнитофон, диски), натурный фонд, методический фонд, репродукции, картины, образцы работ
| Выставка, конкурс, анализ выполненныцх работ.
|
Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы
-Оснащение кабинета необходимыми ТСО (магнитофон, мультимедиа)
- столы ученические;
- стулья;
- мольберты;
- подставка для натюрмортов;
- натуральный фонд (посуда, муляжи, предметы быта, драпировки);
- краски (акварель, гуашь);
- кисти (белка, щетина);
- графические материалы (карандаши, фломастеры);
- бумага для рисования;
- баночки для воды, тряпочки, палитры;
- глина, стеки, клеенки, дощечки;
- водоэмульсионная краска (белила);
- емкость для мытья рук;
- шкафы для хранения работ.
Дидактический материал:
- репродукции;
- методическая литература;
- фондовые работы;
- детские книги, раскраски;
- книги по истории изобразительного искусства;
- образцы народных росписей.
Список литературы для педагога
1. Алехин А.Д. "О языке изобразительного искусства". М., 1973.
2. Алехин А.Д. "Когда начинается художник". М., 1993.
3. Беда Г.В. "Основы изобразительной грамоты". М., 1989.
4. Бродский И.А. "Репин - педагог". М., 1960.
5. Волков Ю.А. "Работа над живописными этюдами". М., 1984.
6. Гренберг Ю.И. "Технология живописи". М., 1982.
1.Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент?»-М.,1998г.
2.Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке»-М.,1985г.
3.Маслов Н.Я. «Пленэр» -М.,1989г.
4.Межуева Ю.А. «Сказочная гжель» (рабочая тетрадь) М.,2003г.
5.Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» -М.,1987г.
6.Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна» -М.,1994г.
7.Орлова Л.В.«Хохломская роспись.» (рабочая тетрадь) ,М.,1998г.
8.Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве» М.,1983г.
9. «Основы декоративного искусства в школе» Под ред. Б.В. Нешумова,Е.Д.Щедрина. – М., 1981г.
10. «Программно – методические материалы. Изобразительное искусство». Сост. В.С.Кузин.
11.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». – М., 1999 г.
12.Сокольникова Н. М. « Основы живописи». Обнинск. 1996г.
13. Сокольникова Н. М. « Основы композиции». Обнинск, 1996г.
14. Сокольникова Н. М. « Основы рисунка». Обнинск, 1996 г.
15. Стасевич В.Н. « Пейзаж: картина и действительность». М., 1978г.
16. Хворостов А.С. « Декоративно – прикладное искусство в школе». – М..1988г.
17. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983г.
Список литературы для детей и родителей
Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. «Орнаменты народов мира». СПб., «Кристалл», 1998 г.;
Вохринцева С.В., Раскраски: Гжель, Жостовский орнамент, Народное творчество, Матрешки, Дымковская игрушка. Изд. «Страна-Фантазия». 2005 г.
Данкевич Е.В., Жакова О.В. «Знакомьтесь – глина». Изд. «Кристалл», СПб., 1998 г.
Дубровская Н.В. «Рисунки из ладоши», «Рисунки спрятанные в пальчиках». Изд. «Детство – пресс». 2004 г.
Левитман М.Х. «Экология – предмет: интересно или нет?» Изд. «Союз», СПб., 2001 г.
Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983г.
Диагностическая карта I года обучения на 2011 – 2012 учебный год
для дополнительной образовательной программы «Волшебный мир искусства»
Ф.И. обучающегося | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года | |||||||||||||||
Знание техники безопасн. труда | Тех.навыки работы с худ.материалами. | Тех. навыки работы с бумагой , ножницами | Тех.навыки работы,с пластилином | Фантазия, творчество Творчество | Самостоятельность в работе | Знание техники безопасн. труда | Тех.навыки работы с худ.материалами. | Тех. навыки работы с бумагой , ножницами | Тех.навыки работы с пластилином | Фантазия, творчество Творчество | Самостоятельность в работе | Знание техники безопасн. труда | Тех.навыки работы с худ.материалами. | Тех. навыки работы с бумагой , ножницами | Тех.навыки работы с пластилином | Фантазия, творчество Творчество | Самостоятельность в работе | |
Группа №1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни освоения программы:
«+» - высокий (полное освоение знаний, умений, навыков)
«0» - средний (владение знаниями, умениями, навыками наполовину)
«-» - низкий (не владеет знаниями, умениями инавыками).
Диагностическая карта II года обучения на 2012 – 2013 учебный год
для дополнительной образовательной программы «Волшебный мир искусства»
Ф.И. обучающегося | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года | |||||||||||||||
Знание техники безопасн. труда | Навыки работы с худ. материалами | Активность на занятии,умение высказать свое мнение | Умение анализировать свою работу | Фантазия, творчество Творчество | Самостоятельность в работе | Знание техники безопасн. труда | Навыки работы с худ. материалами | Активность на занятии,умение высказать свое мнение | Умение анализировать свою работу | Фантазия, творчество Творчество | Самостоятельность в работе | Знание техники безопасн. труда | Навыки работы с худ. материалами | Активность на занятии,умение высказать свое мнение | Умение анализировать свою работу | Фантазия, творчество Творчество | Самостоятельность в работе | |
Группа №1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни освоения программы:
«+» - высокий (полное освоение знаний, умений, навыков)
«0» - средний (владение знаниями, умениями, навыками наполовину)
«-» - низкий (не владеет знаниями, умениями инавыками).
18