«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа внеурочной деятельности "Школа юного эколога"

Формирование человека с новым экологическим мышлением, умеющего жить с гармонией с природой.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Утверждаю:

Директор школы:__________



Рабочая программа внеурочной деятельности

«ШКОЛА ЮНОГО ЭКОЛОГА»

2 класс











Рабочая программа по экологическому воспитанию

Кружок «Школа юного эколога»

Пояснительная записка

Экология как наука появилась в конце 19 века. Эта наука должна помочь людям выжить, сделать среду обитания приемлемой для существования.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи школьников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Занятия состоят из трех частей:

- беседа (рассказ, экскурсия);

-экологическая игра;

-опытническая деятельность.

Задачи этого кружка призваны выявить:

- в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;

-как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;

-в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, эстетическое, познавательное).

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, беседы, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также разнообразный раздаточный материал.

Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость её охраны и бережного отношения к ней.

Основные задачи работы кружка:



  1. Создать условия для общения с живой природой;



  1. Расширять и конкретизировать знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними;



  1. Знакомить с народными приметами, традициями и обрядами;



  1. Воспитывать любовь к родной природе, к родному краю.



  1. Освоение экологических представлений.



  1. Развитие познавательных умений









Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимися опыта переживания и отношения к ценностям общества

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;



Тематическое планирование

на 2-й год обучения (68 ч.)

раздела

занятия

Тема

Теория

Практика

I

1

Введение. Правила техники безопасности.

1


II

2-3

Среда жизни и приспособления к ним живых организмов. Экскурсия «Лесные диковинки»

1

1


4

Основные среды жизни.

1



5-6

Что такое воздух? Наземно-воздушная среда жизни.

2



7

Внеклассное занятие «Птичьи имена»


1


8

Как воздух влияет на растения?

1



9

Влияние света на наземно-воздушную среду. Светолюбивые и теневыносливые растения.

1



10

Дневные и ночные животные.

1



11

Конкурсно - игровая программа «Весёлый мир природы»


1


12

Длинный и короткий день.

1



13-14

Как температура влияет на наземно-воздушную среду? Холодостойкие и теплолюбивые растения.

2



15

Холодостойкие и теплолюбивые животные.

1



16

Игра –викторина «Волшебница вода»


1


17

Осадки и их значение в жизни живых организмов.

1



18-19

Особенности водной среды обитания.

1

1


20-21

Приспособление животных к передвижению в воде.

2



22

Игра «Мы – большие киты, мы – лягушки, мы – рыбки, мы – раки, мы – улитки, мы – чайки»


1


23-24

Свет и тепло как факторы водной среды жизни.

1

1


25-26

Пресноводные растения и животные.

1

1


27-28

Морские растения и животные.

2



29

Внеклассное занятие «Мы – друзья природы»


1


30

Что мы узнали о средах жизни организмов.

1


III

31-32

Взаимоотношения живых организмов. Экскурсия.

1

1


33-34

Взаимовыгодные отношения у животных.

2



35-36

Взаимовыгодные отношения между животными и растениями.

2



37

Взаимосвязь грибов и растений.

1



38-39

Отношения, выгодные для одних и безразличные для других организмов.

2



40-41

Живые организмы – конкуренты.

2



42

В гостях у Лесовичка «кто живет в лесу?»


1

IV

43-44

Сообщества живых организмов.

1

1


45-46

Основные группы живых организмов в природных сообществах.

1

1


47-48

Пищевая цепь.

1

1


49

Игра «Зелёный наряд нашей планеты»


1


50-51

Широколиственный лес – природное сообщество.

1

1


52-53

Сосновый лес – природное сообщество.

1

1


54

Лесопарки.

1



55-56

Плодово – ягодный сад.

1

1


57

Игра «Угадай плоды»


1


58

Сезонные изменения в сообществах живых организмов.

1



59

Что мы узнали о сообществах живых организмов.

1


V

60

Человек как часть природы.

1



61-62

Влияние человека на растительный мир и его охрана.

1

1


63-64

Лесные пожары и борьба с ними. Беседа «Причина возникновения пожаров»

1

1


65

Презентация «Пожар - стихийное бедствие»


1


66-67

Воздействие человека на животный мир и его охрана.

1

1


68

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

1


























Содержание программы

2 класс (68ч.)

Введение. Техника безопасности.(1ч.)

Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

Среда жизни и приспособления к ним живых организмов(29ч.)

Познакомить со средами жизни. Как воздух, свет, вода, тепло влияют на жизнь растений и животных. Узнаем, почему бывают короткие и длинные дни? Как осадки влияют на жизнь растений и животных. Провести с детьми занимательные занятия по закреплению тем.

Взаимоотношения живых организмов(12ч.)

Познакомить с взаимовыгодными отношениями между животными и растениями; взаимосвязь грибов и растений. Показать связи живых организмов: выгодные, безразличные, конкуренты.

Сообщества живых организмов(17ч.)

Познакомить с основными группами сообщества живых организмов. Показать и раскрыть пищевые цепи живых организмов. Раскрыть сообщества широколиственного, соснового лесов. Разобрать, что такое лесопарки, плодово-ягодный сад?

Человек как часть природы(9ч.)

Познакомить с причинами возникновения пожаров, показать презентацию. Показать на примерах, как человек влияет на окружающую среду, а так же как окружающая среда влияет на здоровье человека.



























Планируемый результат.



Учащиеся к концу 2 класса по кружку «Школа юного эколога» должны знать и уметь: что среди живых организмов существуют разнообразные сообщества, в этих сообществах устанавливаются цепи питания. Как воздух, свет, тепло, вода влияют на растения и животных. Влияние окружающей среды на человека и наоборот. Практически применить все темы в разнообразных играх, конкурсах, викторинах.





















Материально – техническое обеспечение.



  1. Презентации.

  2. Карточки с заданиями.

  3. Таблицы с изображением разнообразных животных, растений.

  4. Книги, энциклопедии.

  5. Оформление газет.

  6. Материал ко всем играм, конкурсам, викторинам.

















Рекомендуемая литература

Е. А. Ляшенко «Школа юного краеведа», 2007г.

А.Н.Захлебный «Книга для чтения по охране природы», 1986г.

Л.И.Гайдина «Группа продлённого дня» 1-2 классы, 2007г.

Н.А.Касаткика «Занимательные материалы к урокам природоведения начальной школы» (стихи, кроссворды, загадки, игры), 2003г.

Н.А.Касаткика «Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня 1-4 классы» (занимательные материалы), 2008г.

А.И Никишов, В.И.Кузнецов «Экология»

И.П.Товпинец «Я и окружающий мир»

О.Н.Сороцкая «Ознакомление с окружающим миром»

Т.С.Сухова «Природа»

Я.Марголин «Где у растения дом»







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее