Утверждаю:
Директор школы:__________
Рабочая программа внеурочной деятельности
«ШКОЛА ЮНОГО ЭКОЛОГА»
2 класс
Рабочая программа по экологическому воспитанию
Кружок «Школа юного эколога»
Пояснительная записка
Экология как наука появилась в конце 19 века. Эта наука должна помочь людям выжить, сделать среду обитания приемлемой для существования.
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи школьников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Занятия состоят из трех частей:
- беседа (рассказ, экскурсия);
-экологическая игра;
-опытническая деятельность.
Задачи этого кружка призваны выявить:
- в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;
-как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;
-в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, эстетическое, познавательное).
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, беседы, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также разнообразный раздаточный материал.
Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость её охраны и бережного отношения к ней.
Основные задачи работы кружка:
-
Создать условия для общения с живой природой;
-
Расширять и конкретизировать знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними;
-
Знакомить с народными приметами, традициями и обрядами;
-
Воспитывать любовь к родной природе, к родному краю.
-
Освоение экологических представлений.
-
Развитие познавательных умений
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимися опыта переживания и отношения к ценностям общества
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
Тематическое планирование
на 2-й год обучения (68 ч.)
№ раздела | № занятия | Тема | Теория | Практика |
I | 1 | Введение. Правила техники безопасности. | 1 |
|
II | 2-3 | Среда жизни и приспособления к ним живых организмов. Экскурсия «Лесные диковинки» | 1 | 1 |
| 4 | Основные среды жизни. | 1 |
|
| 5-6 | Что такое воздух? Наземно-воздушная среда жизни. | 2 |
|
| 7 | Внеклассное занятие «Птичьи имена» |
| 1 |
| 8 | Как воздух влияет на растения? | 1 |
|
| 9 | Влияние света на наземно-воздушную среду. Светолюбивые и теневыносливые растения. | 1 |
|
| 10 | Дневные и ночные животные. | 1 |
|
| 11 | Конкурсно - игровая программа «Весёлый мир природы» |
| 1 |
| 12 | Длинный и короткий день. | 1 |
|
| 13-14 | Как температура влияет на наземно-воздушную среду? Холодостойкие и теплолюбивые растения. | 2 |
|
| 15 | Холодостойкие и теплолюбивые животные. | 1 |
|
| 16 | Игра –викторина «Волшебница вода» |
| 1 |
| 17 | Осадки и их значение в жизни живых организмов. | 1 |
|
| 18-19 | Особенности водной среды обитания. | 1 | 1 |
| 20-21 | Приспособление животных к передвижению в воде. | 2 |
|
| 22 | Игра «Мы – большие киты, мы – лягушки, мы – рыбки, мы – раки, мы – улитки, мы – чайки» |
| 1 |
| 23-24 | Свет и тепло как факторы водной среды жизни. | 1 | 1 |
| 25-26 | Пресноводные растения и животные. | 1 | 1 |
| 27-28 | Морские растения и животные. | 2 |
|
| 29 | Внеклассное занятие «Мы – друзья природы» |
| 1 |
| 30 | Что мы узнали о средах жизни организмов. | 1 |
|
III | 31-32 | Взаимоотношения живых организмов. Экскурсия. | 1 | 1 |
| 33-34 | Взаимовыгодные отношения у животных. | 2 |
|
| 35-36 | Взаимовыгодные отношения между животными и растениями. | 2 |
|
| 37 | Взаимосвязь грибов и растений. | 1 |
|
| 38-39 | Отношения, выгодные для одних и безразличные для других организмов. | 2 |
|
| 40-41 | Живые организмы – конкуренты. | 2 |
|
| 42 | В гостях у Лесовичка «кто живет в лесу?» |
| 1 |
IV | 43-44 | Сообщества живых организмов. | 1 | 1 |
| 45-46 | Основные группы живых организмов в природных сообществах. | 1 | 1 |
| 47-48 | Пищевая цепь. | 1 | 1 |
| 49 | Игра «Зелёный наряд нашей планеты» |
| 1 |
| 50-51 | Широколиственный лес – природное сообщество. | 1 | 1 |
| 52-53 | Сосновый лес – природное сообщество. | 1 | 1 |
| 54 | Лесопарки. | 1 |
|
| 55-56 | Плодово – ягодный сад. | 1 | 1 |
| 57 | Игра «Угадай плоды» |
| 1 |
| 58 | Сезонные изменения в сообществах живых организмов. | 1 |
|
| 59 | Что мы узнали о сообществах живых организмов. | 1 |
|
V | 60 | Человек как часть природы. | 1 |
|
| 61-62 | Влияние человека на растительный мир и его охрана. | 1 | 1 |
| 63-64 | Лесные пожары и борьба с ними. Беседа «Причина возникновения пожаров» | 1 | 1 |
| 65 | Презентация «Пожар - стихийное бедствие» |
| 1 |
| 66-67 | Воздействие человека на животный мир и его охрана. | 1 | 1 |
| 68 | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | 1 |
|
Содержание программы
2 класс (68ч.)
Введение. Техника безопасности.(1ч.)
Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
Среда жизни и приспособления к ним живых организмов(29ч.)
Познакомить со средами жизни. Как воздух, свет, вода, тепло влияют на жизнь растений и животных. Узнаем, почему бывают короткие и длинные дни? Как осадки влияют на жизнь растений и животных. Провести с детьми занимательные занятия по закреплению тем.
Взаимоотношения живых организмов(12ч.)
Познакомить с взаимовыгодными отношениями между животными и растениями; взаимосвязь грибов и растений. Показать связи живых организмов: выгодные, безразличные, конкуренты.
Сообщества живых организмов(17ч.)
Познакомить с основными группами сообщества живых организмов. Показать и раскрыть пищевые цепи живых организмов. Раскрыть сообщества широколиственного, соснового лесов. Разобрать, что такое лесопарки, плодово-ягодный сад?
Человек как часть природы(9ч.)
Познакомить с причинами возникновения пожаров, показать презентацию. Показать на примерах, как человек влияет на окружающую среду, а так же как окружающая среда влияет на здоровье человека.
Планируемый результат.
Учащиеся к концу 2 класса по кружку «Школа юного эколога» должны знать и уметь: что среди живых организмов существуют разнообразные сообщества, в этих сообществах устанавливаются цепи питания. Как воздух, свет, тепло, вода влияют на растения и животных. Влияние окружающей среды на человека и наоборот. Практически применить все темы в разнообразных играх, конкурсах, викторинах.
Материально – техническое обеспечение.
-
Презентации.
-
Карточки с заданиями.
-
Таблицы с изображением разнообразных животных, растений.
-
Книги, энциклопедии.
-
Оформление газет.
-
Материал ко всем играм, конкурсам, викторинам.
Рекомендуемая литература
Е. А. Ляшенко «Школа юного краеведа», 2007г.
А.Н.Захлебный «Книга для чтения по охране природы», 1986г.
Л.И.Гайдина «Группа продлённого дня» 1-2 классы, 2007г.
Н.А.Касаткика «Занимательные материалы к урокам природоведения начальной школы» (стихи, кроссворды, загадки, игры), 2003г.
Н.А.Касаткика «Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня 1-4 классы» (занимательные материалы), 2008г.
А.И Никишов, В.И.Кузнецов «Экология»
И.П.Товпинец «Я и окружающий мир»
О.Н.Сороцкая «Ознакомление с окружающим миром»
Т.С.Сухова «Природа»
Я.Марголин «Где у растения дом»