Введение
Авторская (адаптационная) педагогическая разработка программы внеурочной деятельности по английскому языку "Welcome to GB" для 5-6 классов, направление "Страноведение".
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разных профессий. Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Всѐ это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении.
Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования. Правильный выбор страноведческого материала и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения иностранному языку.
Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс дополнительного образования.
Одним из главных направлений в этой сфере является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане.
Пояснительная записка
Направленность: интеллектуально-познавательная.
Актуальность: Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.
Цель и задачи:
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур. Также в качестве целей можно выделить:
дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
культуроведческое развитие средствами иностранного языка;
дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексико-грамматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания;
формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке;
развитие умений самообразования, творческого поиска;
развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности;
подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
Задачи:
Обучающие:
знакомство с культурой английского языка и с культурой англоязычных стран;
изучение новой лексики;
введение грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование навыков разговорной речи;
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
Отличительные особенности
В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Возраст учащихся
Данная программа предусматривает построение процесса обучения с учащимися 11-13 лет в группе из 10-15человек.
Сроки реализации
Данная образовательная программа рассчитана на 2 года и включает в себя все основные факты из истории и особенности жизни англоговорящих стран.
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
занятие;
занятие-путешествие;
дискуссия;
тестирование;
защита творческих работ и проектов;
онлайн-экскурсия;
итоговое занятие;
самопрезентации.
Режим занятий:
Обучение будет происходить в течение 2 лет – 34 часа в год по 1 часу в неделю;
Ожидаемые результаты:
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Способы проверки:
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН за 1 полугодие);
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является промежуточное и итоговое тестирование. Знания, получаемые детьми на занятиях, могут быть оценены также на открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и школьных конференциях.
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
входной
текущий
итоговый
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к себе, поддерживать уверенность его в своих силах.
Учебно-тематический план:
5 класс «Великобритания»
№ п\п Разделы, темы Количество часов
1. Географические особенности Великобритании - 8 часов
2. Достопримечательности Великобритании - 9 часов
3. История Великобритании - 10 часов
4. Знаменитые люди Великобритании - 7 часов
ИТОГО 34 часа
6 класс «Великобритания»
№ п\п Разделы, темы Количество часов
1. Правительство Великобритании - 7 часов
2. Образование в Великобритании - 8 часов
3. Спорт в Великобритании - 9 часов
4. Культура, традиции и обычаи Великобритании - 10 часов
5. Правительство Великобритании - 7 часов
ИТОГО 34 часа
Содержание обучения
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык- история, английский язык– информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
словесный;
наглядный;
практический;
метод контроля;
объяснительно-иллюстративный;
исследовательский;
творческий метод.
Дидактический материал:
схемы;
стенды;
плакаты;
словари, энциклопедии.
Техническое оснащение занятий:
проигрыватель для кассет \ компакт-дисков;
кассеты \ компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;
проектор.
Формы подведения итогов:
выступления детей на открытых мероприятиях;
участие в конкурсных мероприятиях;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
защита проектов;
школьная конференция.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты поиностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)
Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт Петербург, издательство «Каро», 2004г.)
Календарно-тематическое планирование:
5 класс «Великобритания»
Тема №1. Географические особенности Великобритании. 8 часов
1. 1. Географическое положение и особенности страны. 1
2. 2. Англия 1
3. 3. Шотландия 1
4. 4. Уэльс 1
5. 5. Северная Ирландия 1
6. 6. Реки и озера Великобритании 1
7. 7. Климат. 1
8. 8. Природа Великобритании. 1
Тема № 2. Достопримечательности Великобритании. 9 часов
9. 1. Букингемский дворец. 1
10. 2. Вестминстерское аббатство. 1
11. 3. Лондонский Тауэр. 1
12. 4. Парки Лондона. 1
13. 5. Трафальгарская площадь. 1
14. 6. Стоунхендж. 1
15. 7. Биг Бэн и здание парламента. 1
16. 8. Собор св. Павла. 1
17. 9. Музей восковых фигур мадам Тюссо. 1
Тема №3. История Великобритании. 10 часов
18. 1. Доисторическая Британия. 1
19. 2. Кельтская Британия. 1
20. 3. Римская Британия. 1
21. 4. Англо-саксонский период. 1
22. 5. Англо-нормандская монархия 1
23. 6. Династия Плантагететов 1
24. 7. Династия Тюдоров 1
25. 8. Династия Стюартов 1
26. 9. Династия Ганновера 1
27. 10. Виндзорская династия 1
Тема № 4. Знаменитые люди Великобритании. 7 часов
28. 1. Группа «Битлз». 1
29. 2. Уильям Шекспир. 1
30. 3. Роберт Бѐрнс. 1
31. 4. Джордж Бернард Шоу. 1
32. 5. Маргарет Тэтчер 1
33. 6. Джоан Роулинг. 1
34. 7. Защита проектов по теме «Великобритания» 1
ИТОГО 34 часа
6 класс «Великобритания»
Тема №1. Правительство Великобритании. 7 часов
1. 1. Парламент. 1
2. 2. Палата лордов. 1
3. 3. Палата общин. 1
4. 4. Корона: королева Елизавета 2. 1
5. 5. Королевская семья. 1
6. 6. Королевская семья. 1
7. 7. Суды Великобритании. 1
Тема № 2. Образование в Великобритании. 8 часов
8. 1. Школы и обучение. 1
9. 2. Оксфорд. 1
10. 3. Оксфорд. 1
11. 4. Кэмбридж. 1
12. 5. Кэмбридж. 1
13. 6. Хастингс. 1
14. 7. Экзамены и сертификаты. 1
15. 8. Школьная форма и форма в университетах. 1
Тема №3. Спорт в Великобритании. 9 часов
16. 1. Футбол 1
17. 2. Крикет. 1
18. 3. Рэгби. 1
19. 4. Катание на лошадях. 1
20. 5. Парусный вид спорта. 1
21. 6. Теннис. 1
22. 7. Керлинг. 1
23. 8. Поло. 1
24. 9. Экстремальные виды спорта. 1
Тема № 4. Культура, традиции и обычаи Великобритании. 10 часов
25. 1. Хэллоуин. 1
26. 2. Рождество. 1
27. 3. День Святого Валентина. 1
28. 4. Фестиваль кельтской музыки и культуры. 1
29. 5. День святого Патрика. 1
30. 6. Уимблдонский теннисный турнир. 1
31. 7. День Гая Фокса. 1
32. 8. Музеи и библиотеки. 1
33. 9. Театры. 1
34. 10. Спектакль – концерт по традициям Великобритании 1
ИТОГО 34 часа