Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Магистральная средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Обряды и традиции родного края»
(социально-педагогическое направление)
Программа разработана
Еленой Леонидовной Козловой,
учитель истории
Пояснительная записка.
В системе современного образования усиливается роль нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.
Народная культура интересна детям школьного возраста, так как воплощена в доступных для них формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Мир народной культуры яркий и выразительный, он открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, к предкам, - в этом и состоит его воспитательное значение.
В настоящее время в нашей стране повышается интерес к национальным особенностям страны, нации, к истокам культурного наследия. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. При знакомстве детей с обычаями, традициями праздничной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. Чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, надо стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.
Целесообразно в первую очередь знакомить детей с народными традициями, и только потом – с православными праздниками, так как детям иногда недоступен смысл обрядов, они воспринимают только внешнюю сторону вопроса, а тот смысл, который придавался нашими предками, истолковывается по-своему.
Данная программа дает возможность детям почувствовать целостность мира культуры русского народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру.
Актуальность данной программы обуславливается повышением интереса к народной культуре в СМИ и в повседневной жизни.
Программа «Праздничные перезвоны» рассчитана 216 часов работы в течение полного учебного года с детьми 4-5 классов.
. Основная форма работы – групповая. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную коррекцию времени и режима занятий. Периодичность занятий зависит от календарной даты проведения праздников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
познавательно – развлекательные и праздничные мероприятия;
тематические беседы;
занятия в творческих мастерских;
экскурсии;
Предлагаемая программа охватывает лишь часть накопленного опыта в данном направлении и позволяет по мере поступления нового материала изменять и дополнять основное содержание программы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам русской народной культуры и духовным традициям.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
формирование духовно – нравственных качеств личности путем ознакомления детей с народным творчеством;
приобретение основных знаний о традициях и обычаях народных и православных праздников;
создание условий для формирования уважительного отношения к коллективу, друг к другу, к педагогам.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
познавательные беседы;
творческие работы;
праздничные представления;
сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате освоения программы «Обряды и праздники родного края» у детей формируются более полные знания по народной культуре, воспитывается уважение к традициям русского народа.
Дети должны:
знать даты проведения основных праздников народного и православного календарей;
ориентироваться в традициях народной культуры; знать календарные и семейные обряды, обычаи;
научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
овладеть навыками общения, чувствовать себя комфортно в любой остановке.
Программа
204 часа
Вводное занятие .
Знакомство с понятием народной культуры, ее формами – духовной и материальной, с историей народной памяти. Отношение к хлебу на Руси. Народные сезонные (осенние, зимние, весенние и летние) праздники. Государственные праздники. Профессиональные праздники. Семейные празники. Игрушка как символ представления о мире. Природный символ России – береза.
Экскурсия.
Природа, уважение к хлебу, предметы быта.
Фольклорные праздники.
Гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений. История возникновения игрушечного символа России – матрешки. Русские народные песни. Традиции и обряды сезонных праздников. Обычаи, связанные с праздником масленицы, проводы зимы. Обряды и обычаи праздника Пасхи, значение росписи яиц. Особенности русской, казахской, немецкой кухни.
Игровые программы .
Знакомство с жанрами фольклора. Старинные детские игры на улице и в помещении.
Мастерские .
Практическая деятельность учащихся: рисование, лепка, изготовление поделок, аппликация. Творческая работа с различным материалом. Создание проектов.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Кол-во часов | Тема | Форма занятия |
1-2 | 2 | Вводное занятие. Знакомство с понятием народная культура. | Беседа с использованием ИКТ |
3-4 | 2 | Природа родного края | Экскурсия по поселку |
5-12 | 8 | Природа родного края. | Подготовка и защита проекта |
13-16 | 4 | Народные сезонные праздники. Осенние праздники. | Беседа с игровыми моментами |
17-20 | 4 | Государственные праздники. День Знаний. | Беседа с использованием ИКТ |
21-24 | 4 | Профессиональные праздники. День Учителя. | Беседа с использованием ИКТ. Проект. |
25-28 | 4 | Семейные праздники. | Подготовка и защита проекта |
29-30 | 2 | Отношение к хлебу на Руси «Как хлеб к нам на стол пришел». Традиция всречать с хлебом , солью. | Беседа с использованием ИКТ |
31-32 | 2 | «Как хлеб к нам на стол пришел» | Экскурсия в пекарню |
33-44 | 12 | «Осенины» (подготовка и проведение). Праздник урожая. | Фольклорный праздник |
45-48 | 4 | Зима. Занятия людей зимними вечерами. | Беседа с использованием ИКТ. Просмотр фильма. |
49-61 | 12 | Зимние праздники. Разработка и проведение сценария к Новому году. | Игровая программа. |
62-63 | 2 | Рождество. История Рождества. Традиции празднования, обряды | Беседа с использованием ИКТ |
64-67 | 4 | Елка – символ Рождества. Украшение елки. | Фольклорный праздник |
68-71 | 4 | Изготовления елочных игрушек | Мастерская |
72-75 | 4 | Колядование. Разучивание колядок, обрядовых песен. | Фольклорный праздник |
76-79 | 4 | Изготовление костюмов (масок) для колядования | Мастерская |
80-91 | 12 | Русские народные игры в помещении. Организация и проведение народного праздника. | Игровая программа |
92-103 | 12 | Русские народные игры на свежем воздухе. Организация и проведение народного праздника. | Игровая программа |
104-105 | 2 | Быт наших предков. | Экскурсия в краеведческий музей. |
106-109 | 4 | Знакомство с предметами быта. Семейные ценные вещи. | Выставка предметов старины. Проект. |
110-111 | 2 | Знакомство с жанрами фольклора. Частушки, потешки. | Беседа с использованием ИКТ |
112-113 | 2 | Русские народные промыслы. Хохлома. Жостово. | Беседа с использованием ИКТ. |
114-117 | 4 | Рисование гжельских орнаментов, хохломские узоры. | Мастерская |
118-123 | 6 | Русские народные игрушки. Вятская, богородская игрушка. | Беседа с использованием ИКТ |
124-129 | 6 | Матрешка. Рисование матрешки, изготовление из бумаги (аппликация, бумажные конусы) | Мастерская |
130-131 | 2 | Матрешка – игрушечный символ России. | Игровая программа |
132-133 | 2 | Весенние праздники. | Беседа с использованием ИКТ |
134-135 | 2 | Масленица. Обычаи, традиции. | Беседа с использованием ИКТ |
136-147 | 12 | Масленица. Проводы зимы и встреча весны. Подготовка и проведение праздника. | Фольклорный праздник |
148-151 | 4 | Встреча птиц. Изготовление птиц. Лепка, рисование. | Мастерская |
152-155 | 4 | Разучивание песен, стихов, пословиц и т.д. Обычаи и обряды встречи птиц.
| Игровая программа |
156-159 | 4 | «Жавороночки, прилетайте к нам!»
| Фольклорный праздник |
160-163 | 4 | Пасха. Обряды и обычаи праздника. Игры. | Игровая программа |
164-167 | 4 | Значение росписи яиц. Роспись яиц. | Мастерская |
168-169 | 2 | Особенности русской кухни. | Беседа с использованием ИКТ |
170-171 | 2 | Особенности казахской кухни. | Беседа с использованием ИКТ |
172-175 | 4 | Особенности немецкой кухни. | Беседа с использованием ИКТ. Конкурс блюд. |
176-177 | 2 | Природный символ России. Березка. | Беседа с использованием ИКТ |
178-179 | 2 | Разучивание стихов, песен, танца о березе. | Игровая программа |
180-181 | 2 | Березы (рисование, аппликации). | Мастерская |
182-183 | 2 | Русские промыслы. Изделия из березы. | Беседа с использованием ИКТ |
184-185 | 2 | Разучивание старинных детских игр. | Игровая программа |
186-187 | 2 | Песни для детей( детские песенки, потешки, загадки). | Игровая программа |
188 | 2 | Азбука Кирилла и Мефодия. Праздник славянской письменности. | Беседа с использованием ИКТ |
189-192 | 4 | Народные летние праздники. Иван Купала, праздник Петра и Февронии. | Игровая программа |
193-194 | 2 | Народные песни, загадки, пословицы. | Игровая программа |
195-196 | 2 | Русские потешки, заклички. | Игровая программа |
197-201 | 5 | Богатырские забавы. Мужские игры, состязания. Подготовка и проведения забав. | Игровая программа |
202-203 | 2 | Разучивание старинных детских летних игр. | Игровая программа |
204 | 2 | Итоговое занятие. | Игровая программа |
Список литературы.
Внеурочная деятельность в начальной школе (Электронный ресурс)
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
Концепция патриотического воспитания граждан РФ/Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
– М.: Просвещение, 2009. – 35с.
Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе/ сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.:
Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;
Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.