«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа внеурочной деятельности "Обряды и традиции родного края"

Программа внеурочной деятельности "Обряды и традиции родного края"

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Магистральная средняя общеобразовательная школа»











Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Обряды и традиции родного края»

(социально-педагогическое направление)









Программа разработана

Еленой Леонидовной Козловой,

учитель истории





Пояснительная записка.

В системе современного образования усиливается роль нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.

Народная культура интересна детям школьного возраста, так как воплощена в доступных для них формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Мир народной культуры яркий и выразительный, он открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, к предкам, - в этом и состоит его воспитательное значение.

В настоящее время в нашей стране повышается интерес к национальным особенностям страны, нации, к истокам культурного наследия. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. При знакомстве детей с обычаями, традициями праздничной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. Чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, надо стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

Целесообразно в первую очередь знакомить детей с народными традициями, и только потом – с православными праздниками, так как детям иногда недоступен смысл обрядов, они воспринимают только внешнюю сторону вопроса, а тот смысл, который придавался нашими предками, истолковывается по-своему.

Данная программа дает возможность детям почувствовать целостность мира культуры русского народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру.

Актуальность данной программы обуславливается повышением интереса к народной культуре в СМИ и в повседневной жизни.

Программа «Праздничные перезвоны» рассчитана 216 часов работы в течение полного учебного года с детьми 4-5 классов.

. Основная форма работы – групповая. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную коррекцию времени и режима занятий. Периодичность занятий зависит от календарной даты проведения праздников.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • познавательно – развлекательные и праздничные мероприятия;

  •  тематические беседы;

  •  занятия в творческих мастерских;

  • экскурсии;

Предлагаемая программа охватывает лишь часть накопленного опыта в данном направлении  и позволяет по мере поступления нового материала изменять и дополнять основное содержание программы.



ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам русской народной культуры и духовным традициям.



ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;

  • формирование духовно – нравственных качеств личности путем ознакомления детей с народным творчеством;

  • приобретение основных знаний о традициях и обычаях народных и православных праздников;

  • создание условий для формирования уважительного отношения к коллективу, друг к другу, к педагогам.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

  • познавательные беседы;

  • творческие работы;

  • праздничные представления;

  • сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате освоения программы «Обряды и праздники родного края» у  детей формируются более полные знания по народной культуре, воспитывается уважение к традициям русского народа.

 Дети должны:

  • знать даты проведения основных праздников народного и православного календарей;

  • ориентироваться в традициях народной культуры; знать календарные и семейные обряды, обычаи;

  • научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;

овладеть навыками общения, чувствовать себя комфортно в любой остановке.



























Программа

204 часа

Вводное занятие .

Знакомство с понятием народной культуры, ее формами – духовной и материальной, с историей народной памяти. Отношение к хлебу на Руси. Народные сезонные (осенние, зимние, весенние и летние) праздники. Государственные праздники. Профессиональные праздники. Семейные празники. Игрушка как символ представления о мире. Природный символ России – береза.

Экскурсия.

Природа, уважение к хлебу, предметы быта.

Фольклорные праздники.

Гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений. История возникновения игрушечного символа России – матрешки. Русские народные песни. Традиции и обряды сезонных праздников. Обычаи, связанные с праздником масленицы, проводы зимы. Обряды и обычаи праздника Пасхи, значение росписи яиц. Особенности русской, казахской, немецкой кухни.

Игровые программы .

Знакомство с жанрами фольклора. Старинные детские игры на улице и в помещении.

Мастерские .

Практическая деятельность учащихся: рисование, лепка, изготовление поделок, аппликация. Творческая работа с различным материалом. Создание проектов.

Календарно-тематическое планирование.

Кол-во часов

Тема

Форма занятия

1-2

2

Вводное занятие. Знакомство с понятием народная культура.

Беседа с использованием ИКТ

3-4

2

Природа родного края

Экскурсия по поселку

5-12

8

Природа родного края.

Подготовка и защита проекта

13-16

4

Народные сезонные праздники. Осенние праздники.

Беседа с игровыми моментами

17-20

4

Государственные праздники. День Знаний.

Беседа с использованием ИКТ

21-24

4

Профессиональные праздники. День Учителя.

Беседа с использованием ИКТ. Проект.

25-28

4

Семейные праздники.

Подготовка и защита проекта

29-30

2

Отношение к хлебу на Руси

«Как хлеб к нам на стол пришел». Традиция всречать с хлебом , солью.

Беседа с использованием ИКТ

31-32

2

«Как хлеб к нам на стол пришел»

Экскурсия в пекарню

33-44

12

«Осенины» (подготовка и проведение). Праздник урожая.

Фольклорный праздник

45-48

4

Зима. Занятия людей зимними вечерами.

Беседа с использованием ИКТ. Просмотр фильма.

49-61

12

Зимние праздники. Разработка и проведение сценария к Новому году.

Игровая программа.

62-63

2

Рождество. История Рождества. Традиции празднования, обряды

Беседа с использованием ИКТ

64-67

4

Елка – символ Рождества. Украшение елки.

Фольклорный праздник

68-71

4

Изготовления елочных игрушек

Мастерская

72-75

4

Колядование. Разучивание колядок, обрядовых песен.

Фольклорный праздник

76-79

4

Изготовление костюмов (масок) для колядования

Мастерская

80-91

12

Русские народные игры в помещении. Организация и проведение народного праздника.

Игровая программа

92-103

12

Русские народные игры на свежем воздухе. Организация и проведение народного праздника.

Игровая программа

104-105

2

Быт наших предков.

Экскурсия в краеведческий музей.

106-109

4

Знакомство с предметами быта. Семейные ценные вещи.

Выставка предметов старины. Проект.

110-111

2

Знакомство с жанрами фольклора. Частушки, потешки.

Беседа с использованием ИКТ

112-113

2

Русские народные промыслы. Хохлома. Жостово.

Беседа с использованием ИКТ.

114-117

4

Рисование гжельских орнаментов, хохломские узоры.

Мастерская

118-123

6

Русские народные игрушки. Вятская, богородская игрушка.

Беседа с использованием ИКТ

124-129

6

Матрешка. Рисование матрешки, изготовление из бумаги (аппликация, бумажные конусы)

Мастерская

130-131

2

Матрешка – игрушечный символ России.

Игровая программа

132-133

2

Весенние праздники.

Беседа с использованием ИКТ

134-135

2

Масленица. Обычаи, традиции.

Беседа с использованием ИКТ

136-147

12

Масленица. Проводы зимы и встреча весны. Подготовка и проведение праздника.

Фольклорный праздник

148-151

4

Встреча птиц. Изготовление птиц. Лепка, рисование.

Мастерская

152-155

4

Разучивание песен, стихов, пословиц и т.д. Обычаи и обряды встречи птиц.


Игровая программа

156-159

4

«Жавороночки, прилетайте к нам!»


Фольклорный праздник

160-163

4

Пасха. Обряды и обычаи праздника. Игры.

Игровая программа

164-167

4

Значение росписи яиц. Роспись яиц.

Мастерская

168-169

2

Особенности русской кухни.

Беседа с использованием ИКТ

170-171

2

Особенности казахской кухни.

Беседа с использованием ИКТ

172-175

4

Особенности немецкой кухни.

Беседа с использованием ИКТ. Конкурс блюд.

176-177

2

Природный символ России. Березка.

Беседа с использованием ИКТ

178-179

2

Разучивание стихов, песен, танца о березе.

Игровая программа

180-181

2

Березы (рисование, аппликации).

Мастерская

182-183

2

Русские промыслы. Изделия из березы.

Беседа с использованием ИКТ

184-185

2

Разучивание старинных детских игр.

Игровая программа

186-187

2

Песни для детей( детские песенки, потешки, загадки).

Игровая программа

188

2

Азбука Кирилла и Мефодия. Праздник славянской письменности.

Беседа с использованием ИКТ

189-192

4

Народные летние праздники. Иван Купала, праздник Петра и Февронии.

Игровая программа

193-194

2

Народные песни, загадки, пословицы.

Игровая программа

195-196

2

Русские потешки, заклички.

Игровая программа

197-201

5

Богатырские забавы. Мужские игры, состязания.

Подготовка и проведения забав.

Игровая программа

202-203

2

Разучивание старинных детских летних игр.

Игровая программа

204

2

Итоговое занятие.

Игровая программа















Список литературы.

  1. Внеурочная деятельность в начальной школе (Электронный ресурс)

  2. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

  3. Григорьев Д.В.  Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.

  4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

  5. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

  6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ/Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

  7. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

– М.: Просвещение, 2009. – 35с.

  1. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

  2. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе/ сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

  3. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

  4. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

  5. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.:

  6. Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;

  7. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;

  8. Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее