МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МКОУ ДО ДДТ
от «_____»___________2017г. МО Ейский район
Протокол № ___ ___________ И.А. Дикая
«_____»___________2017г
______________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Мы друзья! »
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1год (128 часов)
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 6 до 11 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
Педагог дополнительного
образования Старовойтова А.В.
ст. Камышеватская
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»………………………………………………………………3
Пояснительная записка…………………………………………….……….…………...3
Цель и задачи программы ..............................................................................................10
Содержание программы..................................................................................................11
Планируемые результаты...............................................................................................15
Методическое обеспечение программы …………………………………………..…18
Раздел II «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»………………………………………………………….…………20
Библиография………………………………………………………………..………...28
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Мы друзья!» относится к социально - педагогической направленности и предназначена для обучения английскому языку детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования. Программа ориентирована на обеспечение самоопределения личности ребенка, формирования адекватной современному уровню знаний картины мира; интеграцию в мировую культуру, социализацию, осознание принадлежности к определенному социокультурному сообществу, адаптацию в нем. Изучение иностранного языка оказывает влияние на формирование самостоятельности мышления детей, развитие их социальной активности. Программа «Мы друзья!» предусматривает участие детей в образовательном процессе, нацеленном на формирование у них способности к межкультурному общению на элементарном уровне, на знакомство с особенностями культуры жителей других стран. Данная образовательная программа является модифицированной. При ее составлении были использованы структурные элементы российских учебных программ по английскому языку для младших школьников: Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А., Биболетовой М.З., Негневицкой Е.И. и Никитенко З.Н. С учетом педагогического опыта автора, современных требований и специфики учреждений дополнительного образования материалы вышеперечисленных программ были переработаны, дополнены и использованы при разработке дополнительной образовательной программы «Мы друзья!». Предлагаемая общеобразовательная программа предусматривает углубление и расширение знаний учащихся сверх базовой программы обучения английскому языку, взятой за основу в большинстве школ. Данный учебный курс базируется на сочетании методически традиционных и инновационных технологий, что дает возможность организовывать дифференцированное обучение с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и, следовательно, поддерживать их интерес к изучению английского языка.
Актуальность.
Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. В связи с ростом и укреплением международных связей нашего государства с другими странами владение иностранным языком для взрослого и подрастающего поколения приобретает все большее значение. В настоящее время в лингвистике принято считать, что усвоение иностранного языка представляет собой процесс овладения языковой системой и приобщения к культуре англоязычного народа. Необходимо заметить, что младший школьный возраст (6 -10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что этот возраст является уникальным для овладения иностранным языком.
У детей младшего школьного возраста ярко выражены природная любознательность и потребность в познании нового, быстрое запоминание языковой информации и способность систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, отсутствие языкового барьера и ряд других особенностей. Кроме того, доказано благоприятное воздействие иностранного языка на развитие личности ребенка. В процессе овладения обучающимися новым средством общения у них формируется правильное представление о языке как общественном явлении, развиваются интеллектуальные и языковые способности, воспитывается уважительное отношение к проявлениям иной культуры, расширяется представление об окружающем их мире. Проблема раннего обучения заключается в том, чтобы не упустить момент периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте, так как после девяти лет у ребенка утрачивается гибкость речевого механизма. В рамках же системы дополнительного образования задача обучения английскому языку детей младшего школьного возраста может иметь успешное решение. Содержание программы «Мы друзья!» направлено на ознакомление детей младшего школьного возраста с английским языком, развитие у обучающихся способности к общению на английском языке, формированию интереса к его изучению, что может стать залогом успешного овладения английским языком в средних и старших классах школы. Внимание детей трудно привлечь текстовыми заданиями, гораздо продуктивнее проводить занятия в игровой форме. Игра задействует активное воображение детей, а через воображение легче и надежнее активизируется их память. При этом постепенно развиваются логические способности их мышления. Дополнительная общеобразовательная программа направлена на:
- создание условий для развития ребенка;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, с интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развития личности ребенка.
В связи с этим актуальность данной программы обучения английскому языку детей младшего школьного возраста не вызывает сомнений.
Новизна.
Новизна программы «Мы друзья!» состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения английского языка). Для развития таких способностей обучающихся на занятиях применяются коммуникативные игры, которые используются как новый формат игровых технологий в образовательном процессе. Таким образом, новизна в использовании нового формата игровых технологий затрагивает обучающие, развивающие и воспитательные задачи обучения. Новизной данной программы также является применение компьютерного тестирования в качестве формы контроля обучающихся на этапах промежуточной и итоговой аттестации детей. Применение компьютерного тестирования активно воздействует на формирование и развитие языковой компетенции обучающихся, навыки аудирования, устной речи, чтения, совершенствования письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что младший школьный возраст является сенситивным для развития речи. Детям младшего школьного возраста характерны естественная познавательная активность, стремление к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера, страха и др. Поэтому чем раньше ребёнок начнёт изучать иностранный язык, тем легче будет проходить образовательный процесс. Изучение иностранного языка в раннем возрасте также благотворно влияет на расширение общего кругозора.
Педагогической целесообразностью программы является формирование основ исторического и гражданского сознания обучающихся, воспитания толерантного отношения к людям. Изучение иностранного языка не только приобщает детей к культуре народа другой страны, но помогает глубже понять свою собственную культуру. Сейчас совершенно ясно, что знание даже одного иностранного языка поможет ребенку в будущем эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности, будет способствовать гармоничному, всестороннему развитию, служить показателем его культурного уровня, средством самоутверждения.
Отличительная особенность программы.
Отличительной особенностью программы «Мы друзья!» является включение процесса изучения иностранного языка на ранних этапах в контекст игровой и познавательной деятельности, что позволяет создать естественные мотивы общения. Игра во всем своем многообразии используется на занятиях в качестве важного методического приема и является основным способом решения учебных задач – от отработки самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор. При этом настоящей программой предусмотрено использование не только сюжетно-ролевых и лингвистических игр, но и настольно-печатных, подвижных игр (в которых может отрабатываться различный языковый материал) и некоторых других. Особенностью данной программы также является применение компьютерного тестирования на занятиях английского языка. Такой вид деятельности является составной частью целой темы, где ребенок может себя самостоятельно проконтролировать, закрепить свои знания по пройденной теме, повысить мотивацию и интерес к дальнейшему овладению иностранным языком. Все задания компьютерных тестов составлены педагогом на основе содержания учебного курса. Программа строится на основных принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности; методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей). Данная программа разработана на основе лингвострановедческого и лингвосоциокультурного подходов, что полностью соответствует ФГОС второго поколения по иностранному языку. Отличительная особенность данной программы в том, что она составлена на основе известных зарубежных учебных пособий по английскому языку для начальной школы. В данной программе обучение построено на вопросно-ответной системе изучения языка, что непосредственно является ее достоинством, так как в полной мере развивается коммуникативная компетенция младшего школьника.
Адресат программы.
В объединении занимаются дети (мальчики и девочки) в возрасте от 6 до 11 лет. Занятия групповые. Особенности набора детей заключаются в том, что группы формируются с учетом возраста из детей, желающих заниматься разговорным английским языком. Степень предварительной подготовки не важна, так как занятия начинаются с основ изучения иностранного языка.
Характеристика психологических и физиологических особенностей.
Дети 6 -11 летнего возраста с большим интересом и желанием приступают к изучению иностранного языка, хотят научиться говорить, читать, понимать английский язык. Они проявляют активность на занятиях, однако не способны долго фиксировать свое внимание на каком - либо одном виде деятельности, подвижны и неусидчивы. Поэтому приходится часто менять виды работы на занятиях, перемежая их динамическими паузами, физкультурными минутками, играми с элементами движения. Но при этом каждый элемент занятия вписан в общий замысел и необходим для решения общей задачи. Обучение детей данного возраста легко организовать на непроизвольной основе, так как условия реального общения легко модулируются в игре, которая продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности для детей. У детей 6-11 лет преимущественно развито образное мышление, поэтому на занятиях необходимо использовать различные виды наглядности, которая мобилизует разные виды памяти.
Уровень программы, объём и сроки реализации.
Программа рассчитана на один год обучения.
Год обучения | I год (1 группа) | I год (2 группа) |
Этапы обучения | I этап (базовый) | I этап (базовый) |
Возраст детей | 6-8 лет | 8 –11 лет |
Следует заметить, что при условии корректировки методики и содержания практической части программы допустимы возрастные отклонения в пределах двух лет, то есть по настоящей программе могут обучаться дети младше или старше заявленного возраста. Языковой и страноведческий материалы могут быть расширены в случае успешного усвоения обучающимися основных тем в рамках данной программы. Занятия проводятся в групповой форме, причем группы обучающихся формируются таким образом, чтобы возраст детей и уровень их подготовленности был приблизительно одинаковым в пределах каждой группы. Набор в учебные группы и их комплектование проводятся с учетом норм наполняемости групп: первый год обучения – 12 человек.
Объем и срок реализации программы.
Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Всего на освоение программы отводится 128 часов.
Форма обучения: очная, язык – русский.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с обязательным 10 минутным перерывом на отдых и проветривание помещения в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41.
Формы проведения занятий:
аудиторные:
практические занятия,
беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала,
практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся,
игра,
интерактивные формы: групповое обсуждение, интерактивная экскурсия.
Особенности организации образовательного процесса.
Методы обучения:
В целом, обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру с целью лучшей адаптации его к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.
Выбор методов обучения зависит от возраста детей и ориентирован на активизацию и развитие определенных психомыслительных и познавательных процессов.
Объяснительно-иллюстративный метод способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков.
Репродуктивный метод применяется на всех годах обучения. Учащиеся воспроизводят информацию и выполняют тренировочные упражнения
Эвристические и исследовательские методы предполагают более активную познавательную деятельность детей. Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить ее самостоятельно.
Игровые технологии.
Цель использования:
Создание положительной мотивации учения. Расширение объема и повышение устойчивости внимания. Тренировка обучаемых в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке. Ознакомление обучаемых с сочетаемостью слов. Обучение употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности. Создание естественной ситуации для употребления, конкретного речевого образца. Закрепление иностранной лексики в памяти ребенка более эффективно и без чрезмерного умственного напряжения. Сделать переход в ведущей деятельности (от игровой к учебной) более комфортным для обучаемых.
Описание внедрения:
Проведение лексических, фонетических, орфографических, грамматических и сюжетно-ролевых игр на занятиях в объединении «Веселый английский».
Результат использования: Интеллектуальное развитие: развивается речевая реакция, речевая активность. Способствует накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Активизируется речемыслительная деятельность. Мотивация: повышение трудоспособности и заинтересованности обучаемых. Развитие личностных качеств обучаемых: совершенствуется самоуправление поведением, развивается самостоятельность обучаемых.
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов).
Цель использования:
Овладение общением на изучаемом языке (умение говорить и понимать речь). Усвоение иноязычной культуры, использование языка как инструмента межкультурного общения. Усовершенствование иноязычного произношения. Овладение наиболее употребительной лексикой, освоение продуктивного лексического минимума. Более глубокое освоение, узнавание и использование основных грамматических явлений изучаемого языка .Понимание в целом высказываний носителей изучаемого языка; понимание и выделение значимой для себя информации в простых звучащих текстах (например, на радио и телевидении). Ведение диалога (диалог-расспрос, диалог - обмен мнениями, суждениями, диалог - побуждение к действию, этикетный диалог), деловой беседы, дискуссии и т.п. Создание деловых сообщений, рассказов, рассуждений в связи с пройденной тематикой и проблематикой прочитанных текстов, характеристика литературных героев и/или исторических личностей и событий. Чтение оригинальных текстов различных жанров (литературных, деловых, технических и т.п.).
Описание внедрения:
Большинство упражнений имеет речевой характер: условно - речевые - для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц. Речевые упражнения - пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование. Включенность языка в предметно-коммуникативную деятельность.
Результат использования: Гармоничное развитие всех коммуникативных навыков (разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации). Расширение словарного запаса. Получение и применение новой информации в области коммуникаций. Свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения. Активно способствует социализации личности. Преодоление ребенком страха публичного выступления.
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).
Цель использования:
Сделать обучение более удобным и, таким образом, более продуктивным для каждого обучаемого; сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); содействие средствами индивидуализации освоению программы каждым обучаемым, предупреждение неуспеваемости; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого обучаемого; улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Описание внедрения:
Изучение особенностей обучаемых: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы. Которые, впоследствии учитываются при индивидуализации работы. Учебно-познавательная деятельность обучаемых над выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого ребенка сообразно его возможностям. Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности. Взаимоконтроль обучаемых.
Результат использования:
Сохраняет и развивает индивидуальность ребенка, его потенциальные возможности. Содействует средствами индивидуализации выполнению программ каждым обучаемым, предупреждает неуспеваемость. Формирует общеучебные умения и навыки при опоре на зону ближайшего развития каждого обучаемого. Улучшает учебную мотивацию и развивает познавательные интересы детей. Способствует развитию самооценки, познавательной самостоятельности, организованности, проявлению инициативы, находчивости, гибкости мысли, настойчивости в достижении цели. Позволяет обучаемому работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил, что позволяет достигать высоких результатов обученности. Позволяет вовремя вносить необходимые коррекции в деятельность как обучаемого, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Педагог имеет непосредственный контакт с обучаемым.
Групповые технологии.
Цель использования:
Создание положительной мотивации учения; развитие внимания; интеллектуальное развитие обучаемых; развитие личностных качеств обучаемых; развитие коммуникативных способностей.
Описание внедрения:
Выполнение различных языковых упражнений в группах (2-6 человек) на занятиях в объединении «Мы друзья!».
Результат использования:
Повышение мотивации. Интеллектуальное развитие: развивается критическое мышление, внимание становится более устойчивым, речевое развитие. Качество усвоения материала: возрастает объем и глубина знаний, повышается уровень осмысления материала, растет число нестандартных решений, тратится меньше времени на усвоение. Влияет на развитие личности: становление самооценки, развитие инициативы развитие навыков необходимых для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом мнения другого человека, самостоятельность, организаторские способности), усиливается вера в свои силы. Влияет на коммуникативные особенности: развивается коллектив (развивается толерантность, уважение к другим, желание помочь). Влияет на эмоциональную сферу: усиливается переживание удовольствия от процесса обучения, снижается тревожность, есть возможность оказать поддержку каждому. Влияет на поведение: повышается уважение к труду педагога.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Целью программы является развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, учебно-познавательной).
Цель первого года обучения: формирование интереса к учению, к познанию окружающего мира, людей, отношений и культур на основе овладения иноязычной речи.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные: - обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру;
- ознакомление со звукобуквенной системой английского языка;
- сформировать речевые, интеллектуальные и познавательные способности детей;
- освоить элементарные лингвистические представления, первоначальные знания по английскому языку, доступные младшим школьникам и необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
- сформировать умения общаться на иностранном языке с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме.
- сформировать потребности в самообразовании, самостоятельной творческой работе.
Развивающие: - развить внимание, мышление, память, воображение, а также познавательные и языковые способности;
- способствовать накоплению учащимися знаний о жизни других народов, их культуре, науке, искусстве;
- развить мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языкам. - воспитать гармонически развитую и образованную личность.
Метапредметные:
- сформировать умение работать в коллективе, совместно решать поставленные задачи;
- воспитать у детей интерес к изучению иностранного языка, понимание и уважение к другой культуре, дружелюбное отношение к представителям других стран; дать представление об истории и традициях стран изучаемого языка, о роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов;
- воспитать чувства ответственности, справедливости и выдержки;
- привить доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию хороших манер и вежливого поведения; развивать чувства дружбы и интернационализма.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование тем | Количество часов | Форма аттестации | |||
Всего | Теория | Практика |
| |||
1. | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
2. | Приветствие. Буквы и звуки. Правила чтения | 7 | 2 | 5 | Зачетное занятие (тестирование) | |
3. | Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. | 5 | 1 | 4 | Зачетное занятие (тестирование) | |
4. | Множественное число имён существительных. | 4 | 1 | 3 | Зачетное занятие (тестирование) | |
5. | Местоимения: личные, притяжательные, указательные. | 4 | 1 | 3 | Зачетное занятие (тестирование) | |
6. | Притяжательный падеж имён существительных. | 4 | 1 | 3 | Зачетное занятие (тестирование) | |
7. | Союзы «but, and» | 4 | 1 | 3 | Зачетное занятие (тестирование) | |
8. | Глаголы «to be»в настоящем времени. | 4 | 1 | 3 | Зачетное занятие (тестирование) | |
9. | Модальный глагол «CAN». Оборот «can see» | 4 | 1 | 3 | Зачетное занятие (тестирование) | |
10. | Настоящее время глагола« Present Simple» | 4 | 1 | 3 | Зачетное занятие (тестирование) | |
11. | Повелительное наклонение. | 4 | 1 | 3 | Зачетное занятие (тестирование) | |
12. | Оборот «a lot of» | 4 | 1 | 3 | Зачетное занятие (тестирование) | |
13. | Предлоги «in, on» | 5 | 1 | 4 | Зачетное занятие (тестирование) | |
14. | Оборот «have got» | 5 | 1 | 4 | Зачетное занятие (тестирование) | |
15. | Оборот «this is/that is» | 5 | 2 | 3 | Зачетное занятие (тестирование) | |
16. | Безличные предложения. «it’shot/it’scold» | 5 | 3 | 2 | Зачетное занятие (тестирование) | |
17. | Тема «My family». | 6 | 1 | 5 | Зачетное занятие (тестирование) | |
18. | My favourite food. | 10 | 4 | 6 | Зачетное занятие (тестирование) | |
19. | Revision. | 40 | 5 | 35 | Зачетное занятие (тестирование) | |
20. | Зачётное занятие. | 2 | - | 2 | Итоговое тестирование | |
21. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
| |
| Итого | 128 | 60,5 | 67,5 |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Вводное занятие.
Знакомство с содержанием курса. Заинтересовать детей изучением английского языка. Рассказать детям, по каким пособиям они будут заниматься. Познакомить детей с фонетической сказкой о язычке и выполнить фонетическую зарядку.
Беседа о стране изучаемого языка. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на занятиях. Выполнение упражнений.
Приветствие. Буквы и звуки. Правила чтения.
Участие в элементарном диалоге: поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться. Овладение звуками изучаемого языка. Буквосочетания. Лексика по теме: «Команды учителя в классе».
Артикль: определенный, неопределенный, нулевой.
Общие сведения: артикли a, an, the, нулевой. Употребление артиклей с исчисляемыми существительными в единственном и множественном числе; с неисчисляемыми существительными в единственном числе; с именами собственными. Лексика по теме: «Предметы вокруг нас».
Множественное число имен существительных.
Правила образования множественного числа имен существительных. Исключение (a fish - fish). Лексика по теме: «Животные».
Местоимения: личные, притяжательные, указательные.
Личные: I, he, she, it, we, you, they.Притяжательные: my, his. Указательные: this, that. Правила перевода. Употребление в речи. Лексика по теме: «Имена собственные».
Притяжательный падеж имен существительных.
Образование притяжательного падежа имен существительных в единственном числе. Правила произношения. Место в предложении. Лексика по теме: «Мебель».
Союзы «but, and».
Использование союзов. Место в предложении. Лексика по теме: «Школьные предметы». Структуры для понимания: What's this? Команды:Sleep! Wake up! Draw! Smile! Dance! Stand up! Sit down!
Глагол «to be» в настоящем времени.
Значение глагола «to be». Формы «am, is». Утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения. Правила построения предложений. Лексика по теме: «Части тела».
Модальный глагол «can». Оборот «can see».
Утвердительные предложения с модальным глаголом «can». Правила перевода. Использование в речи. Лексика по теме: «Продукты».
Настоящее время глагола (Present Simple).
Употребление настоящего времени. Структура утвердительных предложений. Особенности образования 3 лица единственного числа глаголов в Present Simple. Лексика по теме: «Действия».
Повелительное наклонение.
Утвердительная и отрицательная форма повелительного наклонения глаголов. Образование и употребление. Лексика по теме: «Игры».
Оборот «a lot of».
Значение и употребление оборота «a lot of» в единственном числе с неисчисляемыми существительными и во множественном числе с исчисляемыми существительными. Лексика по теме: «Овощи».
Предлоги in, on.
Значение и употребление предлогов. Место в предложении. Лексика по теме: «Одежда».
Оборот «have got».
Значение и употребление оборота have got. Образование утвердительных предложений. Форма 3- го лица единственного числа оборота «has got». Лексика по теме: «Фрукты».
Оборот «this is/ that is».
Значение и употребление оборота «this is/that is». Образование утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений. Введение нового звука, слов, структур и команд, разучивание рифмовка, закрепление материала предыдущих занятий.
Учебный материал: Звуки. Гласный: [iә].
Существительные: chair, table, fish, cow.
Структуры для говорения: What's this? What's that?
Структуры для понимания: Try to guess! Команды: Wash your face (hands, ears, neck)! Лексика по теме: «Зима».
Безличные предложения It’shot. It’scold.
Особенности образования и употребления безличных утвердительных и отрицательных предложений It’shot, It’scold.
17. Тема «My family».
Лексика по теме, отработка пройденных грамматических и лексических конструкций составление диалогов и мини-рассказов на основе пройденного лексического словарного запаса.
18.Тема «My favorite food».
Лексика по теме, отработка пройденных грамматических и лексических конструкций составление диалогов и мини-рассказов на основе пройденного лексического словарного запаса.
19. Revision.
Повторение всего пройденного материала за весь учебный год, включая буквы, звуки, грамматические и лексические образы. Постановка, отработка ролей и инсценирование небольших сказок, пьес, стихотворений. Подвижные английские игры на свежем воздухе.
20. Зачетные занятия.
Проведение зачетных работ на основании изученного материала в конце учебного года в виде тестовой работы (итоговое тестирование).
21. Итоговое занятие.
В конце учебного курса подводятся итоги, анализируются достижения обучающихся по основным темам курса.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
По окончании обучения обучающиеся будут знать и уметь:
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
основные правила чтения и орфографии;
особенности интонации основных типов предложений: утвердительных, отрицательных, вопросительных и повелительных;
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
участвовать в элементарном этикетном диалоге: поздороваться, представиться, поблагодарить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
задавать простые вопросы с глаголом to be в форме «is»;
отвечать на простые вопросы собеседника;
кратко рассказать о себе, своей семье, друге, используя время Present Simple;
составить краткое описание предмета (картинки) по образцу;
понимать на слух основное содержание небольших текстов, построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;
овладеть техникой чтения: читать доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
составить краткое монологическое высказывание по изученной теме.
В результате занятий у детей сформировываются и развиваются такие качества личности как ответственность, внимательность, трудолюбие, усидчивость. Ребёнок учится работать в команде, концентрироваться, анализировать, быстро выполнять поставленные задачи. Занятия английским языком способствуют воспитанию внимательного отношения к тексту, формируя вдумчивого чтеца – качество, присущее каждому культурному человеку.
К концу обучения по данной программе учащиеся должны:
На личностном уровне: проявлять аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, вежливость, толерантность
На метапредметном уровне: принимать активное участие в деятельности коллектива.
На предметном уровне знать: географические и исторические особенности, искусство, краткую биографию исторических личностей, ход главных исторических событий стран изучаемого языка, лексические и грамматические единицы, необходимые для качественного восприятия и воспроизведения разных видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо).
Уметь: составлять высказывание на основе полученной разными способами информации, распознавать английскую речь, выделять главную информацию в прочитанном и услышанном, писать личное письмо.
Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».
1. Календарный учебный график.
Общее количество часов в год: 128 часов (со 02.10.2017г.). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с обязательным 10 минутным перерывом на отдых и проветривание помещения в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41.
2. Условия реализации программы.
Для реализации данной программы необходима следующая материальная база: необходимо наличие просторного, хорошо проветриваемого и освещенного помещения, имеющего 2 зоны: рабочую и игровую. Первая должна включать столы и стулья по количеству и возрасту детей, демонстрационную доску, шкаф для хранения пособий; вторая – зону для сюжетно-ролевых игр, а также подвижных игр малой и средней подвижности.
Кабинет должен располагать наглядными пособиями для индивидуального и коллективного использования. В серии красочных картинок может быть представлен фонетический и грамматический материал, подборки грамматических таблиц по базовому курсу грамматики.
Оборудование кабинета: столы; стулья; доска настенная.
Инструменты и приспособления: тетради, ручки.
Для раздачи детям в арсенале кабинета необходимы тематические наборы картинок, счетный материал, иллюстрированные словари, карточки с графическим изображением звуков и букв, игры.
Информационное обеспечение: таблицы, схемы, плакаты.
Аттестация производится через устный опрос, самоанализ, тестирование, зачет.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка и журнал посещаемости, материал тестирования.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка.
3. Формы аттестации.
На начальном этапе обучения важная роль отводится контролю как средству, позволяющему судить о достижении конечных целей обучения. Необходимо также учитывать воспитательно-стимулирующую функцию контроля, поскольку именно на этом этапе закладывается мотивационная база последующего успешного обучения.
Критерии оценки:
Фонетические навыки
Дети должны правильно и четко произносить звуки и слова, заданные педагогом.
Высокий уровень - ребенок четко и правильно произносит звуки и слова в соответствии с программными требованиями, набирает максимальное количество баллов.
Средний уровень - ребенок произносит четко и правильно не все звуки и слова, испытывает некоторые трудности, набирает среднее количество баллов.
Низкий уровень - ребенок произносит многие звуки и слова неверно, испытывает трудности в произнесении звуков или совсем ничего не произносят, набирает количество баллов меньше половины.
Лексические навыки
Дети должны назвать лексические единицы по заданной теме.
Высокий уровень - ребенок называет все слова по теме, не испытывает никаких трудностей, его лексический запас соответствует программным требованиям, набирает максимальное количество баллов.
Средний уровень - ребенок испытывает некоторые трудности при назывании лексических единиц, называет не все лексические единицы по заданным темам, набирает среднее количество баллов.
Низкий уровень - ребенок испытывает серьезные трудности при назывании лексических единиц или совсем не называет, лексический запас его не соответствует программным требованиям, набирает количество баллов меньше половины.
Навыки говорения (диалогическая и монологическая речь)
Дети должны уметь составлять связное высказывание в соответствии с предложенной ситуацией, уметь задавать вопросы и отвечать на них.
Высокий уровень - ребенок умеет задавать более 2-х вопросов, правильно отвечает на них, дает полные и краткие ответы, высказывание ребенка содержит более 3-х фраз, набирает максимальное количество баллов.
Средний уровень - ребенок допускает небольшие лексические и грамматические ошибки, высказывание ребенка содержит 2-3 фразы, задает 1 или 2 вопроса, не совсем четко отвечает на них, набирает среднее количество баллов.
Низкий уровень - ребенок не задает вопросы, отвечает неправильно, вообще не говорит по заданной теме, набирает количество баллов меньше половины.
Навыки аудирования
Дети должны понимать иностранную речь на слух, передавать ее содержание по-русски.
Высокий уровень - ребенок правильно передает содержание услышанного, набирает максимальное количество баллов.
Средний уровень - ребенок передает содержание услышанного, допуская небольшие грамматические или лексические ошибки, набирает среднее количество баллов.
Низкий уровень - ребенок не понимает содержание услышанного, набирает количество баллов меньше половины.
Знание алфавита и основных правил чтения.
Знание и написание букв алфавита. Знание и применение правил чтения и написания английских гласных, согласных, буквосочетаний в словах, словосочетаниях. Дети должны правильно читать слова и предложения по заданным темам.
Высокий уровень - ребенок правильно прописывает буквы алфавита,
буквосочетания, слова. Ребенок правильно читает фразы и предложения, набирает максимальное количество баллов.
Средний уровень - ребенок при списывании и, особенно под диктовку допускает небольшие орфографические ошибки. Ребенок при чтении допускает небольшие грамматические или лексические ошибки, набирает среднее количество баллов.
Низкий уровень - ребенок не может сделать запись слова под диктовку правильно, путается в написании букв алфавита. Ребенок не может прочитать или читает не правильно, набирает количество баллов меньше половины.
По количеству баллов определяем уровни (высокий, средний, низкий) по каждому аспекту и заносим в диагностическую таблицу. А затем выявляем количество детей с высоким, средним и низким уровнем.
В конце учебного года проводится зачетное занятие (итоговое тестирование), по итогам которого составляется протокол.
Оценочные материалы.
Итоговое тестирование (1 группа).
1. Выберите звук, с которого начинается слово.
[k] [l] [m] [s] [d]
a) b) c) d) e)
A) 1a, 2d, 3b, 4c, 5e Б) 1a, 2d, 3b, 4e, 5c
В) 1a, 2d, 3c, 4b, 5e Г) 1b, 2d, 3a, 4e, 5c
2. Найдите спрятанное слово.
B | A | N | A |
P | O | M | N |
O | S | W | A |
G | U | Z | K |
А) apple Б) orange
В) melon Г) banana
3. Выберите предложение, которое не соответствует ни одной из картинок.
a) The girl likes singing.
b) The cat likes playing.
c) The boy likes reading.
d) The mouse likes dancing.
A) b Б) d
В) c Г) a
4. Посмотрите на картинку и скажите, что есть в деревне у Майка.
a) There is a cow in Mike’s village. b) There is a tiger in Mike’s village.
c) There are pigs in Mike’s village. d) There is a giraffe in Mike’s village.
e) There are chickens in Mike’s village. f) There is a goose in Mike’s village.
А) a, b, d, e Б) c, d, e
В) a, b, c, d, e, f Г) a, c, e, f
5. У Майка есть питомец. Соедините части предложений так, чтобы у вас получился рассказ о Майке и его питомце.
А) 1a, 2c, 3b, 4f, 5d, 6e Б) 1b, 2e, 3d, 4f, 5a, 6c
В) 1b, 2e, 3d, 4a, 5c, 6f Г) 1b, 2e, 3d, 4f, 5c, 6a
Итоговое тестирование (2 группа).
1. Найдите спрятанное на паровозике название животного.
A) elephant Б) lion
В) tiger Г) cat
2. Прочитайте стихотворение и заполните пропуски подходящими по смыслу названиями сезонов.
А) 1. spring, 2. winter, 3. autumn, 4. summer
Б) 1. spring, 2.summer, 3. autumn, 4. winter
В) 1.winter, 2.spring, 3. autumn, 4. summer
Г) 1. summer, 2. autumn, 3. winter, 4. spring
3. Ответьте, сколько медведей изображено на картинке
А) There are six bears. Б) There are nine bears.
В) There are ten bears. Г) There are eight bears.
4. Подберите к картинкам соответствующие названия школьных предметов.
A) 1. music, 2. science, 3. math, 4.physical education
Б) 1. music, 2. science, 3. physical education, 4. math
В) 1. music, 2. physical education, 3. math, 4. science
Г) 1. science, 2. music, 3. math, 4.physical education
5. Заполните пропуски подходящей формой глагола to be.
is am are
1. Elephant … the biggest animal in the world.
2. I … from America.
3. There … many dolls in the museum.
4. My brother … a pupil.
5. It … ten o’clock now.
А) 1. are, 2. is, 3. is, 4. am, 5. are Б) 1. am, 2. is, 3. am, 4. are, 5. is
В) 1. is, 3. is, 2. am, 5. are, 4. is Г) 1. is, 2. am, 3. are, 4. is, 5. is
6. Посмотрите на стол Майка и ответьте, какие два предмета из списка слева отсутствуют.
a laptop a glass of juice a pen a pencil a mobile phone an apple books a ball
A) f, h Б) a, c
В) e, d Г) f, g
7. Составьте из данных слов предложение.
koala got The nose a has black
A) The koala got has a nose black. Б) A nose black has got the koala.
В) Black koala has the got a nose . Г) The koala has got a black nose.
8. Подберите к каждому предложению правильный перевод слева.
1. The boy can play football. Мальчик умеет говорить по-английски. Мальчик умеет плавать. Мальчик умеет играть в футбол. Мальчик умеет играть в хоккей. Мальчик умеет кататься на коньках. Мальчик умеет кататься на велосипеде.
2. The boy can swim.
3. The boy can skate.
4. The boy can speak English.
5. The boy can ride a bike.
6. The boy can play hockey.
А) 1a, 2b, 3e, 4f, 5c, 6d Б) 1с, 2b, 3e, 4a, 5d, 6f
В) 1c, 2b, 3e, 4a, 5f, 6d Г) 1f, 2d, 3e, 4a, 5c, 6b
9. Посмотрите на картинки и ответьте, где находится кот Том в 6 часов.
А) Tom is in the kitchen. Б) Tom is in the bathroom.
В) Tom is in the bedroom. Г) Tom is in the living room.
10. Дополните разговор Майка и Никиты недостающими репликами.
I am 9, too. I am Mike. I am from Great Britain. And you? How old are you? Nikita: Hello! My name is Nikita. And what’s your name? Mike: …1) Nikita: Where are you from? Mike: …2) Nikita: I am from Russia. Mike: …3) Nikita: I am 9. And you? Mike: …4)
А) 1a, 2b, 3d, 4c Б) 1b, 2c, 3d, 4a
В) 1a, 2b,3c, 4d Г) 1a, 2c, 3d, 4b
5. Методическое обеспечение программы.
Работа педагога диктует необходимость гибкого отношения его к структуре и содержанию каждого отдельного занятия, чуткого реагирования на малейшие изменения, происходящие как в группе целом, так и у каждого члена учебной группы в отдельности, а также умения быстрого и адекватного реагирования на эти изменения, варьируя формы методы и приемы работы. В то же время ему необходимо помнить о решении поставленных задач и добиваться этого посредством вариативности форм и методов подачи материала.
Одним из ведущих методов - является игровой. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Также применяется методика использования стихотворений и рифм для усвоения языкового материала, разучивание песен - метод развития устной речи школьников. Использование сказочного фольклора на занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся. Широкое применение сказок способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Просмотр видео-фрагментов и прослушивание аудио-записей также повышает эффективность образовательного процесса.
В основе обучения по программе «Мы друзья!» лежат следующие принципы:
Принцип коммуникативной направленности способствует формированию коммуникативно-речевых умений, необходимых для использования изучаемого языка как средства общения. Создаются учебные условия для овладения речевыми умениями в четырех видах речевой деятельности – аудировании, говорении, чтении и письме.
Принцип межкультурной ориентированности позволяет ознакомить детей с новым социальным опытом, а также с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, с некоторыми правилами речевого поведения во время общения.
Принцип активности предполагает приоритет практических видов деятельности при формировании и отработке у детей речевых навыков и умений в процессе изучения английского языка.
Принцип доступности предполагает учет специфики и возможностей возраста, что обуславливает выбор содержания обучения, а также учет типа ведущей деятельности – игры со всеми ее структурными характеристиками.
Принцип индивидуализации заключается в создании условий максимальной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка, используя оптимальное сочетание работы в парах и малых группах, оказывая речевую помощь при построении диалогов и мини-диалогов в рамках изучаемых тем с акцентом на индивидуальные интересы детей.
Принцип учета языкового опыта изучения родного языка и коммуникативного опыта общения на нем. Следует помнить, что обучающиеся в младшем школьном возрасте могут быть не знакомы с рядом понятий, которые используются при характеристике системы родного языка, поэтому следует избегать незнакомых языковых терминов. Исключение могут составлять лишь те, которые не имеют аналогов на родном языке (например, артикли).
На занятиях используются методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ);
практический (выполнение упражнений, устная и письменная работа);
игровой (ролевая игра);
наглядный (демонстрационный материал).
Одной из задач обучения английскому языку в рамках данной программы является развитие мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка. Очень важно именно в младшем школьном возрасте сформировать такую познавательную мотивацию, которая бы придавала обучению значимый для ребенка смысл. Для того чтобы повысить уровень познавательного интереса, необходимо сотрудничество педагога, родителей и ребенка.
Суть творческого сотрудничества педагога и семьи ребенка заключается в том, что обе стороны заинтересованы в достижении им высоких показателей в обучении, а также в раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности.
При реализации данной программы происходит постоянная коммуникация педагога с родителями (после каждого занятия), что способствует эффективному обучению детей и достижению поставленной цели. Согласно наблюдениям, дети, родители которых постоянно сотрудничают с педагогом, имеют более стабильные знания.
Библиография.
Нормативные документы.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
6. Список литературы.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса.
Songbirds- песни для детей на английском языке. - М.:Айрис-пресс, 2010.
Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка 2-4 классы. –М.: Вако, 2011.
3.«105 занятий по английскому языку для школьников» И.В.Вронская. Изд. Каро 2006г.
Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам/И. Л. Бим// Иностранные языки в школе. – 2001. - №4.
Английский язык для младших школьников. Руководство для преподавателей и родителей. - М.: Росмэн-Пресс, 2010.
Арбекова Т.И. Я хочу и буду знать английский (переработанное и дополненное).- М., 4е, 2002.
Кулиш, В. Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. – Донецк: Сталкер, 2001.
Галицынский Ю. Грамматика (Сборник упражнений), издание 6 (переработанное)- М.: 2008.
Шишкова, Вербовская: Английский для младших школьников. Учебник1-2 части. (под ред. Бонк Н.А.).- Росмэн-Пресс, 2008.
9.«Праздники для детей, изучающих английский язык». М.Д. Астафьева. Изд. «Мозаика-Синтез» 2006г
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.
Английские детские стихи, песенки и сказки. Книга для внеклассного чтения для учащихся 1-4 классов.– Издательство: Лицей, 2003.
Астафьева М.Д. Игры для детей изучающих английский язык. М.: Мозаика - Синтез, 2006.
Брюсова Н.Г.Учимся и играем на уроках английского языка 2-4 класс. - М: Дрофа, 2003.
Г.С.Усова, История Англии: Тексты для чтения на англ. языке: В 2т. - Лань, 2001.
Гудкова Л.М.. Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе.- М.: АСТ Астрель, 2005.
Илюшкина А.В. Говорим по-английски.- СПб.: Литера, 2010.
Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело.- СПб.: Литера, 2009.
Коновалова Т. В. Веселые стихи для запоминания английских слов.- СПб.: Литера, 2006.
Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории.- М.: Сталкер, 2001 г.
Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах//Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014.
Лонге И. Книга для чтения на английском языке с упражнениями. М.: Глосса-Пресс, 2010.
Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991. -
С.В. Фурсенко. Грамматика в стихах: Веселые грамматические рифмовки английского языка. - СПб.: КАРО, 2009.
Тананушко К.А. Английский язык в таблицах и правилах 1-3 классы.
39