Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кротовская средняя школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педсовете Зам.директора по ВР Директор школы:
Протокол № ________Г.В.Соловьева ________Явкина И.М.
от «__»_____20__г. «___»______20___г. Приказ № от ________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Если вместе веселее»
Направление: социальное
Возраст школьников: 11- 13 лет
Разработчик: Ямалеева Д.В.
г. Ульяновск, 2020 г.
1. Пояснительная записка
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности.
Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен уметь успешно работать в группе, обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь выслушивать коллег и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой.
Сегодня общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.
Необходимо учитывать особенность возраста, и обратить на него внимание. Программа внеурочной деятельности «Если вместе веселее» учитывает, что у школьников 5 -6 класса сложный возрастной период, связанный с переходом в среднюю школу, но который одновременно является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на основе их искать путь самовоспитания, саморазвития.
Срок реализации программы: 1 час в неделю 34 часа в году.
За основу взяты программы: Р.Ф. Ханнановой «Если вместе веселее» О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему я: уроки психологиии в средней школе», Н.Слободяник «Уроки общения для младших подростков»
Адресат программы: учащиеся 5 - 6 класса.
Цель программы: Создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.
Задачи:
1. Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
2. Повышать самооценку.
3. Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
4. Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
5. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
6. Формировать положительную мотивацию к учению, речевую активность у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрации, психологические игры, тренинги, групповая работа, практическая работа, тесты, опросники.
В результате изучения данного факультативного курса дети:
Овладеют определенными психологическими знаниями;
Овладеют приемами конструктивного взаимодействия;
Умеют правильно управлять своими эмоциональными реакциями;
Совершенствуют навыки общения;
2. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Цель | Дата |
1 1. | Вводное | Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования. Принять правила проведения занятий. | |
Развитие самопознания и рефлексии (6 часов) | |||
2. | Общение в жизни человека | Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека. | |
3. | Самооценка | Кто я, какой я? Навыки адекватной самооценки. | |
4. | Мое королевство | Уникальность моего мира. | |
5. | Мои внутренние друзья и внутренние враги. | Познакомить учащихся с эмоциями. Научить определять эмоциональное состояние других людей. | |
6. | Ярмарка достоинств. | Формировать адекватную самооценку. Способствовать формированию позитивного образа “Я”. Развивать навыки общения. | |
7. | Ищу друга | Формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе; | |
Я и ты (3 часа) | |||
4 8. | Я глазами других | Создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных. | |
5 9. | Я и Мы | Способствовать сплочению классного коллектива, укреплению межличностных взаимодействий. | |
10. | Я и мои друзья. | Анкета на тему: «Я и мои друзья» Развитие эмоциональной сферы детей по средствам арт-терапии, сказкотерапии. | |
Навыки позитивного общения (5 часов) | |||
11. | Виды общения.
| Рассмотреть различные виды общения и варианты их использования. | |
12. | Стратегии общения. | Рассмотреть различные стратегии общения и опробовать их на практике. | |
13. | Комплименты. Навыки эмпатии. "Зеркало". | Тест " Насколько я умею общаться?" Овладеть навыками эмпатии и рефлексии для эффективного восприятия и понимания собеседника. | |
114.
| Учимся слушать друг друга | Показать значимость собственного «Я». | |
15. | Как правильно дружить. | Развивать коммуникативные навыки; вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость; | |
Навыки конструктивного общения (5 часов) | |||
16. | Уверенное и неуверенное поведение | Дать учащимся понятие о сильной личности. | |
17. | Как сделать так, чтобы тебя поняли без слов | Развить невербальные навыки общения, учиться познавать себя через восприятие другого; развивать творческие способности.
| |
18. | Неверные средства общения | Познакомить с понятием «неверные средства общения» | |
19. | Правила ведения дискуссии. | Научиться грамотно дискутировать. | |
20. | Психологические особенности публичного выступления. | Выделить важные для публичного выступления факторы | |
Разрешение проблем и конфликтов (4 часа) | |||
21. | Нужна ли агрессия? | Дать учащимся представление об агрессивном поведении. | |
9 22. | Почему люди ссорятся? (Конфликт). | Получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения. | |
1 23. | Мои права и права других людей. | Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими. | |
1 24. | Умение сказать нет. | Тренировка способности не поддаваться чужому влиянию | |
Проблемы общения(5 часов) | |||
25. | Мои проблемы | Научить осознавать проблемы и их обсуждать. | |
26. | Обиды и Критика | Выявить способы борьбы с обидой. Отработать навыки правильного реагирования на критику. | |
27. | Комплименты или лесть? | Научить видеть положительные качества у других людей. | |
28. | Вежливость | Дать учащимся определение понятия «вежливость». | |
Обучение навыкам культуры поведения (7 часов) | |||
1 29. | Об этикете | Формировать у учащихся положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения. | |
30. | Правила приветствия | Познакомить учащихся с правилами приветствия. | |
31. | Ведение беседы Принимаем гостей. | Познакомить учащихся с правилами ведения беседы. Формировать навыки ведения беседы. Познакомить учащихся с правилами приема гостей. | |
32. | Телефонный разговор
| Познакомить участников с правилами ведения разговора по телефону. | |
33. | Занятие в театре. | Познакомить учащихся с правилами посещения театра. | |
34. | Последнее занятие. Чаепитие | Подведение итогов. Рефлексия | |
3. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения внеурочной программы «Познай себя» обучающийся должен уметь:
проявлять психологическую устойчивость в сложных ситуациях;
правильно управлять своими эмоциональными реакциями;
предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
осуществлять поиск и использование необходимой информации;
устанавливать психологический контакт с окружающими;
должен знать:
основы волевой саморегуляции;
основы профилактики и разрешения конфликтов;
структуру общения, эффекты межличностного восприятия, барьеры в общении, препятствующие установлению психологического контакта с окружающими.
4. Предполагаемые результаты
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы организации внеурочной деятельности ожидается повышение результатов, как личностных, так и предметных и метапредметных.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:
· профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации;
· улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;
· увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
· воспитание у детей толерантности.
5. Учебно – методическое обеспечение
Е.А. Сорокоумова Уроки самопознания»,/ Москва 2007 г.
К. Фопель Как научить детей сотрудничать? /Психологические игры и упражнения. Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006.
Медиабезопасность школьника: опыт, проблемы, пути решения. /Сборник материалов областной научно-практической конференции. Под общ .ред. С.В.Вершинина. Ульяновск: УИПКПРО , 2014
Н.П.Слободяник Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.:/ АЙРИС ПРЕСС - М., 2006
О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)"/ Издательство: Генезис, 2005 г.
Т.Л. Богатырева, Неповторимые МЫ. /Москва «просвещение 2007г.
Р.Ф.Ханнанова Программа внеурочной деятельности учащихся по формированию основ социальной компетентности у обучающихся 5-6 классов «Если вместе- веселей»