«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа "Тестопластика"

Программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ.

Олимпиады: Викторина "Детям планеты мир без тревог" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МБУ ДО «ЦДО» города Смоленска

























Программа кружка для детей с ОВЗ 5-12 лет

Срок реализации программы 1 год

«Тестопластика»











Автор: Пасько Ольга Николаевна

педагог дополнительного образования



Смоленск 2015

Пояснительная записка.

Изделия из соленого теста – это древнейший промысел русской керамики. Красота произведений древнего традиционного искусства воплощает в себе многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человеческого труда. Поэтому народное искусство, художественные ремесла играют важную роль в разностороннем развитии детей. Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Лепка из теста отличается от пластилина. Тесто не пачкает рук и является экологически чистым продуктом. Техника лепки проста и ее легко освоить. Самые сложные поделки из соленого теста выполнены из простых элементов – колобков, колбасок и лепешек. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы с тестом: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Приобретенные навыки ,знание простейших закономерностей в цветоведении, композиции окажутся необходимыми для дальнейшего развития гармоничной личности. Кроме того, занятия способствуют развитию положительных эмоций детей, радостных переживаний, являясь средством снятия эмоционального напряжения. Программа имеет социально-педагогическую направленность. Новизна создания программы обусловлена желанием познакомить детей с особенностями в развитии с новой техникой лепки-тестопластикой, так как программ для детей этой категории ранее не было.

Актуальность. Поделки из соленого теста - традиция древняя, но и в настоящее время высоко ценится все, что сделано своими руками. Программа «Тестопластика» является одной из ступеней в социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для детей данной категории на начальных этапах формирования продуктивной деятельности. Знакомясь с пластичным материалом (тестом), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы и величины. Ребенок познает окружающий мир через осязание. Формируется навык реализации замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца. Основой программы «Тестопластика» является использование нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства – тестопластика. В процессе обучения дети усваивают систему сенсорных эталонов, у них формируется образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Формируются общие интеллектуальные умения: понимание и принятие цели продуктивной деятельности, анализ условий задачи, выделение способа ее решения, поэтапное выполнение умственных действий - все эти знания, умения и навыки помогают более успешной социализации детей с особенностями в развитии. В процессе занятий тестопластикой у детей развивается мелкая моторика в координации с умственным и психическим развитием, укрепляются мышцы пальцев и кистей рук. Важной задачей данной программы является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению ,уверенность в себе. Особое внимание в программе уделяется эстетическому воспитанию, развитию художественного вкуса детей.

Возраст обучающихся 5-12 лет.

Программа написана с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья под девизом: растем и развиваемся через познание, творчество и игру.

Программа рассчитана на 1 год обучения (но может быть продлена с учетом индивидуальных особенностей детей). Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. В основе программы точное соблюдение труда и отдыха. Форма занятий групповая от 6-10 человек. В группах детей со сложным дефектом в целях улучшения качества обучения учащиеся делятся на подгруппы по 2-5 человек. В программе предусмотрены часы на изготовление сувениров и панно к календарным датам (Новый год, 23 февраля, 8 Марта, день Космоновтики).



Направленность деятельности

Социально-педагогическая

Кружок

Тестопластика

Количество часов

72

Цель и задачи изучения темы

Целью программы является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности – орудийных действий, зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики и перцептивных действий средствами тестопластики, развить творческий потенциал каждого ребенка.

Задачи программы:

Обучающие:

сформировать у детей навыки лепки обучить детей лепить предметы по образцу, слову и замыслу, используя приемы: вдавливания, сплющивания и прищипывания обучить понимать простейшие изображения, выполняемые педагогом и сопровождаемые речью, демонстрацией, движением обучить детей называть предмет и его изображение словом

Развивающие:

развивать умение выполнять лепные поделки с последующим созданием сюжета развивать зрительно-двигательную координацию развивать мелкую моторику рук,которая способствует улучшению памяти, речи

Воспитательные:

воспитать интерес к процессу лепки воспитать умение аккуратного выполнения работы воспитать положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам приобщать детей к коллективной творческой деятельности

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • адекватность понимания успешности/неуспешности деятельности;

  • развитие способностей к творческому самовыражению, при помощи использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности: для решения простейших задач;

Метапредметные

Регулятивные

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • осуществлять контроль по результату и по способу действия;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. 

Коммуникативные:

  • Учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • аргументировать свою позицию;

  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • использовать речевые средства для решения разнообразных коммуникативных задач.

Познавательные:

  • усвоить знания организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;

  • формулировать цель в совместно-распределенной деятельности;

  • искать и выделять необходимую информацию;

  • отличать рациональный и нерациональный способ выполнения задания, выбирать наиболее эффективный способ;

  • выполнять рефлексивный анализ деятельности;

  • выбирать основания и критерии для сравнения, сериации и классификации объектов;

  • усвоить знания оценки и осмысливания результатов своих действий.

К концу учебного года учащиеся

должны знать:

- технологию приготовления соленого теста;

- основные приемы, используемые для лепки животных и птиц;

- технологический процесс изготовления поделок из соленого теста;

должны уметь:

- соблюдать правила безопасного труда;

- переводить шаблоны на тесто;

- изготавливать и оформлять поделки;

- осуществлять декоративную работу при лепке изделия;

- самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста;

- самостоятельно исправлять повреждения поделок;

- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.

приобретут навыки:

- наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона;

- определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок;

- изготовления поделки по собственному эскизу.









Содержание тем

занятия

Наименование темы занятия

Содержание занятия

Понятийный аппарат

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Результаты обучения

1

2

3

4

5

6

7

1.

Вводное занятие, знакомство

История изготовления поделок из соленого теста. Техника безопасности и правила поведения во время занятий.

Правила. Техника безопасности. Инструменты.

Восприятие, запоминание, понимание.

Текущий.

Знать

-правила безопасной работы с тестом;

- историю изготовления поделок из соленого теста.


2.

«Начало начал..»

Показ готовых работ. Пробный замес теста. Форма и величина предметов. Сопоставление предметов по размерам и форме между собой и в заданном пространстве. Простейшие и основные элементы в лепке – шарики, жгутики, лепешки, косички.

Форма. Величина. Шарики. Жгутики. Лепешки. Колобки.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Текущий

Знать:


- простейшие и основные элементы в лепке – шарики, жгутики, лепешки, косички.

Уметь:

- сопоставлять предметы по форме и размерам.

3.

«Формы бывают разные…»

Раскатывание теста в лепешку. Придание формы изделию с помощью рук и с помощью инструментов.

Лепешка. Форма. Инструменты.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Текущий

Знать приемы придания определенной формы тесту, основные инструменты придания формы.

Уметь подобрать правильный инструмент для предания определенной формы.

4.

Кисти и краски

Знакомство с основными материалами способами окрашивания изделий из теста.


Краски. Кисти.

Восприятие, запоминание, понимание.

Текущий

Знать основные способы окрашивания изделий.

Уметь выполнять декоративное оформление изделий.

5.

Панно «Цветы вокруг нас»

Выполнение панно с использованием различных стилей лепки.

Панно.

Выполнение работы по образцу

Презентация работы.

Знать: последовательность лепки

Уметь выполнять форму, последовательное соединение деталей, мелкие налепы


6.

Подарки осени.


Соотношение лепных поделок с реальными предметами (яблоко помидор, огурец).


Поделки. Реальные предметы.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Презентация выполненных работ

Знать:

основные фигуры при создании простых предметов.

Уметь правильно подобрать нужную фигуру для изготовления представленного предмета.


7.

Яблоки для ежика.

Выполнение панно с использованием геометрических фигур.

Геометрические фигуры. Основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Текущий

Знать основные геометрические фигуры.

Уметь подбирать геометрические фигуры для полной композиции.

8.

Украшения из теста.


Приемы вырезания простейших форм из теста с помощью готовых форм. Виды и формы украшений (кольцо, браслет, бусы).


Форма. Кольцо. Браслет. Бусы.

Восприятие, запоминание, понимание.

Текущий

Знать Приемы вырезания простейших форм из теста с помощью готовых форм. Уметь правильно подобрать нужную форму для изготовления продукта.

9.

«Гранатовые бусы»

Выполнение украшения на основе примера

Бусы.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Презентация работ.

Знать основные способы соединения изделия.

Уметь правильно распределить детали композиции.

10.

«Новогодний сувенир»

Технология изготовления новогодних поделок-сувениров. Виды и формы сувениров, их назначение.


Сувенир.

Восприятие, запоминание, понимание.

Текущий

Знать технологию изготовления новогодних поделок-сувениров.

Уметь

правильно подбирать форму сувенира.

11.


Новогодний пряник

Лепка сувенирных пряников

Пряник.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Презентация работ.

Знать технику выполнения традиции празднования нового года в разных странах.

Уметь изготовить объемную фигуру в данной технике.


12.

Украшаем елочку

Лепка плоскостных и объемных елочных украшений: домиков, шаров, сосулек.

Домик. Шар. Сосулька.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Презентация работ.

Знать основные приемы изготовления елочных украшений.

Уметь; правильно подобрать форму для создания украшения.


13.

«23 феврвля»

Выполнение объемной композиции при помощи теста.

Объем.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Презентация работ

Знать традицию празднования праздника. Уметь отразить основную идею при помощи основного материала – теста.


14.

8 марта

Выполнение объемной композиции при помощи теста.

Объем.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Презентация работ

Знать традицию празднования праздника. Уметь отразить основную идею при помощи основного материала – теста.

15.

День Космонавтики

Создание объемных изделий.

Солнечная система. Звезды.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Презентация работ.

Знать традицию празднования праздника. Уметь правильно применить подручные материалы, для придания необходимой формы.

16.

Кукла-скульптура



Кукла. Скульптура.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Презентация работ

Основные способы создания скульптур из 2 частей. Уметь создавать элементарные скульптуры из 2 частей (гриб, кукла) по образцу.

17.

«Эти забавные животные»


Правила безопасной работы с природным материалом.

Природный материал

Восприятие, запоминание, понимание.

Коллективное панно.

Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала.

Уметь:

- работать с природным материалом;


18.

Панно «Мишка»


Изготовление панно при помощи теста и природного материала.

Панно. Природный материал.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Текущий

Знать особенности склеивания основы, теста и природного материала. Уметь правильно подготовить основу для панно.

19.

Забавный кулон


Изготовление кулона

Кулон.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Презентация работ

Знать основные формы для создания кулонов. Уметь правильно подобрать форму и цветовую гамму для работы.


20.

Цветное тесто


Знакомство с основными материалами способами окрашивания теста.


Окрашивание теста.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Текущий

Знать правила окрашивания теста. Уметь окрашивать тесто.

21.

Коллективное панно «Дары леса»


Изготовление коллективного панно

Панно

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Презентация работы

Знать основные методы создания композиции. Уметь правильно расположить детали на плоскости.

22.

Плетеные изделия


Знакомство с основными видами плетения.

Плетение.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Текущий

Знать способы плетения. Уметь использовать способы плетения на практике.

23.

Бабушкино лукошко.


Изготовление корзинки.

Лукошко. Корзина.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Выставка.

Знать

-основные формы корзин.

Уметь – правильно подобрать форму для выполнения работы.

24.

Оформление баночки «Домик»




Оформление стеклянной банки при помощи теста

Банка. Стиль.

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала.

Презентация работ

Знать основные способы склеивания теста Уметь правильно подобрать способ склеивания теста

25.

Народные мотивы: хохлома, гжель

Знакомство с гжельской керамикой и хохломским промыслом

Народные мотивы. Хохлома. Гжель


Выставка работ

Должен знать цвета, предметы по гжели и хохломе

Уметь создать форму, устойчивость, характерные детали





Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. Знакомство.

1

1

2.

«Начало начал..»

1

1

3.

«Формы бывают разные…»

1

1

4.

Кисти и краски

1

1

5.

Панно «Цветы вокруг нас»


4

6.

«Подарки осени»


2

7.

Яблоки для ежика


2

8.

Украшения из теста

1


9.

«Гранатовые бусы»


2

10.

«Новогодний сувенир»

1


11.

«Новогодний пряник»


2

12.

Украшаем елочку


4

13.

«23 февраля»


4

14.

«8 марта»


4

15.

«День Космонавтики»


3

16.

Кукла-скульптура

1

2

17.

«Эти забавные животные»

1

2

18.

Панно «Мишка»


4

19.

Забавный кулон


4

20.

Цветное тесто

1

1

21.

Коллективное панно «Дары леса»


4

22.

Плетеные изделия

1

2

23.

Бабушкино лукошко


4

24.

Оформление баночки «Домик»

1

3

25.

Народные мотивы: хохлома, гжель

1

3

Всего

72



Литература

  1. Анна Фирсова "Чудеса из соленого теста". М. 2013г.

  2. С.Ю. Ращупкина. Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки. М. 2011

  3. http://adalin.mospsy.ru Эл. ресурс.

  4. http://allforchildren.ru Эл. ресурс.



Для реализации данной программы необходимо наличие хорошо освещенного кабинета с необходимым оборудованием:

-столы, свободно расставленные,

-шкафы для хранения материалов и изготовленных изделий,

-стеллажи или столы для проведения выставок;

-оборудованные раковины для мытья рук;

-материалы: краски, кисти для росписи, скалки, клей ПВА, набор формочек для теста различной формы и величины, мука соль.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее