МБУ ДО «ЦДО» города Смоленска
Программа кружка для детей с ОВЗ 5-12 лет
Срок реализации программы 1 год
«Тестопластика»
Автор: Пасько Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования
Смоленск 2015
Пояснительная записка.
Изделия из соленого теста – это древнейший промысел русской керамики. Красота произведений древнего традиционного искусства воплощает в себе многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человеческого труда. Поэтому народное искусство, художественные ремесла играют важную роль в разностороннем развитии детей. Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Лепка из теста отличается от пластилина. Тесто не пачкает рук и является экологически чистым продуктом. Техника лепки проста и ее легко освоить. Самые сложные поделки из соленого теста выполнены из простых элементов – колобков, колбасок и лепешек. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы с тестом: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Приобретенные навыки ,знание простейших закономерностей в цветоведении, композиции окажутся необходимыми для дальнейшего развития гармоничной личности. Кроме того, занятия способствуют развитию положительных эмоций детей, радостных переживаний, являясь средством снятия эмоционального напряжения. Программа имеет социально-педагогическую направленность. Новизна создания программы обусловлена желанием познакомить детей с особенностями в развитии с новой техникой лепки-тестопластикой, так как программ для детей этой категории ранее не было.
Актуальность. Поделки из соленого теста - традиция древняя, но и в настоящее время высоко ценится все, что сделано своими руками. Программа «Тестопластика» является одной из ступеней в социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для детей данной категории на начальных этапах формирования продуктивной деятельности. Знакомясь с пластичным материалом (тестом), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы и величины. Ребенок познает окружающий мир через осязание. Формируется навык реализации замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца. Основой программы «Тестопластика» является использование нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства – тестопластика. В процессе обучения дети усваивают систему сенсорных эталонов, у них формируется образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Формируются общие интеллектуальные умения: понимание и принятие цели продуктивной деятельности, анализ условий задачи, выделение способа ее решения, поэтапное выполнение умственных действий - все эти знания, умения и навыки помогают более успешной социализации детей с особенностями в развитии. В процессе занятий тестопластикой у детей развивается мелкая моторика в координации с умственным и психическим развитием, укрепляются мышцы пальцев и кистей рук. Важной задачей данной программы является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению ,уверенность в себе. Особое внимание в программе уделяется эстетическому воспитанию, развитию художественного вкуса детей.
Возраст обучающихся 5-12 лет.
Программа написана с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья под девизом: растем и развиваемся через познание, творчество и игру.
Программа рассчитана на 1 год обучения (но может быть продлена с учетом индивидуальных особенностей детей). Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. В основе программы точное соблюдение труда и отдыха. Форма занятий групповая от 6-10 человек. В группах детей со сложным дефектом в целях улучшения качества обучения учащиеся делятся на подгруппы по 2-5 человек. В программе предусмотрены часы на изготовление сувениров и панно к календарным датам (Новый год, 23 февраля, 8 Марта, день Космоновтики).
Направленность деятельности | Социально-педагогическая |
Кружок | Тестопластика |
Количество часов | 72 |
Цель и задачи изучения темы | Целью программы является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности – орудийных действий, зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики и перцептивных действий средствами тестопластики, развить творческий потенциал каждого ребенка. Задачи программы: Обучающие: сформировать у детей навыки лепки обучить детей лепить предметы по образцу, слову и замыслу, используя приемы: вдавливания, сплющивания и прищипывания обучить понимать простейшие изображения, выполняемые педагогом и сопровождаемые речью, демонстрацией, движением обучить детей называть предмет и его изображение словом Развивающие: развивать умение выполнять лепные поделки с последующим созданием сюжета развивать зрительно-двигательную координацию развивать мелкую моторику рук,которая способствует улучшению памяти, речи Воспитательные: воспитать интерес к процессу лепки воспитать умение аккуратного выполнения работы воспитать положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам приобщать детей к коллективной творческой деятельности |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация. Личностными результатами изучения данной программы являются:
Метапредметные Регулятивные
Коммуникативные:
Познавательные:
К концу учебного года учащиеся должны знать: - технологию приготовления соленого теста; - основные приемы, используемые для лепки животных и птиц; - технологический процесс изготовления поделок из соленого теста; должны уметь: - соблюдать правила безопасного труда; - переводить шаблоны на тесто; - изготавливать и оформлять поделки; - осуществлять декоративную работу при лепке изделия; - самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста; - самостоятельно исправлять повреждения поделок; - самостоятельно контролировать качество готовности поделки. приобретут навыки: - наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона; - определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок; - изготовления поделки по собственному эскизу. |
Содержание тем | ||||||
№ занятия | Наименование темы занятия | Содержание занятия | Понятийный аппарат | Основные виды учебной деятельности | Виды контроля | Результаты обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Вводное занятие, знакомство | История изготовления поделок из соленого теста. Техника безопасности и правила поведения во время занятий. | Правила. Техника безопасности. Инструменты. | Восприятие, запоминание, понимание. | Текущий. | Знать -правила безопасной работы с тестом; - историю изготовления поделок из соленого теста.
|
2. | «Начало начал..» | Показ готовых работ. Пробный замес теста. Форма и величина предметов. Сопоставление предметов по размерам и форме между собой и в заданном пространстве. Простейшие и основные элементы в лепке – шарики, жгутики, лепешки, косички. | Форма. Величина. Шарики. Жгутики. Лепешки. Колобки. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать: - простейшие и основные элементы в лепке – шарики, жгутики, лепешки, косички. Уметь: - сопоставлять предметы по форме и размерам. |
3. | «Формы бывают разные…» | Раскатывание теста в лепешку. Придание формы изделию с помощью рук и с помощью инструментов. | Лепешка. Форма. Инструменты. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать приемы придания определенной формы тесту, основные инструменты придания формы. Уметь подобрать правильный инструмент для предания определенной формы. |
4. | Кисти и краски | Знакомство с основными материалами способами окрашивания изделий из теста.
| Краски. Кисти. | Восприятие, запоминание, понимание. | Текущий | Знать основные способы окрашивания изделий. Уметь выполнять декоративное оформление изделий. |
5. | Панно «Цветы вокруг нас» | Выполнение панно с использованием различных стилей лепки. | Панно. | Выполнение работы по образцу | Презентация работы. | Знать: последовательность лепки Уметь выполнять форму, последовательное соединение деталей, мелкие налепы
|
6. | Подарки осени. | Соотношение лепных поделок с реальными предметами (яблоко помидор, огурец). | Поделки. Реальные предметы. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация выполненных работ | Знать: основные фигуры при создании простых предметов. Уметь правильно подобрать нужную фигуру для изготовления представленного предмета.
|
7. | Яблоки для ежика. | Выполнение панно с использованием геометрических фигур. | Геометрические фигуры. Основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать основные геометрические фигуры. Уметь подбирать геометрические фигуры для полной композиции. |
8. | Украшения из теста. | Приемы вырезания простейших форм из теста с помощью готовых форм. Виды и формы украшений (кольцо, браслет, бусы). | Форма. Кольцо. Браслет. Бусы. | Восприятие, запоминание, понимание. | Текущий | Знать Приемы вырезания простейших форм из теста с помощью готовых форм. Уметь правильно подобрать нужную форму для изготовления продукта. |
9. | «Гранатовые бусы» | Выполнение украшения на основе примера | Бусы. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ. | Знать основные способы соединения изделия. Уметь правильно распределить детали композиции. |
10. | «Новогодний сувенир» | Технология изготовления новогодних поделок-сувениров. Виды и формы сувениров, их назначение. | Сувенир. | Восприятие, запоминание, понимание. | Текущий | Знать технологию изготовления новогодних поделок-сувениров. Уметь правильно подбирать форму сувенира. |
11. |
| Лепка сувенирных пряников | Пряник. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ. | Знать технику выполнения традиции празднования нового года в разных странах. Уметь изготовить объемную фигуру в данной технике.
|
12. | Украшаем елочку | Лепка плоскостных и объемных елочных украшений: домиков, шаров, сосулек. | Домик. Шар. Сосулька. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ. | Знать основные приемы изготовления елочных украшений. Уметь; правильно подобрать форму для создания украшения.
|
13. | «23 феврвля» | Выполнение объемной композиции при помощи теста. | Объем. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ | Знать традицию празднования праздника. Уметь отразить основную идею при помощи основного материала – теста.
|
14. | 8 марта | Выполнение объемной композиции при помощи теста. | Объем. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ | Знать традицию празднования праздника. Уметь отразить основную идею при помощи основного материала – теста. |
15. | День Космонавтики | Создание объемных изделий. | Солнечная система. Звезды. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ. | Знать традицию празднования праздника. Уметь правильно применить подручные материалы, для придания необходимой формы. |
16. | Кукла-скульптура
|
| Кукла. Скульптура. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ | Основные способы создания скульптур из 2 частей. Уметь создавать элементарные скульптуры из 2 частей (гриб, кукла) по образцу. |
17. | «Эти забавные животные»
| Правила безопасной работы с природным материалом. | Природный материал | Восприятие, запоминание, понимание. | Коллективное панно. | Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала. Уметь: - работать с природным материалом;
|
18. | Панно «Мишка»
| Изготовление панно при помощи теста и природного материала. | Панно. Природный материал. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать особенности склеивания основы, теста и природного материала. Уметь правильно подготовить основу для панно. |
19. | Забавный кулон
| Изготовление кулона | Кулон. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ | Знать основные формы для создания кулонов. Уметь правильно подобрать форму и цветовую гамму для работы.
|
20. | Цветное тесто
| Знакомство с основными материалами способами окрашивания теста.
| Окрашивание теста. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать правила окрашивания теста. Уметь окрашивать тесто. |
21. | Коллективное панно «Дары леса»
| Изготовление коллективного панно | Панно | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работы | Знать основные методы создания композиции. Уметь правильно расположить детали на плоскости. |
22. | Плетеные изделия
| Знакомство с основными видами плетения. | Плетение. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать способы плетения. Уметь использовать способы плетения на практике. |
23. | Бабушкино лукошко.
| Изготовление корзинки. | Лукошко. Корзина. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Выставка. | Знать -основные формы корзин. Уметь – правильно подобрать форму для выполнения работы. |
24. | Оформление баночки «Домик»
| Оформление стеклянной банки при помощи теста | Банка. Стиль. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ | Знать основные способы склеивания теста Уметь правильно подобрать способ склеивания теста |
25. | Народные мотивы: хохлома, гжель | Знакомство с гжельской керамикой и хохломским промыслом | Народные мотивы. Хохлома. Гжель |
| Выставка работ | Должен знать цвета, предметы по гжели и хохломе Уметь создать форму, устойчивость, характерные детали |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство. | 1 | 1 |
2. | «Начало начал..» | 1 | 1 |
3. | «Формы бывают разные…» | 1 | 1 |
4. | Кисти и краски | 1 | 1 |
5. | Панно «Цветы вокруг нас» |
| 4 |
6. | «Подарки осени» |
| 2 |
7. | Яблоки для ежика |
| 2 |
8. | Украшения из теста | 1 |
|
9. | «Гранатовые бусы» |
| 2 |
10. | «Новогодний сувенир» | 1 |
|
11. | «Новогодний пряник» |
| 2 |
12. | Украшаем елочку |
| 4 |
13. | «23 февраля» |
| 4 |
14. | «8 марта» |
| 4 |
15. | «День Космонавтики» |
| 3 |
16. | Кукла-скульптура | 1 | 2 |
17. | «Эти забавные животные» | 1 | 2 |
18. | Панно «Мишка» |
| 4 |
19. | Забавный кулон |
| 4 |
20. | Цветное тесто | 1 | 1 |
21. | Коллективное панно «Дары леса» |
| 4 |
22. | Плетеные изделия | 1 | 2 |
23. | Бабушкино лукошко |
| 4 |
24. | Оформление баночки «Домик» | 1 | 3 |
25. | Народные мотивы: хохлома, гжель | 1 | 3 |
Всего | 72 |
Литература
Анна Фирсова "Чудеса из соленого теста". М. 2013г.
С.Ю. Ращупкина. Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки. М. 2011
http://adalin.mospsy.ru Эл. ресурс.
http://allforchildren.ru Эл. ресурс.
Для реализации данной программы необходимо наличие хорошо освещенного кабинета с необходимым оборудованием:
-столы, свободно расставленные,
-шкафы для хранения материалов и изготовленных изделий,
-стеллажи или столы для проведения выставок;
-оборудованные раковины для мытья рук;
-материалы: краски, кисти для росписи, скалки, клей ПВА, набор формочек для теста различной формы и величины, мука соль.