| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Проект программы по развитию и поддержке творческих способностей обучающихся
Выполнила:
студентка Ш-32 группы
Приймак Виктория
Ейск, 2020
Пояснительная записка
Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.
Во второй половине ХХ века были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:
гибкость ума – способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность перестраиваться с одной идеи на другую;
систематичность и последовательность, которые позволяют людям управлять процессом творчества, благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются;
диалектичность мышления – способность человека соединять, казалось бы, несоединимое;
способность рисковать и не бояться ответственности за свое решение.
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана на основании:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.
Цель: раскрыть интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциал детей в процессе творческой активности, создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.
Задачи:
создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;
создание системы симулирования творческой деятельности обучающихся;
вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
расширение возможностей для участия школьников творческих выставках, конкурсах, конференциях различного уровня.
Основные направления реализации программы
выявление творческих способностей обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного уровня.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:
принцип доверия и поддержки;
принцип добровольности;
принцип индивидуальности;
принцип выбора;
принцип творчества и успеха;
принцип привлекательности результатов;
принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:
наблюдения;
диагностика;
беседы с участниками образовательного процесса;
консультации;
дифференцированные задания;
учебные задания практикоориентированной направленности;
проектная деятельность;
ролевые игры;
предметные олимпиады и конкурсы;
конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Формирование высокой речевой культуры;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.
Основные мероприятия по реализации программы.
I. Диагностика:
Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
II. Развитие творческих и познавательных способностей:
привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад.
использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
творческие ответы;
выполнение творческих тематических заданий;
выполнение проблемных поисковых работ;
выступления в лекторских группах;
назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;
приобщение (в различных формах) к работе учителя;
повышение степени сложности заданий;
интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления).
Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Ожидаемые результаты
формирование системы работы с одаренными обучающимися;
формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.
изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости.
расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми;
Взаимодействие при выполнении программы
Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, учителей и детей.
Работа с родителями детей, имеющих развитые творческие способности:
1. Организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей: ознакомление с программой и групповая консультация.
2. Использование психологом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении домашних заданий (не подсказывать, а направлять).
3. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.