«Зимний фестиваль знаний 2025»

Программа развития творческих способностей

проект программы развития творческих способностей

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



















Проект программы по развитию и поддержке творческих способностей обучающихся















Выполнила:

студентка Ш-32 группы

Приймак Виктория





Ейск, 2020

Пояснительная записка

Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Во второй половине ХХ века были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:

  • гибкость ума – способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность перестраиваться с одной идеи на другую;

  • систематичность и последовательность, которые позволяют людям управлять процессом творчества, благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются;

  • диалектичность мышления – способность человека соединять, казалось бы, несоединимое;

  • способность рисковать и не бояться ответственности за свое решение.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана на основании:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.

Цель: раскрыть интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциал детей в процессе творческой активности, создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.

Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;

  2. создание системы симулирования творческой деятельности обучающихся;

  3. вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;

  4. расширение возможностей для участия школьников творческих выставках, конкурсах, конференциях различного уровня.

Основные направления реализации программы

  • выявление творческих способностей обучающихся;

  • создание банка данных «Одаренные дети»;

  • разработка индивидуальных форм работы;

  • внедрение в учебный процесс  современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;

  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:

  • принцип доверия и поддержки;

  • принцип добровольности;

  • принцип индивидуальности;

  • принцип выбора;

  • принцип творчества и успеха;

  • принцип привлекательности результатов;

  • принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:

  • наблюдения;

  • диагностика;

  • беседы с участниками образовательного процесса;

  • консультации;

  • дифференцированные задания;

  • учебные задания практикоориентированной направленности;

  • проектная деятельность;

  • ролевые игры;

  • предметные олимпиады и конкурсы;

  • конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.

Организация  воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.

 Основные мероприятия по реализации программы.

I. Диагностика: 

  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.

  2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 

  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 

  4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 
    II. Развитие творческих и познавательных  способностей: 

  1. привлечение  обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад. 

  2. использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 

    • творческие ответы; 

    • выполнение творческих тематических заданий; 

    • выполнение проблемных поисковых работ; 

    • выступления в лекторских группах; 

    • назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ; 

    • приобщение (в различных формах) к работе учителя; 

    • повышение степени сложности заданий; 

    • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

  1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления). 

  2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

Ожидаемые результаты

  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;

  • формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

  • повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

  • увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.

  • изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости.

  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;

  • нормативное и методическое обеспечение деятельности,  направленной на работу с одаренными детьми;

Взаимодействие при выполнении программы

Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, учителей и детей.

Работа с родителями детей, имеющих развитые творческие способности:

1. Организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей: ознакомление с программой и групповая консультация.

2. Использование психологом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении домашних заданий (не подсказывать, а направлять).

3. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее