Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Лермонтовский региональный многопрофильный колледж»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ С ТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Лермонтовский региональный многопрофильный колледж»
(ЛРМК)
357340, Ставропольский край, г. Лермонтов, Комсомольская ул., 18,
Тел./факс (87935) 3-14-92. E-mail: college-lermon@mail.ru
Программа
профилактики
суицидального поведения
несовершеннолетних
(реализуется на постоянной основе)
Автор:
преподаватель ГБПОУ ЛРМК
Романова Любовь Ивановна
г. Лермонтов
Пояснительная записка.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. Основные цели и задачи программы.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:
создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи.
обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.
3. Основные направления деятельности:
Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
4. Содержание основных понятий.
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях макросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. Принципы реализации программы.
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6. Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Содержание работы | Сроки | Ответственный |
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям. | сентябрь | Соц. педагог |
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. | По запросу | Соц. педагог |
Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним. | В течение года (по запросу) | Соц. педагог |
Проведение выездного рейда «Поддержка» по семьям учащихся группы риска. | ежемесячно | Соц. педагог |
Проведение выездного рейда «Каникулы» | Каникулярное время | Соц. педагог |
Заседание Совета профилактики | Один раз в четверть | Психолог Соц. педагог |
Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. | Каникулярное время | Соц. педагог |
Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания. | В течение года | Психолог |
Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП. | В течение года | Психолог, Соц. педагог |
Учащиеся | ||
Психологические классные часы: «Как научиться жить без драки» «Я – уникальная и неповторимая личность» (формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности) «Мир глазами агрессивного человека» (Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.) «Подросток и конфликты» ( Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.) «Проблема отцов и детей в современном обществе» (Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.) «Расскажи мне обо мне» (Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.) «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом». «Способы саморегуляции эмоционального состояния»
| В течение Года (по запросу) | Психолог Куратор
|
Правовые классные часы: «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» «Права и обязанности учащихся гимназии» «Пивной фронт. За кем победа?» «Умей сказать «нет»» «Вредные и полезные привычки»
| В течение года (по запросу) | Соц. Педагог Куратор |
Формирование у учащихся позитивного образа Я (через уроки психологии) | В течение года | Психолог Куратор |
Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (цель: снятие тревоги первых дней и месяцев в колледже, смягчение процесса адаптации) | сентябрь | Психолог Куратор |
Игра «Две планеты» (цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека) | октябрь | Психолог Куратор |
Игра «Друзья» (цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству) | октябрь | Психолог Куратор |
Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация детско-родительских отношений) | ноябрь | Психолог Соц. педагог |
Игра «В чем смысл жизни?" | В течение года | Психолог Куратор |
Тренинг «Быть уверенным – это здорово!» (цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях) | В течение года | Психолог
|
Психолого-педагогическая поддержка в период подготовки к экзаменам. | Март-апрель | Психолог Куратор |
Открытка от одиночества (цель: формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии) | апрель | Психолог Куратор
|
Комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения «Сталкер» | По запросу | Психолог
Куратор |
Педагоги | ||
Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога | Один раз в месяц в течение года | Автор |
Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков» | сентябрь | Психолог |
Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» | В течение года | Психолог |
Семинар классных руководителей «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных студентов» | В течение года | Психолог |
Семинар классных руководителей «Психологический климат в группе» | В течение года | Психолог |
Родители | ||
Родительские собрания, лектории: «Возрастные психолого-педагогические особенности» «Наши ошибки в воспитании детей»; «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»; «Родители меня не понимают или как услышать подростка»; «Родительская любовь»; «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»; «Капля никотина убивает верблюда»; «Серьезный мир несерьезных подростков»; «Про «Это»…» (подростковая сексуальность); «Доброе начало, или как помочь первокласснику адаптироваться к школе»; «Понять. Простить. Принять»; «Я бы в дворники пошел… или как не отбить у детей желание учиться»; «О любви – взрослые и дети»; «Травля, как один из подводных камней школьной жизни»; «Родители и дети – поиски взаимопонимания»; «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»; «Курение и статистика»; «Давайте будем учиться вместе со своими детьми» | По плану, по запросу | Психолог, Соц. Педагог Куратор |
Диагностика | ||
Учащиеся | ||
Исследование социального статуса | ежегодно | Психолог |
Исследование уровня адаптации | ежегодно | Психолог |
Исследование уровня тревожности | ежегодно | Психолог |
Определение личностных отклонений подросткового возраста: ПДО по А. Е. Личко, Опросник Басса-Дарки, Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению. | По запросу | Психолог |
Определение склонности к девиантному поведению | По запросу | Психолог |
Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал» | По запросу | Психолог |
Родители | ||
Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми: Анализ семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер), «Сенсорные предпочтения» (Н. Л. Васильева), Экспресс-диагностика семейного состояния (Р. В. Овчарова), «Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера), «Родительская тревожность» (А. М. Прихожан) PARI (измерение родительских установок и реакций) | По запросу | Психолог Куратор |
Нормативно правовая база профилактики суицидов среди обучающихся.
Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280, ФЗ № 120-ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
Закон Российской Федерации «Об образовании» п. 3 ст. 32 и п. 1 ст. 51,
Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.,
Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,
План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537,
«О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86;
Статья 14 Федерального закона РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
ФЗ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);
Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");
Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30).
Литература.
1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2009, №1
2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
4. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2010, №20.
5. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.
6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
8. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
11. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19
12. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20
13. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
14. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14
15. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2010, №39
16. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
17. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16
18. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
19. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2011, №11.
13