Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Школа безопасности»
Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими,
выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты.
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Итоги занятий могут быть подведены в форме защиты творческих проектов, соревнований, конкурсов между учащимися с приглашением родителей детей, педагогов, социального педагога, медицинского работника, администрации школы, участкового полиции, инспекторов по делам несовершеннолетних, инспекторов пожарной службы и МЧС.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ раздела | Название раздела | Содержание | Виды деятельности |
1 | Опасные ситуации природного характера (6 часов)
| Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Водоёмы в черте села. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.
| уроки-беседы, экскурсии, просмотры тематических видеосюжетов презентаций, |
2 | Опасные ситуации техногенного характера (4 часа)
| «Основные правила пожарной безопасности». Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
| просмотры тематических видеосюжетов, презентаций, практическая деятельность, викторины, уроки-беседы,
|
3 | Опасные ситуации социального характера (6 часов) | «Правила безопасного поведения в школе и дома» Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасность на улице. Знание своего села и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по поселку, знание расположения безопасных зон (отделение полиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.
| просмотры тематических видеосюжетов, презентаций, практическая деятельность, уроки-беседы, экскурсии, практическая деятельность
|
4 | Дорожно-транспортная безопасность (11 часов) | Дорога и участники дорожного движения Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.
| Конкурсы, практическая деятельность, просмотры тематических видеосюжетов, презентаций, уроки-беседы, экскурсии
|
5 | Подготовка к активному отдыху на природе (7 часов) | Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. | просмотры тематических видеосюжетов, презентаций, практическая деятельность, викторины
|
Календарно-тематическое планирование
«Школа безопасности»
3 класс
№ п/п |
Дата | Наименование раздела и темы | Кол-во часов | ||
1 гр | 2гр | ||||
I |
| Опасные ситуации природного характера | 6 | ||
1 |
|
| Гроза. Правила безопасного поведения | 1 | |
2 |
|
| Буря. Правила безопасного поведения | 1 | |
3 |
|
| Смерч. Правила безопасного поведения | 1 | |
4 |
|
| Землетрясение. Эвакуация | 1 | |
5 |
|
| Обвалы, оползни, сели | 1 | |
6 |
|
| Оперативные службы нашего района | 1 | |
II |
| Опасные ситуации техногенного характера | 4 | ||
7 |
|
| Пожары и взрывы | 1 | |
8 |
|
| Лесные пожары | 1 | |
9 |
|
| Выброс ядовитых веществ | 1 | |
10 |
|
| Гидродинамические аварии | 1 | |
III |
| Опасные ситуации социального характера | 6 | ||
11 |
|
| Правила обращения с электроприборами | 1 | |
12 |
|
| Правила обращения с газовыми приборами | 1 | |
13 |
|
| Радиационная опасность | 1 | |
14 |
|
| Освобождение заложников | 1 | |
15 |
|
| Службы защиты от опасностей нашего района | 1 | |
16 |
|
| Предупреждение бытового травматизма | 1 | |
IV |
| Дорожно-транспортная безопасность | 11 | ||
17 |
|
| Безопасность в авиатранспорте | 1 | |
18 |
|
| Безопасность в железнодорожном транспорте | 1 | |
19 |
|
| Правила поведения в метро | 1 | |
20 |
|
| Безопасность в наземном транспорте | 1 | |
21 |
|
| Правила перехода через дорогу | 1 | |
22 |
|
| Личная безопасность на улице | 1 | |
23 |
|
| Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой | 1 | |
24 |
|
| Виды перекрестков. Игра «Угадай, какой знак» | 1 | |
25 |
|
| Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Ее предназначение и задачи. | 1 | |
26 |
|
| Езда на велосипеде, скутере | 1 | |
27 |
|
| Экскурсия по улицам поселка. Изучение дорожной разметки | 1 | |
V |
| Подготовка к активному отдыху на природе | 7 | ||
28 |
|
| Правила поведения в лесу | 1 | |
29 |
|
| Укусы насекомых | 1 | |
30 |
|
| Дикие животные | 1 | |
31 |
|
| Правила поведения на воде | 1 | |
32 |
|
| Правила поведения в лодке | 1 | |
33 |
|
| Помощь утопающему | 1 | |
34 |
|
| Уроки Айболита. Солнечный удар, носовое кровотечение, ожоги | 1 |
6