Ростовская область, Матвеево-Курганский район, село Латоново
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Латоновская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО начальных классов Ф.И.О.________________________ ______ подпись руководителя ШМО Протокол № ____«____»________ 2017г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ ___________ подпись Ф.И.О. «___» _____2017 г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ _______________сош ______________ Ф.И.О.______________ подпись Приказ от «____» ______2017 г. №____ Печать |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛЮБОЗНАЙКА»_________________
(указать учебный курс)
Уровень общего образования (класс)
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ, 1 класс________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 66 (1 класс)
Учитель ___________________________________________________
(ФИО)
Пояснительная записка
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в МБОУ-Латоновской сош используется план внеурочной деятельности - нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
В своей деятельности МБОУ ориентируется, прежде всего на стратегические цели развития образования в Российской Федерации, на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования страны. План внеурочной деятельности составлен согласно требованиям нормативных документов:
- Закона РФ «Об образовании» от 17.07.2009г. №148-ФЗ;
- Типового положения об ООУ от 18.08.2008г. № 617;
- СанПинов 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте России
03.03.2011г. рег.№ 19993;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004г. №1312;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010
- ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Устав МБОУ Латоновскойсош
- Программы внеурочной деятельности
Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.
План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
1) расширение общекультурного кругозора;
2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного
освоения его содержания;
3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
5) участие в общественно значимых делах;
6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.);
7) создание пространства для межличностного общения.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.
Внеурочная деятельность организована по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Основные цели программы:
1.формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;
2.воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
Задачи программы:
1.сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего села, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях родного края.
2.воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
3.обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Особенности программы
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Широко используются местные ресурсы: библиотека (краеведческий музей), другие культурные учреждения и предприятия cела, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
В процессе преподавания курса “ Моя Родина ” рекомендуется проводить
лекции, викторины, конкурсы, экскурсии по селу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады. Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Планируемые результаты
Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии России
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
чувство гордости за свое село, за успехи своих земляков.
этические нормы отношений в семье, между поколениями, между людьми различных национальностей, вероисповеданий;
Регулятивные
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные
Обучающийся научится:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями;
работать в семейных архивах;
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
сравнивать и обобщать факты;
Коммуникативные
Школьники приобретут опыт социально значимого действия:
самообслуживания и самоорганизации, организации совместных дел с другими учениками класса; опыт ответственности за свои поступки;
нравственного взаимодействия с людьми разных поколений, национальностей, вероисповеданий;
эмоционального восприятия культурных ценностей; этнокультурных традиций; участия в мероприятиях художественно-эстетической направленности;
у учащихся сформируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, способность к организации социально значимой деятельности
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема
| Теория | Практика | Дата |
| Вводное занятие. Дом, в котором мы живем.
| 1 | 1 | 05.09 |
| Земля – общий дом для всех людей.
| 1 | 1 | 05.09 |
| Отечество. Наша Родина-Россия.
| 1 | 1 | 12.09 |
| Москва – столица нашей Родины.
| 1 | 1 | 12.09 |
| Санкт- Петербург.
| 1 | 1 | 19.09 |
| Ростов – на – Дону.
| 1 | 1 | 19.09 |
| Ростовская область
| 1 | 1 | 26.09 |
| Ярмарочная карусель. Урок-праздник
| 1 | 1 | 26.09 |
| Моя малая родина.
| 1 | 1 | 03.10 |
| Уважение национальных и культурных традиций.
| 1 | 1 | 03.10 |
| Экскурсия в краеведческий музей
| 1 | 1 | 10.10 |
| Экскурсия в краеведческий музей
| 1 | 1 | 10.10 |
| Мое село. Страницы истории.
| 1 | 1 | 17.10 |
| Мое село. | 1 | 1 | 17.10 |
| Наследие предков. | 1 | 1 | 24.10 |
| Наследие предков. | 1 | 1 | 24.10 |
| Устное народное творчество
| 1 | 1 | 07.11 |
| Устное народное творчество | 1 | 1 | 07.11 |
| Ремесла и занятия предков.
| 1 | 1 | 14.11 |
| Ремесла и занятия предков.
| 1 | 1 | 14.11 |
| Поэты и писатели Дона. | 1 | 1 | 21.11 |
| Поэты и писатели Дона. | 1 | 1 | 21.11 |
| Здоровье человека- дело государственной важности.
| 1 | 1 | 28.11 |
| Здоровье человека- дело государственной важности.
| 1 | 1 | 28.11 |
| Россия глазами художников.
| 1 | 1 | 05.12 |
| Россия глазами художников.
| 1 | 1 | 05.12 |
| Путешествие по миру.
| 1 | 1 | 12.12 |
| Путешествие по миру.
| 1 | 1 | 12.12 |
| Страны- соседи. | 1 | 1 | 19.12 |
| Страны – соседи. | 1 | 1 | 19.12 |
| Интересные люди нашего села.
| 1 | 1 | 26.12 |
| Интересные люди нашего села. | 1 | 1 | 26.12 |
| Народы России. | 1 | 1 | 09.01 |
| Народы России. | 1 | 1 | 09.01 |
| Космическая страна. | 1 | 1 | 16.01 |
| Космическая страна. | 1 | 1 | 16.01 |
| Моя семья. | 1 | 1 | 23.01 |
| Моя семья. | 1 | 1 | 23.01 |
| Государственные праздники | 1 | 1 | 30.01 |
| Государственные праздники. | 1 | 1 | 30.01 |
| Наша армия родная. | 1 | 1 | 12.02 |
| Наша армия родная.
| 1 | 1 | 12.02 |
| Масленица.
| 1 | 1 | 06.02 |
| Масленица.
| 1 | 1 | 13.02 |
| Образ русской женщины.
| 1 | 1 | 27.02 |
| О красоте, моде и хорошем вкусе.
| 1 | 1 | 27.02 |
| Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра. | 1 | 1 | 06.03 |
| Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием
| 1 | 1 | 06.03 |
| Знаешь ли ты страны мира? Викторина.
| 1 | 1 | 13.03 |
| Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
| 1 | 1 | 13.03 |
| Семь чудес света. Просмотр видеоролика.
| 1 | 1 | 20.03 |
| Растения – рекордсмены. Просмотр видеофильма.
| 1 | 1 | 20.03 |
| Берегите природу. Конкурс экологических сказок.
| 1 | 1 | 03.04 |
| Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества.
| 1 | 1 | 03.04 |
| Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества.
| 1 | 1 | 10.04 |
| Я - житель планеты Земля.
| 1 | 1 | 10.04 |
| Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ.
| 1 | 1 | 17.04 |
| Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа.
| 1 | 1 | 17.04 |
| Города – герои. Оформление альбома.
| 1 | 1 | 24.04 |
| Города – герои. Оформление альбома.
| 1 | 1 | 24.04 |
| Школьный двор. Коллективная исследовательская работа.Защита проекта.
| 1 | 1 | 08.05 |
| Школьный двор. Акция.
| 1 | 1 | 08.05 |
| Мы – россияне. Анкетирование.
| 1 | 1 | 15.05 |
| Я – гражданин России. Игра – викторина.
| 1 | 1 | 15.05 |
| Итоговое занятие.
| 2 | 2 | 22.05 |