Программа патриотического кружка «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ» для учащихся 7 - 9 классов коррекционной школы VIII вида

Программа «Я – гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г.», и предназначена для учащихся 7-9 классов. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на формирование гражданственности и воспитание патриотизма.

Главное в программе «Я – гражданин России» - создание условий для самопознания и самовоспитания. При этом важно помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт. Она представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.

Олимпиады: Викторина "Великая война — Великая Победа" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Областное государственное казенное

общеобразовательное учреждение

«Ивановская коррекционная школа-интернат № 3»








Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _____________ В.А. Соловьева

Протокол № 1 от 30.08.2017 г.



Согласовано

Зам. директора по УВР

______________ М.Г. Нохрина

30.08.2017 г.



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3» № 122 от 30.08.2017 г. _____________ Т.С. Фролова






Программа

патриотического кружка

«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»












Возраст детей – 14 – 17 лет

Срок реализации –3 года

Составитель:

Приймак Наталья Алексеевна –

воспитатель 1 квалификационной категории











  1. Пояснительная записка

Программа «Я – гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания  граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г.», и предназначена для учащихся 7-9 классов. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на формирование гражданственности и воспитание патриотизма.

Главное в программе «Я – гражданин России» - создание условий для самопознания и самовоспитания. При этом важно помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт. Она представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.

Программа опирается на принципы гуманности, социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа является метапредметной: в ней сочетаются сведения по краеведению, истории, географии, биологии, экологии, обществознанию.

Цель и задачи:

Целью Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Для достижения цели следует решить следующие задачи:

  • Развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

  • Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне готовность к защите ее свободы и независимости.

  • Формировать у школьников осознание обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние.

  • Формировать у учащихся стремление к усвоению исторических, правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.

  • Воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное  отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества.

В содержание деятельности входит формирование гражданского отношения к Отечеству, осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.

Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин отечества.

Программа каждого года обучения рассчитана на 25 часов (три занятия в месяц).



Планируемые результаты изучения

Реализация данной программы предполагает:

  • формирование системы краеведческих знаний;

  • формирование устойчивого интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

  • воспитание уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;

  • Воспитание любви и бережного отношения к родной природе;

  • Формирование потребности посильного служения Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;

  • Воспитание честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и потребности соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе.

Формы работы:

  • занятия с показом презентаций и видеофильмов;

  • экскурсии;

  • игры;

  • викторины;

  • конкурсы рисунков;

  • встречи с интересными людьми;

  • участие в конкурсах;

  • выставки.

Ожидаемые результаты:

        • развитие устойчивого интереса к истории своей Родины;

        • знание культурных традиций родного края;

        • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

        • способность творчески мыслить и рассуждать;

        • умение создавать презентации по заданным темам;

        • уважительное отношение к старшему поколению.



Принципы реализации программы

Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. принцип коррекционно-компенсаторной направленности (во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений);

2. принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.);

3. принцип учета региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального);

4. принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.);

5. принцип непрерывности и системности (взаимосвязь процессов воспитания и обучения);

6. принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.);

7. принцип стимулирования активности (планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.).



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс

п/п

Темы разделов.

Кол-во часов

Из них

Практические занятия

1.

Я – гражданин.

1


2.

Мой дом – моя семья.

4

3

3.

Моя малая Родина.

6

2

4.

Моя Родина – Россия.

14

3


всего

25

8




III. Содержание программы (7класс – 1 год обчения)

занятия

Тема занятия

Содержание программы

Кол-во часов

1

Я гражданин.

Значение слов «патриот» и «гражданин».Примеры гражданского и патриотического поведения земляков. Рассказ о кн.Пожарском, Григории Лапше, Ремне(его имя носит деревня Ременново в Кинешемском районе).

1

2.

Моя Родина – Россия.

Дни воинской славы. Великие сражения в истории России. Куликовская битва.

Значение Куликовской битвы для русского государства.Герои.Сергий Радонежский. Битва Пересвета с Челубеем. Дмитрий Донской.

1

3.

Мой дом – моя семья. История семьи в истории страны.

Участие членов семьи в Великой Отечественной войне, Интернациональной военной помощи. Члены семьи-передовики производства, служащие и трудящиеся предприятий.

1

4-5.

Мой дом – моя семья.Моя родословная.

Принципы составления родословной (восходящий и нисходящий).Традиции и обычаи моей семьи.

1

6.

Мой дом – моя семья.Моя родословная. Семейная реликвия.

Выход в краеведческий музей.

1

7.

Моя малая Родина.

Понятие «малой Родины». Место Ивановского края в истории России.

Город Иваново на карте России (области-соседи), удаленность от столицы.История создания области, ее герб. Герои смутного времени -наши земляки. Ивановогород Первого совета.

1

8.

Моя малая Родина.Иваново - мой родной город.

Иваново, Вознесенский посад, Иваново-Вознесенск, Иваново. Образование города. «Ситцевое» царство, «город невест», «текстильный край». История создания герба, его символика. Почему на гербе изображена пряха.

1

9.

Моя малая Родина.Природа родного края.

Красная книга Ивановской области. Особо охраняемые природные территории.Реки,озера. Создание презентации «Редкие животные и растения Ивановского края».

1

10.

Моя Родина – Россия.

Дни воинской славы Дорогая моя столица. Они защищали Москву.

История и значение битвы за Москву. Герои (Гастелло,Зоя Космодемьянская, И.П.Иванов,Е.Горохова).Ивановцы-защитники столицы.

1

11.

Моя малая Родина .В жизни всегда есть место подвигу.

Герои Отечества. История праздника.С.Макаров-первый награжденный.(К.Минин и Д.Пожарский, Г.Властов,А.М.Василевский, политрук Почерникови др.)

1

12.

Моя малая Родина.Их имена носят улицы нашего города.

Улица Н.Майорова,Танкиста Александрова, Генерала Белова, полка Нормандия-Неман.

1

13.

Моя Родина – Россия.

Изобразительное искусство о военном лихолетье.

Присекин Н.С. «Лихолетье», Пластов «Фашист пролетел», «Письмо с фронта», Моисеенко Е.Е. «Победа», Усыпенко Ф.П. «Ночной бой» и др. Конкурс рисунков.

1

14.

Моя Родина – Россия.

Полководцы Победы.

Маршалы: Жуков,Конев,Рокосовский,

Василевский. Презентация о маршале Василевском.

1

15.

Моя Родина – Россия.

Ленинград-город герой.

Объяснение понятия городагерои. Блокада. Дорога жизни. Норма хлеба. Дневник Тани Савичевой. Пискаревское кладбище. М. Дудин-автор надписей на пропилеях кладбища.

1

16.

Моя Родина – Россия.

Прикоснись к подвигу сердцем. Как это было. Битва за Сталинград.

История и значение. Герои.Дом Павлова.

1

17.

Моя Родина – Россия.

Конкурс рисунков «Служу России».

Рисунки на военную тематику. Организация выставки лучших работ.

1

18.

Моя Родина – Россия.

Дети войны в тылу и на фронте.

Володя Дубинин, Марат Казей, Зина Портнова, Лиза Чайкина, Гуля Королева.Вася Барановский и др.Памятники юным героям.

1

19.

Моя Родина – Россия.

Песни, помогавшие выстоять.

«Священная война»,«В землянке», «Катюша», «Темная ночь».История создания. Исполнители.Презентациярассказ об одной из песен.

1

20.

Моя Родина – Россия.

Покорители космоса.

История космонавтики.

К.Г. Циалковский, первые космонавты.

1

21-22.

Моя Родина – Россия.

Хоровод национальностей.

Понятие «национальность».Россиямногонациональная страна. Ивановский дом национальностей. Ивановский интердом им.Стасовой. Обычаи и традиции разных народов России.Викторина.

2

23.

Моя Родина – Россия.

Величие подвига народа –победителя в Великой Отечественной войне.

Многонациональный состав защитников. Человечность солдат. Партизанское движение. Памятники в разных странах солдату-освободителю.

1

24.

Моя малая Родина.Памятники нашего города..

Почему и для чего ставятся памятники. Кто достоин этого. Памятники Гарелину и Бурылину,мемориал Героям фронта и тыла, памятник Борцам революции, памятник на пл. Победы и др. Истории создания памятников. Скульптура «Папаня». А кому бы ты поставил памятник? Экскурсия. Возложение цветов.

2

25.

Моя Родина – Россия.

Семь чудес России.

Озеро Байкал, Московский Кремль с собором Василия Блаженного, Фонтаны Петергофа.Гора Эльбрус. Камчатские гейзеры. Столбы выветривания в Коми. «Чудеса» Ивановской области.

1



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс



Темы разделов.

Кол-во часов

Из них:

Практические занятия

1.

Я – гражданин.

1


2.

Мой дом – моя семья.

3

2

3.

Моя малая Родина.


8

3

4.

Моя Родина – Россия.

14

2


всего

26

6


Содержание программы (8 класс – 2 год обучения)


занятия

Тема занятия

Содержаниепрограммы

Кол-во часов

1

Я гражданин.

Смысловое наполнение понятий «патриотизм» и «гражданственность»,примеры гражданских и патриотических поступков из современной жизни.Героипожарные А.Кубышкин и А.Мусекаев. Подвиги военных в Сирии. Подвиги подростков в мирное время.

1

2.

Моя Родина – Россия.

Помнит вся Россия про день Бородина.

Коллективное занятие 89 классов. Рассказ о М.И.Кутузове, Багратионе, истории бородинского хлеба(дети).Рассказ о Тучковой. Значение битвы. Герои. Бородинское поле во время ВОВ. Памятники полкам.

1

3.

Моя Родина – Россия.

Дни воинской славы. Первая мировая война. День памяти русских солдат.

Коллективное занятие 8-9 классов.Крепость Осовец.Атака мертвецов. Украденная победа. Герои войны.

1

4.

Мой дом – моя семья.

Семья и ее роль в жизни человека.

Домострой, почему в России были большие семьи. Традиции российской семьи.

1

5.

Мой дом – моя семья.

Старая фотография рассказала.

Рассказ о событиях по фотографии Бурылина. Рассказы детей по фотографиям из семейных альбомов.

1

6.

Мой дом – моя семья.

История семьи в истории страны.

Родословная, мои предки. Построение родословной. Как отразились события истории на жизни моих предков.

1

7.

Моя малая Родина.

Древнее прошлое Ивановского края.

Прошлое Ивановского края. Финно-угорские племена, названия Кохма, Ухтохма, Решма и другие. Жизнь в домонгольский период. Археоло-гическиераскопки Травкина в Плесе. Посещение музея Литос Клио.

1


8.

Моя малая Родина.

Краеведение +

Командная игра по прошлому Ивановского края.

1

9.

Моя Родина-Россия.

В жизни всегда есть место подвигу.Они защищали Москву.

История и значение битвы под Москвой. Подвиг героев-панфиловцев. Ивановцы-защитники столицы(генерал Белов).

1

10.

Моя Родина-Россия.

Герои живут рядом. День героев Отечества.

Современные герои-участники Афганской и Чеченской войн, войны- интернационалисты: П.Никишин, А.Матвеев. Памятники. Песни.

1

11.

Моя малая Родина.

Их именами названы улицы.

Улица Поэтов А. Лебедева и Н. Майорова,танкистов Александров и Белороссова ,летчика Лазарева, проспект Текстильщиков, М. Фрунзе, О. Варенцовой и др.

1

12.

Моя малая Родина.

Все для фронта,все для победы.

Городгоспиталь, подвиг текстиль-щиков, кладбище умерших от ран в госпиталях. Лагерь военнопленных в Чернцах.

1

13.

Моя Родина-Россия.

«900 дней мужества» (Снятию блокады Ленинграда).

Коллективное занятие 8-9 классов Понятие «блокада», Ленинградская симфония Шестаковича, стихи О.Берггольц и А.Ахматовой, прорыв блокады, «Дорога Жизни», Пискаревское кладбище. Детский вклад в освобождение от блокады (детский ансамбль Обранта, давший 3000 тысячи концертов).

1

14.

Моя Родина-Россия.

Огненное кольцо.Как это было.Битва за Сталинград.

Коллективное занятие 8-9 классов. История и значение. Дом Павлова, Мельница, Мамаев курган. Операции «Кольцо» и «Сатурн», роль маршала Василевского. Фельдмаршал Паулюс, его нахождение в Чернцком лагере для военнопленных.

1

15.

Моя Родина-Россия.

«Есть такая профессия- Родину защищать».

Герои Советского Союза. Генерал Белов, маршал Василевский, Грязнов В.М., лейтенант Лопатин и др.

1

16.

Моя Родина-Россия.

Конкурс рисунков «Служу России».


Картины художников, посвященные ВОВ, конкурс рисунков. Организация выставки работ.

1

17.

Моя Родина-Россия.

Песни о ВОВ.

Исполнители М.Бернес, Л.Утесов. Песни Б.Окуджавы и В.Высоцкого.

1

18-19.

Моя малая Родина.

Народные промыслы земли Ивановской.

Лаковая миниатюра Палеха и Холуя, иконы, написанная палешанами для Гете и Николая второго. Ювелирные изделия мастеров Приволжска, строчка Пучежа и Пестяков, платье, вышитое нашими умелицами для королевы Испании, валенки из Кинешмы. Мастер-класс составление узора для валенок.

2

20.

Моя Родина-Россия.

«А как известно: без воды и ни туды и ни сюды…»


Значение воды в жизни человека. Россия- самая богатая водными ресурсами территория, интересные факты о воде.

1

21

Моя малая Родина.

Экологические проблемы Ивановской области

Проект «Глобус», загрязнение реки Шача, впадающей в Волгу. Мусор, загрязнение рек. Вырубка лесов. Проблемы Волги.

1

21.

Моя Родина-Россия.

История освоения космоса. «Тернистый путь в небо».

Женщины в отряде космонавтов (В.Терешкова, В.Савицкая). Выход в открытый космос, МКС, рекорды продолжительности пребывания.

1

23.

Моя Родина-Россия.

Величие подвига народа-победителя в ВОВ.

Партизанская война, многонациональ-ный состав, как в тылу ковали победу. Освобождение Европы.

1

24.

Моя малая Родина.

Ивановцы на фронтах ВОВ.

307-я (впоследствии Новозыбковская) стрелковая дивизия. 14 августаивановцы торжественно проводили ее на местном стадионе «Динамо» (ныне —стадион «Текстильщик»),Боевой путь дивизий337,117.Занятие в архиве Ивановской области.

1

25.

Моя малая Родина.

Иваново-вторая родина для детей разных народов.

Рассказ об интердомеим.Е.Стасовой.

1

26.

Моя Родина-Россия.

Роль России в борьбе с терроризмом.


Необходимость военных действий в Сирии, Югославии. Военнослужащие 98 дивизии в составе миротворческой миссии ООН в Югославии.

1







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс



Темы разделов.

Кол-во часов

Из них:

Практические занятия

1.

Я – гражданин.

1


2.

Мой дом – моя семья.

3

2

3.

Моя малая Родина.


8

3

4.

Моя Родина – Россия.

13

3


всего

26

8


Содержание программы. (9 класс – 3 год обучения)



занятия

Тема занятия

Содержание программы

Кол-во часов

1.

Я гражданин.

Что такое гражданская позиция, как проявляется патриотизм в наши дни. Рассмотрение ситуативных задач: кого можно считать патриотом.

1

2.

Моя Родина – Россия.

Помнит вся Россия про день Бородина.

Коллективное занятие 8-9 классов. Рассказ о М.И.Кутузове,Г.Властове, Багратионе, история бородинского хлеба(дети).Рассказ о Тучковой. Значение битвы. Герои. Бородинское поле во время ВОВ. Памятники полкам. Колокольня в п. Лежнево.

1

3.

Моя Родина – Россия.

Дни воинской славы. Первая мировая война. День памяти русских солдат.

Коллективное занятие 8-9 классов.Крепость Осовец, атака мертвецов. Украденная победа. Герои войны.

1

4.

Мой дом – моя семья.

История семьи в истории страны.

Создание презентации о своей семье, ее традициях, корнях.

1

5

Мой дом – моя семья.

Награды в моей семье.

Рассказать о наградах членов семьи. Создание презентации.

1

6.

Моя малая Родина.

Малая Родина.

Достопримечательности города Иваново. Создание презентации.

1

7-8.

Моя малая Родина. Знай и охраняй свой край

Охраняемые природные и исторические объекты. Понятие

«памятник природы», «памятник истории», «памятник архитектуры». Домподкова, домкорабль и т.д. Рубское озеро, Клязьминский бобровый заказник, Селецкое озеро, Волотова гора и др. Создание презентации.


2

9.

Моя малая Родина. Игра «Прошлое и настоящее родного города».

КВН. Образование города. Текстильная промышленность. Герои.

Исторические места. Улицы города.

1

10.

Мой дом – моя семья.

Как отмечаются народные праздники России в моей семье.

Покров, Спас, Рождество, Масленица, Пасха, Крещение.

1

11.

Моя Родина – Россия.

Битва за Москву.


Парад 7 ноября 1941 года на Красной площади. Москвичиополченцы. Операция «Тайфун». Итоги. Медаль «За оборону Москвы».

1

12.

Моя Родина – Россия.

Дни воинской славы. День героев Отечества.


История от Георгиевского креста до ордена Героя Отечества.

1

13.

Моя Родина – Россия.

Слава российского флота.


Россия  морская держава. История создания флота Петром Первым. Ушаков, Нахимов, А.Лебедев поэт –маринист. Шефство над кораблями «Ивановец» и «Североморск».

1

14.

Моя Родина-Россия.

«900 дней мужества» (Снятию блокады Ленинграда).

Коллективное занятие 8-9 классов Понятие «блокада», Ленинградская симфония Шестаковича, стихи О.Берггольц и А.Ахматовой, прорыв блокады, «Дорога Жизни», Пискаревское кладбище. Детский вклад в освобождение от блокады (детский ансамбль Обранта, давший 3000 тысячи концертов).

1

15.

Моя Родина-Россия.

Огненное кольцо.Как это было.Битва за Сталинград.

Коллективное занятие8-9 классов. История и значение. Дом Павлова, Мельница, Мамаев курган. Операции «Кольцо» и «Сатурн», роль маршала Василевского. Фельдмаршал Паулюс, его нахождение в Чернцком лагере для военнопленных.

1

16.

Моя Родина-Россия.

Богатырская наша сила.

Викторина. Богатыри (Защитники Родины от былинных богатырей до наших дней). Спортивные соревнования. Совместно с ОМОН Ивановской области.

1

17.

Моя Родина-Россия.

Интернет-путешествие по местам великих сражений.

Куликово поле, Брестская крепость, Бородинское поле, Мамаев курган, Сапун-гора, Прохоровка.

1

18.

Моя малая Родина.

Художники и поэты края о войне.

В.Жуков, Н.Майоров, А.Лебедев, Б.Пророков, Д. Корин. Подготовка и участие в конкурсе чтецов, посвященном 9 мая.

1

19.

Моя малая Родина.

Экскурсия в музей

Б. Пророкова.

Экскурсия. Плакаты из серии «Это не должно повториться». Пророков на мысе Гангут.

1

20-21.

Моя малая Родина.

Участие в неделе добра.



Волонтерская работа. Сбор кормов и лекарств. Поездка в приют для бездомных животных.

2

22.

Моя Родина-Россия.

Освоение космоса. От планеты к планете.

Российская космическая программа, строительство нового космодрома в Плесецке. Полеты на Луну, Марс, Венеру. Спутники Глонасс, МКС.

1

23.

Моя малая Родина.

«И помнит мир спасенный».

Наши землякигерои. Занятие в архиве Ивановской области.

1

24-25.

Моя Родина-Россия.

Экологическая кругосветка.

Экологические проблемы России. Рассказы девятиклассников малышам. Уборка закрепленной территории.

2

26.

Моя Родина-Россия. Чудесные места России.

Кижи, Валаам, Свияжск, Селигер, Байкал и др.

1





IV. Методическое обеспечение дополнительной

общеразвивающей программы.

Список литературы.


Презентации по каждой теме.

  1. Балдин К.Е., Барвенко В.Г., Иванов Г.В. Ивановский край в истории отечества. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса – Иваново, 2007.

  2. Баделин В.И. Земля Иванов: Историко-литературные очерки. Иваново: МИК, 2001

  3. Балдин К.Е., Кохова Л.А. От кустарного села к индустриальному «мегаполису»: очерки истории текстильной промышленности в селе Иваново – городе Иваново-Вознесенске. Иваново, 2004.

  4. Балдин К.Е., Семененко А.М. Иваново: История и современность. Иваново, 1995

  5. Владимиров Б.А. Когда и где родился Юрьевец // Краеведческие чтения. Вып. 6,7, Иваново, 2001.

  6. Воробьев Н.В. Славные страниц истории (Период «смутного времени» 1608-1612 гг. Героическая оборона нашего города от польских интервентов) // Краеведческие записки. Вып. 6,7. Иваново, 2001.

  7. Гудков Н.В. История благотворительности в Ивановском крае. Иваново, 2001.

  8. Древнейшая история ивановского края: Материалы в помощь учителям истории/ Сост. П.Н. Травкин. Иваново, 1987.

  9. Ивановская область: По «Золотому кольцу России». – Иваново, 2007

  10. Костылева Е. Откуда есть пошла ивановская земля? // Наша Родина – Иваново-Вознесенск, 2006, № 1.

  11. Кузнецова О.А. Культурный облик российской провинциальной буржуазии в ХІХ – начале ХХ вв. (на материалах Верхнего Поволжья). Иваново, 2006.

  12. Малые города Ивановской области: социально-экономический анализ и перспективы / Б.Д. Бабаев, П.А. Белов, А.В. Лодышкин и др. (ИвГУ, Научно-исследовательский центр регионального развития). Иваново, ИвГУ, 2006.

  13. Пожарский юбилейный альманах. Вып. 1. / Под ред. К.Е. Балдина. Иваново, Южа: Референт, 2006.

  14. Сафонова И.Многоликий Плех.Иваново «Референт».2016.

  15. Семененко А. Ивановские декабристы // Наша Родина – Иваново-Вознесенск, 2006, № 3

  16. Тихомиров А., Кротов В., Дьяков В. Гербовый корпус // Наша Родина – Иваново – Вознесенск, 2006, № 4

  17. Травкин П.Н. Установление православия в восточной части Волго-Клязьминского междуречья (ХІІІ – ХVІІ вв.) // Краеведческие записки. Вып. 2. Иваново, 1995

  18. Ушли на фронт учителя. Сост.Дмитриева М.А.Иваново:ИД «Референт»,2016.-84с.

  19. Шубина Л. Жемчужина Смутного времени // Наша Родина – Иваново-Вознесенск, 2007, № 1.

  20. Диск «Золотое кольцо России».Интерактивные экскурсии по городам Золотого кольца.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее