Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ивановская коррекционная школа-интернат № 3»
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _____________ В.А. Соловьева Протокол № 1 от 30.08.2017 г. | Согласовано Зам. директора по УВР ______________ М.Г. Нохрина 30.08.2017 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3» № 122 от 30.08.2017 г. _____________ Т.С. Фролова |
Программа
патриотического кружка
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Возраст детей – 14 – 17 лет
Срок реализации –3 года
Составитель:
Приймак Наталья Алексеевна –
воспитатель 1 квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа «Я – гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г.», и предназначена для учащихся 7-9 классов. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на формирование гражданственности и воспитание патриотизма.
Главное в программе «Я – гражданин России» - создание условий для самопознания и самовоспитания. При этом важно помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт. Она представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.
Программа опирается на принципы гуманности, социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа является метапредметной: в ней сочетаются сведения по краеведению, истории, географии, биологии, экологии, обществознанию.
Цель и задачи:
Целью Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
Развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне готовность к защите ее свободы и независимости.
Формировать у школьников осознание обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние.
Формировать у учащихся стремление к усвоению исторических, правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
Воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества.
В содержание деятельности входит формирование гражданского отношения к Отечеству, осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.
Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин отечества.
Программа каждого года обучения рассчитана на 25 часов (три занятия в месяц).
Планируемые результаты изучения
Реализация данной программы предполагает:
формирование системы краеведческих знаний;
формирование устойчивого интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
воспитание уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;
Воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
Формирование потребности посильного служения Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;
Воспитание честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и потребности соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе.
Формы работы:
занятия с показом презентаций и видеофильмов;
экскурсии;
игры;
викторины;
конкурсы рисунков;
встречи с интересными людьми;
участие в конкурсах;
выставки.
Ожидаемые результаты:
развитие устойчивого интереса к истории своей Родины;
знание культурных традиций родного края;
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение создавать презентации по заданным темам;
уважительное отношение к старшему поколению.
Принципы реализации программы
Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. принцип коррекционно-компенсаторной направленности (во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений);
2. принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.);
3. принцип учета региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального);
4. принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.);
5. принцип непрерывности и системности (взаимосвязь процессов воспитания и обучения);
6. принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.);
7. принцип стимулирования активности (планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс
№ п/п | Темы разделов. | Кол-во часов | Из них |
Практические занятия | |||
1. | Я – гражданин. | 1 |
|
2. | Мой дом – моя семья. | 4 | 3 |
3. | Моя малая Родина. | 6 | 2 |
4. | Моя Родина – Россия. | 14 | 3 |
| всего | 25 | 8 |
III. Содержание программы (7класс – 1 год обчения)
№ занятия | Тема занятия | Содержание программы | Кол-во часов |
1 | Я гражданин. | Значение слов «патриот» и «гражданин».Примеры гражданского и патриотического поведения земляков. Рассказ о кн.Пожарском, Григории Лапше, Ремне(его имя носит деревня Ременново в Кинешемском районе). | 1 |
2. | Моя Родина – Россия. Дни воинской славы. Великие сражения в истории России. Куликовская битва. | Значение Куликовской битвы для русского государства.Герои.Сергий Радонежский. Битва Пересвета с Челубеем. Дмитрий Донской. | 1 |
3. | Мой дом – моя семья. История семьи в истории страны. | Участие членов семьи в Великой Отечественной войне, Интернациональной военной помощи. Члены семьи-передовики производства, служащие и трудящиеся предприятий. | 1 |
4-5. | Мой дом – моя семья.Моя родословная. | Принципы составления родословной (восходящий и нисходящий).Традиции и обычаи моей семьи. | 1 |
6. | Мой дом – моя семья.Моя родословная. Семейная реликвия. | Выход в краеведческий музей. | 1 |
7. | Моя малая Родина. Понятие «малой Родины». Место Ивановского края в истории России. | Город Иваново на карте России (области-соседи), удаленность от столицы.История создания области, ее герб. Герои смутного времени -наши земляки. Ивановогород Первого совета. | 1 |
8. | Моя малая Родина.Иваново - мой родной город. | Иваново, Вознесенский посад, Иваново-Вознесенск, Иваново. Образование города. «Ситцевое» царство, «город невест», «текстильный край». История создания герба, его символика. Почему на гербе изображена пряха. | 1 |
9. | Моя малая Родина.Природа родного края. | Красная книга Ивановской области. Особо охраняемые природные территории.Реки,озера. Создание презентации «Редкие животные и растения Ивановского края». | 1 |
10. | Моя Родина – Россия. Дни воинской славы Дорогая моя столица. Они защищали Москву. | История и значение битвы за Москву. Герои (Гастелло,Зоя Космодемьянская, И.П.Иванов,Е.Горохова).Ивановцы-защитники столицы. | 1 |
11. | Моя малая Родина .В жизни всегда есть место подвигу. | Герои Отечества. История праздника.С.Макаров-первый награжденный.(К.Минин и Д.Пожарский, Г.Властов,А.М.Василевский, политрук Почерникови др.) | 1 |
12. | Моя малая Родина.Их имена носят улицы нашего города. | Улица Н.Майорова,Танкиста Александрова, Генерала Белова, полка Нормандия-Неман. | 1 |
13. | Моя Родина – Россия. Изобразительное искусство о военном лихолетье. | Присекин Н.С. «Лихолетье», Пластов «Фашист пролетел», «Письмо с фронта», Моисеенко Е.Е. «Победа», Усыпенко Ф.П. «Ночной бой» и др. Конкурс рисунков. | 1 |
14. | Моя Родина – Россия. Полководцы Победы. | Маршалы: Жуков,Конев,Рокосовский, Василевский. Презентация о маршале Василевском. | 1 |
15. | Моя Родина – Россия. Ленинград-город герой. | Объяснение понятия городагерои. Блокада. Дорога жизни. Норма хлеба. Дневник Тани Савичевой. Пискаревское кладбище. М. Дудин-автор надписей на пропилеях кладбища. | 1 |
16. | Моя Родина – Россия. Прикоснись к подвигу сердцем. Как это было. Битва за Сталинград. | История и значение. Герои.Дом Павлова. | 1 |
17. | Моя Родина – Россия. Конкурс рисунков «Служу России». | Рисунки на военную тематику. Организация выставки лучших работ. | 1 |
18. | Моя Родина – Россия. Дети войны в тылу и на фронте. | Володя Дубинин, Марат Казей, Зина Портнова, Лиза Чайкина, Гуля Королева.Вася Барановский и др.Памятники юным героям. | 1 |
19. | Моя Родина – Россия. Песни, помогавшие выстоять. | «Священная война»,«В землянке», «Катюша», «Темная ночь».История создания. Исполнители.Презентациярассказ об одной из песен. | 1 |
20. | Моя Родина – Россия. Покорители космоса. | История космонавтики. К.Г. Циалковский, первые космонавты. | 1 |
21-22. | Моя Родина – Россия. Хоровод национальностей. | Понятие «национальность».Россиямногонациональная страна. Ивановский дом национальностей. Ивановский интердом им.Стасовой. Обычаи и традиции разных народов России.Викторина. | 2 |
23. | Моя Родина – Россия. Величие подвига народа –победителя в Великой Отечественной войне. | Многонациональный состав защитников. Человечность солдат. Партизанское движение. Памятники в разных странах солдату-освободителю. | 1 |
24. | Моя малая Родина.Памятники нашего города.. | Почему и для чего ставятся памятники. Кто достоин этого. Памятники Гарелину и Бурылину,мемориал Героям фронта и тыла, памятник Борцам революции, памятник на пл. Победы и др. Истории создания памятников. Скульптура «Папаня». А кому бы ты поставил памятник? Экскурсия. Возложение цветов. | 2 |
25. | Моя Родина – Россия. Семь чудес России. | Озеро Байкал, Московский Кремль с собором Василия Блаженного, Фонтаны Петергофа.Гора Эльбрус. Камчатские гейзеры. Столбы выветривания в Коми. «Чудеса» Ивановской области. | 1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс
| Темы разделов. | Кол-во часов | Из них: |
Практические занятия | |||
1. | Я – гражданин. | 1 |
|
2. | Мой дом – моя семья. | 3 | 2 |
3. | Моя малая Родина.
| 8 | 3 |
4. | Моя Родина – Россия. | 14 | 2 |
| всего | 26 | 6 |
Содержание программы (8 класс – 2 год обучения)
№ занятия | Тема занятия | Содержаниепрограммы | Кол-во часов |
1 | Я гражданин. | Смысловое наполнение понятий «патриотизм» и «гражданственность»,примеры гражданских и патриотических поступков из современной жизни.Героипожарные А.Кубышкин и А.Мусекаев. Подвиги военных в Сирии. Подвиги подростков в мирное время. | 1 |
2. | Моя Родина – Россия. Помнит вся Россия про день Бородина. | Коллективное занятие 89 классов. Рассказ о М.И.Кутузове, Багратионе, истории бородинского хлеба(дети).Рассказ о Тучковой. Значение битвы. Герои. Бородинское поле во время ВОВ. Памятники полкам. | 1 |
3. | Моя Родина – Россия. Дни воинской славы. Первая мировая война. День памяти русских солдат. | Коллективное занятие 8-9 классов.Крепость Осовец.Атака мертвецов. Украденная победа. Герои войны. | 1 |
4. | Мой дом – моя семья. Семья и ее роль в жизни человека. | Домострой, почему в России были большие семьи. Традиции российской семьи. | 1 |
5. | Мой дом – моя семья. Старая фотография рассказала. | Рассказ о событиях по фотографии Бурылина. Рассказы детей по фотографиям из семейных альбомов. | 1 |
6. | Мой дом – моя семья. История семьи в истории страны. | Родословная, мои предки. Построение родословной. Как отразились события истории на жизни моих предков. | 1 |
7. | Моя малая Родина. Древнее прошлое Ивановского края. | Прошлое Ивановского края. Финно-угорские племена, названия Кохма, Ухтохма, Решма и другие. Жизнь в домонгольский период. Археоло-гическиераскопки Травкина в Плесе. Посещение музея Литос Клио. | 1
|
8. | Моя малая Родина. Краеведение + | Командная игра по прошлому Ивановского края. | 1 |
9. | Моя Родина-Россия. В жизни всегда есть место подвигу.Они защищали Москву. | История и значение битвы под Москвой. Подвиг героев-панфиловцев. Ивановцы-защитники столицы(генерал Белов). | 1 |
10. | Моя Родина-Россия. Герои живут рядом. День героев Отечества. | Современные герои-участники Афганской и Чеченской войн, войны- интернационалисты: П.Никишин, А.Матвеев. Памятники. Песни. | 1 |
11. | Моя малая Родина. Их именами названы улицы. | Улица Поэтов А. Лебедева и Н. Майорова,танкистов Александров и Белороссова ,летчика Лазарева, проспект Текстильщиков, М. Фрунзе, О. Варенцовой и др. | 1 |
12. | Моя малая Родина. Все для фронта,все для победы. | Городгоспиталь, подвиг текстиль-щиков, кладбище умерших от ран в госпиталях. Лагерь военнопленных в Чернцах. | 1 |
13. | Моя Родина-Россия. «900 дней мужества» (Снятию блокады Ленинграда). | Коллективное занятие 8-9 классов Понятие «блокада», Ленинградская симфония Шестаковича, стихи О.Берггольц и А.Ахматовой, прорыв блокады, «Дорога Жизни», Пискаревское кладбище. Детский вклад в освобождение от блокады (детский ансамбль Обранта, давший 3000 тысячи концертов). | 1 |
14. | Моя Родина-Россия. Огненное кольцо.Как это было.Битва за Сталинград. | Коллективное занятие 8-9 классов. История и значение. Дом Павлова, Мельница, Мамаев курган. Операции «Кольцо» и «Сатурн», роль маршала Василевского. Фельдмаршал Паулюс, его нахождение в Чернцком лагере для военнопленных. | 1 |
15. | Моя Родина-Россия. «Есть такая профессия- Родину защищать». | Герои Советского Союза. Генерал Белов, маршал Василевский, Грязнов В.М., лейтенант Лопатин и др. | 1 |
16. | Моя Родина-Россия. Конкурс рисунков «Служу России».
| Картины художников, посвященные ВОВ, конкурс рисунков. Организация выставки работ. | 1 |
17. | Моя Родина-Россия. Песни о ВОВ. | Исполнители М.Бернес, Л.Утесов. Песни Б.Окуджавы и В.Высоцкого. | 1 |
18-19. | Моя малая Родина. Народные промыслы земли Ивановской. | Лаковая миниатюра Палеха и Холуя, иконы, написанная палешанами для Гете и Николая второго. Ювелирные изделия мастеров Приволжска, строчка Пучежа и Пестяков, платье, вышитое нашими умелицами для королевы Испании, валенки из Кинешмы. Мастер-класс составление узора для валенок. | 2 |
20. | Моя Родина-Россия. «А как известно: без воды и ни туды и ни сюды…»
| Значение воды в жизни человека. Россия- самая богатая водными ресурсами территория, интересные факты о воде. | 1 |
21 | Моя малая Родина. Экологические проблемы Ивановской области | Проект «Глобус», загрязнение реки Шача, впадающей в Волгу. Мусор, загрязнение рек. Вырубка лесов. Проблемы Волги. | 1 |
21. | Моя Родина-Россия. История освоения космоса. «Тернистый путь в небо». | Женщины в отряде космонавтов (В.Терешкова, В.Савицкая). Выход в открытый космос, МКС, рекорды продолжительности пребывания. | 1 |
23. | Моя Родина-Россия. Величие подвига народа-победителя в ВОВ. | Партизанская война, многонациональ-ный состав, как в тылу ковали победу. Освобождение Европы. | 1 |
24. | Моя малая Родина. Ивановцы на фронтах ВОВ. | 307-я (впоследствии Новозыбковская) стрелковая дивизия. 14 августаивановцы торжественно проводили ее на местном стадионе «Динамо» (ныне —стадион «Текстильщик»),Боевой путь дивизий337,117.Занятие в архиве Ивановской области. | 1 |
25. | Моя малая Родина. Иваново-вторая родина для детей разных народов. | Рассказ об интердомеим.Е.Стасовой. | 1 |
26. | Моя Родина-Россия. Роль России в борьбе с терроризмом.
| Необходимость военных действий в Сирии, Югославии. Военнослужащие 98 дивизии в составе миротворческой миссии ООН в Югославии. | 1 |
|
|
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс
| Темы разделов. | Кол-во часов | Из них: |
Практические занятия | |||
1. | Я – гражданин. | 1 |
|
2. | Мой дом – моя семья. | 3 | 2 |
3. | Моя малая Родина.
| 8 | 3 |
4. | Моя Родина – Россия. | 13 | 3 |
| всего | 26 | 8 |
Содержание программы. (9 класс – 3 год обучения)
№ занятия | Тема занятия | Содержание программы | Кол-во часов |
1. | Я гражданин. | Что такое гражданская позиция, как проявляется патриотизм в наши дни. Рассмотрение ситуативных задач: кого можно считать патриотом. | 1 |
2. | Моя Родина – Россия. Помнит вся Россия про день Бородина. | Коллективное занятие 8-9 классов. Рассказ о М.И.Кутузове,Г.Властове, Багратионе, история бородинского хлеба(дети).Рассказ о Тучковой. Значение битвы. Герои. Бородинское поле во время ВОВ. Памятники полкам. Колокольня в п. Лежнево. | 1 |
3. | Моя Родина – Россия. Дни воинской славы. Первая мировая война. День памяти русских солдат. | Коллективное занятие 8-9 классов.Крепость Осовец, атака мертвецов. Украденная победа. Герои войны. | 1 |
4. | Мой дом – моя семья. История семьи в истории страны. | Создание презентации о своей семье, ее традициях, корнях. | 1 |
5 | Мой дом – моя семья. Награды в моей семье. | Рассказать о наградах членов семьи. Создание презентации. | 1 |
6. | Моя малая Родина. Малая Родина. | Достопримечательности города Иваново. Создание презентации. | 1 |
7-8. | Моя малая Родина. Знай и охраняй свой край | Охраняемые природные и исторические объекты. Понятие «памятник природы», «памятник истории», «памятник архитектуры». Домподкова, домкорабль и т.д. Рубское озеро, Клязьминский бобровый заказник, Селецкое озеро, Волотова гора и др. Создание презентации.
| 2 |
9. | Моя малая Родина. Игра «Прошлое и настоящее родного города». | КВН. Образование города. Текстильная промышленность. Герои. Исторические места. Улицы города. | 1 |
10. | Мой дом – моя семья. Как отмечаются народные праздники России в моей семье. | Покров, Спас, Рождество, Масленица, Пасха, Крещение. | 1 |
11. | Моя Родина – Россия. Битва за Москву.
| Парад 7 ноября 1941 года на Красной площади. Москвичиополченцы. Операция «Тайфун». Итоги. Медаль «За оборону Москвы». | 1 |
12. | Моя Родина – Россия. Дни воинской славы. День героев Отечества.
| История от Георгиевского креста до ордена Героя Отечества. | 1 |
13. | Моя Родина – Россия. Слава российского флота.
| Россия морская держава. История создания флота Петром Первым. Ушаков, Нахимов, А.Лебедев поэт –маринист. Шефство над кораблями «Ивановец» и «Североморск». | 1 |
14. | Моя Родина-Россия. «900 дней мужества» (Снятию блокады Ленинграда). | Коллективное занятие 8-9 классов Понятие «блокада», Ленинградская симфония Шестаковича, стихи О.Берггольц и А.Ахматовой, прорыв блокады, «Дорога Жизни», Пискаревское кладбище. Детский вклад в освобождение от блокады (детский ансамбль Обранта, давший 3000 тысячи концертов). | 1 |
15. | Моя Родина-Россия. Огненное кольцо.Как это было.Битва за Сталинград. | Коллективное занятие8-9 классов. История и значение. Дом Павлова, Мельница, Мамаев курган. Операции «Кольцо» и «Сатурн», роль маршала Василевского. Фельдмаршал Паулюс, его нахождение в Чернцком лагере для военнопленных. | 1 |
16. | Моя Родина-Россия. Богатырская наша сила. | Викторина. Богатыри (Защитники Родины от былинных богатырей до наших дней). Спортивные соревнования. Совместно с ОМОН Ивановской области. | 1 |
17. | Моя Родина-Россия. Интернет-путешествие по местам великих сражений. | Куликово поле, Брестская крепость, Бородинское поле, Мамаев курган, Сапун-гора, Прохоровка. | 1 |
18. | Моя малая Родина. Художники и поэты края о войне. | В.Жуков, Н.Майоров, А.Лебедев, Б.Пророков, Д. Корин. Подготовка и участие в конкурсе чтецов, посвященном 9 мая. | 1 |
19. | Моя малая Родина. Экскурсия в музей Б. Пророкова. | Экскурсия. Плакаты из серии «Это не должно повториться». Пророков на мысе Гангут. | 1 |
20-21. | Моя малая Родина. Участие в неделе добра.
| Волонтерская работа. Сбор кормов и лекарств. Поездка в приют для бездомных животных. | 2 |
22. | Моя Родина-Россия. Освоение космоса. От планеты к планете. | Российская космическая программа, строительство нового космодрома в Плесецке. Полеты на Луну, Марс, Венеру. Спутники Глонасс, МКС. | 1 |
23. | Моя малая Родина. «И помнит мир спасенный». | Наши землякигерои. Занятие в архиве Ивановской области. | 1 |
24-25. | Моя Родина-Россия. Экологическая кругосветка. | Экологические проблемы России. Рассказы девятиклассников малышам. Уборка закрепленной территории. | 2 |
26. | Моя Родина-Россия. Чудесные места России. | Кижи, Валаам, Свияжск, Селигер, Байкал и др. | 1 |
|
|
|
|
IV. Методическое обеспечение дополнительной
общеразвивающей программы.
Список литературы.
Презентации по каждой теме.
Балдин К.Е., Барвенко В.Г., Иванов Г.В. Ивановский край в истории отечества. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса – Иваново, 2007.
Баделин В.И. Земля Иванов: Историко-литературные очерки. Иваново: МИК, 2001
Балдин К.Е., Кохова Л.А. От кустарного села к индустриальному «мегаполису»: очерки истории текстильной промышленности в селе Иваново – городе Иваново-Вознесенске. Иваново, 2004.
Балдин К.Е., Семененко А.М. Иваново: История и современность. Иваново, 1995
Владимиров Б.А. Когда и где родился Юрьевец // Краеведческие чтения. Вып. 6,7, Иваново, 2001.
Воробьев Н.В. Славные страниц истории (Период «смутного времени» 1608-1612 гг. Героическая оборона нашего города от польских интервентов) // Краеведческие записки. Вып. 6,7. Иваново, 2001.
Гудков Н.В. История благотворительности в Ивановском крае. Иваново, 2001.
Древнейшая история ивановского края: Материалы в помощь учителям истории/ Сост. П.Н. Травкин. Иваново, 1987.
Ивановская область: По «Золотому кольцу России». – Иваново, 2007
Костылева Е. Откуда есть пошла ивановская земля? // Наша Родина – Иваново-Вознесенск, 2006, № 1.
Кузнецова О.А. Культурный облик российской провинциальной буржуазии в ХІХ – начале ХХ вв. (на материалах Верхнего Поволжья). Иваново, 2006.
Малые города Ивановской области: социально-экономический анализ и перспективы / Б.Д. Бабаев, П.А. Белов, А.В. Лодышкин и др. (ИвГУ, Научно-исследовательский центр регионального развития). Иваново, ИвГУ, 2006.
Пожарский юбилейный альманах. Вып. 1. / Под ред. К.Е. Балдина. Иваново, Южа: Референт, 2006.
Сафонова И.Многоликий Плех.Иваново «Референт».2016.
Семененко А. Ивановские декабристы // Наша Родина – Иваново-Вознесенск, 2006, № 3
Тихомиров А., Кротов В., Дьяков В. Гербовый корпус // Наша Родина – Иваново – Вознесенск, 2006, № 4
Травкин П.Н. Установление православия в восточной части Волго-Клязьминского междуречья (ХІІІ – ХVІІ вв.) // Краеведческие записки. Вып. 2. Иваново, 1995
Ушли на фронт учителя. Сост.Дмитриева М.А.Иваново:ИД «Референт»,2016.-84с.
Шубина Л. Жемчужина Смутного времени // Наша Родина – Иваново-Вознесенск, 2007, № 1.
Диск «Золотое кольцо России».Интерактивные экскурсии по городам Золотого кольца.