«Зимний фестиваль знаний 2025»

Программа ОДО ДМШ

Программа для ДМШ,ДШИ по эстрадному вокалу, 3-5 лет.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

творческое воображение является стержнем индивидуальности ребёнка;


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1

Система дополнительного образования детей является важным компонентом разностороннего развития личности ребенка, фактором социально - педагогической защиты, обеспечивающим его адаптивность и способность к самореализации. Чрезвычайно остро стоит проблема развития духовой культуры общества, поэтому совершенно очевидна необходимость обращения дополнительного образования детей к искусству, как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Учреждения дополнительного образования детей предназначены для обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

Занятия в вокально-эстрадном кружке предоставляют возможность одаренным детям для занятия любимым делом, общения с интересными, увлеченными детьми и педагогами, широкие возможности для самовыражения, развития творческих и личностных способностей.

Процесс освоения ребенком духовых ценностей сопряжен в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей. Одной из них являются противоречивые представления молодежи о культуре, эстетике, искусстве.

Это приводит к размыванию границ между истинными и мнимыми ценностями: нравственным и безнравственным, прекрасным и безобразным. Борьба с этим псевдомузыкальным багажом является непростой задачей и налагает на педагогов-музыкантов особую ответственность.

Как известно, эстрадное пение - одна из самых массовых форм музыкального искус-, ства. Интерес детей, родителей, зрительской аудитории к этому направлению в музыкальной культуре достаточно велик. Оно актуально и востребовано. Свидетельством тому являются многочисленные региональные, зональные, российские и международные фестивали, конкурсы, концерты и другие формы мероприятий для юных исполнителей эстрадной песни. Пение - это не только путь к выражению чувств, мыслей, интересов, но и серьёзный помощник здоровью: укрепление дыхания, выработка осанки и даже способ лечения от некоторых заболеваний, например, заикания.

Актуальность разработки и необходимость внедрения данной программы в комплекс учебных программ обусловлена возросшим интересом к эстрадно-вокальному пению и востребованностью этого вида деятельности у детей и их родителей.

При разработке программы учтены требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ, рекомендации специалистов в данной области, нормативные документы:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»

  • Основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены

  • СанПиН 2.4.4. 1251-03 (разделы I, III, V-X, приложения 2,3)

  • Программы коллективов по соответствующему профилю.

Программа вокально-эстрадного кружка даёт шанс удовлетворить свой интерес, проявить способности, раскрыть свой внутренний мир, помочь сформировать положительную самооценку всем детям, пришедшим в коллектив.

Исполнителю эстрадных песен необходимо владеть не только техникой вокала, но и уметь свободно двигаться и передавать характер исполняемого произведения.

Поэтому в процессе обучения дети получают знания по следующим предметам:

  • Вокал (индивидуальный и в ансамбле);

Предмет «Вокал». Задача курса - научить петь, освоить технику вокала, учить петь эмоционально, грамотно. Педагог работает над развитием голосового аппарата, над особенностями эстрадного пения, которое имеет специфическую манеру и исполнительские приёмы, знакомит детей с элементарной теорией музыки (терминология, ноты, аккорды, цифровки и т.д.), формирует способность исполнять вокализы, интонировать.


Программа обучения вокальной технике, постановке голоса основана преимущественно на методике В.В. Емельянова, а также многолетнем опыте работы составителей программы, разработок хоровой школы «Аврора» г. Екатеринбург - руководитель Буланов В.Г., научной разработки доктора педагогических наук Г.П. Стуловой, педагога-вокалиста П.Л.Трониной, JI. Чарелли «Тайна голоса» и других авторов.

Программа содержит в себе систему знаний о закономерностях музыкального искусства. Здесь необходимо выделить два уровня музыкальных знаний: Ключевые знания, способствующие формированию целостного представления

о музыкальном искусстве.

Знания, помогающие «музыкальному наблюдению» - частные (знания об

элементах музыкальной речи, сведения о композиторах, исполнителях, знания нотной грамоты, музыкальных терминов). Частные знания никогда не представляются вне связи с ключевыми, изолированно.

Основным музыкальным умением является осознанное восприятие музыки. Умения, формирующиеся на основе ключевых знаний, рассматриваются как ведущие. Наряду с ведущими музыкальными умениями в содержании музыкального обучения выделяются частные музыкальные умения, которые так же, как и ведущие, формируются в конкретных видах музыкальной

  • группы умений, связанных со знаниями об отдельных элементах

музыкальной речи;

  • умения, связанные с применением нотной грамоты;

  • умения, связанные с применением знаний, включающих в себя сведения о звуковоспроизводящей аппаратуре, специальном техническом оборудовании

Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью:

  • вокально-ансамблевые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль);

  • музыкально-ритмические навыки(отражение в движении ритмической

пульсации («пульс»), «свободное дирижирование»). В методическом обеспечении содержание программы составляют:

сами музыкальные произведения, которые представляют основу накопления у учащихся опыта эмоционально-нравственного отношения к действительности. Критерии отбора музыкального материала определены Д.Б. Кабалевским:

  1. художественная ценность и увлекательность;

  2. педагогическая целесообразность;

  3. воспитательное воздействие.

При отборе репертуара важно учитывать возраст исполнителя. Всё, что даётся легко, воспринимается как несерьёзное и поэтому необязательное. Творческий же труд - а именно такой необходим для полноценного восприятия и качественного исполнения музыки - приносит удовлетворение, веру в свои силы, в свою самостоятельность. Произведения достаточно трудные, но в то же время доступные для слушания и исполнения привлекают учащихся. Чрезмерная трудность, как и чрезмерная простота поставленной педагогом задачи, обычно отрицательно сказывается на их реакции.

Очень важно укреплять у учащихся понимание неразрывной связи музыки с жизнью. Роберт Шуман говорил, что «музыка в её наивысшем смысле воплощает всю многообразную конкретность жизни: самые тонкие и особенные состояния души, жизнь отдельного человека и жизнь народа, национальный характер страны и её природу». Эти мысли композитора помогают педагогу в:

установлении межпредметных связей с образовательными дисциплинами общеобразовательной школы, в первую очередь, с музыкой, литературой, историей.

Образовательная концепция программы может быть выражена как развивающая продуктивная творческая деятельность, активно способствующая формированию инициативы, творческой активности, самостоятельности, самодисциплины, ответственности, общей культуры, навыков и практической (концертной) деятельности.

Перспективность данной программы состоит в том, что песня сегодня является самым популярным и любимым жанром массового эстрадного искусства, и в будущем её популярность будет возрастать. Значит и будет возрастать и культура исполнения, что будет ярко выражаться в творчестве детей и взрослых.

Основная цель

  • формирование гармонично развитой личности, воспитание эстетической, нравственной культуры, выявление талантливых, одаренных детей, привитие любви и интереса к вокально-эстрадному творчеству.

Задачи:

  • формирование у обучающихся целостной картины мира на основе знаний эстрадного искусства;

  • обучение вокальному искусству;

  • обучение знаниям, умениям, навыкам по истории музыки;

  • приобщение учеников к общечеловеческим ценностям;

  • формирование нравственных основ личности;

  • формирование гуманистического отношения к окружающему

миру, воспитание художественного вкуса, самодисциплины, умения организовывать

себя и своё свободное время;

  • активизация процессов общения детей друг с другом, с педагогом, с

родителями;

формирование потребности личности в непрерывном совершенствовании

  • формирование зрительской культуры и грамотности ребенка;

  • воспитание в детях волевых качеств, смелости, настойчивости;

  • профилактика асоциального поведения;

  • развитие природных интеллектуальных, специальных и творческих

способностей обучающихся;

  • развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию;

  • развитие личностных качеств и познавательных способностей ребёнка (память, внимание, наблюдательность, фантазия, чувство ритма, пространства, творческое воображение, ассоциативное и образное мышление);

  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка,

  • приобщение к здоровому образу жизни, к прекрасному,

  • снятие эмоциональных стрессов и зажимов,

  • укрепление психического и физического здоровья детей.

В процессе движения к поставленной цели решаются следующие задачи:

Результаты обучения

Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:

  • высокий уровень мотивации учащихся к вокально-эстрадному исполнительству;

  • профессиональное самоопределение одарённых детей в области музыкально-эстрадного образования;

  • творческая самореализация учащихся, участие вокально-эстрадного коллектива и его солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

Программа рассчитана на 1-годичное обучение. Приём детей в кружок рекомендуется с 7-10 лет .В этом возрасте ребенок более устойчив психологически и физически. При приёме проводится тестирование способностей, знаний и умений учащихся: проверяется музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чутье, вокальные данные.

Процесс обучения происходит на фоне возрастного роста и развития учащихся, где отдельные периоды имеют особое значение для становления певческого голоса ребенка, для физического и психического развития.

.

Деятельность коллектива основана на принципах:

  • Добровольности, сознательности, творческой активности при руководящей роли педагога.

  • Единства учебно-творческой, развивающей и концертно-практической деятельности учащихся.

  • Рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм и способов учебно-практической деятельности учащихся.

  • Целостности творческого процесса.

  • Педагогический процесс становится личностно-ориентированным.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

  1. Основные формы обучения —учебное занятие и репетиция.

  2. Форма организации - групповая, индивидуальная.

  3. Групповые занятия рассчитаны на 6-8 человек.

4. На репетицию приходится самая большая отдача творческого потенциала педагога и учеников. Необходимо постоянно работать на подиумах, что дает ощущение сцены, пространства. На сцене вступают в силу особые непредсказуемые психологические состояния детей (зажатость, скованность, испуг) и репетиция призвана решить проблему «вживания в музыкальный образ», а это многочисленные повторы. Успехи учащихся контролируются в процессе концертной деятельности, на конкурсах, выступлениях перед родителями.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ


Вид деятельности

Кол-во занятий

Продол житель

Всего в

Всего в год


в неделю

ность занятия

неделю

(час)



(час)

(час)


Вокал:




68

индивидуальный

2

1

2







ИТОГО:

2


2

68




УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации программы необходимо:

  1. Материально-техническое оснащение:

  • Специально оборудованное просторное помещение для занятий;

  • Сценическая площадка (сцена в зрительном зале);

  • Фортепиано;

  • Сценические костюмы;

  • Воспроизводящая аппаратура (видео-, аудио магнитофон, CD проигрыватель, телевизор);

  • Усилитель звука;

  • Микрофоны.

  1. Учебно-методическое, дидактическое обеспечение:

  • Методическая литература по вокалу ( методика В.В Емельянова «Фонопедический метод развития голосового аппарата»; методические разработки из методического пособия «Чистый голос», издательство - Москва, 2003).

  • Репертуарные сборники;

  • Звукозаписи музыкальных произведений, популярных песен;

  • Видеоматериалы различных конкурсов эстрадной песни;

  1. Кадровое обеспечение:

  • Педагог - вокалист;


  1. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Образовательный мониторинг - процесс непрерывного наблюдения за состоянием и развитием образовательного процесса. При оценивании получаемых результатов рассматриваем следующие показатели:

Количественные - анализируемые два раза в течение учебного года. Контрольными точками являются 10 января, 25 мая. Анализируется сохранность контингента.

Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются путём проведения входящего, промежуточного и итогового этапа аттестации воспитанников

Входящий этап проводится в конце сентября (когда закончился набор учащихся в учебные группы).

Его цель - определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения входящего этапа педагог осуществляет:

  • Прогнозирование возможности (совместно с детьми) успешного обучения на данном этапе.

  • Выбор исполняемого репертуара.

  • Формой проведения входящего этапа аттестации является собеседование.

Цель промежуточного этапа - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников.

Задачи: Оценка успешности выбора технологии и методики.

  • Корректировка учебного процесса.

Формами проведения могут быть:

  • Концертные выступления (определяются планом концертной деятельности).

  • Выступление перед родителями (май).

  • Конкурсы регионального и городского уровней проходят согласно установленным срокам Отдела образования,ориентировочно - ноябрь .

Итоговый этап. Его цель - подведение итогов завершающегося года обучения. Задачи, решаемые при проведении итогового этапа:

  • Анализ результатов обучения.

  • Оценка успешности усвоения учащимися учебной программы.

Анализ

  • действий педагога.

Итоговый этап проводится в мае.

Формами проведения итоговой аттестации являются:

  • Отчётный концерт.

  • Выступление перед родителями (май)

Специфика деятельности коллектива такова, что промежуточный этап аттестации воспитанников может одновременно выполнять функцию или непосредственно переходить в итоговый этап.

Система оценки, контроля и учёта знаний, умений и навыков

обучающихся

Развивающий курс фонопедического метода не предполагает контрольно-экзаменационных форм отслеживания результатов обучения. Педагог определяет степень успеваемости каждого воспитанника во время выполнения им творческих заданий, а также на концертах, конкурсах, открытых занятиях. Успешность занятий оценивается педагогами коллегиально.

Предполагается, что в конце обучения по данной программе обучающийся, в меру его возможностей, овладеет элементарными теоретическими знаниями и практическими навыками.

К концу года обучения по программе обучающийся должен знать:

  1. 5-10 скороговорок;

  2. 5-10 сложных звукосочетаний, последовательность (произношения) пропевания гласных - мотивировку последовательности;

  3. 2 вида голосового режима - грудного и фальцетного;

  4. певческую установку:виды дыхания, освобождение мышечного

напряжения голосового аппарата, правила охраны голос

Должен уметь:

  1. Правильно стоять или сидеть при пении, контролировать и своевременно снимать напряжение мышечного аппарата (брюшина, шея, гортань, язык), т.е. дыхательных мышц и голосового аппарата;

  2. Исполнять точно интонационно музыкальное произведение, выразительно передавать эмоциональное состояние;

  3. Выполнять дыхательные упражнения, штрихи: легато, стаккато, маркато;

  4. Чётко произносить скороговорки, текст музыкального произведения;

  5. Произносить псевдогласные;

  6. Владеть динамикой произношения и пропевания мелодий;

  7. Исполнять песни, используя микрофон, фонограмму «минус»;

  8. Контролировать, давать самооценку, вовремя исправлять дефекты звукопроизношения.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитать культуру исполнения, качество.

  2. Аккуратность, добросовестность.

  3. Трудолюбие, отношение к работе.

  4. Уважение к педагогу, коллективу, творческой деятельности.

  5. Эстетическую, духовную, нравственную личность.

  6. Привить интерес к занятиям.

Развивающие задачи:

  1. Развить творческие способности личности.

  2. Развить слух, ритм, память.

  3. Уметь пользоваться фонопедическим методом голосообразования.

  4. Совершенствовать уровень профессионализма.

  5. Развить способность анализировать содержание музыкального

произведения, художественный образ, а также его исполнение.

  1. Развить художественные способности и умения наматериале эстрадных

произведений.

  1. Способствовать самореализации детей, привлекая к участию в творческой деятельности.

Вокал

Развивающий музыкальный курс не предполагает контрольно-экзаменационных форм отслеживания результатов обучения. Педагог определяет степень успеваемости каждого воспитанника во время выполнения им творческих заданий, а также на концертах, открытых занятиях. Успешность занятий оценивается педагогами коллегиально.

Предполагается, что в конце обучения по данной программе обучающийся, в меру его возможностей, овладеет элементарными теоретическими знаниями и практическими навыками. К концу обучения по программе 1 года обучающийся должен ЗНАТЬ:

5-10 скороговорок ,5-10 сложных звукосочетаний; несколько упражнений дыхательной гимнастики;

  • что такое певческая установка;

  • как освобождать голос и снимать зажимы шейно-плечевого пояса;

  • понятия о звуке, ладе, мелодии, тональности, «трех китах» в музыке;

  • упражнения для исправления звукопроизношения;

  • правила охраны голоса;

  • строение голосового аппарата;

должен УМЕТЬ:

  • правильно стоять и сидеть при пении;

  • исполнять точно интонационно и выразительно музыкальные произведения средней трудности народные песни, детские песни.

  • выразительно передать характер произведения;

  • исполнять простейшие одноголосные произведения;

  • выполнять дыхательные упражнения индивидуально и в группе;

  • четко произносить скороговорки в темпе, заданном педагогом;

  • произносить и пропевать звукосочетание в темпе, заданном педагогом;

  • овладеть приёмами освобождения дыхательных мышц и мышц голосового

  • аппарата;

  • овладеть длительным выдохом при коротком вдохе;

  • петь только лёгким, звонким, ненапряженным звуком с мягкой атакой; правильно дышать - делать небольшой, спокойный вдох; петь произведение, точно соблюдая фразировку; петь чисто и слаженно в ансамбле, в унисон;

  • правильно формировать гласные и чётко произносить согласные звуки; объяснить, как работает голосовой аппарат, его взаимодействие с дыхательной системой





  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование комплекса специальных знаний и умений, мотивация и поддержание интереса к вокальной деятельности.

Задачи:

  1. Правильное положение корпуса, головы, плеч и рук, ног при пении стоя.

  2. Навык дыхания, виды дыхания, формирование гласных, артикуляция, активная позиция.

  3. Выработка унисонного звучания, единства тембра.

  4. Приемы (staccato, legato).

  5. Фальцетный режим, грудной регистр, общий диапазон.

  6. Эмоциональная отзывчивость на музыку: плясовую, маршевую, песенную.

  7. Развитие творческой активности через использование игровых приемов, активизирующих внимание детей. Умение определять содержание, характер произведения, угадывать музыкальный образ героя.

Учебно-тематический план 1 год обучения

Содержание темы

Общее

кол-во

Теория

Практика

Примечан

ие

1.

Голосовой аппарат и его функции

1 ч

Зч

1 четверть

2.

Строение и работа гортани

1 четверть

3.

Органы дыхания

Зч

1

полугодие

4.

Артикуляционный аппарат

Зч

2

полугодие

5.

Основные правила охраны детского голоса

-

1 четверть










В результате 1 года обучения учащийся должны:

  1. Обладать:

  • певческой установкой;

  • навыками дыхания;

  • голосообразованием;

  • чувством ритма;

  • ритмом в ансамбле;

  • штрихами;

  1. Знать:

  • строение голосового аппарата (условно);

  • основные принципы охраны голоса;

  • понятие «ансамбль»;

Педагог должен научить ребенка бережному отношению к голосу, пробудить и развить желание у ребенка петь.




Календарно-тематическое планирование


Дата

Название темы

Количество часов

1

04.09

. Введение. «Летние впечатления»

1

2

07.09

Голосовой аппарат. Звук и его свойства.

1

3

11.09

Работа над песней к концерту «День учителя»

1

4

14.09

Звук. Тембр звука.

1

5

18.09

Детские песни в нашей жизни.

1

6

21.09

Русский фольклор. Русские народные песни - разучивание.

1

7

25.09

Фольклор. Жанры РНМ

1

8

28.09

Унисон.

1

9

02.10

Песни из мультфильмов.

1

10

0.10

Знакомство с манерой пения.

1

11

09.10

. Овладение собственной манерой пения

1

12

12.10

Произведения различных жанров.

1

13

16.10

Детские песни в исполнение эстрадных певцов.

1

14

19.10

Упражнения на развитие «легкого» звука

1

15

23.10

. Вокальная постановка.

1

16

13.11

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

1

17

16.11

Движения под музыку

1

18

23.11

Дикция.

1

19

07.12

Дикция. Дикция вокальных звуков.

1

20

11.12

Основы музыкальной грамоты.

1

21

14.12

Ритмический рисунок.

1

22

18.12

Развитие музыкального слуха

1

23

21.12

Развитие музыкальной памяти.

1

24

25.12

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

1

25

28.12

Работа с микрофоном.

1

26

11.01

Путешествие по миру старинной европейской музыки

1

27

15.01

Встречи. Путешествие по миру старинной европейской музыки

1

28

18.01

Великий Моцарт.

1

29

22.01

В рыцарских замках

1

30

25.01

Романс.

1

31

15.02

На балах. Бальные танцы.

1

32

19.02

На балах

1

33

20.02

Полонез.

1

34

26.02

Вальсы Штрауса

1

35

29.02

На балах. Менуэт.

1

36

04.03

На балах. Польки, полонезы.

1

37

11.03

На карнавалах. Шуман.

1

38

14.03

С чего начинается Родина

1

39

18.03

С чего начинается Родина

1

40

25.03

Русь изначальная.

1

41

28.03

Русь изначальная. Стравинский.

1

42

01.04

Русь изначальная. Балакирев.

1

43

04.04

Русь изначальная. Свиридов

1

44

08.04

Русь православная .Церковное песнопение.

1

45

11.04

Русь православная

1

46

15.04

Колокольные звоны.

1

47

18.04

Духовные стихи.

1

48

22.04

Русь скоморошья

1

49

25.04

Старый замок. «Счастье в сирени живет»

1

50

29.04

«Не молкнет сердце чуткое»Шопена. Танцы

1

51

16.05

«Не молкнет сердце чуткое»Шопена. Танцы

1

52

16.05

«Патетическая соната» Бетховена.

1

53

20.05

«Царит гармония оркестра»

1

54

20.05

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

55

23.05

Опера Глинки «Иван Сусанин»

1

56

23.05

Опера Глинки «Иван Сусанин»

1

57

22.04

«Исходила младешенька..»

1

58

25.03

Русский восток.

1

59

18.03

Русский восток. Восточные мотивы.

1

60

25.04

Балет Стравинского «Петрушка»

1

61

19.02

Театр музыкальной комедии.

1

62

29.04

Прелюдия-исповедь души.

1

63

14.03

« Революционный этюд» Шопена.

1

64

18.04

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. Гитара.

1

65

11.04

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

66

15.04

Народные праздники» «Троица»

1

67

27.05

В каждой интонации спрятан человек.

1

68

27.05

Музыкальный сказочник.

1

Итого:68час







Предполагаемый репертуар:

1.

«Урок»

2.

«Бегемот»

3.

«Змея»

4.

«Зайчик»

5.

«Улитка»

6.

«Солнышко и дождик»

7.

«На асфальте классики»

8.

«Ах, ромашка!»

9.

«Убежало молоко»

10 «Ужастики»

11 «Лунатики»

12 «Наша армия»

13.«Страна чудес»




14.«Радуга»

Организационно-педагогические основы обучения в вокально-эстрадном коллективе

Вокально-эстрадный коллектив - разновозрастное творческое объединение, которое обогащает ребёнка за счёт совершения своей деятельности, структуры работы, использования приёмов воздействия на развитие творческой личности. В основе организации деятельности коллектива лежат эмоционально-нравственные связи между участниками, их отношения и взаимопомощь, ответственность за конечный результат.

Общая педагогическая направленность процесса предполагает реализацию следующих дидактических принципов:

  1. Индивидуальность подхода к детям.

  2. Активизация детского восприятия, образного мышления и творческой

инициативы.

  1. Комплексное освоение эстрадно-певческого материала.

  2. Последовательность в освоении.

Основная задача педагога - дать возможность детям почувствовать себя спокойно и непринуждённо, осознать, что на каждого направлено благожелательное и требовательное внимание.

Формирование художественно-эстетических способностей начинается с диагностики индивидуальных качеств ребёнка, создания положительных стимулов в творческом процессе.

В основе работы с вокальным ансамблем и солистами по формированию певческих навыков и стимуляции голосового аппарата лежат фонопедические

упражнения автора фонопедического метода (ФМ) развития голоса - Емельянова Виктора Вадимовича. Базовое образование - актер и вокалист, врач-фонопед Ленинградского ЛОРНШЕ, в дальнейшем аспирантура кафедры методики ГМПИ им. Енесиных г. Москва. Большую помощь автору оказали Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов, Е.П. Стулова, А.Н. Киселев, В.А. Новиков и др. а также F.A. Струве и Э.Б. Абдулина.

Фонопедический метод адресован дирижерам хора и учителям музыки, а также всем, кто хочет развивать и укреплять свой голосовой аппарат для пения, педагогам вокального класса. Фонопедический метод - это метод приобретенного решения задач координации и тренажа с целью создания материальной базы для работы над эстетикой пения и эмоционально-образным "исполнительскими задачами.

Эта цель достигается через следующие промежуточные цели:

  1. Развитие речевого голосообразования к певческому, т.е. приближение речи к пению.

  2. Развитие и сохранение певческой позиции.

  3. Освоение технических приемов и штрихов (стаккато, вибрато, глиссандо и прочее) и их закрепление.

  4. Умение отслеживать (контролировать) при пении такие аспекты как форте, пиано, «низкая позиция», «высокая позиция».

  5. Уметь отслеживать критерии академического пения. Весь фонопедический метод разделен на 3 комплекса фонопедических упражнений.

Начальный этап (1 этап) для женского и мужского голоса состоит из 1 комплекса упражнений. Второй этап - для всех голосов состоит из 2 и 3 комплексов упражнений и вокализов.

  1. комплекс фонопедического метода: фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования (приближение речи к пению).

  2. комплекс фонопедического метода: фонопедические упражнения для показателей певческого голосообразования, пения вокализов с согласными, отслеживание (контроль) критериев академического пения.

  3. комплекс фонопедического метода: прохождение музыкальных

произведений при помощи приемов и фонопедических упражнений, отслеживания критериев академического пения.

  1. комплекс состоит из 6 циклов упражнений:

  1. артикуляционная гимнастика;

  2. интонационно-фонетические упражнения;

  3. голосовые сигналы доречевой коммуникации;

  4. фонопедические программы (для детей и женщин) в нефальцетном режиме, для мужчин - в фальцетном;

  5. фонопедические программы для детей и женщин на переходе из нефальцетного в 6. фальцетный режим, а для мужчин из фальцетного в нефальцетный режим;

  6. фонопедическая программа для детей и женщин в фальцетном режиме, для мужчин в нефальцетном.

  1. комплекс состоит из 5 циклов упражнений:

  1. псевдопроизношения с тренажем подвижности брюшной стенки;

  2. то же, но с отслеживанием критериев академического пения;

  3. псевдопроизношение с фиксацией ступеней (1,2, 3);

  4. глиссирование с вибрато на интервалы (терция, квинта, октава);

  5. псевдопроизношения с фиксацией ступеней (1,3,4).

Внимание: дети и женщины 2 комплекс выполняют только в фальцетном режиме, мужчины - в не фальцетном.

  1. комплекс состоит из 7-ми вокализов с применением псевдопроизношения с нормального произношения. При желании можно исполнять на английском, французском и немецком языках, а

предпочтительней на итальянском с переводом на русский.

Основные положения фонопедического метода:

Певческая установка: правильное положение корпуса, головы, плеч и рук, ног при пении стоя.

Навык дыхания, виды дыхания, формирование гласных,

артикуляция, активная позиция, псевдопроизношение. Исходная певческая позиция, начальный этап работы на трех-пяти звуках, затем постепенное расширение диапазона до октавы, выравнивание звука, выработка унисонного звучания, единства тембра. Приемы стаккато, легато. Фальцетный режим, грудной регистр, общий диапазон.

Эмоциональная отзывчивость на музыку. Реакция на музыку разного характера: плясовую, маршевую, песенную. Развитие творческой активности через использование игровых приемов, активизирующих внимание детей. Умение определять содержание, характер произведения. Угадывать

музыкальный образ героя. Небольшие сценические этюды, роли, творческие фантазии, подготовка несложных самостоятельных мизансцен с пением.

Подбор репертуара педагогами осуществляется индивидуально для каждого учащегося, т.к. становление творческой личности ребёнка нельзя представить вне его саморазвития.

Музыкальное обучение предполагает определённые этапы формирования ведущих умений.

  1. этап - накопление учащимися музыкального опыта, необходимого для

формирования умения.

  1. этап — введение в знание. На первое место здесь выступает не объяснение нового материала, а организация педагогом поисковой ситуации на занятии. Вначале перед воспитанниками ставится задача, а затем с помощью педагога осуществляется её решение, и в результате учащиеся должны сами сделать необходимый вывод.

  2. этап - закрепление и углубление умения осуществляется во всех видах музыкальной деятельности.

Принципы построения занятий :

  • Доступность;

  • Ступенчатость;

  • Конкурсность;

  • Заинтересованность;

  • Преемственность.

Методы музыкального обучения можно рассматривать как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и задачам учебного процесса. Ведущими методами являются:

  1. Метод музыкального обобщения.

  2. Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному.

  3. Метод эмоциональной драматургии.

Метод музыкального обобщения - ведущий метод, он направлен на развитие осознанного отношения учащихся к музыке и формированию художественного мышления. Суть его состоит в том, что каждый новый вывод должен опираться на предварительный опыт, дающий возможность привести к обобщению накопленных впечатлений. Это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Он состоит из ряда последовательных действий:

  • активизация музыкального и жизненного опыта ребёнка, она осуществляется различными методами обучения (в основном, репродуктивного характера - в ходе исполнения песни);

  • знакомство с новым знанием осуществляется организацией различных поисковых ситуаций, совместное с воспитанниками решение этой задачи, окончательный вывод, сделанный самими учащимися;

  • закрепление знания в разных видах деятельности и формирование у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в музыке на основе полученного знания.

Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному. В педагогике это метод принято называть методом перспективы и ретроспективы. Д.Б. Кабалевский подчёркивает, что при использовании этого метода возникают следующие положительные моменты:

  • освоение новой темы на уже знакомом материале становится более лёгким;

  • при таком повторении материал поднимается на более высокий уровень, уровень большей сложности и большей содержательности;

  • при таком сочетании новой темы со знакомым материалом подчёркивается единство и непрерывность процесса овладения музыкальной культурой.

Этот метод призван установить в сознании ребёнка целостное представление о музыке.

Метод эмоциональной драматургии - направлен на активизацию эмоционального отношения воспитанников. Он позволяет соотнести принципы построения занятия с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся.

Дидактические принципы музыкального обучения:

  • принципы единства воспитания, образования и развития;

  • принцип научности;

  • принцип связи музыкального обучения с жизнью;

  • принцип интереса, увлечённости;

  • принцип оптимизации обучения;

  • принцип результативности.

Главная задача при разучивании песни - проникновение в её интонационное содержание. Необходимо обращать внимание детей на интонационную выразительность, на контрастность, схожесть, повторность интонаций в процессе развития музыкального образа. Освоение типичных интонаций песни позволяет детям довольно быстро не только запомнить мелодию, но и исполнять её в нужном характере, свободно, выразительно. Успешность вокальной работы зависит от творческого подхода педагога к самой песне, от умения вовлечь в постижение её образа детей. Очень развивает мелодический слух детей пение a capella.

Важнейшим инструментом понимания и видения каждого воспитанника является обратная связь. Ведущие функции обратной связи: образовательная, развивающая, мониторинговая, контактная, информационная, координационная. В системе обратной связи на первый план ставится не количество приобретённых знаний, а умственное и моральное развитие, которое бы делало человека способным эти знания самостоятельно связывать и применять в практической жизни. На характер обратной связи в музыкальном воспитании влияют:

  • интонационная природа музыкального искусства;

  • эмоциональное сопереживание как первооснова восприятия музыки;

  • преобладание сенсомоторного характера постижения художественного музыкального образа, особенно на ранних этапах музыкального развития.

Основные компоненты структуры обратной связи в музыкальном воспитании:

  • поиск педагогом индивидуальной стратегии контроля за качеством знаний на основе принципов функционирования и задач обратной связи в музыкальном

воспитании;

  • подбор необходимых для этого методов и критериев обратной связи;

  • формы контроля педагога по результатам музыкально-познавательной деятельности воспитанников.

Приёмы педагогического контроля и оценка

Педагог может учитывать индивидуальные особенности музыкального развития учащихся, уровень усвоения содержания на только в прямой форме, обращаясь к ним в вопросом или ставя перед ними конкретное задание, но косвенным образом, наблюдая за тем, как эмоционально проявляет себя ребёнок в процессе слушания музыки, как выявляются знания, умения, навыки в групповом и сольном исполнении.

Педагогический контроль и оценка предполагают в равной мере учёт успехов и неуспехов учащихся Главный критерий - эффективность образовательного процесса, базирующегося на личностном подходе к учащемуся, гуманизации и демократизации педагогической деятельности.

  1. ЛИТЕРАТУРА

  • Менобени А.Г. «Методика обучения сольному пению».

  • Стулова Г.П. «Исследование развития голоса детей».

  • Емельянов В.В. Методическая разработка. Фонопедические упражнения для стимуляции голосового аппарата в процессе формирования певческих навыков.

  • Котляревская - Крафт «Сольфеджио».

  • Струве Г. Школьный хор «Книга для учителя».

  • Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке?

  • Луначарский А.В. В мире музыки.

  • Тронина П. «Из опыта педагога - вокалиста».

  • Чарелли Э.М. «Тайна человеческого голоса».

  • Шацкая В. «детский голос».

Стулова Г. «Методика и система дыхательных упражнений».

Апраксина «Методика музыкального воспитания» М. 84 г.

Морозов «Вокальный слух и голос» М. 1965 г.

Добрынина «Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов. Вопросы физиологии пения и вокальная методика» М. 1969.

Конен «Рождение джаза» М 1984 г.

Дмитриев «Основы вокальной методики» М. 2000.

Морозов «Тайны вокальной речи» М. 1967 г.

  • Образовательная программа Вок - эстр. Шоу - группа «Уик - Энд», автор Т.А. Елсукова г. Миасс.

  • Образовательная программа творческого объединения «песенное

  • творчество», автор Путилова В.Д. г. Челябинск.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее