МУНИЦИПАЛЬНОЕ БюДЖЕТНОЕ общеобразовательное УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ____»
Принята на заседании методического совета «__»____2020 г. Протокол №____ | Утверждаю: Директор ______________
Приказ №__ от «__»_______2020 г. |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«ПОЧИТАЙ-КА»
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Автор-составитель:
_____________________________
г.Нефтеюганск, 2020 г.
Содержание программы
Пояснительная записка.
Учебный план.
Календарный учебный план.
Содержание курса.
Учебно-методическое обеспечение (оборудование, литература)
Пояснительная записка к рабочей программе
Дополнительная общеобразовательная программа «Почитай-ка» разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р,
приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»;
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018);
Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142);
Авторской программы внеурочной деятельности «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2013 г.), в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ № ____».
Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №____».
Уровень программы - базовый.
Направленность - программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Актуальность программы обусловлена тем, что во всем мире чтение рассматривается как одна из технологий интеллектуального развития, способ обретения культуры подрастающим поколением. Недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения.
Новизна программы состоит в том, что в её содержание внесено углублённое изучение теории литературы, расширенно рассматривается тема «Анализ лирических произведений», занимаются продуктивной творческой деятельностью.
Цель программы «Почитай-ка»:
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи программы:
содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
развивать память, внимание, воображение.
создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности
Адресат программы. Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности: 8-9 лет.
Количество занимающихся в группе: 10-13 человек.
Форма обучения: очно-заочная
Формы организации деятельности на занятии:
занятие – путешествие;
занятие – игра;
занятие – спектакль ;
занятие – викторина, конкурс;
занятие – праздник и т.п.
Срок реализации программы: 1 год (34 часа)
Занятия походят 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Формы занятий: групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты: | Предметные | Метапредметные результаты: Познавательные: | Регулятивные | Коммуникативные: |
- осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребность в систематическом чтении. | - осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребность в систематическом чтении; - использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | - использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. | - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с учебным произведением; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д. |
Для определения результативности проведенной работы разработана диагностическая карта по реализации рабочей программы.
Основными контрольными «инструментами» являются: наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.
Расписание учебного времени.
№ | Распределение учебного времени | Общее кол-во часов | Формы аттестации |
1. | Всего часов по учебному плану | 34 | анкетирование, тестирование, опрос, выступление, турнир |
2. | Количество часов в неделю | 1 | |
3. | Запланировано на 1 четверть | 8 | |
4. | Запланировано на 2 четверть | 8 | |
5 | Запланировано на 3 четверть | 9 | |
6. | Запланировано на 4 четверть | 9 |
Планирование основных тем (разделов, блоков, модулей)
№ | Тема (раздел, блок, модуль) | Количество часов | Учебный кабинет | ||
1. | Здравствуй, книга! | 3 | | ||
2. | Книгочей — любитель чтения | 2 | |||
3. | Книги о твоих ровесниках | 4 | |||
4. | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники | 4 | |||
5. | Писатели-сказочники | 4 | |||
6. | Книги о детях | 4 | |||
7. | Старые добрые сказки | 4 | |||
8. | Книги о тех, кто подарил нам жизнь | 3 | |||
9. | Защитникам Отечества посвящается | 3 | |||
10 | По страницам любимых книг | 3 | |||
Итого: | 34 ч. | |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Тема 1. Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Тема 2. Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Тема 3. Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Тема 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Тема 5. Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Тема 6. Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Тема 7. Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Тема 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Тема 10. По страницам любимых книг (2 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование кружка ДО «Почитай - ка» на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Календарный срок | Тема занятия
| Кол-во часов | Форма организации | Виды деятельности обучающихся | |||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||
1 четверть 8 занятий | ||||||||||||||||||
Тема раздела «Здравствуй, книга» (3 ч) | ||||||||||||||||||
1 | | | Роль книги в жизни человека. История создания книги. | 1 | литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д. | Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль. | ||||||||||||
2 | | | Первая печатная книга на Руси. | 1 | Конкурс «Пословицы о книге и учении». | |||||||||||||
3 | | | Структура книги (элементы книги). | 1 | Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители» | |||||||||||||
Книгочей — любитель чтения (2 ч) | ||||||||||||||||||
4 | | | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 | литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д. | Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать выбранную книгу. | ||||||||||||
5 | | | Выставка книг о детях. Структура книги как инструмент информационной деятельности. | 1 | Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». | |||||||||||||
Вид контроля: (по данному разделу) текущий, тематический, индивидуальный | ||||||||||||||||||
Универсальные учебные действия (по данному разделу) | ||||||||||||||||||
Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | ||||||||||||||||||
Метапредметные | ||||||||||||||||||
Регулятивные УУД - пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку; | Познавательные УУД - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; | Коммуникативные УУД - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; | ||||||||||||||||
Предметные умения: осознавать значимость чтения для личного развития; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | ||||||||||||||||||
Обучающийся научится: - находить книгу в открытом библиотечном фонде; -формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; - характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; - слушать и читать книгу, понимать прочитанное; - овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); | Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; - систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. | |||||||||||||||||
Книги о твоих ровесниках (4 ч) | ||||||||||||||||||
6 | | | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | 1 | литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д. | Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои детских книг» Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | ||||||||||||
7 | | | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 | Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | |||||||||||||
8 | | | Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 | Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | |||||||||||||
2 четверть 8 занятий | | |||||||||||||||||
9 | | | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 | Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | |||||||||||||
Вид контроля: (по данному разделу) текущий, тематический, индивидуальный | ||||||||||||||||||
Универсальные учебные действия (по данному разделу) | ||||||||||||||||||
Личностные: осознавать значимость чтения для личного развития; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | ||||||||||||||||||
Метапредметные | ||||||||||||||||||
Регулятивные УУД - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым произведением; | Познавательные УУД - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; | Коммуникативные УУД - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; | ||||||||||||||||
Предметные умения: осознавать значимость чтения для личного развития; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; | ||||||||||||||||||
Обучающийся научится: - находить книгу в открытом библиотечном фонде; -формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; - характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; - слушать и читать книгу, понимать прочитанное; - овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); | Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; - сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; - систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. | |||||||||||||||||
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) | ||||||||||||||||||
10 | | | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 | литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д. | Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать по тропинкам фольклора | ||||||||||||
11 | | | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 | Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц | |||||||||||||
12 | | | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 | Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку». | |||||||||||||
13 | | | Скороговорки и чистоговорки. | 1 | Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». . Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). | |||||||||||||
Вид контроля: (по данному разделу) текущий, тематический, индивидуальный | ||||||||||||||||||
Универсальные учебные действия (по данному разделу) | ||||||||||||||||||
Личностные: формировать потребность в систематическом чтении; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; | ||||||||||||||||||
Метапредметные | ||||||||||||||||||
Регулятивные УУД - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | Познавательные УУД - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. | Коммуникативные УУД - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. | ||||||||||||||||
Предметные умения: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; | ||||||||||||||||||
Обучающийся научится: - находить книгу в открытом библиотечном фонде; - формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; - характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; - слушать и читать книгу, понимать прочитанное; - овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); | Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; - сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; - сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; | |||||||||||||||||
Писатели-сказочники (4 ч) | ||||||||||||||||||
14 | | | Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 | литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д. | Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Чтение выбранной книги. | ||||||||||||
15 | | | Писатели-сказочники | 1 | Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. | |||||||||||||
16 | | | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 1 | Обзор сказок Х.К. Андерсена. | |||||||||||||
3 четверть 9 занятий | | |||||||||||||||||
17 | | | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок» | 1 | Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность). | |||||||||||||
Вид контроля: (по данному разделу) текущий, тематический, индивидуальный | ||||||||||||||||||
Универсальные учебные действия (по данному разделу) | ||||||||||||||||||
Личностные: осознавать значимость чтения для личного развития; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; | ||||||||||||||||||
Метапредметные | ||||||||||||||||||
Регулятивные УУД - знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал; - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; | Познавательные УУД - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); | Коммуникативные УУД - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги | ||||||||||||||||
Предметные умения: осознавать значимость чтения для личного развития; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | ||||||||||||||||||
Обучающийся научится: - находить книгу в открытом библиотечном фонде; -формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; - характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; - слушать и читать книгу, понимать прочитанное; - овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); | Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; - сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; - систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. | |||||||||||||||||
Книги о детях (4 ч) | ||||||||||||||||||
18 | | | Герои книг В. Осеевой | 1 | литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д. | Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой | ||||||||||||
19 | | | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 | Читать книги-сборники о детях и для детей Н. Носова | |||||||||||||
20 | | | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. | 1 | Читать книги-сборники о детях и для детей С. Михалкова | |||||||||||||
21 | | | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 | Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). | |||||||||||||
Вид контроля: (по данному разделу) текущий, тематический, индивидуальный | ||||||||||||||||||
Универсальные учебные действия (по данному разделу) | ||||||||||||||||||
Личностные: осознавать значимость чтения для личного развития; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | ||||||||||||||||||
Метапредметные | ||||||||||||||||||
Регулятивные УУД - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; | Познавательные УУД - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); | Коммуникативные УУД - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; | ||||||||||||||||
Предметные умения: формировать потребность в систематическом чтении; уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; | ||||||||||||||||||
Обучающийся научится: - находить книгу в открытом библиотечном фонде; -формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; - характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; - слушать и читать книгу, понимать прочитанное; - овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); | Обучающийся получит возможность научиться: - сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; - сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; - систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. | |||||||||||||||||
Старые добрые сказки (4 ч) | ||||||||||||||||||
22 | | | Книги-сборники сказок народов мира. | 1 | литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д. | Читать книги сказок народов мира. | ||||||||||||
23 | | | Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок. | 1 | Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран. | |||||||||||||
24 | | | Народные сказки на страницах детских журналов | 1 | Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести поисковую работу. Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. | |||||||||||||
25 | | | Народные сказки на страницах детских журналов | 1 | ||||||||||||||
Вид контроля: (по данному разделу) текущий, тематический, индивидуальный | ||||||||||||||||||
Универсальные учебные действия (по данному разделу) | ||||||||||||||||||
Личностные: осознавать значимость чтения для личного развития; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | ||||||||||||||||||
Метапредметные | ||||||||||||||||||
Регулятивные УУД - пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку - знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; | Познавательные УУД - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); | Коммуникативные УУД - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; | ||||||||||||||||
Предметные умения: осознавать значимость чтения для личного развития; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | ||||||||||||||||||
Обучающийся научится: - находить книгу в открытом библиотечном фонде; -формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; - характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; - слушать и читать книгу, понимать прочитанное; - овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); | Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; - сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; - сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; - систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. | |||||||||||||||||
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) | ||||||||||||||||||
4 четверть 9 занятий | ||||||||||||||||||
26 | 05.04 | | Книги о семье, о маме. | 1 | литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д. | Читать книги о семье, маме, детях. Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья». Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». | ||||||||||||
27 | 12.04 | | Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. | 1 | ||||||||||||||
28 | 19.04 | | Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». | 1 | ||||||||||||||
Защитникам Отечества посвящается (3 ч) | ||||||||||||||||||
29 | | | Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. | 1 | литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д. | Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. | ||||||||||||
30-31 | | | Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».. | 2 | Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. | |||||||||||||
По страницам любимых книг (3 ч) | ||||||||||||||||||
32 | | | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | конкурсы-кроссворды, путешествия по страницам книг, проекты, | Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. | ||||||||||||
33-34 | | | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 2 | Оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя». | |||||||||||||
Вид контроля: (по данному разделу) текущий, тематический, индивидуальный, итоговый | ||||||||||||||||||
Универсальные учебные действия (по данному разделу) | ||||||||||||||||||
Личностные: формировать потребность в систематическом чтении; воспитание чувства справедливости, ответственности; | ||||||||||||||||||
Метапредметные | ||||||||||||||||||
Регулятивные УУД - пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку - знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал; - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым произведением; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | Познавательные УУД - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. | Коммуникативные УУД - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. | ||||||||||||||||
Предметные умения: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; | ||||||||||||||||||
Обучающийся научится - находить книгу в открытом библиотечном фонде; -формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; - характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; - слушать и читать книгу, понимать прочитанное; - овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); | Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; - сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; - сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; - систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. |
Учебно-методическое обеспечение:
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Литература:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2013 г
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
ВолинаВ. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
Перова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
Сухин И. Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Интернет - ресурсы
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов
http://www.uchportal.ru/ уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы
http://www.nachalka.com/photo/ Началка.
http://vidahl.agava.ru Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.