«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа элективного курса «Формирование здорового образа жизни»

Программа элективнрого курса по профилактике вредных привычек, формированию ответственного поведения к здоровью, направлена на развитие готовности к положительному жизнеопределению, через обучение к саконтролю, самореализации, успешной адаптации в обществе. Программа несет воспитательный потенциал, способна корректировать поведение младших подростков черех тренинговые занятия курса.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор школы

___________________Б.А. Ешеев

«______»__________________2020год






Программа утверждена на заседании МО

«_____»_______________2020г.

Руководитель МО Л.В. Бурдуковская

Утверждаю:__________________

«_____»_______________2020г.

Зам. директора по НМР П.Л. Бадмаева

Утверждаю:__________________







Программа элективного курса

«Формирование здорового образа жизни»

(2020 - 2021 учебный год, 5-8 классы)








Составила: С.И. Калинина

социальный педагог






п. Саган – Нур, 2020год


Забота о здоровье –


это важнейший труд воспитателя.


От жизнедеятельности,


бодрости детей


зависит их духовная жизнь, мировоззрение,


умственное развитие, прочность знаний,


вера в свои силы…»



В.А.Сухомлинский



АКТУАЛЬНОСТЬ


Пояснительная записка


Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

В реальных условиях, при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок, ребенку предлагается облегченный вариант учебной программы, вместо того, чтобы обучить его снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, самореализации. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения. С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем, это отсутствие вредных привычек – алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни. Активные формы реализации данной программы, через классные часы, мастерские, деловые игры, тренинги, конференции, «круглые столы»,

Данная программа способна помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни – это значит не только формирование у него адекватных механизмов адаптации к природной и социокультурной среде, а развитие у него готовности к самостоятельному позитивному жизнеопределению.

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и программой развития МАОУ «Саган –Нурская средняя общеобразовательная школа».

Срок реализации программы: 2020-2021 гг.

Возраст участников программы: 11-14 лет


Цели программы: 1. формирование осознанного отношения школьников к

своему физическому и психическому здоровью на основе

передачи знаний, необходимых для развития

здоровьесберегающего мышления и ориентации на

здоровый образ жизни

  1. формивание важнейших социальных навыков,

способствующих успешной социальной адаптации, а также

профилактике вредных привычек и девиантного поведения

  1. формирование представлений и системы необходимых

минимальных навыков поведения в ситуациях,

представляющих опасность


Задачи программы:


  • создание условий, способствующих сохранению и укреплению


здоровья участников образовательного процесса.


  • формирование у учащихся потребности в физическом и


психическом саморазвитии.


  • совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы с подростками с целью

профилактики вредных привычек, безнадзорности и беспризорности


  • пропаганда среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни, профилактика наркомании, СПИДа, алкоголизма, курения у школьников.


  • воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирование представления о здоровье как ценности


Ожидаемые результаты:


- повышение уровня физического, психического и социального здоровья

учащихся;


- самореализация личности;


- социальная адаптация;


- повышение уровня профилактической работы;


- осознанное отношение детей к состоянию здоровья как основному фактору

успеха на последующих этапах жизни;


Методы работы в программе:


v Лекционные занятия;

v Тренинги;

v Индивидуальные и групповые консультации;

v Тесты и анкетирование;

v «Мозговые штурмы»;

v Родительские лектории;

v Ролевые игры;

v Рефераты;

v Выпуск газет; листовок;

v Просмотр учебных фильмов;

v Личностный тренинг

v Элементы групповой психотерапии


Тематика бесед с родителями по программе:


- Курение и статистика;

- Алкоголь - яд и обман;

- Наркомания - дело не личное;

- Проблема здоровья детей;

- Как сохранить здоровье ребенка?

- Режим дня и его значение;

- Путь к здоровью, силе, бодрости;

- Физкультура и спорт в жизни школьника;

- СПИД – реальность или миф;

- Наркомания. Что о ней нужно знать?

- Профилактика заболеваний: контроль массы тела;

- Повышение иммунитета;

- Питание и здоровье;

- Сложные отношения в переходном возрасте;

- Вред телевизора и компьютерных игр;

- Сохраняем остроту зрения;


Условия внедрения программы:


  • Строить общение с детьми на основе гуманистических принципов

- диалогичности;

- эмпатического понимания;

- доверия к возможностям ребенка;

- безоценочного отношения к ребенку как суверенной личности

- конгруэнтного самовыражения (открытости для ребенка нравственных

убеждений, личных ценностей, интересов учителя).

  • Выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую на основе отношений сотрудничества и сотворчества.

  • Создавать воспитывающие ситуации в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников.

  • Быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого.

  • Создавать условия для воспитательной среды, которая должна быть:

- мобильной (соответствующей запросам ученика, его способностям, а также современным требованиям общества);

- вариативной;

- коллективной (характер развития задается уровнем группы, в которую личность интегрирована);

- гомогенной для данного ученика;

- нравственной.

  • Сочетать активную деятельность детей и подростков, организуемой воспитателями с активной деятельностью, организуемой самими воспитанниками.


Аспекты программы:

  1. Правовой

  2. Нравственный

  3. Семейный

  4. Коммуникативный: межнациональный, межличностное общение

  5. Этико-эстетический

Ожидаемые результаты:

I. Учащиеся научатся:

  • считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других.

  • формировать свое мнение.

  • поддерживать отношения, взаимодействовать с другими

людьми.

  • самостоятельно, конструктивно выстраивать свое поведение.

  • предвидеть возможные последствия своих действий и поведения.

  • коммуникативной деятельности в незнакомой среде.

II. Признают:

  • Ценность собственного здоровья.

  • ценность своей и чужой жизни.

Функциональные обязанности руководителя элективного курса:

Организует годовое планирование и анализ воспитательного процесса.

  1. Совместно с заместителем директора по воспитательной работе разрабатывает план работы с родителями.

  2. Организует жизнедеятельность детского коллектива.

  3. Работает с классами, организует коллективное творчество.

  4. Отслеживает и обобщает воспитательные результаты и достижения.

  5. Осуществляет сотрудничество с учреждениями и организациями, способными помочь в решении воспитательных задач.




Тематическое планирование мероприятий в рамках программы


Мероприятия

Количество часов

1

Наука о здоровье. Что такое здоровье?

1

2

Беседа «Физиологические нормы существования организма. Рост, вес, температура тела, частота пульса, выносливость, координация, осанка.

1

3

Дискуссия: «Режим дня, режим нагрузок, питание, отдых, двигательная активность, значение закаливания»

1

4

Тренинг «Мы все такие разные»

2

5

Беседа «Правила личной гигиены, уход за телом, косметика «за» и «против»

1

6

Тренинг « Слагаемые здоровья»

1

7

Деловая игра «Секреты здорового питания»

1

8

Занятие – мастерская «Спорт и здоровье»

2

9

Информационный блок: «По страницам ОБЖ», безопасность на улице, действия при пожаре

1

10

Тренинг «Эмоции правят мною или я ими?», конфликты и способы их решения, влияние на здоровье

2

11

Лекторий «Оказание первой помощи при простых травмах: ссадины, царапины, поверхностные раны.

2

12

Занятие – практикум (обучение способам снятия напряжения, утомления)

1

13

Беседа о профилактике заболеваний. Иммунитет и способы его повышения.

1

14

Тренинг« Как не поддаться стрессу»

2

15

Беседа «Красота и здоровье»

1

16

ТОК – ШОУ «Курение: дань моде, привычка, болезнь»

1

17

Тренинг «Есть выбор – жизнь без наркотиков»

2

18

Тренинг «Ступени, ведущие вниз», влияние алкоголя на организм

2

19

Тренинг «Как принимать решение», цель формировать умение ориентироваться в разных ситуациях

2

20

Беседа «Наркотики и закон»

1

21

Игра – дискуссия «Я отвечаю за себя»

1

22

Беседа «СПИД – чума 21 века» (8 класс)

2

23

Беседа «Здравствуйте, или Что значит здоровый образ жизни»

1

24

Ответственное поведение (нормы, законы). Представление о риске.

1

25

Итоговый тренинг, мозговой штурм, рефлексия: я узнала, я понял…

2










































Список использованной литературы:

  1. Бадмаева М.В., Байкалов Н.С. «Современное образование и проблема толерантности». У-У., 2009.

  2. Грецов А.Г. «Тренинг общения для подростков». СПб., 2001.

  3. Дерманова И.Б. «Межличностные отношения». М., 2003.

  4. Мельникова Н.А. «Родительские собрания 8-9 классы». М., 2008.

  5. Родионов В.А. «Тренинги социальных навыков ». СПб., 2000.

  6. Рычкова Н.А. «Конфликтология: коррекция, психопрофилактика». М., 2001.

  7. Рязанова Д.В. «Беседы с подростками: с чего начать?». Воронеж, 2000.

  8. Фопель К.А. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения». 2001.










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее